Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Кино
Первые кинокадры снятые на территории Молдавии были фронтовой кинохроникой и сделаны были в 1918-19 годах. Позже они были смонтированы в документальный фильм «Вступление Красной Армии в Бессарабию» («На Бессарабском фронте») (1919 г.), сняты предположительно оператором Г. Дробиным.
В фильм созданный к 10-й годовщине Октябрьской революции «Документы эпохи» (1927 г.) вошли кадры снятые на территории Молдавии. С января 1928 года в Государственном техникуме кинематографии ВУФКУ в Одессе выходит периодический киножурнал «Кiнонедiля». В специальной рубрике «В АМССР» этого киножурнала рассказывается непосредственно о Молдавии. Первым сюжетом, который сняла студенческая киногруппа, был «Митинг протеста: «Помни о Бессарабии!», состоявшийся в Одессе в январе 1928 года в связи с десятилетием присоединения Бессарабии к Румынии. В этом же выпуске был смонтирован еще один сюжет: «В советской Бессарабии – АМССР трудящиеся строят новую жизнь». В этом же 1928 году выходит полнометражный документальный фильм «Бессарабская сельскохозяйственная коммуна», который снял выпускник Одесского кинотехникума Г. Александров. Фильм рассказывает о коммунарах-бессарабцах, демобилизованных из кавалерийского корпуса Григория Котовского и основавших на левобережье Днестра в 1924 году сельскохозяйственную коммуну.
В начале 30-х годов на «Одесской киностудии» выходят художественные фильмы по молдавской тематике: «Все спокойно» (Карл Томский, 1930 г.) и «Праздник Унири» (Павел Долина, 1932 г.). В 1930 году создается Молдавский отдел «Украинфильма», в 1934 – «Молдкинофототрест», а в 1936 – Управление кинофикации при СНК МАССР.
В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР снят документальный фильм «На Дунае». В первые месяцы Великой Отечественной войны и в 1944 году, когда Молдавия была освобождена, события на территории республики снимались многими фронтовыми кинооператорами. Часть этих съемок была включена в картину «Победа на юге», повествующую о Ясско-Кишинёвской операции, другая часть в отдельные номера киножурналов и спецвыпуски.
На базе «Киевской студии кинохроники» (1945-47 гг.) и «Черноморской кинофабрики» в Одессе (1948-52 гг.) выпускались киножурналы «Молдова советикэ» и полнометражные киноежегодники: «Советская Молдавия» (1948, 1950, 1951 гг.), «Равная среди равных» (1949 г.).
50-е годы
В ноябре 1950 года первый секретарь ЦК КП(б) Молдавии Леонид Брежнев обратился с письмом в ЦК ВКП(б) с просьбой о создании в Кишиневе студии кинохроники. 26 апреля 1952 года Министр кинематографии СССР Иван Большаков подписал приказ об образовании в Кишиневе киностудии хроникально-документальных фильмов.
Появились киноочерки: «Кодры» (1953 г.), «Памятники боевой славы» (1955 г.). В середине 50-х годов на студиях других республик созданы фильмы о жизни Молдавии: «Андриеш» (Яков Базелян и Сергей Параджанов, 1954 г.), «Ляна» (Борис Барнет, 1955 г.). В съемках принимали участие молдавские кинематографисты. В 1955 году на Кишиневской студии поставлен первый художественный фильм Молдавии – «Молдавские напевы» (Алексей Золотницкий). В 1957 году Кишиневская студия хроникально-документальных фильмов реорганизована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов «Молдова-филм».
60-е годы
В 1961 году на киностудии появляется один из первых «поэтический фильмов» периода «хрущевской оттепели» – «Человек идет за солнцем» (Михаил Калик).
В 1962 году создан Союз кинематографистов Молдавской ССР.
В 60-е годы в молдавском кино сильна историко-революционная тематика: «Последний месяц осени» (Вадим Дербенев, 1965 г.), «Марианна» (Василий Паскару, 1967 г.), «Сергей Лазо» (Александр Гордон, 1967 г.). Фильмы по теме современности: «Обвиняются в убийстве» (Борис Волчек, 1969 г.), «Десять зим за одно лето» (Валериу Гажиу, 1969 г.).
На экраны в 1968 году небольшим тиражом вышла сильно отредактированная версия фильма «Любить…» (Михаил Калик).
70-80-е годы
Выходит много фильмов на патриотическую тему: «Риск» (Василий Паскару, 1970 г.), «Красная метель» (Василий Паскару, 1971 г.), «Лаутары» (Эмиль Лотяну, 1971 г.), «Красно солнышко» (Василий Паскару, 1972 г.), «Мосты» (Василий Паскару), «Последний гайдук» (Валериу Гажиу, 1972 г.), «Зарубки на память» (Николай Гибу и Михаил Израилев, 1973 г.), «Дмитрий Кантемир» (Владимир Иовицэ и Виталий Калашников, 1973 г.).
На тему современности выходят фильмы: «Спасенное имя» (Виталий Демин и Дмитрий Моторный, 1972 г.), «Дом для Серафима» (Якоб Бургиу, 1973 г.).
Заметные фильмы 80-х годов: «Где ты, любовь?» (Валериу Гажиу, 1980 г.), «Женщина в белом» (Вадим Дербенев, 1981 г.), «Мария, Мирабела» (Ион Попеску-Гопо, 1981 г.), «Маленькое одолжение» (Борис Конунов, 1984 г.), «Таинственный узник» (Валериу Гажиу, 1986 г.).
Период независимости
После распада СССР из-за недостатка финансирования кинопроизводство художественных фильмов остановилось. Исключением стали фильмы «Поезд в Калифорнию», «Танго над пропастью», «Русский Рэмбо, или Дезертир», «Рикошет», «Возвращение Титаника» и «Мужской характер, или Танго над пропастью-2», снятые в копродукции с Россией.
В 2010 году в Великобритании вышла комедия Тони Хоукса «Теннис с молдаванами». В съемках участвовали британские и молдавские киноактеры. Некоторые сцены фильма снимались в самой Молдавии.
Молдавский короткометражный фильм «Забвение» (английское название «Oblivion») Влада Сокуренко принял участие в 66-ом Международном Каннском фестивале, который прошел на лазурном берегу с 15 по 26 мая 2013 г.
Источник:
- Кино [Текст] : энциклопедический словарь. – Москва : Советская энциклопедия, 1986. – 640 с.