Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Молдаване Выдающиеся деятели культуры и искусства

Выдающиеся деятели культуры и искусства

АЛДЯ-ТЕОДОРОВИЧ, Ион (Полное имя Ион Христофорович Теодорович), (1954-1992) – заслуженный артист Молдавии, композитор, певец. Родился 7 апреля 1954 года в городе Леово. В 1981 году закончил Кишиневскую государственную консерваторию им. Георгия Музыческу. Написал более 300 песен, музыку к фильмам. Работал с братом Петрэ Теодоровичем, Анастасией Лазарюк, Софией Ротару, Ионом Суручану, Ниной Круликовской, Зинаидой Жулей и многими другими известными исполнителями. 30 октября 1992 года Ион Алдя-Теодорович и его жена Дойна погибли в автокатастрофе недалеко от Бухареста. В Республике Молдова смерть супругов Иона и Дойны Алдя-Теодорович была воспринята как национальная трагедия. Сын артистов Кристи Алдя-Теодорович, создал фестиваль «Douа inimi gemene», посвященный памяти двух великих исполнителей.

АЛЕКСАНДРИ, Василе (1821-1890) – выдающийся поэт, прозаик и драматург. Он выступил почти во всех литературных жанрах подлинным новатором. Михаил Эминеску назвал его «королем поэзии». Кроме многочисленных лирических и эпических произведений ему принадлежат более 50 драматических, несколько ярких рассказов. Для творчества Василе Александри характерно обращение к народной поэзии и национальным традициям. Основная заслуга Александри та, что он один из первых обратил внимание на богатство молдавского фольклора, занялся собиранием его памятников, результатом чего явилось опубликование им в 1853 году, в Париже, сборника «Doine» («Дойны»). Василе Александри также впервые опубликовал пасторальную балладу «Миорица» в 1850 году в журнале «Буковина». Баллада была записана писателем Алеку Руссо в 1846 году в монастыре Собежа, где он находился в ссылке, и передана Александри. После смерти Руссо Александри записал другой вариант баллады, рассказанный ему в районе горы Чахлэу. Александри изменил текст, напечатанный в 1850 году, и опубликовал «Миорицу» в двух сборниках народной поэзии («Баллады» «Народные стихи румын»).

АНИСФЕЛЬФ, Борис Израилевич (настоящие имя имя Бер Срулевич), (1878-1973) – российский и американский художник, сценограф. Родился в местечке Бельцы Бессарабской губернии в семье управляющего имением. В 1895-1900 годах учился у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди в Одесской рисовальной школе, которую закончил в числе лучших. В 1901 году был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств, где был определен в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского, после обучался также в мастерских И. Е. Репина и, в конце концов, оказался у Д. Н. Кардовского, блестящего рисовальщика. 1906 год – работы Анисфельда отбирает С. П. Дягилев для выставки «Мира искусства», которые благосклонно принимают критики. В Париже в рамках «Осеннего салона» был выбран для показа действительными членами парижского Салона. После успеха за рубежом художник становится востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают приобретать коллекционеры. Как живописец известен также образами сказочных грез и феерий («Восточная легенда», 1905 г., Третьяковская галерея; «Волшебное озеро», 1914 г., Русский музей). Органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г. фон Гофмансталю (1907 г.). В 1909 году работал для «Русского балета» С. П. Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста и других мастеров. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940-50-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.

АСАКИ, Георге (1788-1869) – выдающийся молдавский и румынский писатель, поэт, художник, историк, драматург, переводчик и деятель культуры армянского происхождения. Георге Асаки родился на севере Молдавии в селе Герца. Во Львове Асаки учился в иезуитском колледже, а в 1803-04 годах – на философском факультете Львовского университета. После двух лет учебы он вернулся в Молдавию. Основу литературного творчества Асаки составляют стихи, первые из которых были написаны на итальянском языке, а также большое количество коротких рассказов и новелл, где он описывал легендарные исторические события и использовал румынскую мифологию. Большую роль Асаки отводил театру. По его инициативе в Яссах в 1816 году был создан частный театр, в котором показан первый любительский спектакль на румынском языке – пастораль Флориана и Геснера «Миртил и Хлоя», в переработке и переводе Асаки. Этот спектакль положил начало развитию национального театра. Асаки принимал участие в организации «Фило-драматической консерватории» (1836 г.), готовившей профессиональных актеров для румынской и молдавской сцен. Асаки – автор ряда пьес, заложивших основу национальной драматургии: «Михай-герой румын», «Драгош – первый господарь Молдовы», «Русский царь Петр I в Яссах», пасторали «Праздник молдавских: пастухов». Асаки принадлежит ряд переработок и переводов произведений зарубежной драматургии. Он также опубликовал либретто ряда известных опер, чем способствовал возникновению молдавского оперного искусства. Премьер-министр и министр иностранных дел Румынии М. Когылничану говорил, что «Георге Асаки в то время сделал столько, сколько все молдаване вместе взятые».

БУРГИУ, Якоб Яковлевич (1941-2003) ‒ актер, писатель, сценарист, режиссер, Заслуженный деятель искусств. Родился в селе Заиканы Рышканского района Республики Молдова в крестьянской семье. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Педагогического института в Бельцах. Спустя полгода, после конкурса, был зачислен в качестве актера в Бельцский драматический театр, где проработал два года (1958-60 гг.). Продолжил свою актерскую карьеру в театре «Лучафэрул» в Кишиневе (1960-64 гг.). Его первые рассказы появились на страницах журнала «Нистру» в 1962 году. В 1967 году он стал членом Союза писателей Молдовы. На протяжении 1965-68 годов ‒ режиссер Комитета радио и телевидения при Совете Министров МССР. В 1969 году оканчивает режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в Москве (ВГИК), студию Игоря Таланкина, и в том же году становится режиссером студии «Молдова-филм», с 1975 года ‒ член Союза кинематографистов Молдовы. В качестве режиссера и сценариста реализовал ряд художественных и документальных фильмов: «Единственный день», «Коляда» (дипломная работа во ВГИКе), «Крутизна», «Дом для Серафима», «Не верь крику ночной птицы», «Будь счастлива Юлия!», «Параллель-47», «Земля не забудет», «Мама», «Сестры», «Кодры», «Баллада о дереве», «Влад Иовицэ». В качестве писателя, опубликовал три книги прозы и четыре сборника стихов: проза: «Солнце с тростью», «Красный лебедь», «Сестра мира»; сборники стихов: «На пути к миоаре», «Солнечные ветра», «Римские цифры: испытание на плитах страданий», «В воскресенье срываю колосья». Он является также автором двух пьес: «Лэпушняну» и «Землетрясение».

ГАЖИУ, Валериу Георгиевич (1938-2010) – советский и молдавский кинорежиссер и сценарист, народный артист Молдовы (2010 г.). В 1956 году окончил кишиневскую среднюю школу № 3. В 1956-57 годах учился на филологическом факультете Кишиневского государственного педагогического института им. Иона Крянгэ. В 1957 году поступил на сценарный факультет ВГИКа и окончил его в 1963 году. Автор и соавтор сценариев: «Когда улетают аисты», «Человек идет за солнцем», «Зеленая волна» (короткометражный), сценариев своих фильмов, стихов и рассказов. Лауреат премии комсомола Молдавии (1967 г., за фильм «Горькие зерна»). Лауреат Государственной премии Республики Молдова (1998 г.) и кавалер Ордена Республики Молдова (1998 г.).Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1985 г.).




ДОНИЧ, Александру (1806-1865) – писатель и переводчик. Перевел на молдавский язык «Сатиры» А. Д. Кантемира, поэму «Цыганы» А. С. Пушкина. Александру Донич считается основателем жанра басни в молдавской классической литературе. Басенные сюжеты, заимствованные у И. А. Крылова и других русских писателей, приобретают в его творчестве специфический национальный колорит. Отображая характерные сцены из жизни молдавского общества, он выступает против социальной несправедливости, обличает лицемерие, взяточничество, невежество и другие пороки.






ИВАНОВСКАЯ, Елизавета Андреевна (1910-2006) – художник-иллюстратор. Родилась в 1910 году в Кишиневе, в зажиточной семье. Большую роль в художественном образовании Елизаветы Андреевны сыграли Шнеер Гешкович Коган – основатель и профессор Кишиневской школы живописи (впоследствии Высшей школы пластических искусств), организатор и первый руководитель Общества художников Бессарабии (впоследствии Союз художников Молдавии), и Август Больер, второй ее наставник. В 13 лет Ивановская поступила в художественное училище. Затем ее пригласили в Корто де Агрес (Румыния), где она копировала фрески. В 1930 году в Бухаресте вышла оформленная ею «Азбука». Затем в Брюсселе 22-летняя Лиза поступила в Высшую школу декоративного искусства «Ла Камбр». Ивановская работала в разных жанрах. В частности, она создала образ Богородицы – небесной покровительницы русского Зарубежья для церкви Св. Пантелеймона. Она работала также в театре: молодые стремились пробиться на сцену, однако это было тоже нелегко. В 1937 году Елизавета Андреевна выполнила заказ королевы Бельгии на оформление двух детских комнат во дворце, получив право на жительство и работу в стране. Во время Второй мировой войны Елизавета Андреевна выпускала серию маленьких книжек под общим названием «Красное яблочко», которые пользовались большим успехом. За более чем полувековой путь в искусстве Елизавета Андреевна сотрудничала с самыми крупными издательствами, иллюстрируя книги известных писателей.

ИЗРАИЛЕВ, Михаил Маркович (настоящее имя Моисей Менделевич), (1913-1992) – советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969 г.). Моисей Израилев родился в Киеве. В 1930-34 годах работал помощником режиссера на Киевской фабрике художественных фильмов, окончил режиссерский факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого в 1938 году. В 1939-44 годах был режиссером Киевского театра музыкальной комедии (эвакуированного в годы войны в Алма-Ату). В 1944-52 годах – ассистент режиссера, затем режиссер Украинской студии хроникально-документальных фильмов, одновременно в 1948-49 годах – режиссер оперной студии при Киевской консерватории. В 1952-55 годах – режиссер Северо-Кавказской студии кинохроники в Орджоникидзе. С 1955 года жил в Кишиневе, работал режиссером дубляжа кинофильмов на молдавский язык, затем режиссером-постановщиком документального и игрового кино на киностудии Молдова-филм. Михаил Израилев – режиссер-постановщик художественных кинолент студии «Молдова-филм» «Я вам пишу...» (1959 г.) по сценарию Анатолия Алексина, «Орлиный остров» (1961 г., первая цветная картина киностудии «Молдова-филм»), «Молдавские эскизы» («Три Марии»: о певицах Марии Биешу, Марии Кодряну и актрисе Марии Сагайдак), «Самый жаркий август» (о Ясско-Кишиневской операции, 1969 г.), «Зарубки на память» (1972 г.), «Тихоня» (1973 г.), «Что человеку надо» (1975 г.), «Полюшко-поле» (1979 г.).

КРЯНГЭ, Ион (1837-1889) – выдающийся прозаик, педагог, мемуарист, один из классиков молдавской литературы. Его произведения (сказки, рассказы, воспоминания детства) пронизаны правдой жизни, отражают стремления трудовых масс, в особенности крестьянства, к лучшему будущему. Творчество писателя представляет одну из вершин молдавской классической литературы. В 1858 году окончил духовную семинарию в Яссах, был дьяконом. В 1865 году окончил педагогические курсы, работал учителем. Из-за конфликтов с румынскими церковными властями в 1872 году был лишен сана. В 1875-77 годах опубликовал сказки «Свекровь и три невестки», «Дэнилэ Препеляк», «Сказка о Стане Бывалом», «Сказка об Арапе Белом», «Сказка про поросенка» и другие. Ион Крянгэ проповедовал изучение азбуки и правописания в начальных классах с помощью методов, основанных на детской интуиции и простоте восприятия мира. Крянгэ был в дружеских отношениях с Михаем Эминеску, под влиянием которого публиковал свои произведения в журнале «Литературные беседы» («Convorbiri literare»)… Широко известны сказки Крянгэ «Коза с тремя козлятами» («Capra cu trei iezi»), «Кошелек с двумя денежками» («Punguța cu doi bani»), «Дэнилэ Препеляк», «Сказка об Арапе Белом», «Дочь старухи и дочь старика», рассказы «Дядя Ион Роатэ и Объединение» (1880 г.) и «Дядя Ион Роатэ и Куза Водэ» (1883 г.), новелла «Дядя Никифор-Проказник» (1877 г.)… Об Ионе Крянгэ написал один из своих рассказов Михаил Садовяну, под названием «Ключ».

ЛОТЯНУ, Эмиль Владимирович (1936-2003) – молдавский, советский и российский кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист РСФСР. Эмиль Владимирович родился в бессарабском селе Клокушна. После смерти своего отца, потеряв контакт с матерью, которая осталась в Румынии, он жил первое время на улицах, спал на складах и в общежитиях. В 1953-55 годах учился на актерском факультете Школы-студии МХАТ. В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники). В 1952-54 годах был актером драматического театра им. А. С. Пушкина. В 1962-73 годах работал режиссером на киностудии «Молдова-филм», где дебютировал с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963 г.). В 1966 году Эмиль Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны». В кинопоэме «Лаутары» (1971 г.), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссер рассказал о судьбе народных музыкантов. С 1973 года Лотяну работал на киностудии «Мосфильм». Особую популярность ему принесли экранизация М. Горького «Табор уходит в небо», экранизация Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» и фильм «Анна Павлова», посвященный жизни великой русской балерины. В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-филм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул». В 1987-92 годах – президент Союза Кинематографистов Молдовы. Преподавал на курсах для актеров театра в Кишиневском Институте Искусств. В 1998 году поставил во МХАТе им. М. Горького спектакль «Весь ваш Антоша Чехонте» по произведениям А. П. Чехова «Медведь», «Свадьба». Автор нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Автор стихов к фильму «Восьмое чудо света» (1981 г.).

ЛУНКЕВИЧ, Сергей Александрович (1934-1995) – молдавский советский дирижер, скрипач и композитор. Народный артист СССР (1976 г.). Сергей Лункевич родился в 1934 году в Кишиневе, откуда вместе с родителями был выслан в Сибирь в 1941 году. После войны вернулся в Кишинев (отец оставался на поселении). До 1953 года учился в кишиневской музыкальной школе-десятилетке у Г. И. Гершфельда. В 1957 году Лункевич окончил Кишиневскую консерваторию по классу скрипки у М. Е. Унтерберга, в 1958 году – по классу дирижирования и композиции у Б. С. Милютина. С середины 1950-х годов работал скрипачом в оркестре народной музыки Молдавской филармонии (впоследствии «Флуераш»), с 1958 года – художественный руководитель и дирижер оркестра, сменив на этом посту композитора Давида Федова. В 25 лет стал самым молодым артистом, которому присвоили звание заслуженного деятеля искусств республики. В 1967 году за концертную программу, посвященную 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, и высокое мастерство исполнения сольных номеров этой программы Лункевич стал лауреатом Государственной премии Молдавской ССР. Лункевич собирал молдавский фольклор, стал известным как талантливый интерпретатор молдавской народной музыки. Ему принадлежат сочинения и аранжировки для оркестра народных инструментов, песни, музыка к кинофильмам. Его называли «последним лэутаром». В 2003 году Молдавской филармонии было присвоено имя Сергея Александровича Лункевича.

МАТЕЕВИЧ, Алексей (1888-1917) – поэт и публицист, автор стихотворения «Наш язык», ставшего гимном Молдавии, военный священник Русской Императорской Армии. Перевел на молдавский язык произведения А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. М. Горького и других русских писателей. Его стихотворения «Я славлю», «Песня зари» и другие являются отзвуком волнений, связанных с борьбой бессарабского крестьянства в период первой русской революции 1905-07 годов за справедливость, волю и землю. Матеевич является автором статей: «Моменты церковного влияния на происхождение и историческое развитие молдавского языка», «Религиозные мотивы в поверьях и обрядах бессарабских молдаван», «Молдавские похоронные причитания», «Очерк молдавских религиозно-бытовых традиций», «Мысли Л. Н. Толстого о религии и их оценка»; работ «Молдавские празднования от пасхи до пятидесятницы», «Великие и малые праздники у молдаван», «Христианство в Бессарабии»; исследования «Молдавское церковно-богослужебное книгопечатание в основных моментах его истории». В ряде произведений Алексей Матеевич выступает за чистоту родного языка, за его самобытный национальный колорит. Первое отдельное издание стихотворений Матеевича вышло в Бухаресте в 1926 году. Через 10 лет сборник был переиздан там же. Еще через год в Кишиневе были опубликованы отдельной книгой его переводы из русской поэзии XIX века. Тогда же вышли отдельные издания переводов «Грешницы» и «Иоанна Дамаскина» А. К. Толстого и «Христианки» С. Надсона. В 1954 году в Молдавии вышел сборник Матеевича «Опере алесе» («Избранные произведения»). Он трижды переиздавался в 1966, 1971 и 1977 годах. Именем Матеевича названа улица в Кишиневе.

МЕНДЕК, Валентин Петрович (1910-2008) – молдавский архитектор, заслуженный деятель искусств МССР, почетный гражданин города Бендеры (2003 г.). Родился 1 июня 1910 года в селе Комрате Бендерского уезда. В 1912 году семья переехала в Бендеры. В 1927 году он окончил частное реальное училище А. Георги, а в 1929 году поступил на архитектурный факультет политехнического института города Брно, откуда в 1932 году был отчислен и выдворен из Чехословакии «за связь с компартией и участие в антифашистском движении». В 1934-37 годах В. П. Меднек обучается в архитектурном институте Бухареста, где вступает в ряды коммунистической партии Румынии. В это же время руководит изданием газеты «Стягул Рошу» («Красное знамя»), органа Бухарестской организации КПР. По окончании вуза, работает в частной архитектурно-проектной мастерской. С лета 1940 года возглавляет городскую газету «Новая жизнь». Во время Великой Отечественной войны в составе трудового батальона участвует в обороне Бендер, строительстве укреплений и переправ под Одессой, Новочеркасском, Ростовом-на-Дону, Сталинградом, Кременчугом, на Северном Кавказе. Осенью 1943 года направляется в Москву, в Главное управление инженерных войск, для разработки типового проекта подводного моста на жестких опорах. В сентябре 1944 года после освобождения Молдавии отзывается в Кишинев, и назначается во главе отдела проектирования и планирования Управления архитектуры МССР. В 1947-49 годах входит в группу академика Алексея Викторовича Щусева, по разработке плана реконструкции столицы Молдавии. Во второй половине 1950 года назначается начальником горпроекта и главным архитектором Бендер и избирается депутатом городского Совета, где возглавляет комиссию по коммунальному хозяйству. После выхода на пенсию активно занимается общественной работой. Многие годы избирается членом республиканского правления общества «Знание», Союза архитекторов Молдавии, Президиума молдавского общества охраны памятников истории и культуры и др.

МИЛЛО, Матеи (1814-1896) – румынско-молдавский актер, драматург, комедиограф, педагог, переводчик. Получил образование в Академии в Яссах. С 1848 года выступал на сцене ясского театра, позже руководил им. В 1835 году сблизился с «Театром товарищества», в котором осуществил постановку нескольких своих сатирических пьес («Поэт-романтик», «Постельничий Сандру Курк»). В 1857 году сформировал собственную театральную труппу и выступал с ней в Бухаресте и провинциальных городах. В 1852-77 годах (с перерывами) был художественным директором столичного Национального театра, выступал на сцене театра и в качестве актера. М. Милло – первый румынско-молдавский актер реалистической школы; его игра отличалась глубокой человечностью. Он стал реформатором румынского театра. Вместо полулюбительских спектаклей Милло создавал профессиональные реалистические спектакли со слаженным актерским ансамблем, наполненные социальным и патриотическим звучанием. Деятельность Милло способствовала формированию национальной актерской школы. Придавал большое значение декорационному оформлению, костюмам как основным компонентам спектакля. М. Милло – автор пьес, сатирических комедий и фарсов, высмеивающих упадок нравов правящих классов, политиканство, коррупцию. М. Милло был ревностным сторонником национального репертуара и блестящим комедийным актером. Исполнил целый ряд ролей в водевилях, фарсах и комедиях Василе Александри, а также собственных пьесах. Играл в произведениях Мольера, Гюго (которые сам перевел на румынский язык), Шекспира и других.

МИШОНЦ, Грегуар (настоящие имя и фамилия Григорий Мишонзник), (1902-1982) – французский художник. Григорий Мишонзник родился в 1902 году в Кишиневе одним из пяти детей в еврейской семье среднего достатка. В 1919-20 годах обучался в академии пластических искусств у Шнеера Когана и Александра Плэмэдялэ, где изучал иконопись и овладел техникой темперы по левкасу на деревянной основе. Продолжил обучение в бухарестской Академии художеств, где подружился c Виктором Браунером; подрабатывал художником-оформителем в Национальном театре. В Париже он продолжил обучение в Школе изящных искусств. В 1928 году художник изменил имя на Грегуар Мишонц. В 1927-30 годах он рисовал главным образом натюрморты в сюрреалистическом ключе, участвовал в театральном ревю Клода Серне. В начале Второй мировой войны (1939 г.) Мишонц ушел в армию, воевал в составе французского артиллерийского подразделения, попал в плен и в декабре 1940 года был интернирован в лагерь для военнопленных Stalag 90 под Бременом в Германии. В 1942 году он был освобожден и вернулся во Францию, где скрывался от депортации. После войны Мишонц открыл ателье на улице Сены. В 1947 году получил французское гражданство, а еще через два года его ранняя значительная работа «Урожай» была приобретена Французским фондом современного искусства. Первая британская выставка его работ прошла в лондонской Arcade Gallery в 1946 году. Грегуар Мишонц известен главным образом своими пейзажами и насыщенными символизмом групповыми полотнами.

НЕГРУЦИ, Константин (1808-1868) – прозаик, поэт, драматург. Активный переводчик из русской и западноевропейской литературы (А. С. Пушкин, В. Гюго, П. Мериме, Т. Мур). В произведениях, написанных на исторические темы или отображающих современную ему действительность, он показал жизнь молдавского общества, создал запоминающиеся художественные образы. Константин Негруци положил начало эпистолярному жанру в молдавской литературе. Исторической новеллой «Александру Лэпушнянул» и другими произведениями способствовал развитию молдавской художественной прозы. Получил домашнее образование. Во время революционного движения 1821 года бежал из Ясс с семьей в Черновцы. Здесь он прожил два года и, часто бывая в Кишиневе, встречался с ссыльным А. С. Пушкиным. Литературная деятельность Негруцци началась с переводов Пушкина и Гюго. Первые литературные опыты – «Мои бессарабские забавы» (1821-23 гг.). В 1823 году вернулся в Яссы. До Революции 1848 года Негруцци выступал в защиту демократических преобразований и национальной культуры. За статьи «Вандализм» (1838 г.) и повесть «Тодэрикэ» (Toderică, jucătorul de cărţi, 1844 г., по П. Мериме) дважды подвергался репрессиям. Позднее в его общественных взглядах преобладали консервативные тенденции. Негруцци принадлежат романтические повести «Зое» (Zoe, 1837 г.) и «Скачка» (1840 г.). Материалы исторических хроник и народной поэзии были использованы Негруцци для его «Aprodul Purice». В собрании новелл «Amintirile din junete» («Воспоминания молодости»). Он показал себя мастером стиля и интриги, хотя и не свободным от заимствований.

НЕКУЛЧЕ, Ион (1672-1745) – выдающийся летописец, гетман молдавского войска, сторонник сближения Молдавского княжества с Россией, участвовал в Прутском походе Петра I. Некулче продолжил работу Мирона Костина и написал «Летописецул цэрий Молдовей дела Дабижа-водэ пынэ ла а доуа домние а луй К. Маврокордат» («Летопись земли Молдавской от Дабижы-воеводы до второго правления К. Маврокордата», 1661-1743 гг.) с «Предисловием» и 42 историческими легендами. Данная летопись представляет собой в большой степени мемуарное произведение. Легенды, записанные Некулче – первое собрание молдавского фольклора. Она считается вершиной молдавского летописания. Богатая по содержанию и высокохудожественная по форме, «Летопись...» была источником вдохновения для многих молдавских писателей XIX-XX веков.




ПАЛАТНИК, Давид Израилевич (1913-1998) – молдавский советский архитектор, заслуженный архитектор Молдавской ССР (1985 г.). Родился в семье каменщика в Балте. После окончания Одесского строительного техникума в 1932 году, был принят проектировщиком в тираспольский «Молдавпроект», затем продолжил образование в Одесском инженерно-строительном институте (окончил в 1939 г.). Будучи студентом Одесского инженерно-строительного института Давид Палатник под руководством своего преподавателя доцента Г. М. Готгельфа разработал проект здания Тираспольского городского театра (Государственного драматического театра им. А. М. Горького) и застройки Театральной площади (1936 г.). С 1940 года работал в Кишиневе. В звании майора дорожной службы занимался проектированием станционных зданий в строительном бюро «Дорпроект» Одесско-Кишиневской железной дороги. С 1955 по 1993 годы работал в проектном институте «Молдгипрострой», где был начальником архитектурно-строительного отдела № 2. В Кишиневе проектами Давида Палатника являются следующие архитектурные сооружения: ансамбль привокзальной площади (1950 г.); проекты каскадной и гранитной лестниц в парке вокруг Комсомольского озера (совместно с Р. Е. Курцем). Давид Палатник спроектировал ряд школьных зданий, дошкольных учреждений и родильных домов города с использованием мотивов молдавской народной архитектуры и местных стройматериалов: котельца, декоративного кирпича, косоуцкого и бутового камня; проект детсада на 320 мест со скатной черепичной крышей и элементами национальной архитектуры получил серебряную медаль на ВДНХ СССР.

ПОКЛИТАРУ, Раду Витальевич (р. 1972) – хореограф, создатель театра «Киев модерн-балет». Народный артист Молдовы (2016 г.). Родился в семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару. Начал заниматься классическим танцем в возрасте 4,5 лет в студии при Кишиневском Дворце пионеров. Учился в Московском Академическом хореографическом училище (1983-84 гг.), Одесской балетной школе (1984 г.), Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги (1985 г.). В 1986 году поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое закончил в 1991 году по классу Александра Григорьевича Сахарова (специальность – артист балета). В 1991 году поступил на работу в Большой театр оперы и балета Белоруссии. Танцовщик ярко выраженного характерного, актерского дарования. В 1992 году снялся в фильме «Танцующие призраки» по повести Юрия Короткова «Виллисы». В 1994 году поступил в Белорусскую Академию музыки на созданное отделение хореографии. 21 апреля 1996 года состоялся балетмейстерский дебют Раду Поклитару – на сцене Белорусского хореографического колледжа состоялась премьера миниатюры «Точка пересечения» на музыку Арканджело Корелли в исполнении Ольги Гайко и Алексея Овечкина. В 1999 году Раду Поклитару защищает диплом по специальностям: хореограф (по классу Валентина Николаевича Елизарьева), искусствовед (по классу Юлии Михайловны Чурко) и преподаватель теории хореографии. Дипломным спектаклем балетмейстера стал «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, поставленный в 1999 году на сцене Большого театра балета Республики Беларусь. Первую известность Раду Поклитару принесли миниатюры, создаваемые им для танцовщиков, участников международных конкурсов артистов балета. Особенно плодотворным оказался творческой союз молодого хореографа с солистами Минского музыкального театра Юлией Дятко и Константином Кузнецовым. Среди работ, созданных творческим трио, миниатюры: «Багатель» на музыку Бетховена, «Белорусская причитальная», «Его музыка» на музыку Блэкмора, «Адажио» на музыку Чайковского, «Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку Баха, «Три грузинские песни», «Баркаролла» на музыку Оффенбаха, а также одноактные спектакли «Мгновения» по поэзии К. Бальмонта, «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Депре и Малера, «Видение розы» на музыку К. Вебера, «In PIVO veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса. В сезоне 2000-01 работал главным балетмейстером Молдавской национальной оперы. Из-за смены политического руководства страны, министра культуры Молдовы и дирекции театра, хореограф был вынужден уйти с этой должности. С 2001 по 2006 годы – свободный художник. В этот период на сценах Украины, Беларуси, Латвии, России им были созданы балеты, которые закрепили за Раду Поклитару славу одного из главных проводников современного танца и прогрессивной балетной режиссуры на постсоветском пространстве. «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и «Весна священная» Игоря Стравинского в Национальной опере Украины имени Т. Шевченко, «Семь смертных грехов» Курта Вайля в Пермском театре оперы и балета, «Золушка» Сергея Прокофьева в Латвийской Национальной опере и многие другие масштабные творческие проекты Раду Поклитару всегда становились событиями, получавшими живой отклик зрителей и художественной элиты. Знаковым в судьбе хореографа стало создание в творческом тандеме с известным английским режиссером Д. Доннелланом спектакля «Ромео и Джульетта» в Большом театре России (2003 г.). Огромный общественный резонанс, бурная полемика в прессе и кулуарах театра стали реакцией на появление новой, революционной версии знаменитого балета в репертуаре главного музыкального театра страны.

РУССО, Алеку (настоящее имя и фамилия Александру Руссу), (1819-1859) – писатель и литературный критик, один из активных участников революционно-демократического движения 1848 года. Его сочинения «Воспоминания», «Молдавский этюд», «Народная поэзия», «Размышления») имеют ярко выраженный мемуарный характер. Их основная проблематика связана с обращением к историческому прошлому страны, к фольклору, с раздумьями о судьбе отчизны, о социальном и духовном прогрессе. Основное произведение – лирико-публицистическая поэма «Песнь Румынии» (1850 г.), посвященная тяжелой доле народа и его свободолюбивым устремлениям. Автор ряда реалистических очерков и эссе по вопросам развития литературы, театра, фольклора. Очерки «Скала липы», «Совежа» содержат острую критику феодализма. Статьи Руссо «Народная поэзия» (1846 г.), «Молдавский этюд» (1851 г.), «Размышления» (1855 г.) утверждали мысль об общественном предназначении литературы. Большинство его работ были написаны на французском языке и позднее переведены на румынский язык Александри и Одобеску. Алеку Руссо был одним из инициаторов собирания национального фольклора. Записал пасторальную балладу «Миорица» в 1846 году в монастыре Собежа, где он находился в ссылке. Он отправил балладу Василе Александри, который опубликовал ее в 1850 году в журнале «Буковина». На Аллее Классиков в Кишиневе установлен бюст Алеку Руссо (1957 г., скульптор В. Ларченко). Также в Кишиневе его именем называется улица и лицей, другой лицей в Оргееве, а в Бельцах – университет.

СПИРЕР, Розалия Людвиговна (1900-1990) – молдавский архитектор. Этти-Роза Спирер родилась в Галаце, ее отец был управляющим поместьем. В 1925 году окончила Высшую школу архитектуры в Бухаресте. В этот период ею были спроектированы здания лицеев Иона Крянгэ для мальчиков и принцессы Иляны для девочек в модернистском стиле. В годы Великой Отечественной войны – в эвакуации в Саратовской области, затем в Фергане, с 1944 года жила в Кишиневе. Здесь ею был осуществлен проект реставрации Библиотеки имени Жданова (бывшая гостиница «Швейцарская», ныне муниципальная библиотека имени Б. П. Хашдэу, 1946 г.); реконструкция зданий бывшей Казенной палаты по улице Могилевской (впоследствии Берзарина), министерства финансов по улице Штефана Чел Маре, 168 (1946-48 гг.) и дворца Сфатул Цэрий (1950 г.); здание Кишиневского политехнического института имени С. Г. Лазо. На протяжении нескольких десятилетий работала в архитектурно-строительном отделе № 2 в проектном институте «Молдгипрострой». В начале 1970-х годов занималась проектированием многоэтажных монолитных зданий в скользящей опалубке, первым из которых в Кишиневе стал 9-этажный жилой дом на проспекте Негруцци. Этот дом стал ее последним проектом перед выходом на пенсию в 1972 году.

ТЕОДОРОВИЧ, Петрэ Христофорович (1950-1997) – молдавский советский композитор-песенник, старший брат композитора Иона Теодоровича. Закончил Кишиневскую государственную консерваторию им. Гавриила Музыческу, был учеником Евгения Доги. Композиторской деятельностью занимался с 1977 года. В 1983 году стал сотрудничать с музыкальной группой Ecou. Теодорович писал для них песни, а музыканты группы делали аранжировки и записывали композиции для тех артистов, с которыми он параллельно работал. Песни Теодоровича исполняли такие известные артисты, как Ион Суручану, Анастасия Лазарюк, София Ротару, Валерий Леонтьев, Николай Караченцов, Наталья Гундарева, Александр Михайлов и многие другие. Петрэ Теодорович открыл путь на большую сцену Филиппу Киркорову, был рядом с ним с начала его творческой карьеры, способствовал его становлению как артиста. Избранные песни: «Меланколие» (слова Григория Виеру) исполняет София Ротару; «Сеньорита Грация» (слова Григория Виеру, русский текст Владимира Дагурова) исполняют Ион Суручану, Валерий Леонтьев; «Имя твое (Кристина)» («Ирэна, зеица печий») (слова Иона Хадыркэ, русский текст Анатолия Поперечного) исполняет Ион Суручану, Николай Караченцов; «Римская полночь» (слова Николая Зиновьева) исполняет Александр Михайлов.

ТКАЧ, Злата Моисеевна (1928-2006) – молдавский композитор, педагог. Первая женщина – профессиональный композитор в Молдавии. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1974 г.), лауреат государственной премии Молдавии (1982 г.), кавалер ордена Gloria Muncii («Глория мунчий»), профессор государственной академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы. Родилась в бессарабском селе Лозово. Игре на скрипке обучалась под руководством отца (в том числе в музыкальной школе по классу скрипки М. Б. Берихмана). В годы Великой Отечественной войны с матерью эвакуировалась в Среднюю Азию, но потерялась в пути и одна попала в город Наманган в Узбекистане, где переболела сыпным и брюшным тифом, была определена в эвакуированный из Дрогобыча детский дом и продолжила учебу в средней школе. Тогда же сочинила свою первую песню «Краснофлотцы». В 1943 году воссоединилась с семьей и после освобождения города вернулась в Кишинев. Училась на физико-математическом факультете Кишиневского университета (1945 г.), не окончив которого поступила на музыковедческое отделение Кишиневской консерватории, которую окончила в 1952 году. В 1952-62 годах преподавала в музыкальной школе и в Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги. Злата Ткач – первая в Молдавии женщина, посвятившая себя профессиональному композиторскому искусству. Ее творчество отличает широкое жанровое разнообразие: концерты и сонаты для различных инструментов, струнные квартеты, сюиты, вокальные, хоровые и инструментальные циклы, кантаты и поэмы, оперы для малой и большой сцены, балет, вокально-хореографические поэмы, инструментальные миниатюры, музыка для драматического театра и кино, детские песни. Среди сочинений: симфония «Паноптикум», оперы-сказки «Коза с тремя козлятами», «Цветик-семицветик», «Маленький принц»; камерные оперы «Голуби в косую линейку» (1974 г.); балет «Андриеш» (по произведениям Емелиана Букова, 1979 г.), соната памяти Дмитрия Шостаковича для альта и фортепиано. В последние годы жизни написала ряд произведений на еврейскую тематику, в том числе поэму-реквием «Яд ва-Шем» со словами на идише и иврите и сонату-экспромт для фортепиано, посвященные памяти жертв Холокоста.

ФЕДОВ, Давид Григорьевич (настоящая фамилия Фейдман), (1915-1984) – молдавский советский композитор, пианист и дирижер. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1966 г.). Родился в 1915 году в Кишиневе в семье трубача-клезмера Григория Фейдмана. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, к одиннадцати годам (1926 г.) был принят в частную кишиневскую консерваторию (с 1928 года – «Униря»), затем «Муниципальную» по классу фортепиано Ю. М. Гуза. Уже во время обучения в консерватории (1932-34 гг.) начал играть в оркестре кинотеатра «Орфеум» под управлением Шарля. После окончания учебы в 1934 году уехал в Бухарест, где был солистом и аккомпаниатором на радио и в эстрадных коллективах. В годы Великой Отечественной войны – в действующей армии, затем выступал на фронтах с сольными концертами и все более склонялся к сочинительству. По возвращении в Кишинев в 1945 году Давид Федов поступает в Кишиневскую государственную консерваторию в класс композиции Штефана Няги, а после его кончины – в класс Леонида Гурова. Уже в годы учебы Федовым были написаны фортепианная соната, знаменитая танцевальная сюита «Жок». Тогда же он начал работать в джазовом эстрадном оркестре «Букурия» (Молдгосджаз под управлением Шико Аранова) – самом известном коллективе республики и, как и большинство музыкантов оркестра, взял себе сценический псевдоним (Федов). После окончания консерватории в 1952 году Федов стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра Молдавского радиокомитета (впоследствии Эстрадно-симфонического оркестра молдавского радио и телевидения), возглавлял ансамбль молдавской народной музыки, получивший при нем свое современное название «Флуераш», в котором начинали оперная певица Мария Биешу и скрипач Сергей Лункевич, ставший руководителем коллектива после ухода Федова. В 1958-71 годах преподавал в Кишиневской консерватории (впоследствии Кишиневский институт искусств им. Г. Музическу). С 1971 года выступал как солист Кишиневской филармонии и концертмейстер. Среди написанных им эстрадных песен – «Приезжайте к нам в Молдову», «Каса маре» (ансамбль «Контемпоранул»), «Белый аист». «Сюита Молдавия». Давид Федов создавал музыку к кинофильмам и мультфильмам.

ФИШМАН, Макс Шахнович (1915-1985) – молдавский композитор, пианист, музыкальный педагог. Родился в Варшаве. Учился в Варшавском музыкальном училище им. Карловича, а затем в Варшавской консерватории у Юзефа Турчинского (фортепиано) и Антония Марека (композиция). Дебютировал в Польше как концертный пианист в середине 1930-х годов. Часто выступал в Доме сирот Януша Корчака, в летнее время выезжал с Домом сирот в сельскую местность как воспитатель. С началом Второй мировой войны был призван в армию и участвовал в антифашистском сопротивлении. Спасаясь от преследования гитлеровцев, в ноябре 1939 года переплыл, вместе с племянником Павлом Гриншпаном, реку Западный Буг и оказался на территории, оккупированной Советским Союзом согласно пакту Молотова-Риббентропа. С 1940 по 1944 годы находился в «трудовой армии», фактически в ГУЛАГе (включая Актюбинский ИТЛ). В начале 1944 года участвовал в концерте, где его случайно услышала Клавдия Андреевна Кривошеина – жена Председателя СНК РСФСР Алексея Николаевича Косыгина, которая поспособствовала направлению Фишмана для продолжения учебы в Саратовскую консерваторию. Вначале он учился у профессора Е. М. Зингера, а затем у профессора Г. Н. Петрова в Минской консерватории. После ее окончания преподавал в Музыкальном училище Гомеля, затем был направлен в Молдавию. С 1952 года работал в Кишиневской консерватории концертмейстером, а затем старшим преподавателем кафедры общего фортепиано. Параллельно с преподавательской работой М. Фишман активно занимался композиторской деятельностью. В творческом портфеле остались десятки самых разных жанров: 4 концерта для фортепиано с оркестром, соната для кларнета и фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, трио, пьесы для фортепиано и различных инструментов, симфонические и хоровые произведения.

ЧЕПРАГА, Надежда Алексеевна (р. 1956) – молдавская советская эстрадная певица, член Совета по культуре при Отделе внешних церковных связей Православной Церкви Молдовы, заслуженная артистка России (1999 г.), народная артистка Молдавской ССР (1988 г.). В девятом классе Надежда Чепрага дебютировала в одной из популярных детских передач «Будильник» с песней «Веселая свадьба» на собственные слова и музыку Е. Доги. Вскоре Надежда принимает участие в передаче Центрального телевидения «Экран собирает друзей». После этого ее пригласили в оркестр Центрального Телевидения и Всесоюзного радио под управлением Ю. В. Силантьева, вместе с которым она записала для первомайского «Голубого огонька» свою первую песню «Веселая свадьба». В 1972 году Народный артист СССР И. М. Туманов пригласил Надежду Чепрагу на гастроли во Францию, где она участвует в фестивале народной песни и получает на нем Золотую медаль. С песней «Парень из Парижа» она дебютирует в зале «Олимпия». В 1973 году 17-летняя Надежда Чепрага выступает на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. За песню «Дойна» она получила звание лауреата и Золотую медаль в конкурсе фолк-музыки. В том же году вышла первая пластинка-миньон «Струны гитары» с песней Евгения Доги на слова В. Лазарева «Весна – ровесница любви» в исполнении Надежды Чепрага. Надежда Чепрага была солисткой Эстрадно-симфонического оркестра республиканского Гостелерадио, где проработала 10 лет. В 1973-77 годах она училась в музыкальном училище им. Штефана Няги на факультетах вокала и хорового дирижирования. В 1977-82 годах – училась в консерватории им. Гавриила Музическу в Кишиневе по классу вокала и хорового дирижирования. В эти годы певица принимает участие в многочисленных конкурсах, фестивалях, телепередачах. Она становится лауреатом фестиваля «Башни Вильнюса-74» (Литовская ССР), дипломантом конкурса «С песней по жизни» (1976 г., специальный приз за артистичность и телегеничность), лауреатом телефестиваля «Звезда Болгарии», победительницей фестиваля «Интерталант» (1977 г., Чехословакия), лауреатом Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Берлине (1973 г.), Гаване (1978 г.), Москве (1985 г., за исполнение песни «Возьмемся за руки, друзья» вместе с американским певцом Дином Ридом) и Пхеньяне (1989 г.). В Пхеньяне Надежда Чепрага во время торжественного открытия и закрытия фестиваля исполнила фестивальный вальс на корейском языке. С 1977 года Чепрага постоянно участвует в концертах «Песня года». После исполнения песни «Мне приснился шум дождя» в передачах «Голубой огонек» и «Песня-77», которая стала своеобразным «гимном» космонавтов, о певице узнал весь Советский Союз. В 1980 году Надежда Чепрага участвовала в юбилейном фестивале «Сопот» и в культурной программе «Олимпиада-80» в Москве. В 1986 году она приняла участие в заключительном гала-концерте Игр доброй воли. Чепрага была почетным гостем фольклорного фестиваля «Мелодии сердца» в Сан-Франциско (1993 г., Приз зрителей за песню «Хава-нагила»), конкурса «Венок песен» (1994 г., Лос-Анджелес) и фестиваля «Голос Сингапура» (1994 г., Серебряная медаль за песню «Жаворонок»). Чепрага снялась в 7 фильмах на Центральном телевидении СССР, 11 фильмах на телерадио Молдовы: «На сборе винограда», «Днестровские мелодии», «И славный день настал», «Шесть лет из дому», «Надежда Чепрага», «Встреча с Н. Чепрагой» (1982 г.), «Эскизы к портрету» (1992 г.), «Две руки, сердце и корона» (1998 г., студия «Динэйр-фильм», США) и другие. На песни «Три лилии», «Прокати меня, кудрявый», «Обманщик и обманщица», «Рома-Роман», «Ты чужой», «Ветерок», «Раба любви» и «Не забывайте» сняты видеоклипы. В фондах Центрального телевидения, Всесоюзного радио и телерадио Молдовы хранятся около 200 исполненных Надеждой Чепрага песен. Надежда Чепрага – член Международного союза деятелей эстрадного искусства, член Московского делового женского клуба «Вера», клуба «Ротари». Является председателем жюри в конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни «Россия в сердце и судьбе». С 2001 года Надежда Чепрага живет в Москве.

ХАШДЕУ, Богдан Петричейку (настоящие имя и фамилия Фаддей Александрович Хиждеу), (1838-1907) – молдавский и румынский прозаик, поэт, филолог, публицист, историк. Б. П. Хашдеу родился в 1838 году в семье писателя, фольклориста и филолога Александра Фаддеевича Хиждеу в бессарабском селе Кристинешты. Учился в русских гимназиях в Виннице, Ровно, с 1851 года в Кишиневе; был вольнослушателем в Харьковском университете. Служил в русской армии. Хашдеу является автором исторической драмы «Рэзван и Видра» (1867 г.), романа «Судьба» (1864 г.), художественной монографии о господаре Иоане Водэ Лютом (1865 г., рус. пер. 1959 г.), сатирической повести «Крошка» (Micuţa; 1863 г.), гражданской лирики («Стихи», 1873 г.). В 1870-х годах Хашдеу выпустил ряд крупных работ по историографии, сравнительной филологии, языкознанию, фольклористике и лексикографии. 13 сентября 1877 года был избран членом Румынской Академии. Также являлся членом академических обществ России, Болгарии, Сербии, США, Турции, Франции.


ШМУРУН, Израиль Львович (1912-1985) – молдавский советский архитектор. Окончил архитектурный факультет Одесского института коммунального и гражданского строительства в 1939 году. В 1941-44 годах работал в проектной организации в Башкирии, с 1944 года руководитель группы и мастерской в Молдгипрострое (Кишинев). С 1965 года на административной работе в Госплане Совета министров МССР, в 1973-85 годах в кишиневском Госстрое. В 1954 году разработал генеральный план развития Тирасполя (совместно с В. П. Александровым). В 1960-63 годах разработал проект реконструкции здания Тираспольского городского театра (Государственного драматического театра им. А. М. Горького) и Театральной площади (совместно с Д. И. Палатником; памятник архитектуры ПМР). В Кишиневе И. Л. Шмурун был автором проекта Детской Республиканской клинической больницы (1952 г.), Техникума советской торговли (1955 г.), административного корпуса Молдавпотребсоюза, главного корпуса Кишиневского Государственного университета (1963 г.), реконструкции гостиницы «Молдова», жилых домов, а также Дома Советов в Бельцах (совместно с А. П. Соболевым).

ШОЙХЕТ, Семен Михайлович (1931-2010) – молдавский и советский архитектор. Заслуженный архитектор Молдавии, лауреат Государственной премии Молдавии в области литературы, искусства и архитектуры (1984 г.). Семен Шойхет родился в Дубоссарах, в еврейской семье. Рос в Воронеже. В 1951-56 годах учился на архитектурном факультете Ташкентского политехнического института, затем работал на железнодорожном строительстве в Акмолинске и возвратился в Молдавию. В качестве ведущего архитектора участвовал в разработке генеральных планов развития семи городов республики (Кагула, Комрата, Бендер, Дубоссар, Рыбницы, Тирасполя и Леово), впоследствии Бельц, а также генерального плана развития Кишинева и окружающих населенных пунктов (руководитель проекта – Роберт Курц, 1969 г.). На протяжении более 50-ти лет работал в кишиневском проектном институте Урбанпроект (прежние названия – Молдгипросельстрой и Молдгипрострой), был главным архитектором института. Семен Шойхет – автор проектов Кишиневского государственного цирка (1981 г.), городского Дворца культуры железнодорожников (с Б. В. Вайсбейном), здания министерства сельского хозяйства (с Б. В. Вайсбейном), Дома печати (с Б. В. Вайсбейном), мемориального комплекса жертвам Кишиневского погрома 1903 года в парке «Алунел» (скульптор – Н. М. Эпельбаум, 1993 г.), памятника узникам Кишиневского гетто (на ул. Иерусалимской на месте бывших ворот гетто, скульптор – Н. М. Эпельбаум, 1992 г.), реконструкции мемориала воинской славы «Вечность» (Eternitate, 2006 г.), памятника автомобилистам (2007 г.). Помимо кишиневских проектов, С. М. Шойхетом были спроектированы центральные площади Тирасполя и Бендер, Мемориал жертвам фашизма в Дубоссарах, памятник жертвам Рыбницкого гетто (2003 г.), обелиск славы Кицканский плацдарм на берегу Днестра у села Кицканы в 10 км от Тирасполя (1972 г.). В 1993-2004 годах возглавлял Ассоциацию еврейских организаций и общин Молдовы. Награжден медалью «Слава Труда», орденом «Почета». С. М. Шойхет – автор книги «Архитектура Советской Молдавии» (с А. В. Колотовкиным и И. С. Эльтманом, Москва: Стройиздат, 1987 г.), научных статей по архитектуре республики.

Источники:

  1. Александри Василе [Электронный ресурс] // Молдоване : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.moldovenii.md/ru/people/139 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  2. Василе Александри [Электронный ресурс] // Люди : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/vasile_alecsandri/ (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  3. Донич, Александру [Электронный ресурс] // Википедия : офиц. сайт. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%83 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  4. Крянгэ Ион [Электронный ресурс] // Молдоване : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.moldovenii.md/ru/people/141 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  5. Крянгэ, Ион [Электронный ресурс] // Википедия : офиц. сайт. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B3%D1%8D,_%D0%98%D0%BE%D0%BD (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  6. Лучшие книги Александри Василе [Электронный ресурс] // Лайвлиб : офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/364534/top-aleksandri-vasile9 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  7. Алексей Матеевич [Электронный ресурс] // Люди : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/national/aleksey_mateevich/ (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  8. Матеевич, Алексей [Электронный ресурс] // Академик : офиц. сайт. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1028547 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  9. Матеевич, Алексей Михайлович [Электронный ресурс] // Википедия : офиц. сайт. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  10. Костаке Негруцци [Электронный ресурс] // Лайвлиб : офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/540426-kostake-negrutstsi (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  11. Ион Некулче [Электронный ресурс] // Академик : офиц. сайт. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/663732 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  12. Некулче Ион [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы : офиц. сайт. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=1369 (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  13. Некулче Йон [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Всемирная история» : офиц. сайт. – Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/niekulchie_ion (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  14. Алеку Руссо. Alecu Russo [Электронный ресурс] // Электронный архив людей : офиц. сайт. – Режим доступа: http://people-archive.ru/character/aleku-russoalecu-russo (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  15. Руссо Алеку [Электронный ресурс] // Глубинная психология: учения и методики : офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-7247.htm (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.

  16. Сказки Иона Крянгэ [Электронный ресурс] // Ларец сказок : офиц. сайт. – Режим доступа: https://ion-kryange-pisatel.larec-skazok.ru/ (дата обращения 20.10.2018). – Загл. с экрана.