Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Поляки Музыка

Музыка

Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Наиболее ранние сведения о существовании польской музыки содержатся в путевых записках арабских купцов (Ибн Фадлана и других), торговавших на польских землях в VII веке. К этому же времени относятся и найденные при археологических раскопках на территории Польши свистулька из кости с 5 игровыми отверстиями и обломки флейты; XII веком датируются обнаруженные близ Гданьска 5-струнные гусли. Воспоминания немецких монахов (раннее средневековье), путешествовавших в районе реки Вислы, свидетельствуют о существовании польских языческих песен. В польском песенном фольклоре того же времени сохранились рудименты обрядовых песен, связанных с языческим культом природы (в трудовых народных песнях встречаются имена языческих божеств – Ладо, Мажанна и др.). Еще на древнейшей стадии развития народной польской музыки в песенных образах, интонациях, попевках и ладовых особенностях проявилась общность с песнями древних славянских народов. О древнем происхождении песен, входящих в фольклор различных районов современной Польши, свидетельствуют трихордные попевки, пентатонический лад.

Народная польская музыка одноголосна. Для нее типична тесная связь песни и танца; народные напевы представляют собой танцевальные мелодии. Характерны 3-дольный пунктирный ритм с перемещением акцента с сильной доли такта на слабую и 2-дольный синкопированный. Встречаются и другие ритмы – в старинных думах, обрядовых и крестьянских трудовых песнях. Близки к древним образцам некоторые старинные народные инструменты, сохранившиеся в современных польских деревнях, – колотушки, свистульки и свирели, на которых в сопровождении небольших бубнов исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели. Народный музыкальный инструментарий разнообразен. Среди старинных народных инструментов: струнные смычковые – скрипки, генсле, мазанки, марины и др.; духовые – лигавы, лигавки, басуны, дуды (волынки); ударные – деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту. Странствующие народные музыканты и инструментальные ансамбли в средние века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний. Популярны старинные народные танцы: ходзоны (предшественник полонеза), мазурка, куявяк, оберек, краковяк. Для танцевальной польской музыки характерна смена медленного движения (taniec chdzory) и быстрого (taniec goniony); раздел танца в быстром движении строится на варьировании той же мелодии.

Польский музыкальный фольклор широко использовался многими польскими композиторами, а также композиторами других стран; к нему обращаются и ныне. На основе творческого претворения характерных элементов народной польской музыки (особенно национальной танцевальной музыки) польские, русские и немецкие композиторы создавали полонезы, мазурки и другие произведения (полонезы писали И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, И. Ф. Кирнбергер и другие). Влияние народной польской музыки особенно ощутимо в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, К. Шимановского. Русские композиторы использовали польские мелодии в своих операх («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Пан воевода», «Евгений Онегин»); на польских народных мелодиях основаны также инструментальные пьесы М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова. Польское народное музыкальное искусство нашло также отражение в музыке советских композиторов Б. Н. Лятошинского, В. С. Иванникова, М. В. Коваля, М. С. Вайнберга, С. А. Кондратьева и других.

Профессиональная польская музыка начала развиваться с IX века. Вместе с католицизмом в Польшу проникает григорианское пение. В XI-XII веках в различных польских землях появляются миссалы, сборники григорианских хоралов («Sacramentarium») из Тыньца и «Епископский» («Pontificale», 1110 г.), составленный краковскими епископами, сборник литургических католических песен, т. н. «Евангельский» («Ewangeliarz», 1130 г.), из Плоцка (в невменной нотации). При кафедральных соборах в Гнезне, Кракове, Плоцке, Крушвице, Тшемешне, Познани были открыты доступные для широких слоев населения певческие школы, учащиеся которых вводили в григорианское пение интонации народной музыки; возникали местные разновидности литургических песнопений – известны краковский, гнезненский и другие хоралы. Влияние народного музыкального искусства особенно проявлялось в мистериях (с XII в.), исполнявшихся странствующими семинаристами, потешниками (йокуляторами) и другими народными музыкантами; семинаристы пели на латинском языке, потешники – по-польски. Догмы католической церкви не могли остановить развития самобытного народного музыкального искусства.

Одновременно с церковной музыкой развивалось и придворное светское искусство; первые упоминания о придворных инструментальных капеллах, танцах, военной музыке, о зрелищах с музыкой относятся к XII веку. В XIII веке возникли рыцарские песни (сервенты и другие), получившие особое распространение при дворе короля Болеслава Кривоуста. Под влиянием народного музыкального творчества возникла польская внелитургическая духовная песня. Ее наиболее ранний образец – «Богородица» (нотная запись относится к 1407 году), ставшая вскоре боевой патриотической песней польских рыцарей, певших ее во время Грюнвальдской битвы в 1410 году. Мелодия «Богородицы» напоминает песню французского трувера Ж. де Брейна (возможно, это свидетельствует о проникновении влияния творчества трубадуров и труверов в польскую музыку). К XIII веку относятся ранние образцы секвенций (сохранилось 280 текстов и около 80 мелодий).

Первым известным автором польских духовных песен (2-я половина XIII века) был член ордена доминиканцев композитор Винценты из Кельце. Его творчество, как и творчество многих современных ему анонимных композиторов, свидетельствует о сильном влиянии польского музыкального фольклора. Проникновение народных элементов в религиозную польскую музыку настолько усилилось, что были изданы специальные епископские эдикты, запрещавшие духовенству «общаться с комедиантами и музыкантами».

В начале XIV века появляются первые образцы польской полифонии – культовых католических жанров: 2 т. н. хваления «Хвалим Господа» («Benedicamus Domine»), «урок» «Все мы смертны» («Una cunctis leticia») и кондуктус «Вознесся ныне Христос» («Surrexit Christus hodie»). С XV века начинается развитие многоголосной вокально-инструментальной польской музыки. Выдающимся мастером ее был Миколай из Радома, автор светских и духовных сочинений (магнификат и другие), в которых наряду с влиянием народной польской музыки ощутимы воздействия композиторов бургундско-фламандской школы.

С XIV века развивается городская музыкальная культура; растет число профессиональных музыкантов из городских мещан, которые объединяются в гильдии и с XVI века в цехи трубачей, флейтистов, барабанщиков (упоминаются в городских реестрах). Центром музыкальной культуры Польши становится ее столица Краков, где существовали цехи органистов и строителей органов; получили распространение песни студентов-жаков («Breve regnum igitur» и «Cracovia civitas») Краковского университета (осн. в 1364 г.). Обучение музыкальным наукам велось в университете по трактату И. де Муриса «Musica speculative». В начале XVI века теорию музыки здесь преподавали Себастьян из Фельштына, Марцин Кромер из Беча, С. Монетариус и другие. В Кракове были созданы издательства (И. Вьетора, Л. Андрысовича, Л. Шарфенбергера и др.), выпускавшие и продававшие канционалы (сборники песен) и другие нотные издания, в т. ч. популярных религиозных песен, печатавшиеся на отдельных листках (т. н. druki ulotne; продавались возле костелов, на ярмарках). Во 2-й половине XVI века возникли мастерские по изготовлению музыкальных инструментов (Б. Добруцкого, М. Гроблича Старшего, Б. Кейхера в Кракове, Б. Данкварта в Вильнюсе). В XVI веке славились инструментальная капелла Вавельского замка и хор Вавельского собора в Кракове, т. н. рорантистов (от латинского названия утренней молитвы «Rorate coeli» – «Молитесь небу»). Ансамбль рорантистов был создан при дворе Сигизмунда Августа (1543 г., состоял из 11 музыкантов).

С распространением в Польше идей Реформации (со 2-й пол. XVI в.) и Возрождения связан новый этап развития польской музыки. В музыке польского Возрождения усиливаются светские элементы. Возникают песни типа мадригала «Надо мной Венера» («Alec nade mna, Wenus») Миколая из Кракова (он был также автором органных преамбул), развивается инструментальная музыка (танцы для нескольких инструментов, прелюдии). Около середины XVI века появились сборники в табулатурах – органный Яна из Люблина (36 танцев и др., 1537-49 гг.), монастыря св. Духа в Кракове (1548 г.), позднее краковский лютневый, которые свидетельствовали о развитии в Польше различных танцевальных форм. Польские танцы содержатся также в ряде немецких сборников.

Благодаря этим сборникам и другим рукописным источникам (их продолжают обнаруживать в различных польских и иностранных хранилищах), содержащим произведения многих польских композиторов XVI века, стали известны сочинения Себастьяна из Фельштына, Миколая из Хшанова, М. Вартецкого, К. Борека, Вацлава из Шамотул, М. Леополиты, М. Гомулки, Т. Шадека, М. Палигониуса, В. Гавары, А. Станишевского и других. Их 4-8-голосные мессы, части месс, мотеты, ламентации, а также танцы и преамбулы (прелюдии) свидетельствуют о значительном влиянии на польскую музыку итальянской и нидерландской полифонических школ эпохи Возрождения.

При королевском дворе служили итальянские, фламандские, немецкие, позднее польские трубачи, фистулаторы (флейтисты), арфисты, лютнисты, исполнители на цитре, культивировавшие различные жанры светской музыки; среди них – венгерский лютнист и композитор Балинт (Валенты) Бакфарк, автор двух сборников пьес для лютни, служивший в 1549-66 годах придворным музыкантом в Кракове. Высоким профессиональным мастерством отличалось пение рорантистов, исполнявших духовные произведения полифонистов главным образом итальянской и нидерландской школ. Этим сочинениям противопоставлялись произведения композиторов, связанных с протестантизмом и развивавших национальное искусство. Реформация, вызвавшая в Польше в XVI веке философско-религиозное движение т. н. диссидентов (не связанных с католицизмом), способствовала появлению многочисленных сборников религиозных одноголосных и многоголосных песен, авторы которых (б. ч. неизвестные) стремились к упрощению полифонической техники, использовали интонации народной бытовой музыки, мелодии национальных танцев; они писали песни только на польские тексты. Получили распространение польские канционалы.

Влияние идей Реформации сказалось в творчестве Ц. Базылика и особенно в сочинениях наиболее значительного польского композитора середины XVI века Вацлава из Шамотул, в музыке которого польский полифонический стиль a cappella достиг своего расцвета. Его мотеты и другие сочинения вокальных церковных жанров, отличающиеся тонким чувством гармонического стиля и использованием имитационной техники, эмоциональны, близки светской лирике композиторов Возрождения; они написаны на латинские тексты («In te Domine speravi»), тогда как духовные песни, созданные им в период близости к протестантским кругам, – на польские («Kryste, dniu naszej swiatlosci»). Выдающийся памятник гомофонно-гармонического стиля – сост. М. Гомулкой сборник 4-голосных псалмов Давида «Мелодии польского псалтыря» (на польские тексты Я. Кохановского, 1580 г.). Этот псалтырь состоит из 150 псалмов в куплетной форме без сложных имитаций в духе светских песен польского Возрождения (для них типично сочетание традиций французского шансона, итальянских виланелл, польской духовной песни), а также немецкого протестантского хорала.

Одновременно бурно развивалась светская музыка – вокальная и инструментальная. Возникали различные по характеру и тематике песни – свадебные, траурные, исторические, сатирические; был популярен «Гимн рокошан Зебжидовского» («Hymn rokoszan Zebrzydowskiego», 1606 г.). Среди жанров инструментальной польской музыки – главным образом танцы, а также органные преамбулы, изданные позднее в различных иностранных табулатурных сборниках – X. Нейзидлера, Э. Н. Аммербаха, М. Вайзелиуса, Ж. Б. Безарда, И. X. Демантиуса и других. В иностранных табулатурных сборниках печатались произведения польских композиторов Диомеда Като и выдающихся лютнистов В. Длугорая, Я. Поляка и других. Изданные в этих сборниках польские танцы проникли во все европейские страны. Многие танцы из польского табулатурного сборника Яна из Люблина приписываются Миколаю из Кракова. На рубеже XVI-XVII веков появились органные канцоны А. Рохачевского. Его произведения, а также сочинения Херонима из Копшивницы и А. Яжембского содержатся в табулатурном сборнике из Пельплина (1620 г., обнаружен в 1957 г.; всего в нем около 100 сочинений, исполнявшихся в Польше в начале XVII века, в т. ч. произведения многих нидерландских и итальянских композиторов).

Победа Контрреформации привела к усилению в польской музыке иностранных влияний. При королевском дворе, который в 1596 году был переведен из Кракова в Варшаву, существовала капелла, состоявшая главным образом из итальянских музыкантов (среди композиторов и капельмейстеров – Л. Маренцио, А. Пачелли, Дж. Ф. Анерио, М. Скакки, В. Лилиус, Т. Мерула и другие). С XVI века в капелле служили многие польские музыканты. По образцу королевской капеллы светские и церковные магнаты стали создавать свои вокально-инструментальные капеллы (гл. обр. в иезуитских монастырях). Среди польских композиторов, выдвинувшихся на рубеже XVI-XVII веков, М. Зеленьский, мастер полихорной техники письма, развивавший в своих офферториях, communiones (многоголосные песнопения, входящие в католическое богослужение) и других духовных жанрах концертирующий (concertante) полифонический вокально-инструментальный стиль венецианской школы. В 1628 году при дворе Владислава IV силами итальянских дирижеров, певцов и оркестрантов впервые ставились оперные спектакли. Придворным капельмейстером в Варшаве более 30 лет служил итальянский музыкант М. Скакки (позднее поляки Б. Пенкель и Я. Ружицкий). Иностранные музыканты, работавшие в Польше, знакомились с польской музыкальной культурой и распространяли в других странах польские народные мелодии и национальные жанры. Польская музыка нашла отражение в творчестве австрийского композитора И. Шмельцера («Польские волынки», 1671 г.), французского композитора Ф. Куперена (клавесинная пьеса «Песня в польском вкусе», 1721 г.), немецкого композитора Г. Ф. Телемана («Польская трио-соната») и других.

В середине XVII века в связи с общим экономическим упадком, вызванным вражескими нашествиями и войнами, оперная труппа была распущена, а в конце XVII века король Август II Саксонский перевел двор и капеллу в Дрезден (лишь эпизодически капелла выступала в Варшаве и Кракове). Польские магнаты и епископы стали создавать собственные, часто состоявшие из крепостных крестьян оперные труппы, которые ставили главным образом иностранные оперы. В это время многие польские композиторы работали за пределами Польши (Я. Поляк, В. Демболецкий, А. Хылиньский и другие).

Параллельно с придворной развивалась и городская музыкальная культура, о чем свидетельствует сборник, составленный в 1640 году и содержащий 59 городских любовных и танцевальных песен (найден в 1962 г.). Эти песни отличаются строго симметричной структурой и четким ритмом. Отсутствие условий для развития оперного жанра способствовало усилившемуся интересу польских композиторов к инструментальной музыке. Инструментальную музыку создавали М. Мельчевский (вокально-инструментальные сочинения, а также многочастные канцоны для скрипки с органом или клавесином), М. Зеленьский (3 инструментальные фантазии), А. Яжембский – композитор, поэт и придворный архитектор, автор 28 канцон и концертов для камерно-инструментальных (гл. обр. струнных) ансамблей, а также поэмы «Столбовая дорога, или Описание Варшавы», содержащей сведения о придворной музыкальной жизни. Представителем стиля барокко в польской музыке является Б. Пенкель, создатель первой в польской музыке латинской оратории-кантаты «Слушайте, смертные» («Audite mortales»), автор 9 месс, а также 40 танцев для лютни. Среди других представителей раннего польского барокко – Д. Стахович, А. Пашкевич, и другие композиторы, развивавшие жанр духовного концерта. На рубеже XVII-XVIII веков выдвигаются композиторы С. С. Шажиньский (первая польская церковная трио-соната – Sonata da chiesa, для 2 скрипок с генерал-басом), Г. Я. Подбельский (органная фантазия), Г. Горчицкий (Completorium и духовный концерты).

В начале XVIII века возобновляется интерес к оперному жанру, который выходит за пределы придворного искусства. Открытие в 1724 году в Варшаве специальной театральной залы для постановки оперных спектаклей («Операльня»), где под руководством польских дирижеров давались и бесплатные представления (оперы М. Каменьского, Я. Д. Холланда, Я. Стефани и других) для шляхты и горожан, способствовало демократизации оперы.

Зависимое политическое положение страны, разделы Польши, рост национально-освободительного движения вызвали появление патриотических песен. Среди них – «Мазурка Домбровского» («Mazurek Dabrowskiego»), начинающаяся словами «Еще Польша не погибла» («Jeszcze Polska nie zginela») и ставшая народным гимном Польши (и ПНР), песни польских повстанцев, в т. ч. «Вперед, живее!», которая пелась участниками восстания под руководством Костюшко (1794 г.), «С дымом пожаров» (использована М. П. Мусоргским в песне «Полководец» из цикла «Песни и пляски смерти»). Столетие спустя среди революционных песен горожан исключительную популярность завоевала «Варшавянка» К. Курпиньского (1831 г.).

В 1765 году был открыт «Театр Народовы», с которым связано дальнейшее развитие польского национального оперного искусства. В нем в 1778 году была поставлена первая польская национальная опера – «Осчастливленная нищета» М. Каменьского. В 1794 году поставлена опера «Краковцы и горцы, или Мнимое чудо» Я. Стефани (либретто родоначальника польского театра, драматурга и актера В. Богуславского). Действие этих опер происходит в польской деревне, в музыке широко используются народные мелодии и танцы. Национальные мотивы продолжали развивать и другие оперные композиторы конца XVIII века. Одновременно создавались польские зингшпили, оперы исторического содержания и драматические оперы на классические сюжеты, в т. ч. «Фауст» А. Радзивилла (первая в истории европейской музыки опера, основанная на сюжете «Фауста» Гете).

К середине XVIII века выдвигаются первые польские симфонисты – ксендз Хиляра (симфония утеряна), Я. Щуровский (ок. 1740 г.), позднее – А. Мильвид (его симфонии основаны на темах, близких к украинскому музыкальному фольклору), Я. Голумбек, Й. Д. Холланд, Я. Ваньский; на рубеже XVIII-XIX веков – В. Данковский, Ф. Сьцигальский и другие. Известно около 80 польских симфоний, написанных в XVIII веке главным образом в стиле композиторов мангеймской школы и ранней венской классической школы, характерной особенностью этих симфоний является использование национальных мелодий в финальных частях.

Камерной польской музыке и жанру польского инструментального концерта классического типа положили начало Ф. Яневич, в творчестве которого ощутимо влияние его учителя Й. Гайдна, и Я. Клечиньский, в чьих произведениях сочетаются влияния галантного, раннего классического и предромантического стилей. Это же сочетание различных влияний характерно для камерного творчества Ф. Мирецкого (автор 8 опер, более известных в Италии, и 1-го в Польше учебника по инструментовке). На рубеже XVIII-XIX веков начинает развиваться фортепианная музыка; первый польский концерт принадлежит В. Лесселю. Большое распространение получают полонезы. В этом жанре прямым предшественником Ф. Шопена явился М. К. Огиньский, полонезы которого завоевали широкую известность во всей Европе. Среди других авторов фортепианной музыки дошопеновского периода – пианистка М. Шимановская, Ю. Дещиньский, Ю. Качковский и другие, писавшие главным образом миниатюры в стиле «brillant», полонезы, мазурки, этюды; среди выдающихся скрипачей-композиторов этого времени – виртуоз К. Липиньский (выступал в одном концерте с Н. Паганини), автор 4 скрипичных концертов, а также опер, симфоний и других произведений, в которых ощутимы черты романтизма. В числе их современников – скрипач С. Сервачиньский и органист В. Горончкевич. Большое значение для развития польской музыки имела деятельность композитора, издателя и педагога Ю. Эльснера (учителя Ф. Шопена), основателя (1821 г.) и директора Института музыки и декламации (позднее консерватория). Некоторые его оперы написаны на сюжеты из польской истории – «Лешек Белый, или Ведьма с Лысой горы» (1809 г.), «Король Локетек» (1818 г.), «Ягелло в Тенчине» (1820 г.). Национальным своеобразием отмечены также его инструментальные произведения, особенно сонаты, в которые он ввел мазурку и краковяк.

Значительный вклад в развитие польской музыки первой половины XIX века внес композитор, дирижер, педагог и музыкальный писатель К. Курпиньский, около 30 лет возглавлявший оперный театр в Варшаве и написавший 26 опер (в т. ч. историческая «Ядвига»), отличающихся ярким национальным колоритом. Он писал также балеты, симфонии, увертюры, песни; основал журнал «Tygodnik Muzyczny» (1820 г.).

Получает развитие польская музыкальная этнография. В 1843 году ксендзом М. Медушевским издан сборник старинных религиозных песен, коляд и пасторалей (с мелодиями). Основоположником польской музыкальной этнографии был О. Кольберг, автор многотомного труда (38 томов) «Народ, его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, обряды, заклинания, игры, песни, музыка и танцы» («Lud, jego zwyczaje, sposуb zycia, mowa, podania, przyslowia, obrzedy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance», 1865-90 гг.). Эта работа сохранила значение важнейшего источника для изучения культуры и быта польского народа.

Национальные устремления композиторов в конце XVIII - начале XIX веков, развитие фортепианных жанров, исполнение фортепианной музыки в концертах, распространение домашнего музицирования, издание обширной литературы для фортепиано – все это постепенно подготовило почву для расцвета творчества величайшего представителя польской музыки Ф. Шопена. Шопен – один из основателей польской национальной композиторской школы. Его творчество приобрело мировое значение, определив развитие романтической фортепианной музыки. Шопен, являвшийся сам выдающимся пианистом, расширил выразительные возможности фортепиано, обогатил технику фортепианной игры; основываясь на ладовых особенностях народной польской музыки, он расширил гармонические средства европейского музыкального искусства. Шопен создал новые жанры фортепианной музыки, превратил прелюдию из вступительной пьесы в самостоятельную (цикл из 24 прелюдий), развил и опоэтизировал народные танцевальные жанры мазура, полонеза, краковяка, наполнил новым, значительным и зачастую драматизированным содержанием этюд и скерцо, ввел жанр фортепианной баллады, по-новому трактовал сонатную форму, был одним из создателей романтического сонатного цикла. Он воплотил в музыке разнообразный мир человеческих чувств – мечтательную, светлую, романтическую лирику, трагическую скорбь, героические порывы, яркую жизнерадостность. Творчество Шопена, главным образом его новаторство в области гармонии, оказало огромное влияние не только на современных ему польских и иностранных композиторов, но и на музыкантов последующих поколений, вплоть до середины XX века (особенно на русских композиторов – М. А. Балакирева, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина и других). Среди современников Шопена – Ю. Новаковский, Т. Нидецкий, А. Орловский, И. Ф. Добжиньский и другие композиторы, творчество которых по своему значению не выходило за рамки национального искусства.

Огромный вклад в оперную и вокальную польскую музыку внес С. Монюшко. Опираясь на художественные традиции Шопена, а также М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, Монюшко окончательно утвердил тип национальной польской оперы, развив своеобразные черты народной песенности и танцевальной музыки. Национальный характер его опер определяется и либретто, основанными на сюжетах из польской жизни с характерными для нее социальными конфликтами («Галька», 1847 г.; «Пария», 1860 г.), в них звучат патриотические мотивы («Честное слово», 1860 г.; «Страшный двор», 1864 г.). Его оперы, так же как вокальные произведения (кантата «Видения» – «Widma») и инструментальная музыка, сохранили свое значение и исполняются в ПНР и других странах.

В первой половине XIX века возникли Общество друзей национальной и религиозной музыки в Варшаве и Общество друзей музыки в Кракове, занимавшиеся организацией концертов, музыкально-учебных заведений, вопросами музыкального воспитания и просвещения, пропагандой новых музыкальных сочинений.

В середине XIX века выдвигаются крупные скрипачи-виртуозы – Г. Венявский, создатель скрипичных концертов, популярных полонезов, и Ап. Контский (основатель и руководитель Варшавского музыкального института, 1861-79 гг.). Братья Ап. и Ант. (пианист) Контские были авторами получивших большое распространение салонных танцев и других пьес. Среди композиторов второй половины XIX века – Ю. Зарембский, известный также как пианист (ученик Ф. Листа), автор фортепианного квинтета, полонезов и других фортепианных произведений, А. Стольпе, А. Рутковский и Э. Панкевич. Вагнеровские принципы в польскую оперу внес X. Яроцкий (музыкальная драма «Миндове», в других операх он развивал принципы Монюшки). В симфонических жанрах в конце XIX - начале XX веков работали З. Носковский (ученик Монюшки, педагог и музыкально-общественный деятель), создатель первой польской симфонической поэмы «Степь», программных симфоний, опер, 10 песенных циклов и других произведений, В. Желеньский, автор программных симфонических произведений (в т. ч. увертюры «Лесное эхо» и «В Татрах») и оркестровой «Сюиты польских танцев», в которых использованы интонации народной польской музыки, вокально-симфонических сочинений и опер преимущественно лирического характера, песен на народной основе.

В 1901 году организована Варшавская филармония, которая стала центром распространения классической и современной симфонической польской музыки (оркестр филармонии – первый постоянный польский профессиональный коллектив).

В начале XX века традиции романтизма и неоромантизма в национальном духе развивали прославившийся как пианист И. Я. Падеревский (фортепианные произведения, песни, опера «Манру»), Р. Статковский (6 струн. квартетов), Я. Галль (многочисленные популярные хоры и песни), Ф. Шопский, П. Машиньский, М. Солтыс (оратории), В. Малишевский (ученик Н. А. Римского-Корсакова), Ф. Нововейский (церковные произведения), З. Стойовский и другие.

В это время выдвинулись исполнители-виртуозы, среди них (помимо Падеревского) – пианистка Н. Янота, скрипач С. Барцевич, певцы – семья Решке, А. Бандровский-Сас и другие. Интенсивнее и разнообразнее становится музыкальная жизнь. Развивается наука о музыке: создаются кафедры музыковедения при Краковском (1911 г.) и Львовском (1912 г.) университетах; активизируется деятельность частных музыкальных издательств, растет число музыкальных журналов, усиливается интерес к старинной польской музыке. На рубеже XIX-XX веков в Варшаве возникает творческая группа «Молодая Польша», сыгравшая важную роль в утверждении национальной польской музыки и способствовавшая изданию и исполнению новых сочинений польских композиторов и приобщению польских музыкантов к новейшим течениям мирового музыкального искусства. Для пропаганды новой польской музыки большое значение имели деятельность варшавского постоянного филармонического оркестра (1901-14 гг.), возглавляемого ведущими дирижерами и композиторами, а также Издательства польской музыки. Кроме общих идейных устремлений, композиторов «Молодой Польши» в первые годы ее деятельности объединяли характерные стилистические черты: неоромантические тенденции в области гармонии и инструментовки, а также программность. Однако вскоре творческие пути членов группы разошлись: К. Шимановский испытал сначала сильное влияние творчества А. Н. Скрябина, затем Р.Штрауса и М. Регера, французских импрессионистов и раннего И. P. Стравинского (балет «Харнаси»), в ряде фортепианных произведений пришел к гармоническим усложненности (3-я соната, «Маски», «Метопы»); М. Карлович остался в рамках неоромантических традиций (симфонические поэмы «Станислав и Анна Освенцимы», «Литовская рапсодия», «Эпизод на маскараде», «Возвращающиеся волны», симфония «Возрождение» и другие); Л. Ружицкий в симфонических поэмах, отличающихся ярким национальным колоритом, развивал некоторые черты стиля Р. Штрауса.

Высокого уровня достигло исполнительское искусство в конце XIX века. Во второй половине XIX и начале XX веков выдвигаются: дирижеры Э. Млынарский, Г. Фительберг, В. Бердяев; пианисты Т. Лешетицкий (более известен как педагог), А. Михаловский, И. Гофман, Р. Кочальский, И. Падеревский, Ю. Турчиньский и другие; скрипачи Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто и другие; певцы А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, Ю. Туровская- Лескевичова, С. Шимановская-Корвин.

После обретения Польшей независимости (1918 г.) в стране возродилась музыкальная жизнь: работали 3 консерватории (во Львове, Катовице и Познани), были организованы симфонические оркестры, 3 оперных театра, которые, однако, испытывали экономические трудности («Театр Вельки» был временно закрыт). Выдвинулись крупные исполнители: пианисты X. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачки И. Дубиская и Э. Уминьская; певицы Е. Бандровска-Турска, Я. Кепура и другие. В Польше гастролировали выдающиеся дирижеры, скрипачи, с 1927 года проходят международные конкурсы пианистов им. Шопена (Варшава), с 1935 года – скрипачей им. Г. Венявского (Познань). В 1930 году организован Союз польских композиторов; в 1922 году открылась 3-я кафедра музыковедения – в Познанском университете (рук. Л. Каменьский). Среди ведущих музыковедов 1920-30-х годов – А. Хыбиньский, З. Яхимецкий, С. Лобачевская, X. Фейхт. В 1920-30-е годы важное значение имела деятельность К. Шимановского, начавшего свой творческий путь в 1900-х годах. Он оказывал огромное влияние на композиторов младшего поколения: совершенствуясь в Париже, Берлине и Вене, эти композиторы испытали влияния Стравинского, французского неоклассицизма и новой венской школы (в меньшей степени). Против композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского (С. Вехович, К. Сикорский, Б. Войтович, Т. Шелиговский, Я. Маклякевич, Б. Шабельский, А. Малявский и другие), выступали консервативно настроенные представители старшего поколения музыкантов (П. Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский, X. Мельцер-Щавиньский, Ф. Нововейский, С. Невядомский и другие). Борьба этих направлений определяла музыкально-общественную атмосферу 1930-х годов. Среди композиторов, творческая деятельность которых развернулась накануне Второй мировой войны 1939-45 гг., – П. Перковский, М. Кондрацкий, Р. Палестер, М. Списак, Т. Кассерн, А. Малявский, а также жившие за пределами Польши – А. Шаловский, А. Тансман, К. Ратхауз, Е. Фительберг, Л. Роговский и другие. Начали выходить музыкальные журналы: научные «Muzyka Polska» (1934-39 гг.), «Rocznik Muzykologiczny» (1935-36 гг.); популярные «Spiewak» (до 1938 г.), «Muzyka w szkole» (до 1939 г.) и многие другие. В 1939 году в Варшаве впервые проходил фестиваль современной музыки (с 1954 года под названием «Варшавская осень»).

Вторая мировая война и 6-летняя фашистская оккупация (1939-45 гг.) почти полностью парализовали музыкальную жизнь страны. Музыкальные учебные заведения были закрыты (несколько музыкальных школ работало нелегально), сожжены и частично вывезены в Германию музыкальные библиотеки и архивы, разрушены или закрыты концертные залы, концерты давались «только для немцев» (однако в частных домах поляков устраивались нелегальные концерты). Большая часть нот и рукописей произведений современных композиторов погибла во время Варшавского восстания (1944 г.), композиторы и исполнители, оказавшиеся в разных частях страны, лишенные инструментов, прекратили свою деятельность.

После 1945 года, с утверждением социалистического строя в ПНР, началось восстановление музыкальной жизни и музыкальной культуры. Музыкальные учреждения, став государственными, получили прочную финансовую базу, их количество вскоре превысило довоенное, возникло много новых музыкальных учреждений и коллективов в разных городах ПНР. Возобновили работу консерватории и другие музыкально-учебные заведения, театры и оркестры Варшавы, Кракова и другие городов. В ПНР функционируют 19 симфонических оркестров, в т. ч. 7 филармонических, 8 оперных театров, 16 театров оперетты, 7 государственных высших школ музыки, около 120 средних и начальных музыкальных школ. Широкий размах получила музыкальная самодеятельность. Процессу демократизации искусства способствуют также музыкальные радио- и телепередачи. С конца 1940-х годов интенсивно развивается концертная жизнь. Были созданы многочисленные вокальные ансамбли старинной музыки: в Познани (хор под руководством Стулигроша), в Кракове (капелла «Краковенсе»), во Вроцлаве, Варшаве, Быдгощи и в других городах. Активно концертируют также инструментальные ансамбли старинной музыки, в т. ч. под руководством К. Тойча, Виляновский квартет, Лазенковский квартет, Варшавский квинтет, камерный оркестр под руководством Ю. Максимюка и другие. Организуются смотры творчества современных польских композиторов, демонстрирующих свое искусство (сочинения в духе новейших течений мировой музыки) на фестивалях «Познанская весна», «Варшавская осень», «Wratislavia cantans» («Поющий Вроцлав»). Среди видных музыкантов: дирижеры В. Ровицкий, X. Чиж, Ю. Кренц, Й. Катлевич, К. Корд, С. Вислоцкий, а также В. Михновский, Ю. Максимюк, Я. Каспожак и другие; пианисты Г. Черны-Стефаньска, В. Кендра, В. Хессе-Буковская, Р. Сменджанка, Й. Экер, П. Палечный, X. Циммерман и другие; скрипачи Э. Уминьская, Г. Бацевич, Т. Вроньский, Э. Статкевич, В. Вилкомирская, К. Данчевская, А. Кулька и другие; певцы С. Войтович, В. Охман, Г. Лукомская и другие. В 1945 году возобновил деятельность Союз польских композиторов.

В середине 40-50-х годов возник новый для польской музыки жанр – героически-монументальная симфония (З. Турский, A. Малявский, Б. Войтович, В. Лютославский, Б. Шабельский, К. Сероцкий, А. Пануфник). Общий подъем культуры социалистической Польши отразился и на характере музыкального искусства: многие композиторы обратились к использованию польского музыкального фольклора и созданию массовых хоровых и сольных песен (Т. Сигетиньский, А. Градштейн, К. Сероцкий). Концертные программы были рассчитаны на широкую аудиторию. Черты национального стиля особенно ярко проявились в таких оркестровых произведениях, как «Маленькая сюита», «Силезский триптих» Лютославского, «Польская симфония» (1950 г.) З. Мыцельского, 2-я симфония (с солистами и хором) К. Сероцкого, «Сельская симфония» («Sinfonia rustica») А. Пануфника, 3-я симфония X. M. Турецкого; кантатах «Кантата во славу труда» Б. Войтовича, «Два города – Варшава – Москва» Я. Кренца, «Вроцлавская кантата» К. Вилкомирского, «Крестьянский путь» В. Рудзиньского. В середине 50-х годов в творчестве композиторов ПНР проявились новые разнородные тенденции. Ряд композиторов отошел от фольклорных традиций. Некоторые из них обратились к неоклассицизму, другие – использовали технику додекафонии, а также различные приемы новейшей западно-европейской музыки. Среди них К. Пендерецкий, К. Сероцкий, Т. Берд, В. Котоньский, А. Добровольский, В. Шалонек. Произведения этих композиторов получали премии на международных конкурсах и фестивалях, исполняются во многих странах. Наибольшую известность завоевали Лютославский и Пендерецкий. В 60-70-е годы наряду с композиторами старшего поколения активно работает ряд молодых, проявивших творческую индивидуальность в поисках новых средств выражения. Среди первых – X. М. Турецкий, З. Рудзиньский, Б. Матущак, К. Назар-Могуманьска, Р. Твардовский, К. Мейер (ученик Д. Д. Шостаковича), М. Стаховский, З. Буярский, Б. Шеффер (наиболее «крайний» среди композиторов-экспериментаторов), Ю. Луцюк, А. Кошевский, А. Блох, Я. Астряп. В числе молодых композиторов, с успехом выступивших на фестивалях «Варшавская осень» в 70-е годы, – З. Краузе, Т. Сикорский, Я. Фотек, И. Бруздович, М. Пташиньская, Г. Пстроконьская, Э. Кнапик, А. Кшановский. В творчестве многих композиторов в середине 70-х годов наметились отход от чисто сонористической техники и обращение к стилю с подчеркнуто мелодическими элементами (З. Буярский, Блох, Матущак), а также использование элементов национальной народной музыки (3-я симфония – «Жалобные напевы» Турецкого, «Кшесаны» Киляра). Более умеренные представители современных течений в польской музыке – Т. Пацеркевич, Домбровский, Киселевский, Кошевский. Вслед за Бацевич с 60-х годов выдвинулись многие композиторы-женщины – И. Бруздович, К. Назар-Мошуманьская, Пстроконьская, М. Пташиньская. Несмотря на ряд различий в направлении творческих исканий общими для современной польской композиторской школы являются тяготение к монументальным формам, острая экспрессивность. Ряд польских композиторов, постоянно живущих за пределами Польши, поддерживал и поддерживает культурные связи с родиной, среди них – М. Списак, А. Шаловский, М. Кондрацкий, А. Тансман, Ш. Лякс, Ф. Р. Лабуньский, Р. Мачеевский, Р. Палестер, А. Пануфник, С. Скровачевский. Их творчество по своему стилю и выразительным средствам принадлежит польской музыке.В середине 40-50-х годов возник новый для польской музыки жанр – героически-монументальная симфония (З. Турский, A. Малявский, Б. Войтович, В. Лютославский, Б. Шабельский, К. Сероцкий, А. Пануфник). Общий подъем культуры социалистической Польши отразился и на характере музыкального искусства: многие композиторы обратились к использованию польского музыкального фольклора и созданию массовых хоровых и сольных песен (Т. Сигетиньский, А. Градштейн, К. Сероцкий). Концертные программы были рассчитаны на широкую аудиторию. Черты национального стиля особенно ярко проявились в таких оркестровых произведениях, как «Маленькая сюита», «Силезский триптих» Лютославского, «Польская симфония» (1950 г.) З. Мыцельского, 2-я симфония (с солистами и хором) К. Сероцкого, «Сельская симфония» («Sinfonia rustica») А. Пануфника, 3-я симфония X. M. Турецкого; кантатах «Кантата во славу труда» Б. Войтовича, «Два города – Варшава – Москва» Я. Кренца, «Вроцлавская кантата» К. Вилкомирского, «Крестьянский путь» В. Рудзиньского. В середине 50-х годов в творчестве композиторов ПНР проявились новые разнородные тенденции. Ряд композиторов отошел от фольклорных традиций. Некоторые из них обратились к неоклассицизму, другие – использовали технику додекафонии, а также различные приемы новейшей западно-европейской музыки. Среди них К. Пендерецкий, К. Сероцкий, Т. Берд, В. Котоньский, А. Добровольский, В. Шалонек. Произведения этих композиторов получали премии на международных конкурсах и фестивалях, исполняются во многих странах. Наибольшую известность завоевали Лютославский и Пендерецкий. В 60-70-е годы наряду с композиторами старшего поколения активно работает ряд молодых, проявивших творческую индивидуальность в поисках новых средств выражения. Среди первых – X. М. Турецкий, З. Рудзиньский, Б. Матущак, К. Назар-Могуманьска, Р. Твардовский, К. Мейер (ученик Д. Д. Шостаковича), М. Стаховский, З. Буярский, Б. Шеффер (наиболее «крайний» среди композиторов-экспериментаторов), Ю. Луцюк, А. Кошевский, А. Блох, Я. Астряп. В числе молодых композиторов, с успехом выступивших на фестивалях «Варшавская осень» в 70-е годы, – З. Краузе, Т. Сикорский, Я. Фотек, И. Бруздович, М. Пташиньская, Г. Пстроконьская, Э. Кнапик, А. Кшановский. В творчестве многих композиторов в середине 70-х годов наметились отход от чисто сонористической техники и обращение к стилю с подчеркнуто мелодическими элементами (З. Буярский, Блох, Матущак), а также использование элементов национальной народной музыки (3-я симфония – «Жалобные напевы» Турецкого, «Кшесаны» Киляра). Более умеренные представители современных течений в польской музыке – Т. Пацеркевич, Домбровский, Киселевский, Кошевский. Вслед за Бацевич с 60-х годов выдвинулись многие композиторы-женщины – И. Бруздович, К. Назар-Мошуманьская, Пстроконьская, М. Пташиньская. Несмотря на ряд различий в направлении творческих исканий общими для современной польской композиторской школы являются тяготение к монументальным формам, острая экспрессивность. Ряд польских композиторов, постоянно живущих за пределами Польши, поддерживал и поддерживает культурные связи с родиной, среди них – М. Списак, А. Шаловский, М. Кондрацкий, А. Тансман, Ш. Лякс, Ф. Р. Лабуньский, Р. Мачеевский, Р. Палестер, А. Пануфник, С. Скровачевский. Их творчество по своему стилю и выразительным средствам принадлежит польской музыке.

Научные исследованиями в различных областях истории и теории музыки занимаются музыковеды на кафедрах Варшавского (З. Лисса, Ю. Хоминьский, А. Чекановская, М. Пеж, А. Ходковский) и Краковского (З. М. Швейковский, Э. Дзембовская) университетов. С 1976 года вновь работает кафедра музыковедения в Познанском университете (Я. Стеншевский, В. Каминьский, К. Михаловский). Среди младшего поколения польских музыковедов выделяются Л. Белявский и Й. Стеншевский (музыковеды-этнографы), К. и Й. Моравские (исследователи старинной музыки), И. Понятовская, З. Хельман и Й. Вершиловский (последний занимается изучением психологии музыкального творчества). Организована секция музыковедов при Союзе польских композиторов. Польские музыканты входят в Международное общество музыковедения и в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО. Музыканты-исполнители объединены в Общество польских артистов-музыкантов («SPAM»). Активно работает Польское музыкальное издательство в Кракове (с 1945 г., с филиалом в Варшаве), выпускает научные и популярные книги по музыке, ноты, в т. ч. партитуры сочинений современных польских композиторов; среди изданий – собрания сочинений Шопена, Шимановского и Монюшки.

Международную известность завоевали ансамбли польской народной песни «Мазовше» и «Шленск», состоящие из хоровых и балетных групп. Одновременно с высоким развитием профессиональной польской музыки повышается художественный уровень музыкальной самодеятельности (самодеятельные коллективы финансируются профсоюзами). Создаются многочисленные хоры и любительские эстрадные, духовые оркестры и ансамбли; существует рабочая филармония. Организуются фестивали народных хоров, популярных песен. Среди самодеятельных коллективов наиболее известен лодзинский ансамбль танца и песни «Харнама». В 1960-х годах возрос интерес к старинной польской музыке; в Быдгоще с 1966 года (1 раз в 3 года) проводятся фестивали и конгрессы, посвященные старинной музыке стран Восточной Европы, ее культивируют профессиональные коллективы – помимо созданных ранее (хор под руководством Стулигроша и «Познанские соловьи», руководитель Е. Курчевский), «Варшавские трубачи и флейтисты» (руководитель К. Пивковский), «Быдгощские мадригалисты», краковская капелла старинной музыки, Вроцлавский хор под руководством Кайдаша и другие коллективы. Организуются ежегодные фестивали – современной музыки «Варшавская осень» в Варшаве, ораториальной музыки «Wraclavia cantans» во Вроцлаве, польских пианистов в Слупске, эстрадной песни в Сопоте (с 1977 года фестиваль интервидения и грамзаписи) и многие другие. В ПНР проводятся крупнейшие международные конкурсы: в Варшаве – им. Шопена (пианисты; 1 раз в 5 лет, с 1927 года; прерваны в связи со Второй мировой войной и возобновлены в 1949 году), им. Г. Венявского (скрипачи; с 1935 года; возобновлены в 1952 году, в Познани, 1 раз в 5 лет; с 1957 года в рамках этого конкурса проводятся конкурсы композиторов); советской песни в г. Зелена-Гура.

Источники:

  1. Бэлза, И. Забытые польские музыканты [Текст] / И. Бэлза. – Москва : АН СССР, 1963. – 140, [1] c.

  2. Бэлза, И. Из истории русско-польских музыкальных связей [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1955. – 61, [2] с.

  3. Бэлза, И. История польской музыкальной культуры [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Музыка, 1972. – 233, [2] с.

  4. Бэлза, И. Мечислав Карлович [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Музыка, 1951. – 181, [2] с.

  5. Бэлза, И. Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Музыка, 1988. – 254, [1] с.

  6. Бэлза, И. Царица звуков : жизнь и творчество Марии Шимановской [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Музыка, 1989. – 188, [2] с.

  7. Бэлза, И. Юльюш Зарембский [Текст] / И. Бэлза. – Москва : Музгиз, 1960. – 53, [1]с.

  8. Волынский, Э. Кароль Шимановский 1882-1937 [Текст] : краткий очерк жизни и творчества / Э. Волынский. – Москва : Музыка, 1974. – 86, [1]с.

  9. Герман, А. Вернись в Сорренто? [Текст] / А. Герман. – Москва : Радуга, 1988. – 132, [2] c.

  10. Григорьев, В. Ю. Кароль Липиньский [Текст] / В. Ю. Григорьев. – Москва : Музыка, 1977. – 157с.

  11. Ивашкин, А. Кшиштоф Пендерецкий [Текст] / А. Ивашкин. – Москва : Советский композитор, 1983. – 124, [2] с.

  12. Корев, С. Галька С. Монюшко [Текст] / С. Корев. – Москва : Музгиз, 1950. – 59, [2] с.

  13. Ладовска, В. О музыке [Текст] / В. Ладовска. – Москва : Радуга, 1991. – 437, [1] c.

  14. Никольская, И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого [Текст] : очерки развития симфонической музыки в Польше XX века / И. Никольская. – Москва : Советский композитор, 1990. – 332, [1] с.

  15. Раппопорт, Л. Витольд Лютославский [Текст] / Л. Раппопорт. – Москва : Музыка, 1976. – 133, [2] с.

  16. Шимановский, К. Избранные статьи и письма [Текст] / К. Шимановский. – Москва : Музгиз, 1963. – 252, [1]с.

  17. Энтелис, Л. Встречи с современной польской музыкой [Текст] / Л. Энтелис. – Ленинград : Музыка, 1978. – 140, [2] с.