Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Кино
Первый киносеанс состоялся 14 ноября 1896 года в Городском театре Кракова, где демонстрировались фильмы братьев Л. и О. Люмьер. Энтузиаст нового вида искусства, пионер национального кинопроизводства К. Прушиньский (изобретатель плеографа – аппарата для съемки и проекции одновременно) начал снимать игровые фильмы в 1902 году. Польский фотограф и кинооператор Б. Матушевский в первых работах по теории кино («Новый источник истории» и «Живая фотография, чем она является и чем должна стать», обе 1898 г., Париж) указывал на огромные возможности кинематографа, в первую очередь как средства исторической документации. В 1908 году сняты первые польские игровые картины: антинемецкий фильм «Прусская культура» М. Товбина и комедия «Антось впервые в Варшаве» Ж. Мейера (открывшая серию «комических» с участием А. Фертнера). Крупнейшую польскую киностудию эпохи немого кино «Сфинкс» («Sfinks») в 1909 году в Варшаве основал А. Херц; в 1911 году здесь осуществлены экранизации национальной классики – «История греха» А. Беднарчика (по роману С. Жеромского), «Меир Езофович» Ю. Остоя-Сульницкого (по роману Э. Ожешко), «Суд божий» С. Кнаке-Завадзкого (по драме «Судьи» С. Выспяньского). В 1910-е годы пользовались популярностью салонные мелодрамы (в т. ч. с участием первой польской кинозвезды П. Негри): «Раба страстей, раба порока» Я. Павловского (1914 г.), «Бестия» Херца (1917 г.). Во время Первой мировой войны (в условиях ликвидации царской цензуры и при поддержке крупных немецких киностудий) и в 1920-е годы производились главным образом патриотическо-пропагандистские фильмы: «Варшавская охранка и ее тайны» (1916 г.), «Царизм и его слуги» (1917 г.), «Для тебя, Польша» Беднарчика (1920 г.), «Чудо на Висле» Р. Болеславского (1921 г.), «Могила неизвестного солдата» Р. Ордыньского (1927 г.). Значительные экранизации этого периода: «Земля обетованная» Херца и З. Гняздовского (1927 г., по роману В. Реймонта), «Канун весны» Х. Шаро (1928 г., по роману Жеромского), «Пан Тадеуш» Ордыньского (1928 г., по поэме А. Мицкевича). Художественными достижениями стали экспрессионистская лента «Сильный человек» Шаро (1929 г., по роману С. Пшибышевского) и мелодрама «Со дня на день» Ю. Лейтеса (1929 г., по роману Ф. Гетеля). Первый значительный звуковой фильм – «Мораль пани Дульской» Б. Неволина (1930 г., по пьесе Г. Запольской). Появление звука в 1930-е годы привело к расцвету кинокомедии, опиравшейся на богатые традиции литературных кабаре: «Люцина – это девушка?» Ю. Гардана (1934 г.), «Антек-полицмейстер» М. Вашиньского (1935 г.), «Этажом выше» Л. Тристана (1937 г.). Утверждению жанра способствовали сценаристы Л. Старский и К. Том, композиторы Х. Варс и Е. Петербургский, актеры Х. Ордонувна, А. Дымша, Э. Бодо. Успехом пользовались мелодрамы: с криминально-феминистским оттенком («Приговор жизни» Гардана, 1933 г.), религиозного характера («Под твою защиту» Лейтеса и Э. Пухальского, 1933 г.), на основе популярной литературы («Знахарь» Вашиньского, 1937 г., по Т. Доленги-Мостовичу). Лучшие фильмы этого периода – проникнутые глубоким психологизмом реалистической драмы Лейтеса: «Молодой лес» (1934 г.), «Девчата из Новолипок» (1937 г., по одноименному роману П. Гоявичиньской), «Граница» (1938 г., по одноименному роману З. Налковской). В первой половине 1930-х годов альтернативу коммерческому кино представляла деятельность группы «Старт» («Содружество любителей кино как искусства»). Режиссеры А. Форд, В. Якубовская, Э. Ценкальский, оператор С. Воль, кинокритик Е. Теплиц исповедовали идеи широко понимаемого «общественно полезного кино». Крупнейшее достижение этого направления – выдержанный в духе веристской поэтики фильм «Легион улицы» Форда (1932 г.). Лидеры авангардных поисков 1930-х годов – супруги С. и Ф. Темерсон, снявшие «иррациональную юмореску» «Приключение порядочного человека» (1937 г.). С началом Второй мировой войны на польской территории в основном снимались хроникально-документальные фильмы (в т. ч. съемки Варшавского восстания 1944 г., проходившие под руководством А. Богдзевича; фильм «Майданек – кладбище Европы» А. Форда, 1944 г.). Первый послевоенный фильм «Запрещенные песенки» Л. Бучковского (1947 г.) – мюзикл о жизни Варшавы во время Второй мировой войны. Важным событием стали первая в истории игрового кинолента о концлагере «Последний этап» В. Якубовской (1948 г., основана на личном опыте режиссера), а также отмеченные влиянием неореализма картины «Граничная улица» (1949 г.) и «Пятеро с улицы Барской» (1954 г.) Форда. Перелом в истории польского киноискусства, где после войны господствовал соцреализм, произошел с приходом в первой половине 1950-х годов поколения молодых режиссеров, положивших начало польской киношколе. Ее виднейшие представители, развивавшие ключевую для искусства Польши романтическую традицию, – А. Вайда, А. Мунк, Е. Кавалерович. Среди других режиссеров этого направления: Т. Конвицкий («Последний день лета», 1958 г., Гран-при Мкф в Венеции), К. Куц («Крест за отвагу», 1959 г.; «Никто не зовет», 1960 г.), В. Е. Хас («Прощания», 1958 г., по роману С. Дыгата; «Как быть любимой», 1962 г.). Благодаря их творчеству в польской кинематографии не только произошло формальное обновление языка, но и появился ряд тем, которых она раньше не касалась: наряду с событиями недавнего военного прошлого, режиссеров польской школы интересовали национальная история, современность, любовные переживания молодых людей предвоенной эпохи. Кино конца 1950-60-х годов обратилось главным образом к актуальным проблемам: некоммуникабельность («Поезд» Е. Кавалеровича, 1959 г.), неустроенность «потерянной» молодежи («Невинные чародеи» А. Вайды, 1960 г.), человеческая разобщенность («Если кто-нибудь знает…» К. Куца, 1966 г.). В первой половине 1960-х годов дебютировали эмигрировавшие вскоре Р. Полански и Е. Сколимовский (исполнивший главную роль в своих картинах «Особые приметы», «Без боя», обе 1965 г.). В. Лещиньский в жанре философско-поэтические притчи рассказал о трагических судьбах людей, отказывающихся жить по навязанным обществом правилам («Житие Матеуша», 1968 г., по роману Т. Весоса «Птицы», Гран-при в Канне). В 1960-70-е годы пользовался успехом жанр исторического «боевика» на основе классической литературы произведений: Г. Сенкевича («Крестоносцы» А. Форда, 1960 г.; «Потоп» Е. Гофмана, 1974 г.), Я. Потоцкого («Рукопись, найденная в Сарагосе» Хаса, 1965 г.), Б. Пруса («Фараон» Кавалеровича, 1966 г.), М. Домбровской («Ночи и дни» Е. Антчак, 1975 г.). На фоне обострения политической ситуации, усиливающегося ощущением острого кризиса системы, в Польше возникло «кино морального беспокойства» (анализ внутреннего состояния людей в условиях нравственной дезориентации общества): фильмы К. Занусси, К. Кесьлевского, А. Холланд, а также Ф. Фалька («Распорядитель бала», 1978 г.), В. Марчевского («Кошмары», 1979 г.; «Мурашки», 1981 г.). Особую роль в развитии этого направления сыграли работы Вайды – впервые так явственно обнажившие проблемы тоталитаризма «Человек из мрамора» (1977 г.) и его продолжение «Человек из железа» (1981 г.) – фильм, частично основанный на документальных съемках гданьских событий 1980 года. В кино-объединении «X» (в 1972-83 гг. худ. рук. – Вайда) выпущены картины, после введения военного положения снятые с проката: «Допрос» Р. Бугайского (1982 г.), «Мать Королей» Я. Заорского (1982 г., по роману К. Брандыса), «Верная река» Т. Хмелевского (1983 г., по роману С. Жеромского). Особняком стояли поиски А. Жулавского и Г. С начала 1980-х годов кино Польши переживало острый кризис. Многие кинематографисты эмигрировали, других отстранили от работы. Огромной популярностью в это время пользовались музыкальные комедии Я. Жешевского, действие которых разворачивалось в предвоенном кабаре («Любовь тебе все простит», 1982 г.; «Годы двадцатые… годы тридцатые…», 1984 г.), ленты Ю. Махульского – ироническая дилогия «Ва-банк» (1982 г.) и «Ва-банк-2, или Ответный удар» (1985 г.), фантастические комедии «Секс-миссия» (1984 г., в отечественном прокате – «Новые амазонки») и «Кингсайз» (1988 г.), «Дежа вю» (1990 г., совм. с СССР). Изменение политической ситуации в 1989 году повлекло за собой перемены и в кинематографе (прекращено государственное финансирование, в прокате преобладала продукция Голливуда). Крупный коммерческий успех имели фильмы «Кролль» (1991 г.), «Псы» (1992 г.) и «Псы-2. Последняя кровь» (1994 г.) В. Пасиковского, перенесшего на национальную почву американские жанровые схемы. Противоположную тенденцию представил Я. Я. Кольский, снимавший поэтические фильмы, проникнутые деревенским мистицизмом: «Похороны картофеля» (1991 г.), «Янчо-Водолей» (1994 г.), «История кино в Попелявах» (1998 г.). Обновление польского кинематографа (актуальная проблематика, авторский стиль) в 1990-2010-е годы связано с К. Краузе – режиссером социальной направленности («Уличные игры», 1996 г.; «Долг», 1999 г.; «Площадь Спасителя», 2006 г.), Д. Кендзежавской, разрабатывающей лирико-психологическую тему («Вороны», 1995 г.; «Я есть», 2005 г.; «Пора умирать», 2007 г.), с жестким реалистическим кинематографом Р. Глиньского («Привет, Терезка», 2001 г.), комедиями М. Котерского («День психа», 2002 г.). Продолжали работать и классики; в частности, А. Вайда поставил фильм «Катынь» (2007 г.) и новаторскую ленту «Аир» (2009 г., по одноименному рассказу Я. Ивашкевича). Среди значительных режиссеров 2000-10-х годов: В. Смажовский – создатель коллективного национального портрета второй половины XX - начала XXI веков («Свадьба», 2004 г.; «Плохой дом», 2009 г.; «Роза», 2012 г.), П. Войчешек – радикальный критик современного общества («Громче бомб», 2002 г.; «Made in Poland», 2011 г.), М. Шумовская – чуткий исследователь психологии героев («Счастливый человек», 2001 г.; «33 сцены из жизни», 2008 г.; «Откровения», 2012 г., совм. С Францией и ФРГ), склонный к эксперименту Л. Барчик («Итальяни», 2011 г.), оптимистично настроенный А. Якимовский («Фокусы», 2007 г.). Среди других режиссеров: П. Тшаскальский («Эди», 2002 г.), М. Пекож («Шрамы», 2004 г., по роману «Дрянье» В. Кучока), Б. Лянкош («Реверс», 2009 г.), Я. Борцух («Все, что люблю», 2010 г.), М. Лехкий («Эрратум», 2011 г.), Я. Комаса («Зал самоубийц», 2011 г.), Л. Давид («Ки», 2011 г.; «Ты бог», 2012 г.). Первым польским документальным фильмом считается хроника Познани (1934 г.).
После Второй мировой войны в основном снимались пропагандистские фильмы (за исключением работ Т. Макарчиньского – «Варшавская сюита», 1946 г.). В середине 1950-х годов возникла «черная серия», отражавшая многообразие реальной жизни: «Дети обвиняют» Е. Гофмана и Э. Скужевского (1956 г.), «Варшава-1956» Е. Боссака и Я. Бжозовского (1956 г.), «У черта на куличках» К. Карабаша и В. Шлесицкого (1956 г.). Карабаш, родоначальник польской документальной школы, выработал концепцию «терпеливого глаза» («Музыканты», 1960 г.). Среди его учеников – К. Кесьлевский («Из города Лодзи», 1969 г.; «С точки зрения ночного портье», 1977 г.), М. Пивовский («Психодрама», 1969 г.; «Штопор», 1971 г.), М. Лозиньский – автор термина «сгущение действительности», подразумевающего провоцирование событий, которые должны произойти («Визит», 1974 г.; «89 мм от Европы», 1993 г.; «Poste Restante», 2008 г.). Также в этом направлении работают Я. Блавут («Ненормальные», 1990 г.) и П. Лозиньский («Такая история», 1999 г.; «Химиотерапия», 2009 г.). В 1970-е годы получил развитие «фильм-эссе»: «Ванда Гостиминьская, ткачиха» В. Вишневского (1975 г.), «Лыжные сцены с Францем Кламмером» Б. Дзиворского, Г. Каргля и З. Рыбчиньского (1980 г.). Последователи А. Фидыка («Парад», 1989 г.) выделяют зрелищность как доминанту документального фильма: работы крупнейшего документалиста М. Кошалка – «Какого прекрасного сына я родила» (1999 г.), «Существование» (2007 г.), «Декларация бессмертия» (2010 г.). Среди режиссеров: В. Старонь («Сибирский урок», 1998 г.; «Аргентинский урок», 2011 г.), В. Касперский («Семена», 2005 г.), Т. Вольский («Счастливчики», 2009 г.; «Врачи», 2011 г.), Б. Конопка («Кролик по-берлински», 2009 г., совм. с ФРГ).
Среди основоположников польского анимационного кино до Второй мировой войны: Ф. Кучковский, Я. Ярош, В. Кованько. Первый послевоенный анимационный ф. «При короле Кракусе» З. Василевского (1947 г.) снят на Студии кукольных фильмов в Лодзи. В середине 1950-х годов начала складываться польская анимационная школа. Основные работы: сюрреалистические фантазии «Дом» В. Боровчика и Я. Леницы (1958 г.), «Лабиринт» Леницы (1962 г.), притчи «Клетки» М. Киевича (1966 г.), «Кресло» Д. Щехуры (1963 г.), абстрактная «кинеформа» – «Тут и там» А. Павловского (1957 г.), фильмы, созданные без использования камеры («Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши» Ю. Антониша, 1978 г.). Новаторским явлением стали фильмы З. Рыбчиньского, расширившие возможности киноязыка (с использованием видео): «Новая книга» (1975 г.), «Танго» (1980 г.). Среди крупных режиссеров 1970-2000-х годов: Р. Чекала («Перекличка», 1970 г.; «Вскрытие», 1973 г.; «Человек и хлеб», 1997 г.), Е. Куча («Шлагбаум», 1976 г.; «Осколки», 1984 г.; «Настройка инструментов», 2000 г.), П. Думала («Кроткая», 1985 г.; «Франц Кафка», 1991 г.; «Преступление и наказание», 2000 г.). В 1990-2000-е годы работали режиссеры: «кукольник» М. Скробецкий («dim.», 1992 г.; «Ихтис», 2005 г.; «Мальчик Дэнни», 2010 г.), М. Вильчиньский («Времена прошли», 1998 г.; «К сожалению», 2004 г.; «Сюси-пуси», 2007 г.), Т. Багиньский (компьютерная анимация «Кафедральный собор», 2002 г., по одноименному рассказу Я. Дукая), С. Темплтон («Петя и волк», 2006 г., по одноименной симфонической сказке С. С. Прокофьева). В числе режиссеров: И. Плючиньская («Джем-сейшен», 2004 г.), В. Сова («Повторы», 2007 г.), М. Босек («Остров гиббонов», 2010 г.), М. Паек («Узы сна», 2011 г.), П. Щепанович («Путевой обходчик», 2012 г.). Национальный фестиваль игровых фильмов проходит ежегодно начиная с 1974 года (до 1986 года в Гданьске, с 1987 года в Гдыне). Международные фестивали: в Кракове (с 1961 г.), Варшаве (с 1985 г.), Вроцлаве («Новые горизонты», с 2006 г.). Действуют киношколы: Национальная высшая школа кинематографии, телевидения и театра им. Л. Шиллера (Лодзь, с 1948 г.), факультет радио и телевидения им. К. Кесьлевского в Силезском университете (Катовице, с 1978 г.), Школа А. Вайды в Варшаве (с 2001 г.). Периодические издания: «Film» (с 1946 г.) и «Kino» (с 1966 г.), альманах «Kwartalnik filmowy» (1951-65 гг., возобновлен в 1993 г.). В Варшаве в 1955 году основана Национальная фильмотека (главный архив польских фильмов), в 2005 году создан Польский институт киноискусства.
Источник:
- Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия : офиц. сайт. – Режим доступа: https://bigenc.ru/geography/text/3177543 (дата обращения 14.11.2018). – Загл. с экрана.