Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Поляки Живопись

Живопись

Польская культура характеризуется тысячелетней приверженностью Римско-католической церкви и многовековой близостью к западноевропейской культурной традиции. Франция, в меньшей степени Италия, Германия и Россия, оказывали заметное влияние на культурное развитие Польши.

Со второй половины XI века утверждается романский стиль.

Редким произведениям скульптуры присуща мягкая обобщенность форм (тимпан портала костела Девы Марии «на песке» во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я половина XII века).

Живописи XII-XIII веков (фрески костелов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.

В XIV-XV веках укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры.

В изобразительном искусстве усиливается реалистическое начало. На готических надгробиях королей появляются наивно-выразительные фигуры «плакальщиков»; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Деревянная скульптура, проникнутая наивно-поэтическим народным мировосприятием, в начале XV века отражает воздействие «мягкого стиля» готики. В главных произведениях готической скульптуры – алтаре костела Девы Марии в Кракове (1477-89 гг., скульптор Вит Стош) – реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись XIV-XV веков отражает контакты с чешским, нидерландским, древнерусским искусством (росписи капеллы замка в Люблине, 1418 г.). В стенных росписях XIV-XV веков утонченность линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костелов в Неполомице, 1360-70 гг., Ленде, 1370 г.), праздничной орнаментацией (росписи костела в Дембно, около 1500 г.). Алтарной живописи XV века при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, национальных типов, жизненных ситуаций. Со второй половины XV века, отчасти под нидерландским воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объема. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с «Успением Богоматери», около 1508 г., Марцин Черный).

В конце XV - начале XVI веков с распространением гуманизма и реформационных учений в Польше складывается культура Возрождения.

В изобразительном искусстве нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В начале XVI века переживает расцвет миниатюра (миниатюры из «Кодекса Бальтазара Бехема» со сценами жизни различных городских сословий; портреты в генеалогической книге семьи Шидловецких, до 1530 года, мастер Станислав Самостшельник). Ренессансным скульптурным надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В конце XVI - начале XVII веков в них усиливается маньеристический декоративизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистические черты сочетаются с воздействием искусства венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла).

С наступлением феодально-католической реакции (начало XVII века) в портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты (алтарные картины К. Богушевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с конца XVII века использовались иллюзионистические приемы итальянского барокко. В середине XVIII века в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистические тенденции. Портретная гравюра XVII-XVIII веков отражала воздействие искусства Нидерландов (Е. Фальк).

На развитие искусства с конца XVIII века влияло просветительство, антифеодальная и национально-освободительная борьба польского народа.

При королевском дворе в Варшаве в последней трети XVIII века главную роль играли иностранные художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документальные виды Варшавы и ее окрестностей создавал Б. Беллотто.

Придворному искусству противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотические настроения эпохи (исторические композиции Ф. Смуглевича, М. Стаховича). Зарождение демократического бытового жанра связано с творчеством Я. П. Норблина (оставившего живые зарисовки жизни Польши, в т. ч, восстания 1794 года) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского.

Предромантические веяния проявились в портретах К. Войняковского.

В первой трети XIX века господствующим направлением был академический классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, которым были свойственны отдельные романтические черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены городской жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского).

В 1840-50-е годы утверждается романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистические крестьянские портреты П. Михаловского; портреты Х. Родаковского).

С середины XIX века получает развитие историческая живопись, которая достигает вершины в 1860-80-е годы в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданственный пафос, драматическую выразительность, реалистическую убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы.

В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академическими тенденциями.

В 1860-е годы распространяется демократическая пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критическими тенденциями (картины на темы народной жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к живописи барбизонской школы национальные пейзажи Ю. Шерментовского, В. Герсона).

Тенденции демократического реализма достигают вершины в 1870-80-е годы (картины на темы восстания 1863-64 годов М. Герымского, композиции на темы городской жизни А. Герымского, поэтически-обобщенные сцены крестьянской жизни Ю. Хелмоньского).

В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта.

С конца 1880-х годов возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский).

На рубеже XIX-XX веков в период «Молодой Польши» распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крестьянского труда Л. Вычулковского) и стиль «модерн».

Искусству польского «модерна» («сецессии») наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспяньского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца.

Переживает новый подъем графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча).

В скульптуре реализм и стиль «модерн» сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже XIX-XX веков возникают попытки обновления декоративно-прикладного искусства, возрождения народных промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щепковского).

После образования буржуазного польского государства (1918 г.) развитие искусства протекало противоречивым путем. Стремление к освоению новейших достижений европейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством.

В изобразительном искусстве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократическую линию в «фольклорном» направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиционного ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польской графической школы XX века (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич).

Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший некоторые приемы кубизма и примитивизма, а также Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщенности изображений.

В творчестве «колористов» (Я. Цибис, Х. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самборский, З. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приемы постимпрессионизма.

Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, Х. Вициньского, живописца В. Стшеминьского и других.

В 1930-е годы усилились социально-критические тенденции. Социальный протест выражали в отвлеченно-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники Х. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к приемам прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке.

В скульптуре стилизация в духе народного творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, Х. Куны, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отдельные приемы кубизма и экспрессионизма, создал собственный стиль, для которого характерны внутренняя значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик).

В период Второй мировой войны 1939-45 годов многие населенные пункты Польши были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены.

В становлении изобразительного искусства народной Польши важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на историко-революционные темы Ф. Коварского, В. Вейса).

В начале 1950-х годов к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, Х. Краевская, А. Струмилло, А. Кобздей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич.

Гуманистические традиции получают новое развитие в скульптурных портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пушет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художественных приемов (графические циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, Х. Томашевского). Традиции «колоризма» сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, Х. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого.

Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и другие. Приемам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, Х. Стажевский. С середины 1950-х годов на первый план выступают самодовлеющие пластические искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Лебенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с конца 1960-х годов – «оп-арт», «поп-арт» и другие неоавангардистские течения.

Источники:

  1. Польский портрет [Текст] : каталог выставки. – Москва : Советский художник, 1976.

  2. Свирида, И. И. Польская художественная жизнь [Текст] / И. И. Свирида. – Москва : Наука, 1978. – 268, [1] c.

  3. Уразова, Л. Польские художники-реалисты [Текст] / Л. Уразова. – Москва : Изобразительное искусство, 1979. – 240 с.

  4. Шедевры польской живописи [Текст]. – Москва : Советский художник, 1974. – 97 с.