Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Поляки Выдающиеся деятели культуры и искусства

Выдающиеся деятели культуры и искусства

ВАЙДА, Анджей (1926-2016) – выдающийся кинорежиссер. Польский режиссер Анджей Вайда родился в Сувалках. Вайда учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Во время учебы он работал вторым режиссером на фильме «Пятеро с улицы Барской», который ставил режиссер А. Форд. Окончив в 1954 году киношколу, режиссер дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино». Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956 г.), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Одной из лучших работ Анджея Вайды этого периода считается лента «Пепел и алмаз», поставленная им по одноименному роману Ежи Анджеевского и рассказавшая о трагедии молодых подпольщиков. Роль Мацека в этом фильме принесла известность актеру Збигневу Цибульскому. В дальнейшем темы войны режиссер касался в картинах «Летна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Перстенек с орлом в короне», «Страстная неделя». Кроме того, Анджей Вайда снимал лирические фильмы и сатирические комедии («Барышни из Вилко», «Березняк», «Земля обетованная», «Невинные чародеи», «Охота на мух»). Немалое место занимают в творчестве режиссера экранизации литературной классики, как польской, так и мировой – «Свадьба», «Сибирская леди Макбет», «Бесы», «Пилат и другие». Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Человек из железа», «Дантон». Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы» и «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому). Творчество режиссера было отмечено премиями «Оскар», «Сезар», «Феликс», а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почетного доктора. В 1999 году Анджей Вайда поставил историческую картину «Пан Тадеуш», рассказывающую о Польше времен Наполеоновских войн. В 2000 году Анджей Вайда получил премию «Оскар» за заслуги в кинематографии.

ВЕНЯВСКИЙ, Генрик (1835-1880) – великий польский скрипач и композитор. Родился в Люблине. В 1843 году был принят в консерваторию в Париже, где с 1844 года был учеником Л. Массарта. В 1846 году, успешно закончив консерваторию, начал активную концертную деятельность. В 1851-53 годах вместе с братом Юзефом выступал в Польше, России, Германии, а затем концертировал во Франции и Англии. В 1860-72 годах был солистом императорского двора в Петербурге. В 1862-68 годах – профессор по классу скрипки Петербургской консерватории. Вместе с Антоном Рубинштейном совершил большое турне по странам Америки (1872-74 гг.). В 1875-77 годах – профессор Брюссельской консерватории по классу скрипки. Затем вновь вернулся к концертной деятельности. Был блестящим виртуозом, которого по яркости таланта сравнивали с великим Н. Паганини. Представитель романтического исполнительского искусства. Как композитор обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки). Его именем названы многие международные конкурсы, учрежденные в Варшаве (с 1935 г.), в Познани (с 1952 г.), а также конкурсы композиторов и скрипичных мастеров (с 1956 г.).

 

ГЕРМАН, Анна Виктория (1936-1982) – популярная певица. Анна Герман родилась в Советском Союзе в городе Ургенче (Средняя Азия) в семье русских переселенцев. Среди ее далеких предков, были эмигранты из Голландии, которые оказались в России в середине XVII века. Прапрадед Анны по отцовской линии, около сорока лет проживший на хуторе на юге Украины, вынужден был отправиться в Среднюю Азию, где и остался навсегда. Родным языком для Анны стал русский язык в силу семейных традиций. Своего отца Анна практически не помнила – когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны. После этого им с мамой пришлось много скитаться – они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война. Мать Анны вторично вышла замуж и после войны в 1946 году они уехали в Польшу на родину ко второму мужу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо ей давались языки (ей с детства приходилось общаться на разных местных языках еще на родине) – она хорошо знала голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь. После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Там на геологическом факультете Вроцлавского университета, проявился ее талант в студенческом театре «Каламбур», на Вроцлавской эстраде. Проучившись шесть лет, в геологию не пошла – выбрала песню. Первый успех пришел к ней на 3-м Сопотском фестивале, потом был триумф на втором фестивале польской песни в Ополе с песней «Танцующие Эвридики». Первые выступления в Москве, где ей предложили записать первую пластинку, снова Сопот, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой. В 1967 году Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо, где были такие знаменитости в то время, как Доменико Модуньо, Далида, Сонни, Шер, Клаудио Вилла. Позже имеет большой успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Все складывалось хорошо, но, к сожалению, судьба обошлась с ней жестоко – она попала в автомобильную катастрофу. Анна с водителем ехали в машине по горной дороге. На одном из сложных участков дороги водитель задремал, и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате столкновения Анну выбросило из машины так далеко, что ее поначалу просто не заметили. В этой автокатастрофе она получает сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. 12 дней Анна не приходит в сознание, затем следуют тяжелые операции, все ее тело заковано в гипс. Лишь к 1970 году она начинает ходить по квартире. Весной 1972 года Герман возобновляет концертные поездки. Осенью она приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда». В Польше у нее не оказалось своего автора, а в СССР ей стали предлагать свои новые песни В. Шаинский, О. Фельцман, В. Добрынин, Е. Птичкин, А. Бабаджанян, Я. Френкель и многие другие композиторы. В 70-е годы А. Герман стала часто исполнять песни для российских слушателей, которые им очень понравились особенно в ее исполнении. Многие из этих песен стали шлягерами того времени, а некоторые остались навсегда. Например: «Надежда», «Когда цвели сады», «Мы долгое эхо друг друга», «Гори, гори моя звезда». В 1975 году у нее родился сын. Вроде все складывалось хорошо, но судьба в очередной раз обошлась с ней жестоко – в начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли – в Австралию. Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Однако спасти А. Герман так и не удалось. Анну Герман похоронили на варшавском кладбище, а на черном надгробии выгравировали скрипичный ключ и ноты.

ЗАНУССИ, Кшиштоф (р. 1939) – польский режиссер, сценарист, педагог, общественный и религиозный деятель. Учился на физическом факультете Варшавского университета (1955-59 гг.), затем на философском факультете Ягеллонского университета в Кракове (1959-62 гг.), окончил Высшую киношколу в Лодзи (1966 г.). Был активистом кинолюбительского движения (ряд фильмов отмечен польскими и международными премиями). Первые профессиональные работы Занусси – среднеметражные игровые («Смерть провинциала», 1966 г.; «Лицом к лицу», 1967 г.; «Зачет», 1968 г.) и документальные («Кшиштоф Пендерецкий», 1968 г.) фильмы – выполнены для телевидения. Дебют в кинематографе – фильм «Структура кристалла» (1969 г., в отечественном прокате – «Размышление») – обозначил круг проблем и особенности поэтики Занусси, определяемой критиками как «поэтический интеллектуализм». В центре внимания режиссера (он же автор или соавтор сценариев всех своих фильмов) – конфликт основополагающих нравственных ценностей и практической морали (или аморализма) современного социума. Глубокий психологизм, максимальная достоверность среды и поведения персонажей, строгая изобразительная стилистика выделялись на общем фоне польского киноискусства, исконно тяготеющего к романтической взволнованности. В середине 1970-х годов Занусси стал признанным лидером «кино морального беспокойства», а его фильм «Защитные цвета» 1976 г.) – знаковым произведением этого направления. Со временем от простых повествовательных структур, характерных для фильмов «Семейная жизнь» (1971 г.), «Квартальный отчет» (1975 г.), телефильма «За стеной» (1971 г.), режиссер перешел к форме притчи («Иллюминация», 1973 г.; «Спираль», 1978 г.; «Константа», 1980 г.; «Императив», 1982 г.). В работах 1980-90-х годов, не оставляя проблем социальной этики, Занусси углубляется в рассмотрение нравственных аспектов веры. Поиск духовного абсолюта составляет драматическую ось фильмов «Из далекой страны» (1981 г., биография Иоанна Павла II), «Состояние обладания» (1989 г.), «Прикосновение руки» (1992 г.), «Брат нашего бога» (1997 г.) и «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000 г.). Зануси обращается и к жанровому кино: детективу («Убийство в Катамаунте» по Дж. Х. Чейзу, 1974 г.), мелодраме («Ночное дежурство», 1975 г., совместно с Э. Жебровским; «Год спокойного солнца», 1984 г.), социальной драме («Персона нон грата», 2005 г.). В 2009 году поставил фильм «Повторный визит», в 2014 году – «Инородное тело». В 1979 году снялся в фильме «Кинолюбитель» К. Кесьлевского, в 2005 году – в телефильме «Паломничество в Вечный город» В. И. Хотиненко. Ставит драматические и оперные спектакли на сценах многих стран мира (в т. ч. в 2008 году поставил спектакль «Дуэт» О. Эскина в Новосибирском драматическом театре «Старый дом»). Художественный руководитель (с 1980 г.), затем директор (с 1989 г.) студии «Тоr». С 1990 года президент Европейской федерации режиссеров (FERA). Консультант понтификальной комиссии по культуре Ватикана. Преподает в университетах и киношколах разных стран, в т. ч. на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве. Государственная премия Польской Народной Республики (1971 г.).

ЛЕМ, Станислав (1921-2006) – знаменитый писатель-фантаст. Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произведениями других жанров (детективной литературы, поэзии), классик современной научной фантастики. Родился во Львове. Был вынужден прервать учебу в Львовском медицинском институте в связи с началом Второй мировой войны; в годы немецкой оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове и некоторое время работал по специальности; с начала 1950-х годов – профессиональный писатель. Дебютировал в литературе в 1946 году; в научной фантастике – тогда же (рассказы «Чужой» и «История одного открытия», а также повесть «Человек с Марса»). После установления в Польше военного положения в 1980 году уехал в Западный Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х годов. Почетный директор Вроцлавского политехнического института. Лауреат многих национальных и иностранных литературных премий, в т. ч. Государственной премии ПНР (1976 г.), Государственной премии Австрии (1956 г.). Научная фантастика и философское творчество Лема (одного, видимо, из последних мыслителей-энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произведений, представляет собой уникальный литературный и общекультурный феномен 2-й половины XX века. Обычно в научно-фантастических романах и рассказах писателя, многие из которых входят в золотой фонд современной научной фантастики, «обкатывались» его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив различных наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным научно-фантастическим произведениям Лема относятся: ранние романы – «Астронавты» (1951 г.; рус. 1955 г.) и «Магелланово облако» (1955 г.; рус. 1958 г.); сатирические циклы – «Звездные дневники Ийона Тихого» (1957 г.; рус. 1961 г.), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и цикл «Кибериада», также составивший несколько сборников; цикл о космическом пилоте Пирксе – сборник «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968 г.), поздний роман «Фиаско» (1987 г.); романы – «Эдем» (1959 г.; рус. 1967 г.), «Солярис» (1961 г.; рус. сокр. 1963 г.; доп. 1976 г.), «Возвращение со звезд» (1961 г.; рус. 1965 г.), «Непобедимый» (1964 г.; рус. 1964 г.). Одна из повестей о Пирксе и роман «Солярис» экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Лем также известен оригинальной философски-футурологической книгой «Сумма технологии» (1964 г.; рус. 1968 г.), рядом философских и литературно-критических трудов.

МАЛЕВИЧ, Казимир Северинович (1878-1935) – российский живописец, график, педагог, теоретик искусства. Родился в семье выходцев из Польши. Учился в Киевской рисовальной школе (1895-96 гг.), затем в Москве – в МУЖВЗ (1904 г.), студии Ф. И. Рерберга (1905-10 гг.). В первой половине 1900-х годов работал преимущественно с натуры, писал этюды на пленэре («Цветочница», 1903 г.). Знакомство с М. Ф. Ларионовым приобщило его к новым течениям в искусстве; участвовал во многих выставках, инициированных Ларионовым, а также в выставках объединения «Бубновый валет» и петербургского общества «Союз молодежи» (член общества в 1913-14 гг.). Картины Малевича начала 1910-х годов на темы из жизни крестьян и российской провинции представили его собственный вариант неопримитивистских исканий, характерных для круга художников Ларионова, свидетельствуя вместе с тем о его знакомстве с творчеством П. Гогена и мастеров французского фовизма. Интенсивность цвета, сила контрастов словно бы деформировали своим напором рисунок и композицию декоративно-экспрессионистических гуашей «Купальщик», «На бульваре», «Садовник» (все – 1911 г.). Стилистику своих работ 1912-15 годов сам Малевич определял как «заумный реализм» (1912 г.), «кубофутуристический реализм» (1913 г.). Алогизм, иррациональность образов использованы им как инструмент разрушения «омертвевшего» традиционного искусства; произведения Малевич этого периода построены на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывающихся в репрезентативно-декоративную композицию, не поддающуюся однозначному истолкованию («Точильщик. Принцип мелькания», 1912 г.; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе – 1914 г.; «Англичанин в Москве», 1914 г.). Портреты этого времени – И. В. Клюна («Усовершенствованный портрет строителя», 1913 г.), М. В. Матюшина (1913 г.) – воссоздавали человеческий облик, сложенный из разнообразных зрительных и тактильных ощущений, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Принципы кубофутуризма художник реализовал также в оформлении футуристической оперы «Победа над Солнцем» М. В. Матюшина на текст А. Е. Крученых и В. Хлебникова (1913 г.), творческое содружество с которыми началось в 1912 году. В 1915 году на выставке в Петрограде Малевич впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в т. ч. самое знаменитое свое произведение – «Черный квадрат» («Черный квадрат на белом фоне»; «Черный супрематический квадрат», 1914-15 гг.). Эта картина, по мнению художника, стала завершением прежнего искусства: ставя своеобразную «точку» в конце существования старого доавангардного творчества, она должна была знаменовать начало нового творчества во всех сферах культуры. Беспредметность супрематизма (в свою очередь, подразделявшегося Малевич на 3 ступени – черный, цветной и белый) рассматривалась автором как новая ступень художественного сознания, как платформа для дальнейшего развития всех пространственных искусств, включая архитектуру. После Февральской революции 1917 года Малевич присоединился к Объединению левых художников; в первые дни Октябрьской революции 1917 года был избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля. В Петрограде создал декорации для постановки пьесы «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (1918 г.), в Москве преподавал в Свободных художественных мастерских (1919 г.). Персональная выставка Малевич в Москве в конце 1919 - начале 1920 годов, по замыслу самого художника, разворачивалась от ранних импрессионистических работ через примитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму. Завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами – наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. С сентября 1919 года по весну 1922 Малевич работал в Витебске, где преподавал в Народной Художественной школе, возглавляемой М. З. Шагалом. В эти годы написаны почти все теоретические тексты художника, в т. ч. рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность» (1922 г.) – программный документ русского художественного авангардизма. В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердители нового искусства» («Уновис») Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественных, педагогических, утилитарно-практических сферах бытования супрематизма. После переезда в Петроград (1922 г.) алогические возглавил Музей художественной культуры (1923 г.), реорганизованный в 1924 году в Институт художественной культуры (Гинхук; государственный с 1925 г.; закрыт в 1926 г.). В рамках экспериментальной работы Гинхука он проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории «прибавочного элемента» в живописи. В середине 1920-х годов исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в формировании пространственно-объемного супрематизма. Вскоре алогические приступил к изготовлению объемных супрематических построений («архитектонов»), служивших, по его мысли, моделью новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового всеобъемлющего универсального стиля. После поездки в Польшу и Германию (1927 г.), где Малевич познакомился с В. Гропиусом и Л. Мохой-Надем и оставил значительное количество произведений и архив (предполагая в будущем совершить турне по Европе), он разрабатывал (вместе с И. Г. Чашником и Н. М. Суетиным) идею социалистических городов-спутников Москвы; опубликовал в харьковском журнале «Нова генерацiя» 12 статей о новых направлениях в искусстве, начиная с П. Сезанна (1928-30 гг.); читал курс лекций по теории живописи в Доме искусств в Ленинграде (1930 г.), создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, участвовал во многих выставках (после показа его работ в 1935 году произведения Малевича не экспонировались в СССР вплоть до 1962 года). С 1928 года художник возвратился к живописи, воссоздавая темы и сюжеты раннего «крестьянского» цикла. Еще одну серию постсупрематических картин представляют холсты, где обобщенно-абстрагированной формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа. Творчество Малевича последнего периода тяготело к реалистической школе русской живописи.

МИЦКЕВИЧ, Адам (1798-1855) – знаменитый польский поэт. Родился в Новогрудке в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 году закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 годах опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 году за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 году получил разрешение выехать в Западную Европу. В России Мицкевич написал «Крымские сонеты» (Sonety krymskie, 1826 г.) и эпическую поэму в байроновском духе «Конрад Валленрод» (Konrad Wallenrod, 1828 г.), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829-31 годах жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830-31годов, в 1832 году поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832-34 годах написаны две его величайшие поэмы: III часть «Дзядов» (Dziady) и «Пан Тадеуш» (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812 году; в основе сюжета – распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой. После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 году он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 году подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 году отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 году он был отправлен в отставку. В 1855 году Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер в 1855 году. В 1890 году прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

НОРВИД, Циприан Камиль (1821-1883) – крупнейший поэт, драматург, художник. В 1842 году он покинул родину и уехал в Италию, желая продолжить художественное образование. В 1846 году был арестован в Берлине прусскими властями, после освобождения перебрался в Париж. В конце 1852 года выехал в Америку, затем снова вернулся в Европу, жил в Париже. Современник Мицкевича, Словацкого, Шопена. С грустью называя себя «неизвестным поэтом», он верил в возрождение гармонии в искусстве, которое, как утверждал поэт, можно постичь лишь в «обществе свободных личностей», отстаивающих свое право мыслить и созидать; он был сторонником прогрессивной эволюции, выступая против революционного насилия; именно в искусстве он видел силу воздействия на социальную действительность (поэма «Promethidiоn» – 1848-50 гг.). Современники ценили Норвида как блестящего оратора и великолепного декламатора, прекрасного художника, но только создатели «Молодой Польши» оценили его литературный гений. Литературное наследие поэта характеризуют глубокие философские обобщения, смелое новаторство, но прежде всего – всесторонний интерес к человеку, к содержанию его жизни. Наиболее оригинальны его цикл «Vade mecum» (1865-66 гг.), в который вошел шедевр норвидовской лирики «Рояль Шопена», а также «Вещь о свободе слова» (1869 г.). Эти и многие другие жемчужины интеллектуальной лирики поэта были опубликованы посмертно. Последние годы поэт жил в крайней нищете. С февраля 1877 года он был вынужден жить в приюте на парижской окраине Иври. Скончался в 1883 году. Спустя пять лет прах поэта был перенесен на кладбище Монморанси и погребен в общей могиле безвестных польских скитальцев. Большинство важнейших творений поэта сохранилось во фрагментах и дошло до нашего времени в рукописях: «За кулисами», «Тиртей», «Клеопатра», «A Dorio ad Phrygium», «Перстень великосветской дамы», «Эмиль из Гоставя», «Графиня Пальмира». Сегодня имя Норвида в пантеоне польской литературы находится рядом с именами Мицкевича и Словацкого.

ПЕНДЕРЕЦКИЙ, Кшиштоф (р. 1933) – выдающийся композитор и дирижер, одна из самых интересных личностей в современной мировой музыке, один из создателей современного музыкального авангарда. Выпускник Ягеллонского Университета и Высшего Государственного Музыкального Училища в Кракове (позже переименованного в Музыкальную Академию). С 1958 года профессор композиции. Преподавал во многих учебных заведениях в Польше и за границей. В 1972-87 годах ректор Музыкальной Академии в Кракове. В 1987-90 годах был художественным руководителем Краковской филармонии. С 1988 года – главный дирижер Северно-немецкого оркестра радио в Гамбурге. Почетный член Королевской Музыкальной Академии в Лондоне и Стокгольме, почетный доктор многих университетов, лауреат самых престижных музыкальных премий мира, в том числе им. Сибелиуса в Хельсинки (1983 г.), премии «Гремми» в США (1988 г.), «Грейвмейер Авард» в США (1990 г.). Важнейшие произведения К. Пендерецкого: «Памяти жертв Хиросимы – трен» (1960 г.), «Страсти по Луке» (1963-65 гг.), «Заутреня» (1970 г.), «Космогония» (1970 г.), «Магнификат» (1974 г.), «Семь врат Иерусалима» (1996 г.), оперы: «Люденские демоны» (1968 г.), «Потерянный рай» (1978 г.), «Черная маска» (1987 г.), «Король Убю» (1991 г.). Автор пяти симфоний, трех квартетов, ряда концертов.

СЛОВАЦКИЙ, Юлиуш (1809-1849) – великий поэт и драматург. Наряду с А. Мицкевичем является основоположником польского романтизма. Образование получил в Вильнюсском университете им. Стефана Батория. Во время ноябрьского восстания 1830 года работал в Дипломатическом бюро Национального правительства. В патриотических стихах, написанных в этот период, звучит голос поэта-гражданина. «Воскресение народа стало моментом воскресения мечтаний», – писал позже Ю. Словацкий в автобиографии. Однако в марте 1831 года поэт покинул Варшаву (уехал как дипкурьер в Париж, а затем в Лондон). После поражения восстания Ю. Словацкий остался в эмиграции. Жил в основном в Париже, 1833-36 годы провел в Женеве, в 1837-38 годах путешествовал по Греции, Египту и странам Ближнего Востока. В своих ранних произведениях Ю. Словацкий подражал Байрону и Шекспиру. В период зрелого творчества стал выразителем исканий и разочарований своего поколения, предъявляя от его имени счет жизни и истории. Творчество поэта поражает многогранностью жанровых поисков, обилием замыслов, многие из которых, впрочем, так и не были доведены до конца. Особенно значителен его вклад в развитие романтической драмы. Драмы «Кордиан» (изд. 1834 г., пост. 1899 г.), «Балладина» (1835 г., изд. 1839 г., пост. 1862 г.), «Лилла Венеда» (1840 г., пост. 1863 г.) являются шедеврами польской драматургии. Мотивы индивидуального трагизма переплетаются в них с национальными историко-философскими проблемами. В драмах «Балладина» и «Лилла Венеда» поэт пытался найти в мире мифов и преданий образцы национального характера и истории. Мастерство в соединении трагических и комических мотивов, фантазии и реальности, которое заметно в «Балладине», наиболее полно проявилось в поэме «Беневски» (1841 г., неоконч.), шедевре романтического субъективизма и литературной полемики. Другие важнейшие произведения Ю. Словацкого: прозаическая поэма «Ангелли» (1938 г.); драмы «Горштынский» (1835 г.), «Мазепа» (1840 г.), «Серебряный сон Саломеи» (1844 г.), «Самуэль Зборовский» (1845 г.); романтическая комедия «Фантазий» (1841 г.); неоконченная историко-философская поэма «Король-дух» (1845-49 гг.). Умер Ю. Словацкий в Париже. С 1927 года прах поэта покоится в Кракове в усыпальнице Вавеля. Творчество Ю. Словацкого оказало огромное влияние на развитие польской литературы («Молодая Польша» признала поэта своим покровителем и предшественником) и по сей день является живым источником идейного и художественного вдохновения.

ТЫШКЕВИЧ, Беата (р. 1938) – польская актриса. В 1957-58 годах училась в Высшей театральной школе в Варшаве. В 1957 году дебютировала в кино («Месть»). Тышкевич отличают аристократизм, духовная утонченность, чувство стиля, интеллигентность («Самсон», «Сегодня ночью погибнет город», «Действительно вчера», «Черные крылья», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Пепел», «Марыся и Наполеон»). В 1969 году исполнила роль Варвары Павловны в фильме «Дворянское гнездо» А. С. Кончаловского. Одна из самых популярных актрис 1960-х годов, Тышкевич представила глубокие драматические характеры в картинах «Кукла», «Все на продажу», «Дом моих сыновей», «Ночи и дни», «Уленшпигель со святых гор», «Самозащита», в телефильме «Большая любовь Бальзака». С 1980-х годов перешла на возрастные роли второго плана, продолжая оставаться «национальным символом» Польши; героинь Тышкевич характеризуют независимость, тонкий ум, внутренняя сила, обаяние женственности («Контракт», «Эдит и Марсель», «Синтез», «Сезон охоты на фазанов», «Комедиантка», «День кита»). Среди других фильмов: «Европейская история», «Прекрасная незнакомка», «В августе 44-го», «Замена», «Перед смертью», «11 минут», телефильм «Линия Марты».

 

ЦИБУЛЬСКИЙ, Збигнев (1927-1967) – польский актер. В конце 1940-х годов учился в Академии торговли в Кракове и Ягеллонском университете. По окончании Высшей театральной школы в Кракове (1953 г.) актер и режиссер в театрах Гданьска и Варшавы. В 1955 году дебютировал в кино (Костек – «Поколение»). Символом поколения актера сделала принесшая ему широкую известность роль Мацека («Пепел и алмаз» А. Вайды). Воплощая противоречивые характеры («Любовь в 20 лет», «История одной ссоры», «Сальто», «Шифры»), Цибульский отличался импульсивной, в высшей степени эмоциональной манерой игры. В 1960-е годы снимался в комедийных лентах («Девушка из банка», «Разводов не будет», «Итальянец в Варшаве»). Среди других фильмов: «Три старта», «Конец ночи», «Крест за отвагу», «Поезд» (в советском прокате – «Загадочный пассажир»), «Кукла», «Молчание», «Любить», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Йовита», «Преступник оставляет след». Трагически погиб. Памяти Цибульского посвящены фильмы «Все на продажу» Вайды и «Збышек» Я. Лясковского (оба 1969 г.).

 

ЧЕРВОНЫ ГИТАРЫ – популярнейший польский молодежный ансамбль шестидесятых годов. Основан в 1965 году в Грыни Я. Косселем. В состав входили также: С. Караевски, К. Кленчон, Х. Зомерски, Я. Срыпчак и Б. Дорновски. «Червоны гитары» (Красные гитары) очень быстро завоевали популярность. В их репертуаре было множество популярных песен. Наиболее известные из них: «Матура» (Matura), «Не задирай нос» (Nie zadzieraj nosa), «Ведь ты боишься мышь» (Bo ty sie boisz myszy), «Никто на свете не знает» (Nikt na swiecie nie wie), «Белый крест» (Bialy krzyz), «Анна Мария» (Anna Maria), «Цветы в волосах» (Kwiaty we wlosach), «Разрешено с 18 лет» (Dozwolone od lat 18-tu). В 1968 году песня «Такие прекрасные глаза» (Takie ladne oczy) получила награду Комитета по делам Радио и Телевидения (Przewodniczacy Komitet d.s. PR i TV), а в 1969 году «Белый крест» (Bialy Krzyz) получил награду Министра Культуры и Искусства (Ministr Kultury i Sztuki). В 1970 году из группы вышел Кленчон. «Червоны гитары» после небольших изменений в составе в 1977 году в Сопоте завоевали вторую награду на конкурсе «Евровидение» с песней «Не успокоимся» (Nie spoczniemy).

 

ШОПЕН, Фредерик (1810-1849) – польский пианист и композитор. Один из крупнейших музыкантов-романтиков. Шопен воспитывался в Варшаве в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла его мать. Отец – Миколай Шопен – француз по происхождению, образованный сын вогезского крестьянина-винодела, прибыл из Лотарингии и остался в Польше, чтобы избежать службы в наполеоновской армии. Мать – Юстына Кшижановска – служила экономкой у графини Скарбек в поместье Желязова Воля. Юность Шопена – это постижение тайн композиции у Юзефа Эльснера, ректора консерватории; это быстрые успехи игры на фортепиано, это варшавские рауты, концертирование в фешенебельных салонах и летние каникулы в поместьях товарищей по пансиону. Музыкальные способности Шопена проявились исключительно рано: уже в восьмилетнем возрасте его называли «польским Моцартом». 24 февраля 1818 года он дал первый публичный концерт. О нем заговорила вся Варшава. Шопен был пристальным наблюдателем окружавшей его жизни: следил за сменой стилей и мод, прежде всего – в мире искусства, за варшавскими спорами сторонников классицизма и романтизма. Одновременно происходило формирование Шопена как пианиста. Его выступления привлекли внимание публики и прессы в Варшаве, затем в Вене, где он дал первый концерт в 1829 году. В Вене же Шопена застало известие о начавшемся в Варшаве восстании, что вызвало у композитора, многие друзья которого участвовали в этом восстании, тяжелый душевный кризис. Трагические переживания этого времени отразились в созданных вскоре этюдах. Трем этюдам было дано название «Революционный» в силу исключительно драматического характера. Размышления о судьбах Польши и патриотический дух прозвучали позднее в героических полонезах Шопена, а отголоски тоски по Польше звучат в некоторых мазурках, написанных на Мальорке и в Ноане. Осенью 1831 года Шопен приезжает в Париж. Первый парижский концерт 26 февраля 1832 года сразу же принес ему огромную популярность. Шопен быстро покорил парижские салоны своим блистательным юмором и гением импровизации, быстро вошел в избранный круг людей искусства. Здесь он сблизился с Листом, Мендельсоном, Мейербером, Галеви, Гейне, встречался с Мицкевичем, который безуспешно уговаривал его написать патриотическую оперу. Большую роль в жизни Шопена того парижского периода сыграла известная писательница Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд. Шопен бывал в ее летней резиденции в Ноане, госпожа Санд сопровождала уже тогда тяжело больного композитора в его поездке на Мальорку. В те годы (1838-47) были написаны лучшие произведения Шопена – баллады, скерцо, фантазия фа минор, сонаты си-бемоль минор и си минор, баркарола, ряд вальсов и мазурок, а также полонезы фа-диез минор, ля-бемоль мажор и полонез-фантазия. В Ноане завершилось его творчество. После разрыва с Жорж Санд композитор отправился на несколько месяцев в Англию и Шотландию. Шопен скончался в Париже и был похоронен не кладбище Пер-Лашез. Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: «Фредерику Шопену – соотечественники». Шопен был одной из ярчайших творческих индивидуальностей в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. Он сознательно посвятил себя только фортепианному творчеству, не писал ни опер, ни симфоний. Но он впервые превратил фортепианную музыку в столь самостоятельное мощное художественное царство.