Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Поляки История культуры и искусства

История культуры и искусства

Польская культура, до сих пор хранящая память о «Речи Посполитой обоих народов», – это «культура пограничья», рожденная в самом центре Европы. Она соединяет традиции Востока и Запада – мистицизм православия с латинской античностью, живой культ икон с еврейской традицией хасидов, сарматскую мифологию в стиле барокко с живописным фольклором.

В Польше, на перекрестке Европы, тесно сплелись и проникли друг в друга культурные традиции многих народов, и эта взаимосвязь постоянно вдохновляет артистов, художников, писателей. Непрекращающийся диалог с прошлым, неистовое упорство в «обращении к корням» характеризует даже авангардное искусство, которое также включается в создание коллективной и личной самобытности.

Литература

Литература с самого начала – а первые литературные тексты, написанные по-польски, датируются XIII веком – до самого конца XVIII столетия польская литература, литература свободной страны (в XVI веке даже державы), переживала все явления и метаморфозы европейской литературы, рождая таких эпохальных поэтов, как Ян Кохановский, Миколай Семп-Сажиньский или Игнацы Красицкий. Все они входят в европейскую плеяду творцов Ренессанса, барокко и Просвещения. Литература – единственная форма экспрессии и сохранения национального и культурного самосознания. Язык – единственная родина. Это приводит к тому, что в польской литературе XIX века, как никогда до и никогда после, слово поэта обретет статус наивысшей справедливости, добра, права, правды, чуть ли не откровения. Польская литература XX века, особенно после обретения Польшей независимости после Первой мировой войны борьбу против «обязанности» сделала одним из своих ярчайших отличительных признаков. Витольд Гомбрович – наверное, самый выдающийся польский прозаик современности, писатель мирового значения, именно освобождение, «выход из польских рамок» сделал главной темой своего новаторского творчества.

В 1989 году польская литература обогащается новыми тенденциями. Самыми яркими и интересными являются поиски духовных корней или собственной «малой родины» в хитросплетениях новейшей истории (романы Павла Хюлле, Стефана Хвина, Антони Либеры), а также попытки введения в художественную литературу языка современных СМИ, знаковых явлений и героев массовой культуры. Польша не оскудела талантами. И теперь есть в ней и Нобелевские лауреаты. Вместе с поэтом, философом Чеславом Милошем в 1996 году этой почетной премии была удостоена Вислава Шимборская. За свою жизнь поэтесса успела выпустить около двух десятков стихотворных сборников, и почитатели называют ее «Моцартом в поэзии».

Живопись

Польская живопись XIX века развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. В XIX веке разгорелась в Польше дискуссия «о смысле существования польского национального искусства». На пути от романтизма к современности крутым поворотом стала борьба позитивистов за автономию живописи и сближение искусства с действительностью.

Мастерство польских художников можно оценить в музеях и галереях Варшавы, Кракова и других городов. Особенно стоит отметить выдающегося польского художника Яна Матейко. Его работы посвящены главным образом ключевым моментам истории Польши. Внутреннее убранство Костела францисканцев в Кракове представляет собой один из прекраснейших примеров европейского декоративного искусства в стиле модерн. Его автор Станислав Выспяньский, ученик Яна Матейко – это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название «Млода Польска».

Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Одной из важнейших и наиболее долговечных традиций в польской живописи является колоризм – польская разновидность постимпрессионизма. Художники из творческого объединения «Парижский комитет» совершали паломничества в город над Сеной в поисках инспирации и света, а после возвращения исполняли роль апостолов «хорошей живописи». Главным были для них гармония красок, выразительность цвета и мазка, красота полотен, напоминающих переливающиеся ткани.

Поколения колористов оказали большое влияние на всю систему художественного обучения, создав польскую школу колоризма, характеризующуюся особой восприимчивостью к цвету и декоративным изяществом полотен. Народное творчество сегодня интересует не только этнографов и исследователей сельских обычаев. Из богатой сокровищницы народной культуры черпают также профессиональные художники, графики, скульпторы, находя к родимым этническим мотивам новый творческий подход. Эугениуш Муха – мастер по церковной росписи, подвергает религиозные темы смелой, неординарной интерпретации. В произведениях Мухи проглядывается польская деревня с ее вырезанными из дерева фигурками святых, оконной росписью, ярмарочной мишурой праздников, но также и золотыми средневековыми алтарями или каменными надгробьями.

Театр

Наряду со многими видами и вариантами драматического театра, в основу которого положено художественное слово, в Польше развиваются и достигают замечательных результатов такие театральные жанры как пластичный театр, музыкальный театр, театр жеста. Растет популярность кукольного театра, театра фигур и теней. В Польше есть даже театр рисунка и театр огня и бумаги. Репертуар польских театров включает в себя и национальную классику – пьесы Адама Мицкевича (1798-1855), Юлиуша Словацкого (1809-1849), Станислава Выспяньского (1869-1907), и современный авангард. Тон здесь задавали Ежи Гротовский и Тадеуш Кантов. Так же, как и в других странах Европы, в Польше наиболее распространен такой вид театра, как драматический, опирающийся на деятельность относительно постоянных коллективов. Во второй половине 90-х годов в польский театр влилось молодое поколение режиссеров, предпринявших попытку создания спектаклей, отвечающих опыту и проблемам поколения тридцатилетних, воспитанных на массовой культуре, привыкших к быстрой смене видеоряда, при этом все больше теряющихся в мире потребления. Лидерство в этом направлении держит Варшавский театр «Розмаитощи», называемый самым быстрым театром города.

Музыка

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фредерик Шопен, произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. Два десятилетия между мировыми войнами отметились инициативой организации международных конкурсов, в том числе – сегодня одного из старейших в мире Конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (выдающегося скрипача-виртуоза), проходящего в Познани с 1935 года, или Международный конкурс пианистов им. Фредерика Шопена в Варшаве (с 1927 года, на котором дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак, Кристиан Цимерман). Среди композиторов ведущее место занимал в то время Кароль Шимановский – создатель яркой, эмоциональной музыки, часто окрашенной фольклорными мотивами (примером может служить балет Харнаси). Музыка Шимановского в последнее время обрела большую популярность в Европе, благодаря сэру Симону Рэтлу – дирижеру Бирмингемского симфонического оркестра, активно популяризирующему произведения польского композитора (запись ряда альбомов по заказу фирмы звукозаписи EMI). Ведущим представителем музыкального авангарда считается Войцех Киляр, писавший в основном музыку для кинофильмов, а также автор сочинений для оркестра. В атмосфере расчета с авангардистским прошлым многие композиторы обратились к забытым традиционным идеалам. Особенно ярко это проявилось в творчестве Павла Шиманьского и Павла Микетына. Их произведения характеризуются оригинальными ассоциациями со стилистикой классицизма, романтизма и даже барокко. Что характеризует современную эстрадную музыку? В первую очередь то, что ее жизнь сейчас регулируется не столько канонами искусства, сколько принципами рынка.

Послевоенная история легкой музыки в Польше началась с увлечения джазом. Джаз главенствовал на эстраде до 1950 года. Потом коммунисты, находившиеся у власти, решили, что джаз – это не что иное, как проявление симпатии к вражеской идеологии. Джаз подвергся официальному осуждению, а на исполнение и слушание этой музыки был наложен запрет. И только в середине 50-х годов вместе с «идеологической оттепелью» появились первые ростки творческой свободы. В 1956 году энтузиасты джаза, лидером которых считался непокорный писатель Леопольд Тырманд (позже эмигрировавший), организовали первый в Польше международный фестиваль джаза. Сегодня он известен под названием Jazz Jamboree и пользуется славой старейшего джазового фестиваля в Европе. Пик творческой активности в создании собственного музыкального стиля пришелся в Польше на 60-е годы. Тогда в литературу, кино, театр, на эстраду и в джаз – не только в Польше, но и во всем мире – пришла талантливая молодежь. Образ польской музыки будет неполным, если не вспомнить о польских композиторах – авторах музыки к кинофильмам. Их достижения известны уже давно и удостоились многочисленных премий. Музыка из кинофильмов переходит из кино в простую жизнь народа. И каждый напевает полюбившийся мотив.

Источники:

  1. Залеский, М. Польская литература – какая она сегодня? [Текст] / М. Залеский // Иностранная литература. – 2006. – № 8. – С. 264-271.

  2. Свирида, И. И. Сады века философов в Польше [Текст] / И. И. Свирида. – Москва : Наука, 1994. – 215,[1] с.