Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Поляки Театр

Театр

Становление театрального искусства Польши связано с развитием на ее территории в XVI-XVII веках традициях европейских средневековых жанров – мистерии и моралите. Среди текстов: «История о славном воскресении господнем» Миколая из Вильковецка (между 1570 и 1580 гг.), «Диалог о чудесном рождении Сына Божиего» Яна Кароля Дахновского (1621 г.), «Явление милосердной милости Божией, представленной в жизни святой Марии Магдалины» (1656 г.). Из мистериальных действ выделился особый жанр кукольного театра – шопка. Одна из первых польских трагедий в подражание античным образцам – написанная белым стихом пьеса Я. Кохановского «Отравление послов греческих» (1578 г.). Искусство польских бродячих актеров (франтов) повлияло на развитие жанра комедии рыбалтов (учителей, отстраненных иезуитами от преподавания) – разновидность ренессансной комедии с антиклерикальными мотивами. Развивался и придворный театр. В Кракове в 1500-25 годах при дворе, в залах замка на Вавеле, и в домах знати выступали ученики Ягеллонского университета с переводами античных пьес (эти представления получили название «театр гуманистов»). В 1637 году в королевском замке в Варшаве создан специальный зал для театральных представлений. В Варшаве в 1765 году открыт первый профессиональный польский театр – «Театр Народовы». В конце XVIII - начале XIX веков его возглавлял актер, режиссер, драматург В. Богуславский. Среди драматургов – Ю. Немцевич, Ф. Заблоцкий; среди актеров – А. Трусколяская, С. Дешнер, Б. Кудлич. В 1781 году в Кракове открыт Старый театр. Крупнейшее произведение польского драматургического классицизма – трагедия «Барбара Радзивилл» А. Фелиньского (1811 г.). XIX век в Польше ознаменован расцветом драматургии. Поэты-романтики (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, З. Красиньский) создали новый тип поэтической драмы, в ней реальные факты тесно переплетаются с яркими художественными образами, символами, в центре драмы – героическая личность, борющаяся за независимость своей родины. Эти пьесы были запрещены к постановке. Развивалась комедия, в этом жанре работал А. Фредро. В 1829 году в Варшаве открыт филиал «Театра Народовы» – «Розмаитости» (в 1836 году труппы слились под названием «Розмаитости», с 1924 года «Театр Народовы»), первый руководитель – Б. Кудлич. Среди учеников Кудлича – один из лучших польских актеров-романтиков Я. Круликовский. Во второй половине XIX века центром театральной жизни стал Краков, здесь сформировалась краковская актерская школа (крупнейшие представители: С. Козьмян, Х. Моджеевская, Л. Сольский). Географическое положение Польши предопределило пути развития национального театрального искусства. Европейские влияния, художественные течения, эстетические направления, родившиеся в русском, французском, немецком театрах, переплетаются и видоизменяются на польской почве. Эта тенденция ярче всего проявилась на рубеже XIX-XX веков. Режиссерское искусство Польши развивалось в двух направлениях: монументальный, поэтический театр Л. Шиллера, продолжающий традиции польского романтизма, и реалистический, психологический театр Ю. Остэрвы, опиравшегося на Станиславского систему. В Варшаве в 1913 году открылся «Театр Польский» под руководством А. Шифмана. Выдающиеся драматурги этого периода – С. Пшибышевский, С. Выспяньский. В 1920-30-е годы в г. Закопане С. И. Виткевич разрабатывал театральную теорию «чистой формы»: по его убеждению, содержание не является главным предметом воплощения в театре. В 1950-х годах одни польские режиссеры (Э. Аксер, К. Деймек, Е. Яроцкий, А. Бардини, З. Хюбнер, Е. Кречмар) развивали идею театра «актера и литературы», в котором режиссерский метод растворяется в материале, другие (А. Ханушкевич, А. Вайда, Е. Гжегожевский) выступали за примат режиссуры. Обе тенденции синтезировались в творчестве К. Свинарского. В 1953 году свой первый спектакль представил польский театр телевидения, ставший уникальным явлением культурной жизни страны. Польский театр телевидения (несколько раз в неделю в установленное время зрителей знакомят с постановками, осуществленными в условиях телестудии или снятыми в театре) создал свой уникальный язык и разрабатывает новейшие способы передачи специфики театрального повествования средствами телевидения. Специфическая черта польского театра (большинство режиссеров имеют художественное образование) определила пути его развития в 1960-90-е годы, когда ключевыми в эстетике стали эксперименты с пространством сцены. Поиски экспериментаторов связаны с открытием небольших авторских театров-студий. Т. Кантор в 1955 году открыл в Кракове театр «Крико-2» (существовал до 1991 г.), где пытался реализовать концепцию «чистой формы» С. И. Виткевича, а в 1970-80-е годы разрабатывал свою сценическую эстетику в спектаклях «Театра смерти». В 1972 году в Варшаве Ю. Шайна создал театр «Студио». Важным явлением не только польского, но и мирового театра стало творчество Е. Гротовского. Его проекты повлияли на формирование театральных трупп, близких направлению антропологического театра. Так, в 1977 году В. Станевский открыл Центр театральных практик «Гардзенице» (спектакли опираются на фольклорно-этнические исследования, песни и танцы становятся основой работы с актерами, подлежат переосмыслению как важнейшая часть культурного развития человечества, внимание акцентируется не на национальной культуре, а на общности всех существующих и даже исчезнувших наций). Выдающиеся актеры середины XX века: З. Запасевич, Р. Чесляк, Т. Ломницкий, А. Северин, Е. Штур, Е. Радзивилович. Тенденции абсурдистской драматургии в Польше ярче всего отразились в творчестве С. Мрожека, Т. Ружевича, В. Гомбровича. В середине XX века получил развитие жанр театра-кабаре благодаря сатирическим миниатюрам К. И. Галчиньского для краковского театра «Зеленый гусь». С 1994 года в Театре им. Х. Моджеевской режиссер Я. Гломб создает спектакли – диалоги со зрительным залом. В конце 1970-х годов в режиссуру пришел К. Люпа – учитель «поколения тридцатилетних», определившего развитие польской режиссуры в 2000-10-х годах. Яркий представитель постмодернизма, он работает главным образом с инсценировками произведений немецких и русских авторов, его философские, экзистенциалистские спектакли повествуют о поиске человеком места в современном мире. В ставшем центром творческих исканий молодых режиссеров варшавском театре «Розмаитости», в 1997 году спектаклем «Тропический бзик» С. И. Виткевича дебютировал Г. Яжина: его постановки ориентированы на прямое общение с залом, максимальное включение зрителя в ткань театрального представления. В 2006 году событием театральной жизни явился спектакль М. Клечевской «Федра» в «Театре Народовы» (режиссер работает с четырьмя пьесами, основанными на мифе о Федре, создавая сложный постмодернистский текст, соединяет разные трактовки, смещает временные пласты). Творчество молодого режиссера Я. Клаты опирается на традиции Л. Шиллера и Е. Гжегожевского, режиссер работает с национальными мифами, его спектакли имеют яркую социальную окраску. Современную драматургию Польши называют репортажным реализмом, в фокусе ее внимания – социальные и политические проблемы; авторы обращаются к проблематике польской романтической драмы, фиксируют глубокий кризис гуманистических ценностей, развенчивают фигуру героической личности. Среди драматургов: К. Бизе, Д. Масловская, И. Овсянко, М. Фертач, А. Сарамонович, М. Вальчак, П. Войцешек. Театры также работают в городах: Бельско-Бяла («Театр Польский», 1890 г.), Гданьск («Выбжеже», в 1946-59 гг. в Гдыне; «Миниатюра», 1952 г.; «Знак», 1992 г.), Гдыня (Театр им. В. Гомбровича, 1959 г.), Краков (Театр им. Ю. Словацкого, 1893 г.; «Театр гротеска», 1945 г.), Лодзь (Театр им. С. Ярача, 1888 г.), Люблин (Театр им. Ю. Остервы, 1921 г.; кукол и актера им. Х. К. Андерсена, 1954 г.), Щецин («Театр Польский», 1946 г.). В 1990 году во Вроцлаве основан Центр изучения творчества Е. Гротовского и культурологических проблем (в 2006 г. переименован в Институт им. Е. Гротовского). В Варшаве с 2003 года работает Театральный институт им. З. Рашевского – крупнейший в Польше архив материалов, посвященных театру (издает ежегодный альманах «Театр в Польше» и электронную газету www.e-teatr.pl). Среди крупнейших международных театральных фестивалей: «Контакт» в Торуни (с 1991 г., 1 раз в 2 года), «Диалог-Вроцлав» (с 2001 г., 1 раз в 2 года), «Божественная комедия» в Кракове (с 2008 г., ежегодно). Театральные журналы: «Teatr» (с 1945 г.), «Dialog» (с 1956 г.), «Scena» (с 1970 г.), ежеквартальный ж. «Pamię tnik teatralny» (с 1952 г.). Крупнейшие театральные критики – Я. Котт, К. Пузына.

Источник:

  1. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия : офиц. сайт. – Режим доступа: https://bigenc.ru/geography/text/3177543 (дата обращения 14.11.2018). – Загл. с экрана.