Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Украинцы История культуры и искусства

История культуры и искусства

Украинская культура, как и культура любого государства, проходит ряд этапов формирования. В период античности вместе с другими восточно-славянскими племенами поляне, северяне, древляне, белые хорваты, дулебы, уличи и тиверцы взаимодействуют с окружающими их народами, поэтому в ранних поселениях часто обнаруживается взаимопроникновение культур скифов, сарматов, киммерийцев, даков, римлян и других народов. С выделением в сарматском потоке восточных протославян взаимодействие с культурами других народов не исчезает. Протославяне в связи с военными действиями, торговыми отношениями воспринимают многие черты германской, римской и варяжской культур, обогащают культуры этих народов своими достижениями.

На культуру Киевской Руси (общего государственного объединения для будущих русских, украинцев и белорусов) большое влияние оказывает византийская традиция, что находит значительное выражение в культовой архитектуре и книжной традиции X-XI веков. София Киевская, София Полоцкая и София Новгородская возводились при участии греческих мастеров. Архитектура этих соборов не является точной копией архитектуры византийской. Она объединяет в себе греческую и древнерусскую зодческие традиции, включает элементы росписи балканских художников и древнерусской деревянной архитектуры. Уже с XII века византийское влияние в архитектуре ослабевает, а греческие традиции обогащаются традициями местных школ. Восточнославянские обычаи, ритуалы, эстетические взгляды оказываются сильнее привнесенных извне. Достаточно долгое время на Украине сохраняется унаследованный от Византии крестово-купольный тип храма. Но если для греческой архитектуры характерны пяти- или трехнефные сооружения, то в Киевской Руси распространение получают и небольшие однонефные церкви. Так, Ильинская церковь, построенная в первой четверти XII века, является наиболее ярким примером черниговской зодческой школы. Трехнефным крестово-купольным зданием является сохранившаяся в Чернигове до наших дней Пятницкая церковь, построенная в честь покровительницы торговли – Параскевы Пятницы. Здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию, в которой главный объем в верхней части перерастает в ярусную структуру, основанную на развитии двух зародившихся ранее приемов: ступенчатого расположения закомар и применения для перекрытия крайних ячеек половинок цилиндрического свода. Образ здания приобрел черты динамичности, праздничности и триумфальности Процесс христианизации сопровождался формированием новых традиций в живописи. Изначально сильные традиции византийской иконографии с течением времени ослабевают и уступают место формирующимся местным традициям. Первыми отечественными живописцами были монахи Киево-Печерского монастыря Алипий и Григорий. С именем Алипия связывают икону Печерской Богородицы и так называемую Великую Панагию. К концу XI века складывается самостоятельная киевская иконописная школа, в XII веке иконописные школы формируются в Галицко-Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах.

Собственно украинские традиции складываются и в книжных миниатюрах. Самые древние из них находим в «Остромировом евангелии» (1056-57 гг.) – фигурки трех евангелистов.

Говоря о развитии духовной культуры Киевской Руси, нужно упомянуть и об ученых XI-XII веков. Так, киевский монах Агапит, как свидетельствует «Киево-Печерский патерик», успешно занимался медициной, основанной на траволечении. Известны также имена украинских лекарей Иоанна Смереки, Петра Сирианина, Февронии, Евпраксии Мстиславовны.

После образования Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской Руси украинская культура продолжает развиваться в юго-западных землях. Галицко-Волынская Русь поддерживает тесные экономические, политические и культурные связи с государствами Западной Европы, особенно с Германией и Италией. Наиболее значительными центрами развития духовной культуры Галицко-Волынской Руси становятся Галич, Луцк, Звенигород, Владимир-Волынский, Львов. В них складываются местные книжные центры.

Галицко-Волынская архитектура органично объединила византийско-киевскую пространственную композицию с элементами западноевропейского романского стиля. Раннеготическая архитектура проявляется в появлении круглых церквей-ротонд, украшенных пилястрами и аркатурными поясами. Вместо плоской киевской плинфы теперь используется новый брусковый кирпич. Галицко-Волынская архитектура, в отличие от киевской, белокаменная. До настоящего времени целиком сохранился лишь один памятник архитектуры Галицко-Волынской Руси XIII-XIV веков – это Васильевская церковь-ротонда во Владимире Волынском, которая была построена в память о святом князе Васильке Ростиславиче.

Культура Галицко-Волынской Руси оказала огромное влияние на дальнейшее развитие культуры Украины.

Немецкая и польская колонизация украинских земель приводит к развитию в украинской культуре западноевропейских традиций и временному затуханию самобытных элементов. Однако уже в XVI-XVII веках, в эпоху украинского Ренессанса, эти элементы проявляются с новой силой и выражаются в развитии барокко.

Пришедший из Западной Европы стиль барокко на Украине не был представлен в чистом виде, при сооружении барочных зданий зодчие широко используют традиции народного искусства. Одним из первых сооружений этого стиля на Украине стал иезуитский костел Петра и Павла в Львове, построенный в 1610-30 годах итальянским зодчим Джакомо Бриано. Он представляет собой базилику с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами над боковыми нефами. Здание костела почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий: дворцам, замкам и прочим (например, здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.).

Развитие барокко на Украине приходится на время после завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией. На воссоединенных землях разрастаются города, развиваются ремесла, торговля, формируется новый уклад жизни. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины – теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер. Архитектурный стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII века, принято называть украинским барокко. Компонентами стиля были национальные приемы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Памятником украинского барокко жилой архитектуры конца XVII века является большой одноэтажный дом Якова Лизогуба в Чернигове, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов по характеру близка к формам русской архитектуры XVII века, но значительно крупнее ее.

К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-02 годах. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания – высокая башня, необычная по форме – на верхнем ярусе ее окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.

Безусловно, стиль украинского барокко проявляется и в культовом зодчестве, которое восходит к древнерусскому деревянному строительству. Покровский собор в Харькове (1689 г.) поставлен на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамленными наличниками. В объемно-пространственном решении отразились традиции украинской трехверховой многозаломной церкви. Но более распространенным типом культового сооружения был пятикамерный храм, образующий в плане крест и завершающийся пятью или девятью верхами. Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-70 годах московским архитектором Г. И. Устиновым.

В XVIII веке в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Здесь продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. В стиле западного барокко строятся многочисленные костелы. Например, Николаевский костел во Львове (1739-45 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания.

В 1747 году в Киеве по проекту Ф. Б. Растрелли начинается строительство Андреевской церкви – одного из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Церковь имеет стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, который завершается барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие. Нарядность сооружения подчеркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн, золотых капителей и деталей декора.

В конце XVIII - начале XIX веков на Украину приходит классицизм. Значительное развитие в это время получает украинская музыка. Наиболее ярким представителем классицизма в музыке является Д. С. Бортнянский (Херувимская песнь; рождественские и пасхальные концерты), еще в детстве увезенный в Петербург и достигший больших успехов в области духовной музыки. В XIX-ХХ веках большое значение для развития украинской культуры имели писатели – романтики Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш; реалист Иван Франко; модернисты Леся Украинка, Михаил Коцюбинский; Павел Тычина, Максим Рыльский, Олесь Гончар; актер и музыкант Александр Вертинский; драматург-экспериментатор Николай Кулиш; кинорежиссер Александр Довженко; скульптор-модернист Александр Архипенко; художник Михаил Бойчук, основатель школы монументалистов и многие другие.

В 20-х годах ХХ века Украина входит в период культурного возрождения, но, начиная уже с 30-х годов, развитие искусства с этого времени идет в направлении социалистического реализма.

Библиография

  1. Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство [Текст] : краткая художественная энциклопедия в 5 т. – Москва : Советская энциклопедия. – 1962. – 696с. : ил.

  2. Украина [Текст] : энциклопедия для детей среднего школьного возраста / авт.-сост.: В. М. Скляренко [и др.] ; худож.-оформ.: Л. И. Киркач-Осипова. – Харьков : Фолио, 2007. – 463 с. – (Детская энциклопедия).