Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Украинцы Музыка

Музыка

Украинцы – очень музыкальный народ. Изображения музыкантов можно увидеть, например, на фресках Софии Киевской. Но, вероятно, музыка сопровождала жизнь украинцев и в гораздо более ранние времена. Музыкальные инструменты из бивней мамонта, найденные археологами на окраинах Чернигова, свидетельствуют о том, что на просторах Украины музыка звучала еще 20 тысяч лет назад.

Древнейшими памятниками народной музыки, дошедшими до наших дней, являются календарные и семейно-обрядовые песни: колядки, щедривки, веснянки, обжиночные и свадебные песни, причитания. Музыканты Киевской Руси играли на гуслях, дудках, волынке, свирелях, бубнах. Со временем получили распространение кобза и бандура, лира, скрипка, цымбалы, трембита, рог, барабан, тулумбасы. В древности наиболее распространенным музыкальным инструментом были гусли. Под их аккомпанемент народные поэты воспевали подвиги смелых князей и их дружинников. Гусляров приглашали на семейные праздники, земледельческие обряды. Под звуки труб, дудок и бубнов дружины отправлялись в военные походы, а могучее звучание разноголосых церковных колоколов созывало людей на праздник или предупреждало о надвигающейся опасности.

Л. Н. Толстой в одном из своих писем отмечал: «Ни одна национальная музыка не проявила до сих пор свою народность с такой величественностью и силой, как украинская, – даже больше, чем великорусская. Слушая ее, видишь, как приоткрывается перед тобой история Украины, и лучше понимаешь характер народа, чем читая Гоголя или Конисского».

Хотя украинское народное музыкальное искусство имеет выраженный вокальный характер, тем не менее, украинский народ использовал и использует значительное число музыкальных инструментов. К самым древним из щипковых инструментов относятся гусли (первоначально это было несколько струн, натянутых на квадратную рамку, позже гуслями стали называть многие струнные инструменты), Затем появилась кобза и похожая на нее бандура с длинными басовыми струнами вдоль шейки и короткими боковыми приструнками, а также торбан (вид бандуры) с двумя головками (из-за сложности игры он не получил распространения в народе). Среди струнных ударных инструментов следует отметить цымбалы, среди смычковых – скрипку, басоль (подбасок), струнно-клавишную лиру. Из духовых деревянных назовем свирель, свирель «на зуб» (бóльших размеров), у гуцулов – флояру, одно- и двустороннюю свирель (ряд сделанных из тростинок цевок разной длины, соединенных между собой), трембиту (их делают из выдолбленного дерева, обвитого березовой корой, длина свыше двух метров), пастуший рог, козу, дуду, или волынку, в виде трех трубок, объединенных с мешком из козьей или телячьей кожи. Среди ударных инструментов самым популярным был бубен (тарабан).

С середины XV века в Украине получил распространение своеобразный песенный эпос – думы и исторические песни (про Байду, Морозенко, Нечая, Богуна, Хмельницких), которые исполняли народные певцы: кобзари, бандуристы, лирники (преимущественно слепые), нередко объединявшиеся в особые братства или цеха. Бандуристы были любимыми певцами при многих господских дворах, даже при царском дворе они были в особом почете.

Социально-бытовые, гайдамацкие, крепостные, рекрутские и бурлацкие песни появились и продолжали жить на протяжении XV-XIX столетий. Украина всегда славилась своими певцами, талантливый народ создал уникальное разнообразие лирических, бытовых, шутливых, патриотических, сатирических, застольных, танцевальных, детских песен. Музыка и пение сопровождали работу и отдых, праздник и церковную службу. Из летописей известны и мастера церковного пения – Стефан, Григорий, Г. Печерский, Дмитрий из Перемышля. В школах при Львовском, Киевском, Луцком, Острожском братствах, а позднее и в Киево-Могилянской академии изучалось пение, нотная грамота, игра на музыкальных инструментах. Именно в Киево-Могилянской академии греко-болгарские церковные напевы постепенно стали местной традицией и приобрели самобытное звучание – так называемый «Киевский распев».

До XVI века пение в украинской церкви было одноголосым, а с 1586 года в Львовской братской школе начали практиковать партесное пение – четырех-, пяти- и восьмиголосое. Вообще же в украинском народном пении существовала характерная традиция распределения исполнителей на солистов и подголосок (хор). «Золотым веком» в истории украинской церковной музыки считается время, в которое творили Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артемий Ведель. Артемий Ведель был одним из величайших композиторов своего времени, автором тридцати духовных хоровых концертов, «Литургии». А вокальный стиль Бортнянского считается вершиной церковного пения. Русский композитор, автор духовной музыки Компанийский характеризовал концерты Бортнянского: «Они написаны с таким мастерством и чистотой ведения голоса, выражением и красотой мелодии, архитектоникой формы, притом с такой естественной простотой, что до такой высоты не поднялся, наверное, ни один вокальный композитор в мире». Произведениями этого, к сожалению, недостаточно известного современникам, композитора, как и несравненным исполнительским уровнем придворной капеллы под руководством Бортнянского, восхищался знаменитый композитор Гектор Берлиоз. Говорят, что сам великий Бетховен не раз заходил в церковь Святой Варвары в Вене, чтобы насладиться искусством украинского музыканта.

Первым отечественным профессиональным музыкальным заведением в Украине стала Глуховская певческая (музыкальная) школа, основанная в XVII веке. С ее деятельностью связаны имена таких известных украинских композиторов и музыкантов, как Д. Бортнянский, Г. Головня, М. Полторацкий.

Особую роль в сохранении и распространении народной песни играли кобзари. Они шли от села к селу, от города к городу и в людных местах пели песни, аккомпанируя себе на кобзе, бандуре, лире. Выдающимися творцами и исполнителями песен и дум были такие кобзари, как М. Загорский, М. Кравченко, Г. Любысток, И. Скубий, А. Шут. В XVI-XVII веках кобзари, случалось, принимали участие в казацких походах и гайдамацких восстаниях, а потом в песнях повествовали об исторических событиях и героях.

Многие украинские помещики содержали собственные крепостные симфонические оркестры и хоры. А гетман К. Разумовский, помимо оркестра и хора, имел собственный оперный театр и уникальную музыкальную библиотеку. Лучшие крепостные оркестры с 1797 года ежегодно выступали на Киевской контрактовой ярмарке. А Ф. Моцарт-младший, сын выдающегося австрийского композитора, в 1826 году основал во Львове Музыкальное общество Святой Цецилии и музыкальную школу, которая со временем превратилась в консерваторию.

Первые записи народной музыки, сделанные профессиональными музыкантами в XVII столетии, постоянно пополнялись благодаря непрестанным поискам В. Трутовского, Н. Львова, М. Максимовича, А. Алябьева, Н. Лысенко, К. Квитки, С. Людкевича. Традиционная народная музыка, являвшаяся аккомпанементом песни и танцу (гопак, «опришки», «перепелочка», «метелица»), стала неисчерпаемым источником для многих профессиональных композиторов: Н. Лысенко. Н. Леонтовича, С. Людкевича, Б. Лятошинского, Л. Ревуцкого и композиторов-песенников: А. Кос-Анатольского, П. Майбороды, А. Билаша, И. Шамо.

Народные песни, мелодии и танцы вошли в репертуар современных капелл бандуристов, Украинского народного хора им. Г. Веревки, Черниговского и Закарпатского народных хоров, Буковинского ансамбля песни и танца «Ленок», ансамбля танца им. П. Вирского и многих других коллективов и отдельных исполнителей. Народные традиции являются источником творчества и для коллективов художественной самодеятельности. Любительские музыкальные и танцевальные коллективы, образованные еще в конце XIX - начале XX веков (хоры Киевского университета, рабочих-железнодорожников Екатеринославской губернии, инструментально-фольклорный коллектив Харькова) продолжили национальные песенные традиции украинского народа. Многие самодеятельные коллективы, история которых насчитывает не один десяток лет (капелла бандуристов металлургического завода г. Днепродзержинска, харьковский оркестр народных инструментов при рабочем клубе «Металлист», хоровая капелла Киевского завода «Большевик» и многие другие) выступают и поныне. Из художественной самодеятельности вышли прославленные народные артисты Д. Гнатюк, Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко, А. Мокренко, Ю. Богатиков, В. Зинкевич, С. Ротару, Н. Яремчук.

Наряду с народной в Украине развивалась и классическая музыка. Значительный вклад в расцвет как украинской, так и русской музыкальной культуры сделали выпускники Киево-Могилянской академии М. Березовский и Д. Бортнянский. В XIX веке получили широкое распространение хоровые концерты, песни-романсы («Стоïть явiр над водою», «Ïхав козак за Дунай», «Дивлюсь я на небо», «Стоïть гора високая») и музыкальные пьесы («Игнат Приблуда», «Золотой мопс» С. Воробкевича). Первой украинской национальной оперой стала опера С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» (1863), завоевавшая популярность далеко за пределами Украины и являющаяся и поныне жемчужиной оперной сцены. Свою деятельность начали оперные театры в Киеве (1867), Харькове (1880), Одессе (1887). Значительный вклад в развитие украинского оперного искусства внес П. Сокальский («Мазепа», «Майская ночь», «Осада Дубно»). Музыку к спектаклям писал М. Кропивницкий, который был также автором известных музыкальных дуэтов и романсов.В то же время нехватка музыкально-концертных организаций и национальных музыкальных театров заставляла украинских певцов, в частности С. Крушельницкую, А. Мишугу, М. Менцинского, выступать на заграничных оперных сценах.

Украинские народные мелодии, ритмика, особенности музыкального фольклора вдохновляли не только украинских, но и прославленных русских композиторов, таких как М. Глинка (песня «Не щебечи, соловушка»), М. Мусоргский (опера «Сорочинская ярмарка»), Н. Римский-Корсаков (опера «Майская ночь»), П. Чайковский (оперы «Черевички», «Мазепа»), а также выдающихся западно-европейских музыкантов. Л. Бетховен обработал песню «Ïхав козак за Дунай», Ф. Лист написал фортепьянные пьесы «Украинские баллады» и «Думка» на темы украинских народных песен «Ой, не ходи, Грицю» и «Вiють вiтри, вiють буйнi».

Основателем украинской классической музыки стал прославленный композитор, дирижер, пианист, педагог, исследователь украинского фольклора Николай Лысенко. Его многогранное творческое наследие включает десять опер (среди которых «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Наталка Полтавка»), кантаты, хоры и песни, оркестровые и камерно-инструментальные пьесы, музыку для детей («Зима и весна», «Коза-Дереза», «Пан Коцкий»), сольные и хоровые обработки народных песен. Он организовывал хоры, гастролировавшие по Украине, возглавлял Киевское музыкальное общество «Боян», основал «Украинский клуб». В музыкальное наследие композитора также входят около восьмидесяти произведений, написанных на стихи Т. Г. Шевченко, среди которых самые известные «Ой одна я, одна», «Якби менi, мамо, намисто», «Гетьмани», «Менi однаково», «Ой, чого ти почорнiло». Творчество Кобзаря стало основой и для хоровых произведений – от небольших a capella (без музыкального сопровождения) до кантат «Б'ють пороги», «Радуйся, ниво» и «На вiчну пам'ять Котляревському». Николай Лысенко также является автором сольных музыкальных номеров и дуэтов на слова И. Франко, А. Олеся, Леси Украинки, Б. Гринченко. Дело основоположника украинской классической музыки продолжили его последователи И. Калачевский, П. Сокальский, П. Нищинский, Н. Аркас, И. Рачинский, М. Тутковський.

Выдающимся явлением в украинской музыке стало самобытное творчество Н. Леонтовича – творца жанра хоровой миниатюры без инструментального сопровождения. Кроме того, он был выдающимся композитором-аранжировщиком, хоровым дирижером, собирал народный фольклор. Николай Дмитриевич сделал свыше 150 хоровых обработок украинских народных песен: «Ой, зiйшла зоря», «Женчичок-бренчичок», «Козака несуть», «Зашумiла лiщинонька». Вершиной его композиторской деятельности считается песня «Щедрик». Как приверженец украинской национальной идеи Николай Леонтович попал в черный список ЧК, подвергался преследованиям и в 1921 году погиб от рук «бандита», который, как потом выяснилось, был агентом НКВД. Осталась незаконченной единственная опера композитора «На русалочью Пасху», которая, по мнению критиков, должна была стать важным событием в истории украинской музыки. Все аранжировки народных песен композитора и сегодня остаются непревзойденными жемчужинами музыкального искусства, а любимая песня Леонтовича «Дударик» насчитывает свыше 200 вариантов исполнения.

Среди основателей украинской вокально-сценической школы были И. Петров, С. Гулак-Артемовский. Мировую славу приобрели украинские оперные певцы И. Алчевский, С. Крушельницкая, А. Мишуга. В жанре инструментальной музыки плодотворно работали Г. Беклемишев, В. Пухальский, Н. Лысенко (фортепьяно), А. Галенковский, В. Мешков (виолончель), И. Водольский, Н. Эрденко (скрипка). Творческая деятельность театра Н. Садовского в Киеве способствовала развитию украинской оперы. На сцене этого театра пели прославленные оперные певцы – М. Литвиненко-Вольгемут, М. Микиша, О. Петляш.

В советское время в Украине интенсивно развивались все жанры народной и классической музыки. Были образованы государственные музыкальные театры, театры оперы и балета (Харьков, Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, Одесса), симфонические оркестры, камерно-инструментальные ансамбли. В Украине была сформирована разветвленная сеть музыкального образования (от детских музыкальных школ до консерваторий). Первые образцы украинской советской симфонической музыки были созданы Л. Ревуцким, Б. Лятошинским, Г. Майбородой. Значительный вклад в вокальную лирику внесли Ю. Косенко, Ю. Мейтус, Б. Лятошинский, А. Штогаренко, П. Майборода. Среди мастеров оперной и балетной музыки прославились украинские композиторы К. Данькевич, С. Людкевич, В. Нахабин, А. Кос-Анатольский, В. Кирейко и многие другие. Музыку для оперетт писали А. Рябов («Красная калина»), В. Рождественский («За двумя зайцами»), О. Сандлер («Каштаны Киева»), Д. Поклад («Вторая свадьба в Малиновке»), А. Белаш («Легенда о Киеве»). На весь мир прославили украинское хоровое искусство Государственная академическая капелла «Думка» и Государственный академический украинский народный хор им. Г. Веревки.

В 1922 году было создано Музыкальное общество им. Николая Леонтовича. У его истоков стояли такие выдающиеся деятели украинской культуры, как К. Стеценко, П. Козицкий, М. Вериковский, Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, Г. Веревка, П. Демуцкий, Б. Гринченко, Г. Хоткевич, Н. Городовенко. Музыкальное общество вело работу по различным направлениям – композиторскому и музыкально-хоровому творчеству, занималось научно-исследовательской и издательской деятельностью.

Это был чрезвычайно интенсивный период развития украинской музыки, характеризующийся высоким профессионализмом, универсальностью жанров и средств выразительности. Но в связи с кампанией репрессий, развернутой сталинским режимом против украинской национальной интеллигенции, в 1928 году Музыкальное общество было ликвидировано. Деятельность его (сначала как Хорового, позднее – Музыкально-хорового, а со временем – Музыкального общества) была восстановлена лишь в 1959 году (в Киеве). Первым руководителем возрожденного общества стал П. Козицкий. Сегодня среди членов этого Союза 14 академиков, 104 профессора, 77 народных артистов Украины, 91 заслуженный деятель искусств Украины, 107 заслуженных артистов Украины и свыше 1,5 тысяч профессиональных музыкантов и музыкальных педагогов. Союз впоследствии основал Национальный музыкальный комитет Украины, который с 1995 года входит в Международный музыкальный совет ЮНЕСКО, а также «Украинскую музыкальную газету» и альманах «Украина музыкальная».

В Украине сложилась и выдающаяся вокальная школа, которую достойно представляли М. Донец, И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, Б. Гмыря, А. Соловьяненко, Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, Е. Мирошниченко, А. Мокренко, О. Петрусенко, К. Огневой.

Репертуар народной артистки УССР Оксаны Петрусенко состоял больше чем из сорока оперных партий: Наталка в «Наталке Полтавке», Одарка в «Запорожце за Дунаем», Панночка в «Вие», Леся в «Маруси Богуславке», Хотина в «Сорочинской ярмарке». Естественно, что певица не ограничивалась украинским репертуаром – она исполняла партии Аиды, Тоски, Сильвы. Многие годы великолепное сопрано Оксаны Петрусенко радовало почитателей ее таланта, ее называли «украинским соловушкой» и «серебряным колокольчиком Украины». Казалось бы, оперное искусство далеко от политики, но в советские времена все было иначе. Долгие годы жизнь Оксаны Петрусенко отравляли преследования со стороны власти, обвинения в украинском буржуазном национализме.

Украинская земля подарила миру множество знаменитых композиторов, музыкантов и исполнителей: И. Стравинского, Р. Глиэра, С. Прокофьева, Г. Нейгауза, В. Горовца, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Л. Когана, О. Крысу, Ю. Башмета, певцов А. Дидура, А. Нежданову, И. Козловского. В Украине эти выдающиеся люди получали образование, начинали свой творческий путь. Например, Иван Козловский родился в с. Марьяновка Киевской губернии в крестьянской семье. С детства пел в церкви, потом – в Полтавском и Харьковском оперных театрах, а в 1926 году дебютировал в Москве в Большом театре. На столичной сцене он исполнил около пятидесяти партий, среди которых Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, Орфей в опере Глюка «Орфей и Эвридика», Герцог в «Риголетто» Верди. И. Козловский обладал феноменальным диапазоном голоса. Тенор мог брать не только до диез, но даже ми третьей октавы, о чем есть специальное упоминание в Музыкальной энциклопедии.

Композитор Рейнгольд Морицович Глиэр является автором пяти опер, в частности «Тараса Бульбы» и «Запорожцы», семи балетов (среди них «Красный мак», «Медный всадник»), симфонических поэм на слова Т. Г. Шевченко («Заповiт»), симфоний, концертов для арфы с оркестром и для валторны с оркестром, увертюр, сюит, камерных инструментальных ансамблей, романсов, музыки к спектаклям («Гайдамаки»). Он был не только выдающимся композитором, но и дирижером, педагогом. Много лет Глиэр отдал Киевской консерватории (был ее профессором и ректором), симфоническому оркестру консерватории и оперной студии. Рейнгольд Морицович воспитал целую плеяду талантливых музыкантов, среди которых Л. Ревуцкий и Б. Лятошинский.

Игоря Федоровича Стравинского называют творцом музыки XX века. В своих произведениях композитор талантливо соединил украинскую и русскую народную музыку с различными музыкальными стилями и джазом. Среди наиболее известных произведений композитора балеты «Петрушка» и «Весна священная», оратория «Царь Эдип», опера «Соловей», «Симфония псалмов».

Бесценное музыкальное наследие оставил выдающийся композитор и пианист Сергей Сергеевич Прокофьев. Его произведения были очень популярны во всем мире и оказали значительное влияние на творчество многих композиторов современности. Его оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», замечательная музыка к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский», симфонические, фортепьянные, камерные произведения составляют золотой фонд мировой классической музыки. С 1991 года в Донецке проходил ежегодный «Музыкальный конкурс молодых исполнителей им. С. С. Прокофьева», который с 1999 года превратился в один из самых крупных и престижных международных конкурсов.

Творчество украинских певцов ценилось во всем мире. Один из самых известных украинских теноров Владимир Гришко входит в число ведущих оперных певцов мира. В основном он выступает на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера» и в оперных театрах Европы. Любимицей европейского зрителя стала украинская певица Виктория Лукьянец. Она блестяще выступала на сценах оперных театров Германии и Испании. Непревзойденным шедевром оперного искусства считается партия Семирамиды в одноименной опере Россини в исполнении украинской примадонны. Ее голос принадлежит к тем редким сопрано, которые словно созданы для опер этого выдающегося композитора.

Ведущим басом Большого театра стал Тарас Штонда. Его успешные выступления в операх «Хованщина» и «Руслан и Людмила» подтвердили его статус незаменимого солиста, без которого Большой театр и в самом деле не может обойтись.

Широко известно и имя народного артиста Украины Романа Майбороды. Нередко случалось так, что премьера оперных партий в его исполнении происходила за границей, а затем уже были выступления на киевской сцене. Так было, например, с партиями Яго («Отелло» Верди), Тонио («Паяцы» Леонкавалло) и Энрико («Лючия ди Ламмермур» Доницетти). Интересно, что в Испании Роман Майборода известен еще и благодаря своей преподавательской деятельности.

Всем известно имя народного артиста Украины, профессора Национальной музыкальной академии Украины, дирижера Романа Кофмана. С 2004 года он является главным дирижером Боннской оперы и Бетховенского симфонического оркестра в Бонне.

Заметным явлением в украинской культуре стала авторская песня, то есть искусство современных бардов, многие их которых объединяются в клубы самодеятельной песни (КСП). Среди украинских бардов, творчество которых известно и за пределами Украины, можно назвать А. Авагяна, Н. Бучеля, С. Джигурду, А. Лемеха, Б. Бурду, Е. Драча, дуэт Д. Киммельфельда – В. Сереева. В Украине каждый год проходит свыше тридцати бардовских фестивалей: Всеукраинский фестиваль авторской песни в Киеве (с 1988 года), «Оберег» в Луцке, «Серебряная подкова» во Львове, «Студенческие струны» в Житомире. Появились также продюсерские центры авторской песни, новые формы организаций КСП – бард-кафе, салоны и театры авторской песни.

Особое место в пропаганде украинской массовой песни принадлежит эстраде. Ее высокий на сегодняшний день профессиональный уровень объясняется тем, что многие известные оперные певцы – Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, Д. Петриненко, К. Огневой, Ю. Гуляев – исполняли эстрадные песни талантливых композиторов-песенников – А. Билаша, И. Поклада, К. Мяскова и других.

Возрождение украинской песни, начатое «Песней о рушнике» П. Майбороды, было продолжено благодаря творческим успехам вокально-инструментального ансамбля «Червона рута» под руководством В. Ивасюка (он считается основателем национальной поп-музыки) и несравненной эстрадной певицы С. Ротару.

В 1990-х годах в Украине появилось много новых фестивалей и конкурсов. Традиционными стали фестивали оперного искусства им. С. Крушельницкой, «Музыкальные премьеры сезона», международные фестивали органной и фортепьянной музыки. Молодые исполнители могут продемонстрировать свои способности на международных конкурсах пианистов им. В. Горовца, юных исполнителей в Харькове, конкурсах им. С. Людкевича во Львове, им. К. Стеценко и им. Н. Леонтовича в Киеве. Успешные гастроли всемирно известных украинских коллективов и победы украинских исполнителей на самых престижных международных конкурсах и фестивалях являются свидетельством большого творческого потенциала национального музыкального искусства. Среди молодых, но уже признанных в мире исполнителей – дирижеры В. Жадько, С. Протопопов; пианисты В. Гладков, М. Чернявская; скрипачи О. Семчук, Е. Комиссарова; вокалисты Т. Анисимова, Л. Шевченко, П. Приймак.

Выдающимся событием в музыкальной жизни не только Украины, но и всего мира стало возобновление в сентябре 2004 года Международного конкурса скрипачей им. Д. Ойстраха. Он состоялся на родине Давида Федоровича – в Одессе. Скрипач-виртуоз был одним из основателей отечественной скрипичной школы и воспитал много учеников, среди которых В. Климов, О. Крыса, О. Пархоменко. Ойстрах очень много гастролировал за рубежом и имел высочайшую исполнительскую репутацию, в Европе его нередко даже называли «царь Давид». Помимо званий народного артиста СССР и лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, у Ойстраха было очень много премий и званий: член Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств в Бостоне, Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, доктор Кембриджского университета. Его игре была присуща исключительная чистота, классическая ясность и завершенность, а репертуар включал, помимо сочинений композиторов-классиков и романтиков, много современных произведений, особенно отечественных авторов. Ойстрах был первым исполнителем скрипичных концертов М. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна (написанных специально для него), Первой сонаты для скрипки и фортепьяно С. С. Прокофьева, Первого скрипичного концерта и Первой скрипичной сонаты Д. Д. Шостаковича. На конкурс имени Ойстраха в Одессу приехали тридцать скрипачей. Как отмечали специалисты, от конкурсантов требовалось незаурядное мастерство, так как участники не имели права пользоваться нотами – все произведения (кроме сонат), надо было играть наизусть. Лучшими на конкурсе стали исполнители из азиатских стран. Первое место заняла Маюко Камио из Японии, второе – Грейф Ли из Сингапура, а третье – By Тие Гсин с Тайваня. Четвертое место поделили между собой украинец Олег Каськив и россиянка Надежда Коршакова.

В мае 2004 года в храме святого Александра в Киеве проходил Второй международный фестиваль органной музыки, в котором приняли участие выдающиеся исполнители из Нидерландов, Австрии, Польши, Чехии, Швейцарии. Большая помощь в организации фестиваля была оказана дирекциями национального заповедника «София Киевская», Киево-Печерского национального историко-культурного заповедника, Национального дома органной и камерной музыки. Среди участников фестиваля были выдающиеся украинские исполнители: Валерия Булаховская – лауреат I Международного конкурса органистов им. О. Янченко 2002 года, где она получила специальный приз за лучшее исполнение произведений Макса Регера; Галина Булибенко – заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Национального конкурса органистов, профессор Национальной музыкальной академии, а также дипломант многих фестивалей и обладательница Гран-при фестиваля «Памяти Владимира и Регины Горовиц 1989 года» Ольга Дмитренко.

Второй Всеукраинский фестиваль «Киевская Русь», проходивший в Киеве в феврале 2004 года, был посвящен романтизму – одному из интереснейших направлений в классической музыке Украины XIX - начала XX веков. В эпоху романтизма творили такие выдающиеся композиторы, как С. Гулак-Артемовский, М. Вербицкий, О. и И. Лизогубы, Г. Рачинский, П. Сокальский, М. Колачевский, Н. Лысенко, Д. Сичинский, А. Вахнянин, С. Людкевич, К. Стеценко, Ф. Якименко, Я. Степовой. Произведения этих и других композиторов исполняли Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка», народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко, солист Национальной оперы Украины Роман Майборода, заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины Оксана Дикая.

Поистине новой эпохой в украинской популярной музыке стал фестиваль «Червона рута», организованный в 1989 году Т. Мельниченко и А. Калиниченко.  Арт-рок от «Зимнего сада», панк-рок от «ВВ», стеб от «Братiв Гадюкiных», полит-рок от «Незайманоï землi», песенная непосредственность А. Миколайчука, эпичность пения В. Жданкина, авторские выступления бардов искренне и разнообразно свидетельствовали о бессмертной душе украинской национальной музыки и песни.

Фестиваль «Таврiйськi iгри», впервые прошедший в 1992 году в г. Каховка Херсонской области, стал одним из самых заметных событий в поп-культуре, не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Помимо «Таврiйських iгор», организаторы фестиваля проводят и другие акции: «Черноморские игры», «Будущее Украины», «День Победы», вручают национальную премию «Жар-птица» в жанре эстрадной песни. О высоком профессиональном уровне украинской песни свидетельствуют многочисленные победы на различных международных конкурсах и фестивалях (в том числе и на проходящем в белорусском городе Витебске фестивале «Славянский базар») Русланы Лыжичко, Н. Могилевской, А. Пономарева. Украинские исполнители «ВВ», «Танок на майданi Конго», «Океан Эльзы», «Мандри», «Грин Грей» и корифеи украинской эстрадной песни В. Зинкевич и Н. Гнатюк добились не только творческого, но и коммерческого успеха, как на Украине, так и за ее пределами.

Вершиной творческой карьеры певицы Русланы Лыжичко (сценическое имя – Руслана) стала победа на 49-м песенном конкурсе «Евровидение». Украинская певица стала лучшей из двадцати четырех участников, покорив слушателей песней «Дикие танцы». Девушка из Львова является не только исполнительницей, но и автором этой колоритной песни. Стиль этой песни объединяет современные течения поп- и рок-музыки с этническими гуцульскими мотивами. По правилам конкурса, следующую церемонию должна была принимать страна-победительница. И в 2005 году в Киеве состоялся юбилейный (50-й) конкурс «Евровидение».

Руслана начала изучать вокал с четырех лет. Она пела в детских ансамблях «Орион» и «Улыбка», закончила музыкальную школу и дирижерское отделение Львовской консерватории. Кроме того, Руслана является профессиональной пианисткой, композитором, продюсером и режиссером своих клипов. Вообще за свою карьеру, которая началась в 1993 году, она стала лауреатом многих конкурсов: победительницей всеукраинских фестивалей «Червона рута» и «Тарас Бульба» (1993), обладательница Гран-при телевизионного фестиваля популярной музыки «Мелодия» (1995) и Международного фестиваля искусств «Славянский базар» (1996); победила в номинации «Звезда эстрады года» украинской программы «Хрустальный лев», стала лауреатом общенациональной программы «Человек года – 2000». Альбом Русланы «Дикие танцы», по официальным данным, разошелся стотысячным тиражом, за что певица первой из украинских поп-исполнителей по решению международной организации IFPI поучила «платиновый диск». Этот альбом – последняя часть «Гуцульского проекта» певицы.

Наряду с расцветом украинской эстрады идет возрождение искусства кобзарей и лирников. Ныне его представляют, прежде всего, профессиональные музыканты, исполняющие традиционный кобзарский репертуар, а также любители (В. Горбатюк, В. Есипок, В. Нечепа, М. Будник, Е. Драч, М. Хай, трио бандуристок «Вербена»). Созданный в 1990 году Всеукраинский союз кобзарей согласно Указу Президента Украины находится под государственной опекой. Заметным явлением национальной культуры является деятельность Кобзарской школы в с. Стретовка (Киевская обл.), лучшие выпускники которой имеют возможность продолжить обучение в Киевском национальном университете культуры и искусства.

Сегодня кобзарское искусство, в отличие от прошлых лет, представляют, прежде всего, профессиональные музыканты-бандуристы. Ныне сосуществуют три направления кобзарского искусства – «концертно-академический», представители которого используют концертную бандуру; «аутентичный», ставящий целью возрождения древних украинских народных инструментов (старосветской бандуры, кобзы Вересая, торбана, колесной лиры); «кобз-гитарный», в котором сопровождение идет на ладковой кобзе. Отдельные представители кобзарского искусства, например, В. Кушпет, В. Нечепа, М. Хай, в совершенстве владеют всеми разновидностями этого инструмента.

Важную роль в дальнейшем развитии национальной музыкальной культуры играет проект «Украинский музыкальный стиль», стимулирующий качественное обновление стилевой палитры украинского музыкального искусства. Основными направлениями проекта стали не только академические направления, но и поп- и рок-музыка, малые формы городской музыкальной и музыкально-поэтической культуры (в том числе авторская гитарная песня), кобзарское и лирницкое искусство, традиционный музыкальный фольклор, а также сфера высоких технологий: создание аудиовизуальной базы данных, разработка электронно-цифровых имитаторов украинских музыкальных инструментов.

Самобытность, душевность, искренность исполнения музыкальных произведений, которые всегда были присущи украинскому народу, являются основой творческих достижений современных украинских композиторов, музыкантов и певцов. Еще Н. В. Гоголь говорил: «Это народная история, живая, яркая, преисполненная красок, истины, история, которая раскрывает всю жизнь народа... Весь запал, все сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Источник:

  1. Скляренко, В. М. Все об Украине [Текст] : общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова ; предисл. Ю. Макарова. – Харьков : ФОЛИО, 2008. – 569, [1] с. : ил., портр. – (Страны мира).