Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Украинцы Театр

Театр

Театральное искусство Украины уходит своими корнями в обрядовую песню и танец, которые были похожи на театральное действо. В античных городах Северного Причерноморья (Ольвии, Пантикапее, Херсонесе) во время раскопок были обнаружены театральные сооружения. А одним из ярких примеров славянского театрального зрелища является старинный обряд свадьбы. Ему присущи драматическое действие, песни-диалоги, монологи, пластические движения, музыка, танцы, костюмированные представления, пантомимические игры и т. п. Основой же для будущего профессионального театра стали конкретные сюжеты («Мельница, Дед и Баба», «Поп и Смерть», «Коза», «Меланка»), которые разыгрывались во время народных игр и обрядов на праздниках. Это были, в сущности, миниатюрные пьесы с традиционными персонажами, реквизитом и элементами декоративного оформления.

Первыми древнерусскими странствующими актерами были скоморохи. Их выступления, насыщенные народными песнями, танцами, юмором, пословицами, поговорками, остротами, элементами цирковых номеров, были украшением народных праздников и гуляний. В XVII-XVIII веках искусство скоморохов приобрело вид балаганов, кукольных театров – вертепов. Оно стимулировало развитие в Украине театрального, эстрадного, циркового искусства и пантомимы.

В конце XVI - начале XVII веков при братских школах появились школьные театры. Спудеи (студенты) Киево-Могилянской академии разыгрывали многоактные драмы на праздниках Пасхи и Рождества, ставили драмы, трагикомедии, интермедии. Во второй половине XVIII века начали действовать крепостные театры. Например, в придворном театре К. Разумовского под руководством Г. Теплова ставились комедии и комические оперы на французском, итальянском и русском языках. А первые профессиональные театральные труппы появились на Приднепровье в конце XVIII века. Первый постоянный театр в Украине открылся в Харькове в 1789 году. В начале XX века театральные сооружения появились в Киеве, Одессе, Полтаве.

В 1819 году со спектаклей «Наталка Полтавка» и «Москаль-чарiвник» И. Котляревского в возглавляемом им Полтавском вольном театре началась история украинского профессионального театра. Иван Петрович старался создать оригинальный репертуар, отображавший быт и жизнь украинского народа. Вместе с тем писатель познакомился с крепостным актером М. Щепкиным, выступавшим в составе театральной труппы Штейна. Оценив многогранный талант Михаила Семеновича, Котляревский помог ему выкупиться из неволи. Как утверждают некоторые знатоки театрального искусства, роли Выборного и Чупруна были написаны специально для Щепкина, и потому актер на протяжении всей своей творческой жизни не расставался с этими героями.

С этого времени украинские пьесы были представлены в репертуарах русско-украинских театральных трупп И. Штейна, М. Млотковского, Д. Жураховского, К. Зелинского, И. Дрейсига, выступавших с гастролями в различных городах Украины. Спектакли на украинском языке с участием Михаила Щепкина и Семена Гулака-Артемовского с успехом шли в Малом театре в Москве, в Александрийском и Мариинском театрах Петербурга.

С 60-х годов XIX столетия активно развивался украинско-русский любительский театр, с которым связана деятельность М. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого, М. Старицкого, Н. Лысенко, М. Заньковецкой, Н. Садовского, П. Саксаганского. Хотя согласно Эмскому (1876 г.) указу императора Александра II украинские спектакли были запрещены, любительские театры оставили их в своем репертуаре.

Но профессиональный театр в Восточной Украине стал развиваться только после в 1882 года, когда многие положения Эмского указа стали выполняться не так строго. Именно в этот период М. Кропивницкий получил возможность открыть первый большой профессиональный театр, который впоследствии стал известен далеко за пределами Восточной Украины.

В начале XX столетия среди украинских театральных коллективов выделялись киевская объединенная «Труппа М. Л. Кропивницкого», возглавляемая П. Саксаганским и Н. Садовским, позднее – первый украинский стационарный театр Н. Садовского, театр «Солодовцев» (с 1891 г.), труппа Харьковского городского театра под руководством Н. Синельникова, «Общество новой драмы» во главе с В. Мейерхольдом. В их репертуаре были пьесы украинских, русских и западно-европейских драматургов. Театр Н. К. Садовского значительно расширил тематику спектаклей, обогатил репертуар пьесами разных жанров (психологическая драма, высокая трагедия, символическая драма, комедия-сатира). Этот театр ставил также оперы С. С. Гулака-Артемовского, Н. В. Лысенко, Н. Н. Аркаса. Под влиянием революций 1905-07 годов были упразднены ограничения относительно украинского театра и его репертуара, что привело к резкому увеличению числа украинских трупп: в этот период их было около трехсот.

Новая украинская драматургия (в частности произведения Леси Украинки) открыла новую страницу в истории украинских театров. На их сценах также ставились произведения русских драматургов: А Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. Украинский театр конца XIX - начала XX столетий благодаря присутствию мощного фольклорно-этнографического элемента и введению в драматические произведения музыкальных и танцевальных номеров развивался прежде всего как театр романтический.

Наряду с профессиональными продолжали существовать любительские театры, среди которых были рабочие и сельские труппы. В 1916 году группа театральной молодежи во главе с выдающимся режиссером Лесем Курбасом организовала в Киеве новаторскую студию, на базе которой возникло общество «Молодой театр». Одним из первых его спектаклей был сценический этюд из истории революционного движения в России и спектакли «Эдип-царь» Софокла, «Молодость» М. Гальбе, «Черная пантера и Белый медведь» В. Винниченко, «Вечер этюдов» А. Олеся. Со временем Л. Курбас основал харьковский театр «Музыкальная драма» и прославленный «Березiль» (1922 г.). При «Березiлi» Курбас организовал курсы для молодых актеров и лекции для мастеров старшего поколения, а также создал макетную мастерскую для театральных художников. За десять лет театр под его руководством поставил 45 спектаклей, большинство из которых стали театральной классикой. И сегодня творческие находки Л. Курбаса используют не только украинские, но и зарубежные режиссеры. В наши дни в Харькове проходит ежегодный художественный фестиваль «Березiль», а в Киеве – «Мистецьке "Березiлля"». Это мероприятие называют еще «фестивалем-лабораторией», ведь здесь зритель может увидеть новаторские спектакли.

С первых дней советской власти началось строительство новой театральной культуры, основой которой был социалистический реализм. Наряду с художественно совершенными пьесами М. Кулиша, Ю. Яновского, Д. Бедзика, М. Ирчана, Я. Мамонтова, И. Днепровского часто ставились абсолютно заполитизированные спектакли. Тем не менее, даже в таких условиях свой талант и высокий профессиональный уровень демонстрировали прославленные актеры А. Бучма, М. Крушельницкий, С. Тобилевич, Н. Ужвий, Л. Мациевский, Г. Юра, Э. Пономаренко, А. Сердюк, и режиссеры Б. Романицкий, В. Харченко, К. Хохлов, Б. Норд.

Двадцатые-тридцатые годы прошлого века были отмечены бурным развитием театрального искусства и появлением новых театров. В 1922 году в Харькове открылся первый государственный детский театр – Театр сказки, в Киеве – театр для детей им. И. Франко, в Днепропетровске – театр «Пионер», в Николаеве – театр юного зрителя и другие.

В годы Великой Отечественной войны в репертуарах украинских театров, эвакуированных в восточные районы СССР, значительное место отводилось героико-патриотической и исторической теме. Для театра писали Я. Галан, М. Зарудный, М. Кулиш, А. Довженко. На всесоюзных смотрах театрального искусства были отмечены пьесы А. Коломийца, П. Загребельного, М. Стельмаха. Русская, украинская и мировая драматургическая классика входила в репертуар как центральных, так и местных и самодеятельных театров Украины. Своим филигранным мастерством радовали зрителей такие актеры, как В. Ильченко, А. Голобородько, Н. Ужвий, А. Роговцева, Ф. Стригун, B. Заклунная; не отставали от них режиссеры C. Данченко, В. Оглоблин, Б. Тягно, Б. Балабан.

Множество ролей сыграл Богдан Ступка, ведущий актер Киевского украинского драматического театра им. И. Франко и киноактер, основатель Академии искусств Украины, министр культуры и искусства Украины (1999-2001 гг.).

Об огромном вкладе Богдана Сильвестровича в развитие украинского театра свидетельствуют многочисленные премии, среди которых Государственная премия СССР, Государственная премия Украины им. Т. Шевченко, Международная премия им. К. Станиславского, премия им. И. Котляревского, премия им. А. Бучмы, премия независимых критиков «Хрустальная Турандот», премия «Прометей-престиж» в рамках общенациональной программы «Человек года-99».

Сегодня в Украине действует 131 профессиональный театр, в том числе несколько театров-студий. Три театра страны имеют самый высокий статус – национальных: Национальная опера Украины, Национальный академический драматический театр им. И. Франко, Национальный академический театр русской драмы им. Л. Украинки. Академическими театрами являются Львовский, Харьковский, Одесский театры оперы и балета, Львовский драматический театр им. М. Заньковецкой, Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко, Харьковский русский драматический театр им. А. Пушкина.

Весьма разнообразным является и видовой диапазон театров: 21 музыкально-драматический театр, 16 драматических, 9 – для детей и юношества, 25 – кукольных, 6 театров оперы и балета, а также театры драмы, музыкальной комедии, оперетты, марионеток, пантомимы и другие. Появились муниципальные, ведомственные и частные театры. Усилиями нескольких театральных коллективов был создан «Театр Миколы Кулиша», «Театр В. Винниченко», в репертуар которых вошел ряд спектаклей по произведениям зарубежных драматургов – классических и современных, традиционного и экспериментального направлений.

Украинские театральные труппы с триумфом гастролировали в Германии, Австрии, Польше, США и Великобритании. Значительно вырос профессиональный уровень периферийных театральных трупп, о чем свидетельствуют итоги разнообразных украинских театральных фестивалей. В Международном театральном фестивале «Золотой Лев» (Львов) за четырнадцать лет его существования приняли участие почти три тысячи актеров из Украины, Белоруссии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Молдовы, Сербии, Словакии, Бельгии, Франции, Голландии, Бразилии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Республики Саха (Якутия) и других государств. Каждый год театральные труппы представляют на нем спектакли различных направлений. Так, 10-й юбилейный фестиваль проходил под девизом «Классика глазами эксперимента».

Фестиваль моноспектаклей проходит в Киеве. Его цель – показ выдающихся достижений в области моноискусства, причем по условиям фестиваля жанровый спектр представленных спектаклей неограничен. А в городе металлургов Днепродзержинске проводится фестивальный показ под лозунгом «Классика сегодня». Львовяне принимают Международный фестиваль театров кукол «Золотий Телесик», который собирает не только детскую, но и взрослую аудиторию. Подобный фестиваль проводится и в Луцке, он носит название «Рождественская мистерия». Хорошо зарекомендовал себя и Международный фестиваль театров кукол «Интеркукла» (Ужгород). Здесь перед маленькими зрителями свое искусство демонстрируют не только актеры – конкурсное жюри оценивает достижения кукольников, режиссеров, сценографов, театральных художников. Любительские театральные коллективы раз в два года съезжаются в Евпаторию на фестиваль «Рампа дружбы». С целью возрождения национальной цыганской культуры и популяризации цыганского искусства в Киеве проводится Международный цыганский фестиваль «Амала».

Библиография

  1. Скляренко, В. М. Все об Украине [Текст] : общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова ; предисл. Ю. Макарова. – Харьков : ФОЛИО, 2008. – 569, [1] с. : ил., портр. – (Страны мира).

  2. Софронов, Л. А. Старинный украинский театр [Текст] / Л. А. Софронов. – Москва : РОССПЭН, 1996. – 352 с.

  3. Украина [Текст] : энциклопедия для детей среднего школьного возраста / авт.-сост.: В. М. Скляренко [и др.] ; худож.-оформ.: Л. И. Киркач-Осипова. – Харьков : Фолио, 2007. – 463 с. – (Детская энциклопедия).