Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Кино
История украинского кино началась в 1893 году, когда талантливый одесский механик-конструктор И. Тимченко сконструировал аппарат для изображения на экране беспрерывного движения людей и предметов. Три года спустя харьковский фотограф А. Федецкий усовершенствовал киноаппарат, снял и продемонстрировал первые хроникальные ленты («Вид Харьковского вокзала в момент отхода поезда»). Регулярное же кинопроизводство фильмов началось с 1907 года в частных киноателье «Светотень», «Художественный экран» (Киев), «Микрограф» (Одесса), а со временем – в Екатеринославе и Харькове.
Огромный вклад в развитие киноиндустрии внес предприниматель, меценат, писатель и сценарист Александр Алексеевич Ханжонков. Первый русский кинопромышленник, бывший офицер, который принимал участие в русско-японской войне, с 1897 года связал свою жизнь с кино. Его считают одним из основателей мирового кинематографа. Сначала его торговый дом покупал во Франции иностранные фильмы и аппаратуру, а со временем и в России были построены первые киноателье в Москве и Ялте, оборудованные по последнему слову техники. Уникальная интуиция продюсера и режиссера позволила Ханжонкову открыть имена, которые надолго определили культуру мирового кинематографа. Благодаря Ханжонкову начали свой творческий путь режиссеры П. Чардынин, Е. Бауэр, Л. Кулешов; актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Полонский, М, Чехов; художники Б. Завелев, А. Рилло и первый аниматор – В. Старевич. Первые фильмы Александр Алексеевич снимал сам, но со временем он отошел от режиссуры и посвятил себя индустрии кино. Через три года после организации «Торговый дом Ханжонкова» выпускал столько же картин (по количеству и метражу), сколько создавали все российские и иностранные кинофирмы, вместе взятые. Ханжонкова приглашали к сотрудничеству ведущие мировые кинокомпании, а фильмы, созданные на его кинофабрике, расходились по всему миру. Ханжонков первым среди деятелей кино начал производство научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. После революции 1917 года он работал в Москве консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино». Перу Александра Ханжонкова принадлежит книга «Первые годы русской кинематографии», ставшая летописью становления кино в Российской империи. В память о замечательном режиссере и организаторе долгое время проводились «Дни Ханжонкова на Родине». Начинались они в Макеевке, где родился Александр Алексеевич, затем день его рождения отмечали в Ялте, а завершались торжества по традиции в Москве.
Первыми художественными (игровыми) фильмами стали снятые на пленку театральные спектакли. Фильмы «Как они женихались, или Три любви в мешках», «Москаль-чарiвник» (постановка актера А. Алексеенко) озвучивали во время сеанса актеры, которые находились за экраном. В 1911 году Д. Сахненко вместе с Н. Садовским поставили фильмы-спектакли «Наймичка» и «Наталка Полтавка», где играли ведущие актеры театра М. Заньковецкая, Л. и Ф. Левицкие, Г. Борисоглебский. Но в основном украинская кинопродукция дооктябрьского периода состояла из примитивных мелодрам и комедий-фарсов.
Среди талантливых мастеров украинского кино, с самого момента его создания, следует отметить таких режиссеров, как П. Чардынин, И. Кавалеридзе, В. Гардин, Д. Байда-Суховей, Л. Форестье, работавших и в советские времена. Первыми творческими попытками украинского советского кинематографа стали документальные фильмы о важнейших событиях на фронте и в тылу, санитарно-образовательные и игровые агит-фильмы («Все для фронта», «Восстаньте, гонимые и голодные»). С 1922 года выпуск кинофильмов взяло под контроль государство. Работали кинофабрики в Одессе и Ялте, съемочная база была в Киеве. Профессиональные кадры готовились в Одесском техникуме кинематографии (основан в 1924 г.) и Киевском киноинституте (1930 г.).
В становлении украинского киноискусства важную роль сыграли Ю. Яновский, М. Бажан, О. Досвитный, И. Кавалеридзе, Л. Курбас и В. Маяковский. Многие фильмы снимались по известным литературным произведениям.
Александр Довженко пришел в кино как сценарист и собирался работать исключительно в комедийном жанре, но снял только две комедии. Остальные его работы стали новым словом в кинематографии. По собственным сценариям он снял лирико-эпический фильм «Земля», историческую ленту «Арсенал». Героическая эпопея «Щорс», биографический фильм «Мичурин» и несколько документальных фильмов были созданы Довженко с использованием новых средств изображения – отдельных живописных картин-кадров, профессионального освещения и композиции.
В конце 1920-х годов появились первые фильмы для детей – «Марийка», «Ванька и Мститель», а с 1927 года в Харькове начала работу мультипликационная мастерская («Мурзилка в Африке»), где работали талантливые режиссеры В. Леваковский, И. Лазарчук, X. Горбач.
В 1928 году началась творческая биография известнейшей украинской киностудии – Киевской кинофабрики (с 1957 года – киностудия им. А. Довженко). Здесь были сняты две короткометражные художественно-документальных ленты – «Ясли» М. Кауфмана и «Одиннадцатый» выдающегося кинопублициста Дзиги Вертова, который в 1930 году осуществил постановку первого звукового документального фильма «Симфония Донбасса».
В 1929 году на Киевской кинофабрике было снято уже десять фильмов, среди которых историко-революционная лента «Джальма», детские ленты «Нет препятствий» и «Сам себе Робинзон», первая экранизация произведения В. Винниченко «Приключения полтинника», кинозарисовка «Комсомолия», киноплакат «Село Веселое», сатирический фильм «Шкурник», неигровой художественный фильм «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (на XIII Международном кинофестивале в Мангейме в 1964 году он был признан одним из двенадцати лучших документальных фильмов всех времен).
Певцом народной красоты, мастером героико-патриотичной темы был Игорь Андреевич Савченко. Он первым обратился к теме партизанской борьбы в годы Гражданской войны, экранизировал роман «Всадники» Ю. Яновского (1939 г.). Все фильмы Игоря Савченко имели огромный успех и получили высокую оценку, а три из них – «Богдан Хмельницкий», «Третий удар» и «Тарас Шевченко» (в этом фильме главную роль сыграл знаменитый актер и кинорежиссер Сергей Бондарчук) – были удостоены Сталинской премии.
30-е годы XX века стали для украинских кинематографистов годами становления. Мастера кино осваивали звук и цвет, которые значительно расширяли возможности кино – герои на экране становились более реалистичными, чем в эпоху немого кино. Первой цветной лентой стала «Сорочинская ярмарка» режиссера М. Экка (1939 г.). В те годы кино стало любимейшим и самым доступным для народа видом искусства.
Среди тех, кого можно назвать основоположниками украинского национального кино, был и талантливый скульптор и режиссер Иван Петрович Кавалеридзе. Он старался перенести скульптурные формы близкого ему искусства на экран. Кавалеридзе по праву называют также и родоначальником украинского исторического кино. Для своих лент он неизменно избирал эпические монументальные темы: «Ливень» («Офорты к истории гайдаматчины»), «Перекоп» и «Колиивщина» (сценарий к «Колиивщине» ему пришлось переделывать семнадцать раз). И. П. Кавалеридзе создал также народную эпическую драму «Прометей», биографический фильм «Григорий Сковорода», патриотическую короткометражную новеллу «Стожары». Ему принадлежит экранизация произведения Панаса Мирного «Повiя». Стремление Кавалеридзе к правдивому изображению истории украинского народа вызывало негодование у советских чиновников, и поэтому ленту «Днепр» ему снимать попросту запретили, а работу над фильмом «Богдан Хмельницкий» передали более покладистому режиссеру.
Украинские режиссеры и актеры снимали фильмы на всех студиях СССР, а российские кинематографисты, что соответствовало тогдашней кремлевской политике, работали в Украине. Так, на Киевской киностудии в разные годы ставили фильмы режиссеры Б. Барнет, И. Пырьев, В. Петров, А. Роом, М. Донской, а образы украинцев воплощали русские актеры – Н. Мордвинов, И. Скуратов, М. Жаров, Б. Андреев, Л. Свердлин, Н. Крючков и многие другие. Эти тенденции усилились в годы Великой Отечественной войны, когда всех объединила общая беда. Украинские киностудии были эвакуированы в Ашхабад и Ташкент, где были сняты фильмы «Александр Пархоменко», «Как закалялась сталь», «Партизаны в степях Украины», «Годы молодые» и «Боевой киносборник № 9».
Когда пылали в пламени войны города и села Украины, украинские документалисты, нередко рискуя жизнью, снимали бои и рассказывали о страданиях и горе народа, о мужестве и воле к победе. В 1943 году Марк Донской снял фильм по роману Ванды Василевской «Радуга» с Наталией Ужвий в главной роли. Образ матери-партизанки, замученной фашистами, поразил весь мир. Фильм стал значительным событием и демонстрировался во многих странах, включая США. Возможно, именно благодаря этому фильму Американская киноакадемия в 1945 году отметила Киевскую киностудию специальной премией за выдающийся вклад в налаживание взаимопонимания между советским и американским народами.
Следующее произведение о войне – «Непокоренные» по повести Б. Горбатова – режиссер М. Донской снял уже в Киеве в 1945 году. Это был первый послевоенный фильм, в котором главную роль исполнил А. Бучма. Картина «Непокоренные» получила Государственную премию СССР и Золотую медаль на VII Международном кинофестивале в Венеции в 1946 году.
Естественно, что тема войны стала главной в послевоенном кинематографе. Фильмы воспевали подвиги бойцов и партизан, рассказывали о жизни в тылу, где сотни тысяч советских людей работали, помогая фронту и приближая своим самоотверженным трудом долгожданную победу. Надо сказать, что тема Великой Отечественной войны до сих пор не сходит с экранов, и каждое поколение рассказывает о ней по-своему.
И все же послевоенные годы и начало 1950-х годов стали нелегким испытанием для украинского кино. Фильмов снималось немного: с 1945 по 1951 год было снято всего одиннадцать кинолент. Правда, четыре из них – «Подвиг разведчика», «Третий удар», «В мирные дни» и «Тарас Шевченко» – были удостоены Сталинской премии и пользовались огромным успехом у зрителей. А фильм «Подвиг разведчика» Б. Барнета, снятый в 1947 году, на долгие годы стал одной из любимейших лент советского зрителя и вошел в пятерку лучших приключенческих фильмов о войне. В главной роли снялся замечательный актер Павел Кадочников.
Вместе с тем режиссеры приступили к экранизациям известнейших театральных спектаклей, поставленных выдающимися мастерами сцены, – «Дети солнца», «Любовь на рассвете», «Лилея», «Мораль госпожи Дульской», «Сто тисяч», «Украденое счастье», «Калиновая роща», «Лимеривна», «Суета» и другие. Для популяризации национальной культуры снимались фильмы-концерты: «Верховина, мати моя», «Капела бандуристiв», «Капелла "Думка"», «На крылах пiснi». Экранизировались также украинская и русская проза – «Дiвчина з маяка» и «Таврiя» по произведениям О. Гончара, «Гроза над полями» по роману А. Шияна, «Кров людська – не водиця» по роману М. Стельмаха, «Мальва» по повести М. Горького. Среди фильмов-экранизаций того времени одной из самых известных была лента М. Донского «Дорогой ценой» по произведению М. Коцюбинского. Британская киноакадемия назвала эту картину лучшим зарубежным фильмом, демонстрировавшемся в Англии в 1958 году.
1960-70-е годы был для украинского кинематографа временем подъема: опытные мастера и молодые режиссеры настойчиво искали новые источники вдохновения и средства для воплощения своих замыслов. На эти годы пришелся второй период расцвета национального поэтического кино. Новым словом стал фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» по одноименной новелле М. Коцюбинского (оператор Ю. Ильенко). Этот фильм – яркое зрелище, в котором все действо, характеристики героев и антураж были рассчитаны прежде всего на зрительное восприятие: красота природы, точные этнографические детали и яркие костюмы, великолепная актерская игра Ивана Миколайчука и Ларисы Кадочниковой.
Лента «Тени забытых предков» была признана одним из двадцати лучших фильмов всех времен и народов. Такую высочайшую оценку фильм во многом получил благодаря великолепной игре И. Миколайчука, создавшего яркий украинский характер и ставшего поистине национальным героем. Замечательная игра актера в фильмах «Сон», «Каменный крест», «Белая птица с черной отметиной» (Золотая медаль на МКФ в Москве, премия «Серебряные сирены» на МКФ в Сорренто, Италия), «Захар Беркут», «Пропавшая грамота» заставляла зрителя сопереживать, чувствовать боль и страдания героя. Но искусство Миколайчука не отвечало канонам соцреализма. И поэтому актера объявили «носителем вражеской националистической идеологии». Только после смерти за выдающийся вклад в развитие советского киноискусства ему была присуждена Государственная премия УССР им. Т. Шевченко.
Продолжателем традиций поэтического кино А. Довженко стал Сергей Иосифович Параджанов. Возле первого павильона киностудии, где он снимал «Тени забытых предков», установлен памятник этому гениальному человеку. Параджанов снял также фильмы «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», короткометражные ленты «Капела "Думка"», «Наталья Ужвий» и «Золотые руки» (в соавторстве).
В этот же период были сняты талантливые фильмы Ю. Ильенко – «Колодец для страждущих», «Вечер на Ивана Купала», «Белая птица с черной отметиной», Л. Осыки – «Каменный крест», А. Войтецкого – «От скуки», М. Беликова – «Ночь коротка», Б. Ивченко – «Пропавшая грамота».
В конце 1960-х годов начал стремительно развиваться телевизионный художественный кинематограф, что значительно расширило объемы кинопроизводства.
За годы своего существования (1966-91 гг.) телеобъединение «Луч» выпустило значительное количество разных по тематике фильмов – от исторических, военных, детективных до лирико-романтических, детских, молодежных и развлекательных.
Одной из форм приобретения телевидением творческого опыта стали экранизации. Литературные первоисточники легли в основу таких телефильмов, как «Мир хижинам, война дворцам», «Волны Черного моря», «Сказание о любви», «Каштанка», «Поцелуй», «Два гусара», «Красный петух плимутрок», «Накануне», «Как закалялась сталь», «Овод», «Мужество», «Гонки по вертикали», «Капитан Фракасс» и многие другие.
В это же время открылся Театр-студия киноактера, где начинали свой творческий путь Н. Гринько, Б. Брондуков, И. Миколайчук, Р. Недашковская, М. Криницына, Л. Быков, Н. Олялин.
Надо сказать, что путь многих фильмов к своему зрителю был очень нелегким. Например, дебютная лента Ю. Ильенко «Колодец для страждущих» вышла на экраны только спустя 22 года после создания: чиновники, испугавшись искреннего и смелого разговора о бездуховности, положили фильм «на полку». Такая же судьба постигла и картину В. Денисенко о событиях Великой Отечественной войны – «Совесть». Но Владимир Терентьевич продолжал создавать остросоциальные и бескомпромиссные ленты, такие как «Солдатка», «Сон», «Молчат только статуи», «Озарение», «На Киевском направлении», «Жнецы», «Высокий перевал».
Многие фильмы, снятые в этот период, представляли Украину на кинофестивалях различных уровней. Среди призеров международных кинофестивалей – «Тени забытых предков», «Проверено – мин нет», «Туманность Андромеды», «Почтовый роман», «Анычка», «Пчелы и люди»; всесоюзных кинофестивалей – «Наймичка», «Гадюка», «Гибель эскадры», «Каменный крест» и другие.
Высочайшее признание на международном уровне получили снятые в 1970-е годы фильмы о Великой Отечественной войне. Незабываемые образы Маэстро и ефрейтора Святкина создал в фильмах «В бой идут одни "старики"» и «Аты-баты, шли солдаты» Леонид Федорович Быков, который был режиссером этих фильмов и снимался в главных ролях.
В галерею фильмов-шедевров о войне входит и работа Л. Осыки «Тревожный месяц вересень», которая во многом перекликается со «Стариками» Л. Быкова. Еще один подход к освещению темы войны – работа Ю. Ильенко «Праздник печеного картофеля», о которой режиссер сказал: «Это фильм о столкновении духовного мира ребенка с бездушностью и жестокостью войны». Фильм о сиротах войны, материнстве, чувствах, которые диктуются не кровным родством, а сердцем женщины-матери: защищать, оберегать, согревать, любить. Виктор Илларионович Ивченко за свою творческую жизнь снял 13 фильмов и стал первым среди кинематографистов лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Шевченко.
Много для украинского кинематографа сделал Тимофей Левчук, с документальной достоверностью рассказавший об эпизодах борьбы партизанского объединения С. А. Ковпака в трилогии «Дума о Ковпаке». Главную роль в фильме сыграл народный артист Украины Константин Петрович Степанков. Эта работа стала значительным успехом самой картины и большим творческим достижением актера. А всего Константин Степанков, которого называли человеком романтического кино Параджанова, Ильенко, Осыки, Быкова, сыграл свыше 100 ролей.
Последовательно разрабатывал тему современника и его моральных качеств в своих роботах «Адрес вашего дома», «Анна и Командор», «Белая тень» Е. М. Хринюк. Его фильмы преисполнены пронзительного чувства любви, уважения к человеку и сочувствия к нему.
Большой популярностью у зрителей пользовались научно-популярные фильмы студии «Укртелефильм» (1966 г.) и мультипликационные фильмы для детей и взрослых Творческого объединения художественной мультипликации (1959 г.). Мультфильмы «Никита Кожемяка» режиссера Н. Василенко, «Мишка и Тот, кто в речке живет» А. Грачева, «Журавлик» И. Гурвича, «Чумацкий шлях» В. Гончарова и серия о приключениях казаков режиссера В. Дахно являются золотым фондом украинской мультипликации. Мастера анимационных фильмов работали в разных техниках. И если раньше большинство «мультиков» были рисованными или кукольными, то, например, среди лент, выпущенных Украинской киностудией анимационных фильмов в 2004 году, мультипликационный фильм «Война яблок и гусеницы» был создан режиссером Н. Марченковой с помощью компьютерных технологий. В технике сыпучих материалов выпустил ленту «Засыплет снег дороги» режиссер Е. Сивоконъ, а в мультфильме «Пьеса для трех актеров» О. Шмигуна «играют» марионетки.
Дух творческого подъема 1960-70-х годов вдохновлял на творческий поиск мастеров и в следующем десятилетии. Незабываемые образы создали актеры Н. Гринько, Н. Олялин, Б. Бенюк, А. Роговцева, Р. Недашковская, Б. Брондуков, Б. Ступка, С. Тома, О. Сумская, Д. Шевченко, О. Машная, А. Хмельницкая и многие другие.
В 80-е годы XX века темы для творчества подсказывала сама жизнь: на экраны выходили фильмы, посвященные проблемам современного общества (например, «Грачи» К. Ершова). Популярной темой в литературе и кино того времени стал кризис человека среднего возраста, который не смог реализовать себя, не смог осуществить свои замыслы и желания («Полеты во сне и наяву», «Балаган», «Автопортрет неизвестного»).
В это время появилось немало фильмов, рассказывающих о детях, их отношениях с учителями. Среди них – «Благие намерения», «Единица "с обманом"», «Первоцвет», «Работа над ошибками», «Брат, найди брата!». Воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач киноискусства: ведь от взрослых зависит, какими вырастут их дети. Поэтому детская тема никогда не исчезала с киноэкранов. 80-е годы XX века не стали исключением. Было снято много фильмов разных жанров для детей и юношества: «Черная курица, или Подземные жители», «Фантастическая история», «Тайна корабельных часов», «Капитан "Пилигрима"», «Золотая цепь» и другие.
В 1981 году Г. Кохан снял фильм о седой старине – «Ярослав Мудрый», в котором изобразил прогрессивного государственного деятеля, мудрого политика, образованнейшего человека своего времени, жизненная мудрость и человечность которого навсегда сохранились в памяти потомков. А Ю. Ильенко в историческом фильме «Легенда о княгине Ольге» рассказал о времени принятия христианства в Древней Руси.
Кинематографисты откликнулись и на Чернобыльскую катастрофу. Хроникеры отсняли километры видеоматериалов, рассказывающих о страшной трагедии, потрясшей не только украинский народ, но и все человечество. Одним из тех, кто говорил и показывал правду об этих событиях в своих фильмах, был В. М. Шевченко, снявший ленты «Поезд чрезвычайного назначения», «Контрудар», «Чернобыль. Хроника трудных недель». Этой теме посвящены также художественно-документальный фильм «Порог» (режиссер Р. Сергиенко), художественная лента «Распад» режиссера М. Беликова. В этой ленте основное внимание сосредоточено на поведении человека в экстремальной ситуации, ведь именно в таких обстоятельствах видно, кто чего стоит в этой жизни. Достойной оценкой фильма стали Золотая медаль МКФ в Венеции и Гран-при МКФ в Сантандере (Испания).
Высокую оценку получили и работы Романа Балаяна: «Полеты во сне и наяву» – Государственная премия СССР, «Филер» – премия исполнителю главной роли Олегу Янковскому на кинофестивале в Вальядолиде (Испания), «Храни меня, мой талисман» – Золотой приз МКФ в Авелино (Италия), приз «Золотой тюльпан» на Международном кинофестивале в Стамбуле.
1990-е годы стали временем тяжелых испытаний для украинского кино. Государство фактически перестало финансировать развитие киноискусства. За десять последних лет XX века количество кинотеатров сократилось в четыре с лишним раза, а количество зрителей – почти в 70 раз. Свыше 90% фильмов, демонстрирующихся в прокате Украины, американские, и лишь 0,3 % – отечественные. Только в 2000 году было увеличено бюджетное финансирование национальной студии им. А. Довженко. Появились кинотеатры, оборудованные новой техникой.
Рыночная экономика нуждалась в выпуске коммерческих фильмов, приносящих реальную кассовую прибыль. Детективы, боевики и развлекательные фильмы («Каменные джунгли», «Снайпер», «Охранник», «Афганец», «Цена головы», «Выстрел в гробу», «Тайна виллы», «Заложники страха», «Способ убийства», «Стамбульский транзит», «Двойник», «Осторожно! Красная ртуть») заполонили экраны кинотеатров. К счастью, украинское киноискусство выдержало испытание популярными жанрами. Свидетельством тому являются такие ленты, как «Гетманские клейноды», «Вальдшнепы», «Казненные рассветы», «Притча», «Венчание со смертью», биографические фильмы – «Из жития Остапа Вишни» и «Иван Миколайчук. Посвящение».
По-прежнему богатым источником для отечественных кинематографистов остается украинская литература. Среди экранизаций последних лет – «Зона» Миколы Кулиша, «Подарок на именины» и «Что записано в книге жизни» М. Коцюбинского, «Камiнна душа» Г. Хоткевича, «Химеры зеленого лета» В. Шевчука, «Добрый бог» и «История госпожи Ивги» В. Пидмогильного, «Ведьма» Г. Квитки-Основьяненко, «Москаль-чарiвник» И. Котляревского, «Геть сором!», «Пудель», «Я той, хто є...» М. Хвылевого, «Записки кирпатого Мефiстофеля» и «Сорочка зi стежкою» В. Винниченко, «Дорога на Сiч» С. Черкасенко, «Для сiмейного вогнища» И. Франко и другие.
На смену мэтрам кино пришли молодые талантливые режиссеры: Н. Андрейченко (фильм «Шамара»), С. Маслобойщиков («Певица Жозефина и мышиный народ»), В. Домбровский («Юденкрайз, или Вечное колесо»), чьи работы уже «засветились» на международных кинофестивалях. Гран-при «За верность искусству в эпоху коммерции» получила лента К. Геворкяна «Пегий пес, бегущий краем моря», премию ФИПРЕССИ – «Дикий пляж» Н. Киракозовой, а «Аве Мария» Л. Ефименко отмечен высокими наградами трех международных кинофестивалей.
По заказу телевидения были сняты многосерийные художественные фильмы «Черная Рада» (постановщик Н. Засеев-Руденко) по одноименному произведению П. Кулиша и «Роксолана» по роману П. Загребельного, в котором главную роль сыграла известная актриса О. Сумская, «Огнем и мечом» по Г. Сенкевичу со звездным актерским составом (Б. Ступка, Р. Писанка, А. Домогаров). Также был «снят с полки» и вышел на экран сериал «Кармалюк», герои которого заговорили на украинском языке благодаря сделанному в 2004 году дубляжу. В этом фильме главные роли сыграли выдающиеся актеры И. Гаврилюк, Н. Сумская, Б. Брондуков, К. Степанков, А. Роговцева.
На киностудии им. А. Довженко завершены масштабные постановочные проекты «Молитва за гетмана Мазепу» режиссера Ю. Ильенко и «Богдан Хмельницкий» Н. Мащенко, «Мамай» О. Санина. Трагедия в Бабьем Яру – тема фильма режиссера Н. Засеева-Руденко.
Сегодня в Украине работают пять государственных киностудий: Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко, Одесская киностудия художественных фильмов, Украинская студия хроникально-документальных фильмов, Национальная кинематека Украины, Украинская киностудия анимационных фильмов и свыше двадцати киностудий негосударственной формы собственности. Вопреки всем трудностям, ведущие режиссеры страны – В. Савельев, М. Кац, В. Новак, К. Муратова – продолжают работать и снимать интересные фильмы.
Ведущей остается Национальная киностудия им. А. Довженко, представляющая собой кинопроизводство с полным комплексным технологическим циклом. Наряду со съемками собственных фильмов, киностудия также предоставляет услуги другим кино- и телекомпаниям в работе над производством их продукции. Здесь работают свыше 300 профессионалов своего дела – режиссеры, операторы, художники, художники-декораторы, художники-гримеры, звукооператоры. Киностудия располагает отечественной и зарубежной съемочной техникой, трюк-машиной, оптической печатью, полным комплектом деревообрабатывающего оборудования, большой коллекцией костюмов, пятью тонателье, оснащенными современным звукотехническим оборудованием, арсеналом отечественного и зарубежного оружия, легковым и грузовым транспортом и другим, необходимым для кинопроизводства, оборудованием.
На студии, площадь которой составляет 17,5 га, расположено четыре съемочных павильона. Один из них, площадью 2520 м2, является самым большим в Европе. Павильон рассчитан на одновременную работу десяти съемочных групп. В павильонах оборудованы три бассейна, есть также и натурный бассейн, оснащенный системой волнообразования, дающий возможность, не выезжая на море, снимать морские баталии, корабельные аварии, проводить подводные съемки, комбинированные и прямые съемки на воде.
Кинематографисты студии им. А. Довженко не раз добивались успеха на самых престижных кинофестивалях мира. Среди достижений киностудии – награды 75 международных и 65 всесоюзных кинофестивалей, 19 государственных и девять республиканских премий, награды республиканских, зональных и молодежных кинофорумов.
Так, например, на кинорынке 46-го Берлинского международного кинофестиваля осенью 1996 года были представлены восемь фильмов, созданных на украинских киностудиях, среди них «Фучжоу» М. Ильенко, «Кислородный голод» А. Дончика, «Последний бункер» и «Хелли и Нок» В. Ильенко. Значительным событием фестиваля стала и мировая премьера фильма А. Довженко «Прощай, Америка!», снятого им на киностудии «Мосфильм» еще в начале 1950-х годов.
Вопреки всем трудностям украинское кинопроизводство постепенно набирает обороты. Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко в 2004 году выпустила 9 лент. Среди них «Татарский триптих» по мотивам крымских рассказов классика украинской литературы Михаила Коцюбинского, «Украденное счастье» – современный вариант классической пьесы Ивана Франко, лирическая и очень смешная комедия «Наташа», экспериментальная кинолента «И мир меня не поймал» по мотивам поэтической симфонии Павла Тычины «Сковорода», психологический триллер «Ужас», цикл неигровых фильмов «Тайны Киево-Печерской лавры», последний из которых посвящен убийству премьер-министра России Петра Столыпина террористом Дмитрием Богровым в Киеве в 1911 году.
При содействии Украинского комитета конгресса США на экраны выпущена кинолента «Владыка Андрей», посвященная судьбе митрополита Андрея Шептицкого.
Продолжает свою работу и Одесская киностудия художественных фильмов. Здесь также выпущены новые киноленты: лирическая мелодрама «Дачная история» (совместно с российской киностудией), остросюжетный фильм «Кредитка». Известный режиссер Кира Муратова сняла здесь фильм «Настройщик», а режиссер С. Крутин – немного странный, но очень проникновенный фильм «Меньший брат»: историю о том, как несколько «морских волков» прониклись судьбой несчастного пингвина, которого кто-то привез из Антарктиды прямо в знойное одесское лето.
Не отстает от художественных киностудий Украинская студия хроникально-документальных фильмов, которая выпустила около десяти лент.
Попыткой начать цикл фильмов-портретов стала картина о жизни гончара Тимофея («Проти сонця»). Был также снят документальный фильм «Шаланды полные кефали», посвященный восстанию моряков на кораблях эскадры Антанты в Черном море 25 апреля 1919 года, которое фактически спасло Одессу от разрушения. Своевременной стала и лента «Путь к исцелению» о работе христианского реабилитационного центра «Победа» в Броварах Киевской области, куда приходят с надеждой на исцеление наркозависимые молодые люди, и фильм «Простите меня, дети! Я остаюсь...» – о проблемах, связанных с Чернобыльской аварией, о жителях Полесского края, которые вопреки всему не оставляют родные дома. Плодотворно работают в области документалистики и представители Национальной кинематеки Украины («Саша Путря», «Путь к слову», «Сергей Параджанов. Киевские фрески», «Константин Степанков»).
Интересное тематическое направление выбрала для своих фильмов Общественная организация «Западно-европейский институт» – экспериментальный цикл молодых кинематографистов «Любовь – это...». В рамках этого проекта снято более десяти фильмов. К юношеской аудитории обращен фильм-сказка «Как Милана судьбу искала».
Плодотворно работают студии КМП «ЛАВРА» Национального союза кинематографистов Украины, ООО «Киностудия "Кинематографист"» Национального союза кинематографистов Украины, ООО «Киностудия "Контакт"», ПП «Киностудия "Инспирейшн Филмз"». Кинокомпания «Данаприсфильм» выпускает научно-познавательный цикл видеофильмов «Дух Украины». Этот цикл посвящен украинскому искусству и его месту среди творческих достижений мирового искусства.
Характерной особенностью современного кинопроцесса является значительное число фестивалей и кинофорумов, проводимых на территории Украины: «Золотой Дюк» в Одессе, Ялтинский кинофестиваль «Кинотавр», «Молодiсть», актерский «Стожары», студенческие «Пролог», «Фаст-Фэст-Уикенд», детские «Хрустальные источники» и «Артек», фестиваль любительских фильмов «Эй, киношники!», оригинальный проект «Вiдкрита нiч».
Международный фестиваль «Молодiсть» ставит своей целью расширение контактов между разными киношколами и поиск новых имен в современном киноискусстве. Этот фестиваль является единственным в Украине официально признанным Международной федерацией кинопродюсеров FIAPF (Париж, Франция). По традиции, конкурсная программа фестиваля состоит из трех категорий: студенческие фильмы (без ограничения времени); дебютные профессиональные короткометражные фильмы (игровые, анимационные, документальные – до 45 мин.); дебютные профессиональные полнометражные игровые картины (свыше 60 мин.).
А Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК» по традиции с 1989 года проходит поочередно в Украине и России. На нем представляют свои работы сотни мультипликаторов почти со всех стран Европы, а также из США, Канады, Японии, Австралии, Израиля. Этот фестиваль является одним из самых престижных в мире мультипликации. Он входит в пятерку фестивалей, взятых под почетный патронат АСИФА (Международной ассоциации анимационного кино). В 2003 году, например, только в конкурсной программе приняли участие 153 мультфильма из 500 представленных. На фестивале огромную популярность имела программа, посвященная 100-летнему юбилею прославленного детского художника Владимира Сутеева. Фестиваль дает возможность детям встретиться с любимыми мультперсонажами и с творцами мультфильмов, принять участие в больших театрализованных спектаклях «Супер-мультишоу», посетить мастер-классы выдающихся мастеров мировой анимации. В рамках фестиваля проводятся благотворительные акции для детей-сирот, воспитанников школ-интернатов.
Фестиваль «Украины.Открытая ночь» создан с целью поддержки отечественного кинематографа и посвящен проблемам проката фильмов в стране и за ее пределами.
Фестиваль продюсерского кино Украины и России «Кино-Ялта» проводится с целью развития и популяризации отечественного кинематографа, укрепления международных связей между двумя странами, создания условий для диалога культур, расширения присутствия украинского кино в мировом культурном пространстве, активизации делового сотрудничества украинских кинематографических организаций с заграничными партнерами. Задачи фестиваля заключаются также в активизации кинопроцесса и привлечении внимания общества к проблемам, перспективам и достижениям национального киноискусства, осуществлении координации между творческим, аналитическим и финансовым потенциалом Украины и России, сохранении кинематографического наследия прошлого, поддержке культурно-художественного развития. В рамках фестиваля фильмы оцениваются в конкурсных номинациях и награждаются призами, в кинотеатрах и на киноплощадках проходит ретроспективный показ фильмов известных режиссеров.
«Ветер странствий» – такое название имеет Международный кинофестиваль туристических фильмов, который проводится в Киеве совместными усилиями Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины, Министерством культуры и искусств Украины, Союзом кинематографистов Украины, Государственным комитетом телевидения и радиовещания.
Международный кинофестиваль студенческих работ «Пролог» также проходит в Киеве. Его концепция – возможность для молодых талантливых студентов показать свои работы признанным мэтрам кино. Кроме того, в программе фестиваля – отдельные конкурсы для театральных постановок, телевидения, критиков, конкурс студенческой поэзии.
Основными задачами международного фестиваля актеров кино «Стожары» (Киев) является развитие и популяризация культуры Украины, повышение внимания и интереса к кинематографическому мастерству, обмен опытом, знакомство зрителей с талантливыми произведениями мастеров украинского и мирового кино, повышение квалификации и уровня актерского мастерства, привлечение финансирования на художественные проекты украинских мастеров экрана и сцены. Программа фестиваля включает конкурсный показ-панораму лучших актерских работ в фильмах стран СНГ, Балтии и Восточной Европы, которые были представлены и получили награды на других фестивалях. Основные конкурсные номинации фестиваля: лучшая главная мужская роль, лучшая главная женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая женская роль второго плана, лучший дебют, лучший эпизод, лучшая актерская работа в короткометражной ленте. Предусмотрены также и поощрительные номинации: лучший непрофессиональный исполнитель и лучшая детская роль.
В Житомире в 2004 году состоялся Первый фестиваль экранных искусств «Кинотур». Этот кинофорум был посвящен сразу трем выдающимся событиям: 60-летию освобождения Украины и Житомира от немецко-фашистских захватчиков, 15-ой годовщине вывода войск из Афганистана и 110-й годовщине со дня рождения выдающегося деятеля украинского кино Александра Довженко.
В годы, когда кинопроизводство в Украине переживает не самые лучшие времена, эти фестивали способствует развитию отечественного кино и содействуют повышению его уровня.
Источники:
- Актеры советского кино [Текст]. – Москва : Искусство, 1966. – 271 с.
- Кино [Текст] : энциклопедический словарь . – Москва : Советская энциклопедия, 1986. – 640 с.
- Скляренко, В. М. Все об Украине [Текст] : общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова ; предисл. Ю. Макарова. – Харьков : ФОЛИО, 2008. – 569, [1] с. : ил., портр. – (Страны мира).
- Украина [Текст] : энциклопедия для детей среднего школьного возраста / авт.-сост.: В. М. Скляренко [и др.] ; худож.-оформ.: Л. И. Киркач-Осипова. – Харьков : Фолио, 2007. – 463 с. – (Детская энциклопедия).