Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Украинцы Живопись

Живопись

Художественное наследие Украины ведет свою родословную еще со времен среднего палеолита. В память о тех временах остались украшенные древними мастерами предметы быта и оружие, резные тотемы с орнаментами, скульптурные изображения на могильных курганах, загадочные рельефы на каменных столбах. Древнеславянское искусство было тесно связано с языческими верованиями. Изображения богов (Перуна, Триглава, Святовита) и их святилища были практически полностью уничтожены во время крещения Руси. До наших дней сохранились лишь одиночные памятники языческой скульптуры, например Збручский идол, найденный в Тернопольской области, или рельефное изображение «Жрец Олега», обнаруженное в Винницкой области. Характерными чертами памятников языческой культуры являются пластичность композиции и выразительность всех элементов.

На рубеже VIII-IX веков начала формироваться самобытная художественная культура Киевской Руси. Принятие христианства послужило толчком для развития монументального строительства, что, в свою очередь, вызвало подъем монументальной живописи и способствовало высокохудожественному оформлению интерьеров церквей, соборов и монастырей. В строительстве и оформлении Софийского собора – архитектурной жемчужины Киева – принимали участие греческие и местные мастера. Плоды их труда, составляющие внутреннее обрамление храма – мозаики, фрески, резные плиты, кованые и позолоченные двери, – говорят о необычайном расцвете художественного мастерства и техники оформления внутреннего убранства. До наших дней из 640 м2 мозаики дошло лишь 260, большое количество фресок было уничтожено во время многочисленных ремонтов и реставраций. Интересно, что наряду с религиозными сюжетами художники запечатлели и бытовые сцены, например, охоту, пляску скоморохов, изображение семьи Ярослава Мудрого.

Монголо-татарское нашествие затормозило развитие искусства Киевской Руси, однако не уничтожило полностью его традиций. Вплоть до конца XVII века основным видом художественных произведений в Украине была икона (слово это заимствовано из греческого языка и означает «изображение», или «образ»). Затем, помимо иконописи, начала развиваться монументальная живопись, в частности фреска. Интерьер многих церквей оформлялся резными и позолоченными иконостасами редкой красоты, основа которых изготовлялась из высушенной в течение 30 лет древесины липы. В изображениях святых средствами традиционной символики воплощались мысли о победе добра над злом («Юрий-змееборец», XIV в.), готовность к самопожертвованию (Волынская Богоматерь, XIX в.), а также подлинные человеческие чувства («Благовещение», XV в.). В тогдашней скульптуре, например барельефе «Откровение святого Фомы» (XVII в.), просматривается заметная тенденция к утонченной, почти ювелирной обработке камня.

С развитием книгопечатания со второй половины XVI века одним из ведущих видов художественного творчества стала гравюра. В своей работе граверы использовали несколько видов техники графики – ксилографию (на дереве), офорт (на металлических пластинах). К выдающимся образцам украинской графики можно отнести гравюры, использовавшиеся при оформлении «Киево-Печерского патерика» (1661 г.) мастера Ильи, Псалтыря и Евангелия (1697 г.) мастера Федора, гравюры Л. Тарасевича («Портрет князя Голицына», 1690 г.; «Нестор Летописец», около 1700 г.) и И. Щирского («Триумфальное знамя», 1698 г.). Рядом с ликами святых можно увидеть портретные изображения гетмана Богдана Хмельницкого, казацких старшин («Распятие» с портретом полковника Свечки). Интересно, что на некоторых иконах одежда святых декорирована народными орнаментами и напоминает костюмы казацкой старшины. Выдающимися мастерами-иконописцами были Ф. Сенькович, М. Петрахович, С. Корунка.

В XVII веке одним из популярнейших жанров изобразительного искусства стала портретная живопись. Портреты рисовали либо с натуры, либо исходя из представлений художника или слов заказчика («Портрет Варвары Лангиш», около 1695 г.). Также в XVII-XVIII столетиях весьма популярными были жанры народной картинки и парсунная живопись.

Характерными признаками этих видов живописи были декоративность, богатая цветовая гамма, широкое использование народного орнамента. Любимой темой народной картины были изображения казака Мамая или бандуриста («Казак Мамай», «Казак – душа правдивая») и известных политических и церковных деятелей. В украинской живописи, помимо народных мотивов, прослеживается влияние культуры Ренессанса, что нашло свое отображение в более смелом, объемном изображении фигур и видов той или иной местности.

Появление в XVII-XVIII веках нового художественного стиля, объединившего черты западного барокко с традиционным народным искусством (так называемого украинского, или казацкого, или мазепинского барокко), в первую очередь повлияло на монументальную живопись. Цветовая гамма стала более насыщенной, декоративной (роспись церкви Святого Юра в селе Сорочинцы). В XVIII веке выдающимся центром скульптурной пластики стал Львов, где работали И.-Г. Пинзель, М. Филевич, С. Фисингер – авторы многочисленных скульптур и композиций, ставших украшениями церквей и других культовых сооружений. Красоту грандиозных по размерам и динамичных по композиции скульптур и барельефов подчеркивает причудливая резьба. Жемчужиной Львова является величественный собор Святого Юра, украшением которого стали скульптуры М. Филевича и И.-Г. Пинзеля, которого современники сравнивали с Микеланджело.

Влияние украинского барокко заметно и в графических работах выдающихся художников Н. Зубрицкого, Г. Левицкого-Носа, А. Козачковского. В те годы весьма популярными были гравюры так называемого «родового древа», где род изображался в виде дерева, а его члены – как ветки, листочки, плоды.

В конце XVII - начале XVIII столетий религиозное искусство было практически полностью вытеснено светским. Господствующим стилем стал классицизм, характерными чертами которого было стремление к идеализации образов и строгости формы. Сильнее всего влияние классицизма сказалось на монументальной скульптуре: памятники в честь возвращения Киеву Магдебургского права (И. Меленский, 1808 г.), Колонна славы в Полтаве (Ф. Щедрин, Ж. Тома де Томон, 1811 г.), памятники Ришелье в Одессе (И. Мартос, 1828 г.), князю Владимиру в Киеве (В. Демут-Малиновский, П. Клодт, К. Тон, 1853 г.).

Постепенно избавилась от присущих иконописи канонов портретная живопись. В своих картинах художники с особым вниманием стали относиться к индивидуальным чертам каждого человека и его духовному миру. Известными мастерами русского и украинского портрета стали выходцы из Украины Д. Левицкий и В. Боровиковский. А знаменитый художник Василий Тропинин первым начал изображать простых людей.

Среди выдающихся портретистов того времени можно назвать А. Мокрицкого и Е. Крендовского. Эмоциональной выразительностью отличались работы И. Сошенко и М. Санина, в жанре бытовой картины успешно работал В. Штенберг.

Творчество Тараса Шевченко ознаменовало собой новый этап в развитии украинского искусства. Дворовый художник графа Энгельгардта был выкуплен из крепостной неволи. Он поступил в Петербургскую академию художеств и стал учеником К. Брюллова. В жанровых картинах «Катерина», «Крестьянская семья», «На пасеке», в серии «Блудный сын» Шевченко поэтически изобразил быт крестьян XIX века. В пейзажах, созданных в Украине и в казахской ссылке, передана особая красота такой любимой им родной природы («В Киеве», «Выдубицкий монастырь», серия гравюр «Живописная Украина»). Боль и тоска, грусть и сострадание к чужой беде характерны для его живописи периода пребывания в ссылке («Казахи в юрте», «Байгуши»). Талант Шевченко-художника не ограничивался пейзажной живописью, он был и непревзойденным мастером портретов, которые рисовал акварелью, масляными красками, карандашом, а также в технике гравюры (портреты М. Лунина, М. Щепкина, Ф. Толстого, П. Клодта). Настоящими шедеврами стали автопортреты мастера.

В XIX веке творили график Л. Жемчужников, художники И. Соколов, К. Трутовский, П. Мартынович. Украинская тематика нашла свое яркое отражение в творчестве таких известных русских и украинских художников, как И. Айвазовский («Свадьба на Украине»), Н. Ге («Рассвет. Хутор Ивановский»), А. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»), а также в полотнах И. Репина. Среди его лучших работ портреты известных украинцев – Т. Шевченко, М. Мурашко, картины «Черноморская вольница», «Казак в степи. По следу» и, конечно же, знаменитая картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Илья Репин, родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, с детства слышал от взрослых о борьбе запорожских казаков с могущественной Османской империей, об их мужестве, храбрости, веселом характере, а также о шедевре народного юмора, свидетельстве неугасимого свободолюбия – письме к «шайтану турецкому, проклятого черта брату и товарищу и самого люципера секретарю». Почти 12 лет работая над «Запорожцами», художник изучал их традиции, образцы одежды, оружия, предметы народного быта; консультировался с этнографами и историками, среди которых был и Дмитрий Яворницкий, всю свою жизнь посвятивший исследованию истории запорожского казачества. Широта украинской души, искренность и открытость чувств выплеснулись на полотно. Интересно, что некоторые персонажи картины списаны с известных людей того времени: красивый жизнерадостный Иван Сирко – это генерал М. Драгоманов, казацкий писарь – Д. Яворницкий. Летят годы, но когда смотришь на полотно, то кажется, что до сих пор звучит над украинской степью веселый смех свободолюбивых казаков.

Способствовало развитию украинского искусства во второй половине XIX столетия открытие в Одессе, Харькове, Киеве школ рисования и объединение мастеров кисти в Общество южнорусских художников. В это время работали такие талантливые художники, как Н. Кузнецов, К, Костанди, Н. Пимоненко, А. Мурашко, О. Сластион, Н. Ивасюк, С. Васильковский, И. Похитонов, П. Левченко, С. Колесников, М. Жук, Т. Копыстинский, К. Устиянович, И. Труш и многие другие. Продолжала развиваться монументально-декоративная живопись. В частности, над росписью и мозаикой Владимирского собора в Киеве работали выдающиеся украинские и русские художники В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, руководил которыми профессор А. Прахов. Кисти М. Врубеля принадлежит также иконостас и росписи в Кирилловской церкви в Киеве.

Своеобразными символами Украины стали памятник Богдану Хмельницкому скульптора М. Микешина и архитектора В. Николаева в Киеве (1888 г.); памятник И. Котляревскому в Полтаве (1903 г.) и памятник А. Мицкевичу во Львове (1906 г.) скульптора Л. Позена. В создании памятника польскому поэту принимал участие талантливый украинский скульптор М. Паращук. Среди других его работ бюсты выдающихся писателей – Т. Шевченко, И. Франко, В. Стефаника, А. Олеся; композиторов Н. Лысенко и С. Людкевича; жанровые композиции «Правда», «Одинокая», «Крестьянка», «Крестьянин» и другие монументальные скульптуры.

В начале XX столетия новый толчок получило развитие профессиональной графики. Особое внимание художники-графики уделяли книжной иллюстрации (О. Сластион, Г. Нарбут, Г. Лукомский). Множество книг проиллюстрировал выдающийся мастер батальной и исторической живописи, замечательный анималист Н. Самокиш. Он оформлял разнообразные издания, посвященные военной истории («История Нижегородского драгунского полка»), «Полтаву» А. С. Пушкина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, но, пожалуй, глубже всего его талант раскрылся в иллюстрациях к четырехтомной энциклопедии «Великокняжеская, Царская и Императорская охоты на Руси» (1896-1911 гг.).

Наряду с реалистическим направлением в живописи в этот период возникают различные модернистские течения (В. Замирайло, О. Судомир, Г. Зологов, П. Холодный). После Октябрьской революции появились агитационно-массовые формы искусства: политический плакат, журнальная и газетная графика, художественное оформление революционных праздников, агитпоездов. Почти во всех городах и селах появились монументы В. Ленину и борцам за революцию, картины, посвященные «вождю мирового пролетариата», заполонили общественные учреждения. Но среди множества «идеологического мусора» встречались и уникальные произведения искусства.

В конце 1930-х годов в СССР, в том числе и в Украине, была внедрена система государственных заказов на художественные произведения. Фактически художники были ограничены в выборе тем для своих работ, им полагалось художественными средствами прославлять социалистическую революцию, счастливую жизнь трудящихся, коммунистическую партию и ее руководителей. Но, тем не менее, такие мастера, как А. Мурашко, Ф. Кричевский, Н. Самокиш, Д. Крайнев, А. Федрицкий, И. Падалка, В. Касиян, даже скованные очень жесткими идеологическими рамками, находили плодотворные темы и создавали подлинные произведения искусства.

Яркой страницей в истории живописи стал украинский авангард, представленный такими художниками, как Ф. Кричевский, А. Федрицкий, К. Малевич.

К сожалению, многие талантливые художники, среди которых были В. Скляр и И. Падалка, погибли во времена сталинского террора. Среди представителей «расстрелянного возрождения» оказался и Михаил Бойчук, художник-монументалист, один из основателей Украинской академии искусств, а впоследствии ее профессор. Одной из самых известных его работ стала роспись Крестьянского санатория на побережье Хаджибейского лимана под Одессой. Для этого, ставшего первым в отечественном искусстве, художественно-архитектурного ансамбля он расписал 600 м2 поверхностей фресками. Коллеги-живописцы называли это творение «чудом XX века», а отдыхавшие там крестьяне говорили: «Хорошо, как в церкви». Выдающийся педагог, основавший собственную школу живописи, приложил немало усилий для восстановления производства керамики в Межгорье. Но затем Михаил Львович был обвинен в буржуазном национализме и расстрелян в одном из лагерей ГУЛАГа.

Многие выдающиеся мастера живописи вынуждены были уехать за границу, как, например, всемирно известный украинский скульптор-новатор и живописец А. Архипенко. Изначально он тяготел к кубизму, но не ограничился только этим, а создал собственное направление искусства. «Архипенктура» – механизированное искусство, в котором А. Архипенко «соединил живопись, скульптуру с пространством» с помощью специального аппарата, приводившего в движение все составные части его композиций. Фактически художник-новатор предвосхитил появление кинетического искусства. В своих скульптурах он использовал в разных комбинациях бронзу, медь, алюминий, серебро, камень, мрамор, гипс, дерево, пластик и бумагу. Вообще живописные произведения этого мастера весьма разнообразны, критики видели в его творчестве проявления экспрессионизма, монументализма, кубизма, конструктивизма. При этом многие его творения уходят корнями в украинское народное искусство, в котором всегда были и так называемый примитивизм, и стилизация. Произведения А. Архипенко украшают 49 музеев и 139 частных коллекций мира.

Огромный вклад в развитие украинской монументальной и станковой скульптуры внес известный режиссер, сценарист и драматург И. Кавалеридзе. Образы, созданные им в скульптуре (княгиня Ольга, Федор Шаляпин, Лев Толстой, большевик Артем), а также памятники Тарасу Шевченко в Ромнах, Полтаве и Сумах зачастую сложны и противоречивы. Самым притягательным для скульптора стал образ Григория Сковороды. Пятьдесят пять лет отделяют первые памятники поэту и философу в Лохвице и Сумах (1922 г.) от монумента в Киеве, установленного возле Киево-Могилянской академии (1977 г.). И этими памятниками Г. Сковороде И. Кавалеридзе не ограничился. Бюсты знаменитого украинца установлены в его родном селе Чернухи Полтавской области и в селе Ивановка (ныне – с. Сковородиновка Харьковской области).

Плодотворно работал в Украине известный русский скульптор М. Манизер: в Харькове (1935 г.), Киеве и Каневе (оба – 1939 г.) были установлены памятники Т. Г. Шевченко его работы, а в Чугуеве – памятник И. Е. Репину.

Характерной чертой 1930-х годов стал так называемый индустриальный пейзаж. Многие художники и скульпторы черпали вдохновение в героике строительства промышленных гигантов Донбасса и Приднепровья, коллективизации села, а во время войны – в подвигах советского народа, отстоявшего свою свободу в борьбе против фашизма. В станковой графике появился новый жанр – фронтовые зарисовки (М. Дерегус – серия офортов «По дорогам войны»; 3. Толкачев – «Майданек», «Цветы Освенцима»).

Послевоенное восстановление хозяйства в 1940-50-х годах послужило новым толчком для развития монументальной и монументально-декоративной живописи и скульптуры. Память о героях и жертвах Великой Отечественной войны увековечена в бронзе, мраморе и граните (памятник молодогвардейцам в Краснодоне, мемориалы жертвам фашизма во Владимире-Волынском и с. Кортелисы, партизанам-ковпаковцам в Яремче).

Достижениями мастеров графического искусства стали многочисленные иллюстрации к классическим и современным художественным произведениям: В. Касияна к «Кобзарю» Т. Шевченко; М. Дерегуса к «Тарасу Бульбе» Н. Гоголя; С. Адамовича к «Земле» О. Кобылянской; А. Базилевича к «Энеиде» И. Котляревского. Среди лучших произведений станковой графики – тематические серии, посвященные историческим событиям прошлого и современности. Над некоторыми из таких серий работали целые коллективы выдающихся художников, например над книгой «Освободительная война украинского народа 1648-56 годов».

До середины 1950-х годов в украинском искусстве преобладал социалистический реализм (соцреализм). И лишь с началом «оттепели» у мастеров искусств появилась возможность выйти за пределы идеологических рамок. Оригинальным и самобытным проявлением народных традиций стало творчество Г. Якутовича, Г. Гавриленко, И. Остафийчука, В. Зарецкого. Плодотворно работали в жанре психологического портрета и украинского пейзажа такие одаренные мастера, как Т. Яблонская, К. Трофименко, А. Петрицкий, Н. Глушенко, С. Шишкин, A. Шовкуненко, В. Задорожный. Не только в Украине, но и за рубежом известно творчество И. Марчука, А. Чебыкина, В. Бородая, Д. Линдера, А. Базилевича, Г. Нарбута, Е. Волобуева.

Среди прославленных женских имен в изобразительном искусстве особое место занимают Е. Белокур и М. Приймаченко. Их творчество имеет глубокие фольклорные корни. Они создавали изысканные живописные произведения, насыщенные удивительным многообразием красок. Обе художницы прославляли красоту и целостность народного ощущения природы и мира.

Для изобразительного искусства независимой Украины характерно наличие целого спектра различных стилей и художественных направлений – от реалистической манеры до самых современных веяний. Достижения украинских художников и скульпторов представлены на многочисленных выставках и в различных галереях. Национальная галерея «Градобанка», Центр искусств «Славутич», Центр современных искусств «Брама» и другие дают возможность ценителям искусства не только познакомиться с творчеством талантливых художников (О. Сухолет, B. Цаглов, А. Савадов, О. Харченко, М. Кривенко, О. Петрова, Т. Сильваши, Д. Фищенко, Д. Корсунь, П. Тараненко, Ж. Василевская, О. Андреев, М. Жуков, Д. Оболончик, С. Давыдов, Л. Бернат, Н. Витковская, О. Балакин, А. Куст, И. Жук, С. Тучинский, С. Алексеев), но и приобрести их произведения.

Одним из направлений современного изобразительного искусства является дизайн. Еще в 1992 году был создан Союз дизайнеров Украины, объединивший творческих работников различных направлений: промышленного, графического, фито- и ландшафтного дизайна, дизайна одежды и окружающей среды. Одним из значительных проектов, в котором принимали активное участие около 700 членов Союза, было создание экспозиции юбилейной выставки «Украина. Десять лет независимости» в Национальном Экспоцентре Украины.

Многочисленные выставки в Украине и за границей свидетельствуют о появлении новых художественных форм: инсталляции, ассамбляжа, акционизма, перфоманса, видеоарта. При этом в творчестве многих художников находят свое отражение мотивы трипольской и скифской культур, культуры Киевской Руси, античных памятников Черноморского побережья, украинского барокко, а также события, связанные с экологическими и социальными катастрофами. В последнее время представители украинского искусства получили практически неограниченные возможности для демонстрации своих достижений за рубежом. Так, в 2001 году Украина впервые приняла участие в престижном Венецианском биеналле. Своеобразным итогом прошлого тысячелетия стали выставка, посвященная 2000-летию Рождества Христова, и реализация проекта «Искусство Украины XX века».

Национальный Союз художников Украины (основан в 1938 г.) – единственная всеукраинская общественная творческая организация профессиональных художников и искусствоведов. На сегодня она насчитывает почти пять тысяч членов (в том числе и граждан иностранных государств), 70 из них носят звание народного художника Украины, 118 – заслуженного деятеля искусств Украины, 186 – заслуженного художника Украины, 53 – лауреата Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Все это является ярким свидетельством творческого потенциала украинских художников. В Союз входят также всемирно известные художественные центры – Петриковка (декоративная роспись), Косов (резьба, керамика, вышивка), Львов (художественное стекло, керамика), Опошня (керамика, ткачество, вышивка).

Произведения прославленных мастеров и тех, кто сегодня делает первые шаги в искусстве, находят свой путь к ценителям прекрасного как на родине, так и за рубежом.

Источники:

  1. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства[Текст] : в 10 т. / В. Г. Власов. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 575 с.

  2. Скляренко, В. М. Все об Украине [Текст] : общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова ; предисл. Ю. Макарова. – Харьков : ФОЛИО, 2008. – 569, [1] с. : ил., портр. – (Страны мира).

  3. Украина [Текст] : энциклопедия для детей среднего школьного возраста / авт.-сост.: В. М. Скляренко [и др.] ; худож.-оформ.: Л. И. Киркач-Осипова. – Харьков : Фолио, 2007. – 463 с. – (Детская энциклопедия).