Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Украинцы Архитектура

Архитектура

С давних пор территорию Украины населяли разные племена и народы. До наших дней сохранились археологические памятники тех времен, свидетельства пребывания на нашей земле не похожих друг на друга культур: поселения трипольской культуры; скифские курганы, которые своими очертаниями напоминают египетские пирамиды, многочисленные укрепленные поселения с земляными валами (Бельское городище на Полтавщине, Неаполь Скифский на окраине Симферополя); античные города на побережье Черного моря, основанные в VIII-V веках до н. э. древними греками, – Ольвия (на правом берегу Бугского лимана), Херсонес (территория современного Севастополя), Пантикапей (ныне – город Керчь).

В Херсонесе хорошо сохранился античный театр, в котором и сегодня регулярно проводятся молодежные фестивали и спектакли.

Народная украинская архитектура стала наследницей традиций, которые формировались на украинских землях на протяжении тысячелетий. В ней нашли свое отражение неповторимые, специфические народные, национальные черты и особенности. В ранний период развития древнерусской архитектуры мастера создавали уникальные деревянные строения, укрепления, святилища.

Представление о планировке древних поселений дают исследования археологов. Поселения строились вдоль речных берегов. Срубы располагались в один-два ряда. Из летописей известно, что в древнерусских городах преобладали деревянные срубовые здания с теремами, сенями, крылечками разной формы, высоты и композиции. Фрагменты таких домов были обнаружены археологами в Киеве на Подоле.

Наряду с деревянными начали строиться здания из обожженного кирпича и необработанного камня. Например, в середине X века в Киеве на Старокиевской горе был построен детинец – каменное внутреннее укрепление города (с XIV века называвшийся «кремлем»). Детинец был возведен вокруг комплекса деревянных княжеских и боярских дворцов.

Дальнейшее развитие архитектурных форм произошло в период княжения Владимира Святославича. На территории детинца была построена Десятинная церковь и каменные дворцы. Тогда же застраивались древние украинские города Чернигов, Переяслав, Вышгород. Вдоль рек Десна, Стугна, Трубеж, Острог для защиты от кочевников возводились крепости и укрепленные линии (Тумаш, Родень).

Князь Ярослав Мудрый приложил немало усилий для украшения стольного града Киева. Нестор Летописец записал в «Повести временных лет»: «Заложил Ярослав город большой, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и потом церковь Святой Богородицы Благовещение на Золотых воротах, а потом монастыри Георгия и Святой Ирины».

Самым торжественным и прекрасным строением Киева того времени стал Софийский собор, окруженный ансамблем дворцовых и монастырских зданий. Этот тринадцатикупольный храм не имеет аналогов в мировом искусстве не только в плане архитектурного совершенства, но и по внутреннему убранству. Не раз собор подвергался частичным разрушениям, его восстанавливали, перестраивали, но ядро его было сохранено. В наше время Софийский собор стоит в окружении бывших монастырских зданий – ценнейших памятников украинского барокко XVIII века. Рядом с ним расположена 76-метровая колокольня с богатым лепным декором. Своей праздничной архитектурой она выгодно оттеняет постройки сооружения и украшает город.

Немало усилий приложили архитекторы-реставраторы М. Холстенко, Е. Лопушинская, историк С. Высоцкий и инженер-конструктор Л. Мандельбант для возрождения удивительного произведения оборонительного зодчества Киевской Руси – Золотых ворот Киева. Мощная боевая башня, которую венчала церковь Благовещения, уже в XVII столетии была полуразрушенной, а в середине XVIII века древние руины были засыпаны землей. Созданный реставраторами павильон-реконструкция не только сохранил остатки ворот от дальнейшего разрушения, но и помог воссоздать величие всего сооружения. Основная часть представляет собой зубчатую башню высотой 14 м; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд перекрывается с одной стороны герсой (подъемной деревянной решеткой), окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненных наподобие старинных ворот, сохранившихся в архитектурных памятниках Новгорода и Суздаля.

Многие строения XI - начала XII веков имеют самобытные черты древнерусского зодчества, но в них ощущается влияние византийского искусства. В конце XII века стиль древнерусской архитектуры стал во многом напоминать средневековый романский. В этом стиле построены Кирилловская церковь (1150 г.) в Киеве, Спасский (XI в.) и Борисоглебский (1123 г.) соборы и Пятницкая церковь в Чернигове, входящие в Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов старинный». Вместе с Черниговским коллегиумом, Елецким Успенским монастырем, детинцем, Антониевыми пещерами и другими памятниками XI-XVIII веков они создают уникальный архитектурный ансамбль этого города.

Неповторимым совершенством поражает архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры. Вот уже более девяти столетий он возвышается на живописных днепровских кручах. Тайна красоты этого архитектурного комплекса кроется в мастерстве его создателей, построивших все здания Лавры на очень сложном рельефе. Весь ансамбль расположен на территории в 22 га и состоит из трех отдельных групп – Верхней лавры и комплексов Ближних и Дальних пещер, где покоится прах монахов Антония и Феодосия Печерских, Ильи Муромца, Нестора Летописца и других исторических лиц. И хотя орды завоевателей не один раз жгли, грабили и разрушали украинскую православную святыню, Киево-Печерская лавра, словно легендарная птица Феникс снова возрождалась из пепла.

Особенно много испытаний выпало на долю храма Успения Пресвятой Богородицы. В летописях говорится, что после землетрясения 1230 года «церковь расступилась на четыре части». Храм был заново отстроен, однако вскоре его полностью разрушили монголо-татарские орды. В начале XVI века собор был вновь восстановлен, но опустошительный пожар 1718 года нанес ему серьезный ущерб. Каждый раз восстановление Лавры начинали с Успенского собора, что свидетельствует о его особом статусе. Из-за многочисленных перестроек храма пышные барочные одежды скрыли его первоначальный древнерусский стиль. Очередная трагедия произошла в ноябре 1941 года: храм взорвали и он лежал в руинах до 2000 года. Тогда в праздник Рождества Христова отреставрированный Успенский собор вновь распахнул свои двери для прихожан и возвратил себе славу величайшей святыни нашего народа.

Софийский и Успенский соборы долгое время служили образцом для строительства большинства храмов на территории Киевской Руси. В следующие столетия в Украине развивались и совершенствовались традиции древнерусской архитектуры. С первой половины XIII века получила распространение архитектура фортификационного (оборонительного) характера, которой были присущи суровость и величественность, минимум декоративных украшений (Владимир-Волынский, Луцк). В Западной Украине, на подолье и на Буковине по сей день сохранились замки тех времен (Острог, Каменец-Подольский, Хотин). С XVI века остались величественные замки-дворцы и монастыри-крепости, представляющие собой образцы всех европейских стилей: готика – Кафедральный собор, ренессанс – площадь Рынок, украинское барокко – собор Святого Юра и доминиканский костел. Все эти памятники украшают Львов.

Бастионная система, появившаяся в XVII веке, дала возможность вынести укрепления за границы застройки городов, избавиться от оборонительных элементов при строительстве культовых и жилых зданий (замки в Збараже, Бродах, Подгорцах). В Приднепровье строили большие монументальные храмы. Своеобразие тогдашней архитектуры особенно четко проявилось в сооружениях, построенных на Крымском полуострове. Здесь заметно влияние армянских зодчих, европейской архитектуры (генуэзские крепости в Судаке, Феодосии, Балаклаве).

Особым романтизмом проникнута архитектура построек эпохи Крымского ханства. Среди них выделяется архитектурный ансамбль Бахчисарая с легким, словно кружевным ханским дворцом (XV-XVI вв.). В его строительстве принимали участие итальянские мастера. Одним из их произведений является самая древняя деталь дворца – «железная дверь», ведущая к уютному дворику, где тихо журчит Фонтан слез – Сельсебиль, воспетый А. Пушкиным и А. Мицкевичем. Ныне Бахчисарай является государственным историко-культурным заповедником, в который, кроме ханского дворца, входят мавзолей-дюрбе, Большая ханская мечеть Хан-Джами, медресе и Золотой фонтан (Маг-зуб), расположенный в Фонтанном дворике дворца, а также средневековый Успенский монастырь и пещерный город-крепость Чуфут-Кале. Бахчисарайский ханский дворец относится к памятникам истории и культуры мирового значения и включен в список Всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО.

В XVIII веке в украинской архитектуре воцарилось причудливое украинское барокко, которому были присущи контрастность, динамизм форм, стремление к величественности и внешнему блеску. Характерными чертами украинского барокко были геометрическая четкость линий, использование богатых орнаментов, лепных орнаментальных украшений, ярких красок, цветистой керамики. Западно-европейские традиции барокко наиболее ярко выражены в архитектурных шедеврах Львова – Бернардинском костеле, Королевском арсенале, соборе Святого Юра (арх. Б. Меретин), являющемся главной святыней Украинской католической церкви. Первые здания собора были построены еще во времена Галицко-Волынского княжества. С того времени он много раз подвергался частичным разрушениям, но каждый раз его восстанавливали. Последние переделки в соборе Святого Юра были выполнены в XVIII веке. Согласно одной из легенд, собор был построен по приказу князя Юрия, и некоторое время святыня являлась еще и оборонительной крепостью города. Действительно, при осаде Львова князем Казимиром именно под стенами храма польские войска потерпели сокрушительное поражение. Позже Казимир приказал дотла сжечь собор. В память об этом трагическом событии в 1341 году был отлит большой колокол, сохранившийся до наших дней. Главная святыня собора – чудодейственная икона Пречистой Девы Марии, попавшая во Львов еще в 1674 году. К зданиям, построенным в стиле украинского барокко, относятся Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве, Екатерининская церковь в Чернигове, Спасо-Преображенская церковь в Больших Сорочинцах. Но украинские архитекторы не забывали и традиций древнерусского зодчества (Крестовоздвиженский собор в Полтаве).

На Приднепровье, Чернигово-Северских землях и Слобожанщине долгое время продолжали строить деревянные храмы. Большинство культовых сооружений того времени состояли из трех башен (каждая башня имела несколько заломов и венчалась куполом с фонарем и маковкой с кpестом). Строились также пяти-, семи-, девятибашенные церкви. До наших дней сохранилась только одна деревянная девятикупольная церковь – построенный в 1781 году плотником Акимом Погребняком без единого гвоздя в Новомосковске (ныне Днепропетровская область) Казацкий, или Свято-Троицкий, собор, вошедший во многие энциклопедии мира. Он был построен по заказу казаков Самарской паланки. Собор – крестообразное строение с девятью разновысокими куполами со стилистическими элементами барокко. Это единственный храм такого типа не только в Украине, но и вообще в мире. К тому же по строительному объему Казацкий собор является крупнейшим деревянным культовым сооружением в Европе. В советские времена храм неоднократно пытались уничтожить. Его то собирались разобрать на строительный материал, то размещали в нем зернохранилище, в лучшем случае – историко-краеведческий музей.

С конца XVIII века в украинской архитектуре стал постепенно преобладать классический стиль. Характерной особенностью этого времени стало снижение объемов церковного строительства. В те годы преимущественно строились дворцы и общественные здания. Но вместе с тем в Киеве, на Старокиевской горе, была построена Андреевская церковь (1749-54 гг.), которую можно считать самым ярким воплощением стиля украинского барокко. Ее часто называют «лебединой песней» выдающегося русского зодчего (итальянца по происхождению) Бартоломео Растрелли. В строительстве принимали участие архитекторы Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь считается памятником творческого содружества русских и украинских мастеров. Пятикупольный крестообразный храм поражает своей парадностью, живописностью, динамичностью архитектурных форм. Богатство декора, контрастная окраска стен, большое количество позолоты сделали этот шедевр зодчества особенно выразительным и эффектным. Совершенство линий, четкие пропорции храма удивительно гармонируют с окружающим ландшафтом – все это делает Андреевскую церковь одним из красивейших зданий Киева.

В середине XVIII столетия барокко в архитектуре трансформировалось в новый стиль – рококо, которому присущи грациозность, вычурная орнаментальность, изысканность, асимметричность композиций. В те времена в Украине появился целый ряд архитектурных шедевров, органично вписавшихся в застройку и ландшафт и поныне являющихся украшением многих городов страны. За редким исключением, здания, построенные в этом стиле, легкие и утонченные, парадные и эффектные, с лестницами, террасами, балюстрадами. Среди самых известных зданий, построенных в стиле рококо, – изысканный Мариинский дворец (1745-53 гг.), возведенный в Киеве по проекту Б. Растрелли. До Октябрьской революции он являлся резиденцией царской семьи, а свое название получил в честь жены императора Александра II, Марии. После Великой Отечественной войны дворец был отреставрирован и с тех пор является местом торжественных государственных приемов. Теперь это историческое здание – жемчужина архитектуры Киева – достойно представляет страну в мире как государственная резиденция, поэтому его еще называют Президентским дворцом. Здесь проходят встречи официальных делегаций на высшем уровне, международные саммиты и торжественные приемы в честь главных государственных и национальных праздников.

Для архитектурных строений конца XVIII - начала XIX веков характерна геометрическая четкость и рациональность, присущая античным формам. В стиле строгого классицизма строились города, которым суждено было стать индустриальными и культурными центрами Украины. Так, Херсон, Севастополь, Николаев, Одесса, Харьков, Полтава, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) застраивались по проектам выдающихся архитекторов и инженеров: Н. Казакова, И. Старова, Ф. Деволана, М. Амвросиева, П. Ярославского. Применение типовых проектов и «образцовых» фасадов для жилых домов обусловило появление единого стиля застройки прямолинейных улиц и бульваров, прямоугольных или круглых площадей (круглая площадь в Полтаве, Приморский бульвар в Одессе).

«Лицом» многих городов, кроме культовых сооружений, стали большие торговые здания (Контрактовый дом в Киеве); театры – в Одессе и Киеве; учебные заведения (Нежинский лицей, Институт благородных девиц в Полтаве). Все эти здания отличаются монументальными фасадами с античными колоннадами. Одесский театр оперы и балета был построен в 1887 году на средства одесситов по проекту венских архитекторов Г. Гельмера и Ф. Фельнера. Он принадлежит к мировым шедеврам театрального зодчества и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В архитектуре театра органически объединены элементы венского барокко и итальянского ренессанса. Легкие, словно воздушные балконы-лоджии придают зданию южный колорит, а декоративный фасад при продвижении вверх становится более насыщенным. Интерьер театра поражает богатством и изяществом орнаментов. По безупречности акустики театр можно сравнить разве что с Венской оперой.

К сожалению, в последние годы над этим уникальным памятником архитектуры нависла серьезная угроза. Подмываемый грунтовыми водами фундамент проседает, что может привести к полному разрушению здания.

Своеобразный тип дворцовой архитектуры возник в сельских помещичьих усадьбах – П. Румянцева-Задунайского в Качановке, К. Разумовского в Батурине, Галаганов в Сокиринцах. Необычайно красивы были дворцово-парковые ансамбли Правобережной Украины. В их планировке четко просматривался английский ландшафтный стиль, наиболее приближенный к естественному пейзажу. Это и Стрыйский парк во Львове, и парк «Александрия» в Белой Церкви, и украшение Умани – Софийский парк. Он был заложен С. Потоцким в 1796 году в честь любимой жены Софии. Как будто созданные самой природой зеленые массивы с живописными лужайками, ручьями и озерцами, с извилистыми дорожками раскинулись на площади в 150 га. Инженер-проектировщик парка бельгиец Л. Метлец, а также архитекторы И. Макутин и А. Штакеншнейдер создали искусственный водопад, через который можно перейти по железному мостику; подземную речку Стикс, по которой можно проплыть на лодке; грот Венеры, напоминающий старинный античный храм. В XIX веке парк обогатился Розовым павильоном на острове Любви, павильоном Флоры и Китайской беседкой.

Во второй половине XIX века в Украине появились новые типы построек – многоэтажные доходные дома, крытые рынки, железнодорожные вокзалы, цирки, банки; было начато строительство промышленных объектов. В те времена жилые дома по заказу владельцев оформлялись под ренессанс, готику, романский стиль, т. е. строились в так называемом «неостиле». Рядом с новыми заводами, шахтами строились промышленные поселки, которые со временем превращались в крупные города. Так появились Мариуполь, Каменское (Днепродзержинск). Надо сказать, что планомерная застройка и благоустройство центральной части проводились только в крупных городах. На главных площадях и улицах строились многоэтажные дома, разбивались парки и скверы. Среди лучших образцов градостроительства тех лет – площадь Б. Хмельницкого в Киеве и А. Мицкевича во Львове, улицы Дерибасовская и Пушкинская в Одессе, Екатерининский проспект в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск).

Среди творцов украинской архитектуры – выдающиеся русские архитекторы тех лет А. Щусев, В. Щуко, А. Дмитриев, И.-Ф. Лидваль и украинские мастера – академики архитектуры А. Бекетов, В. Николаев, В. Сичуров.

Характерным признаком архитектуры того времени было появление эклектичного стиля. В эклектичной манере построен оперный театр и Одессе, педагогический институт в Киеве (П. Алешин) и юридический в Харькове (А. Бекетов). На рубеже XIX-XX столетий широкое распространение получил стиль модерн, характерными образцами которого являются киевский Бессарабский рынок (Ю. Гай), отель в Одессе (Л. Влодек) и жилой Дом с химерами в Киеве (В. Городецкий).

В послереволюционные годы жилые дома и большинство общественных зданий строились по типовым проектам. Лучшие достижения стиля украинского барокко или классицизма использовались только при строительстве важных городских зданий (комплекс Сельскохозяйственной академии в Киеве, архитектор Д. Дяченко; больница № 3 и жилые дома по улице Сумской в Харькове, архитекторы М. Покорный и В. Эстрович). Еще одним стилистическим направлением того времени был конструктивизм, объединявший архитектурные решения с последними достижениями в сфере производства строительных материалов. Выдающимся архитектурным ансамблем этого направления стала самая большая в Украине и третья в мире (на тот момент) площадь Дзержинского (ныне – площадь Свободы) в Харькове. Смелый проект архитекторов С. Серафимова, М. Фельгера и С. Кравца – построить в центре Харькова Дом Государственной промышленности, где под одной крышей должны были разместиться административные помещения всех промышленных трестов города, – был воплощен в жизнь в 1929 году и стал ярчайшим образцом конструктивистской архитектуры. Огромное четырнадцатиэтажное здание идеально вписалось в ансамбль площади. Девять корпусов Госпрома сгруппированы в три массива, соединенных между собой крытыми мостовыми переходами-рукавами на уровне пятого и седьмого этажей. Большую часть площади стен занимают окна. Проект строительства и конструкционные расчеты этого огромного железобетонного здания стали значительным вкладом в строительную теорию не только в УССР, но и за ее пределами.

Для периода 1933-41 годов был характерен рост темпов и масштабов строительства по типовым проектам комплексной застройки новых жилых районов с сетью культурно-бытовых учреждений (школ, детских садиков, магазинов и т. п.) и зонами отдыха. Особое внимание архитекторы уделяли генеральным планам реконструкции и застройки старых городов (Киева, Чернигова, Харькова, Днепропетровска, Полтавы). Но, к сожалению, такая перестройка городов нанесла серьезный ущерб архитектурному наследию Украины. Особенно пострадали культовые здания. Они были либо уничтожены, либо превращены в склады или музеи. В лучшем случае оставались нетронутыми собственно здания, но весь декор, уникальные росписи, церковная утварь зачастую были безвозвратно утеряны. Среди таких святынь был и величественный собор Михайловского Златоверхого монастыря, разрушенный большевиками в 1934 году. А во время Великой Отечественной войны с лица земли были стерты свыше 300 выдающихся памятников отечественного зодчества (Успенский собор Киево-Печерской лавры, соборы Чернигова).

Послевоенное десятилетие – это период возрождения разрушенных городов и сел и нового масштабного строительства. В обрамлении фасадов широко использовались элементы классицизма и украинского барокко (Дом техники в Луганске, киноконцертный зал в Запорожье, театры в Полтаве, Тернополе, Севастополе).

Огромные масштабы строительства в 60-70-е годы XX столетия с его крупноблочными, панельными домами из железобетона, естественно, сказались на эстетике и комфорте жилых помещений. Пяти-, девятиэтажные и дома большей этажности без украшений и индивидуальных признаков превратили в «близнецов» районы разных городов. Только при постройке некоторых культурно-общественных заведений (киноконцертных залов, дворцов бракосочетания, театров, отелей) и оздоровительных сооружений (туристических баз, санаториев, домов отдыха, стадионов) применялись элементы украинского народного зодчества, некоторые региональные мотивы ощущались в индивидуальных проектах (туристическая база «Гуцульщина» в городе Яремча, Республиканская детская библиотека в Киеве, ресторан «Казацкий дозор» в Запорожье).

В 80-е годы XX века основное внимание строительной отрасли было сосредоточено на возведении так называемых «спальных» микрорайонов (Оболонь в Киеве на 120 тысяч жителей, Салтовка в Харькове на 500 тысяч, Победа в Днепропетровске на 130 тысяч). В следующем десятилетии строительство жилых домов практически прекратилось, причиной этого был экономический кризис в государстве. Жилье в пределах социальных программ получали лишь многодетные семьи и инвалиды. Вместе с тем стала развиваться архитектура комфортного жилья усадебного типа. Сегодня в Украине наблюдается небывалый подъем в строительстве различных культовых сооружений, в основном православных и греко-католических храмов. Большинство же культовых зданий (церквей, монастырей), которые сохранились в годы советской власти, были возвращены верующим.

Характерной особенностью современного градостроительства является снижение темпов роста крупных городов и интенсивное развитие малых и средних. Наряду со строительством новых жилых районов большое внимание уделяется реконструкции исторических центров, прежде всего Львова, Николаева, Полтавы, Сум, Ровно, Херсона. К категории исторических городов в Украине относится почти 500 городов, но под опекой государства находится лишь 39 из них.

Для сохранности исторического архитектурного фонда Украины действует Государственная программа восстановления выдающихся памятников истории и культуры. В богатой архитектурными памятниками стране насчитывается свыше 20 тысяч зданий, которые охраняются государством. Некоторые из них занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источники:

  1. Всеобщая история архитектуры [Текст] : в 12 т. – Москва : Стройиздат, 1973.

  2. Скляренко, В. М. Все об Украине [Текст] : общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова ; предисл. Ю. Макарова. – Харьков : ФОЛИО, 2008. – 569, [1] с. : ил., портр. – (Страны мира).

  3. Украина [Текст] : энциклопедия для детей среднего школьного возраста / авт.-сост. В. М. Скляренко, Т. В. Иовлева, В. В. Мирошникова, М. А. Панкова; худож.-оформитель Л. И. Киркач-Осипова. – Харьков : Фолио, 2007. – 463 с. – (Детская энциклопедия).