Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Выдающиеся деятели культуры и искусства
БОРТКО, Владимир Владимирович (р. 1946) – советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, Народный артист России (2000 г.), Народный артист Украины (2003 г.), лауреат Государственной премии РСФСР за телефильм «Собачье сердце» (1990 г.), кавалер ордена Почета (2006 г.). Владимир Бортко родился 7 мая 1946 в Москве. Рос в семье украинского советского драматурга Александра Корнейчука. После учебы в Киевском геологоразведочном техникуме он в 1965-66 годах служил в армии, потом три года работал техником-электриком в «Военпроекте» в Киеве. В 1969 году поступил в Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого, где учился в мастерской Р. Р. Ефименко и В. Л. Чубасова. Окончив институт в 1974 году, он работал ассистентом режиссера на киностудии им. А. Довженко, а после режиссером-постановщиком и в 1975 году поставил свой первый фильм «Канал». В 1980 году стал режиссером-постановщиком на киностудии «Ленфильм», где поставил фильм «Комиссия по расследованию», памятный актерскими работами Олега Ефремова, Ирины Мирошниченко, Евгения Лебедева. Известность пришла к Владимиру Бортко после комедийной ленты «Блондинка за углом» по сценарию Александра Червинского, на главные роли в которой режиссер пригласил Андрея Миронова и Татьяну Догилеву. Экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» принесла Владимиру Бортко признание мировой кинообщественности — этот фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже. Роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского стала одной из лучших работ Евгения Евстигнеева, а роль Шарикова открыла для кино Владимира Толоконникова. В 1991 году на экраны вышла военная драма «Афганский излом», в которой снялся популярный в те годы в Советском Союзе итальянский актер Микеле Плачидо. После комедии «Удачи вам, господа…» (1991 г.) и до поставленной в 1998 году драмы «Цирк сгорел и клоуны разбежались» В. Бортко под псевдонимом Ян Худокормов снял несколько начальных серий телесериала «Улицы разбитых фонарей». Новый век отмечен значительными телевизионными работами режиссера: «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита», собравшими большую телеаудиторию и отмеченными многочисленными призами. 2 апреля 2009 года состоялась премьера художественного фильма «Тарас Бульба», с украинским актером Богданом Ступкой в главной роли. Фильм вызвал огромный зрительский интерес и острую полемику в СМИ России и Украины. Со 2 апреля по 9 мая фильм в кинотеатрах СНГ посмотрело 3 737 647 человек (статистика дана без учета кинотеатров Украины). Владимир Бортко «Человек года 2003», «Человек года 2005» в России (по определению Русского биографического института) и «Человек года 2007» (XII Республиканский фестиваль «Людина року» 2007, Украина). Действительный член Российской академии кинематографических искусств и наук (2003 г.), академик ТЭФИ (2004 г.), лауреат всесоюзных, всероссийских и международных кино- и телефестивалей. Генеральный директор ЗАО «Студия 2-Б-2 интертэйнмент» (с 1991 г.). В настоящее время режиссер проживает в Санкт-Петербурге.
БЫКОВ, Леонид Федорович (1928-1979) – украинский актер, режиссер, заслуженный артист РСФСР (1965 г.), народный артист УССР (1974 г.). В 1951 году окончил Харьковский театральный институт. В 1951-60 годах в Харьковском театре им. Т. Г. Шевченко. В кино с 1952 года. Лирические персонажи Быкова – сильные духом герои с негероической внешностью – покоряли искренностью чувств и мягким юмором. Среди лучших ролей: Сашко («Судьба Марины»), Петя Мокин («Укротительница тигров»), Максим Перепелица («Максим Перепелица»), Богатырев («Дорогой мой человек»), Акишин («Добровольцы»), Алешка («Алешкина любовь»), Гаркуша («На семи ветрах»). Поставил короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется…» (1962 г., с Г. М. Раппапортом), комедию «Зайчик» (1965 г.), телефильм «Где вы, рыцари?» (1971 г.). Признание Быкову принесли фильмы о Великой Отечественной войне, вошедшие в число лучших кинокартин на воен. тему: «В бой идут одни "старики"» (1974 г., сценарий Быкова), «Аты-баты, шли солдаты…» (1977 г.). Государственная премия УССР (1977 г.). Погиб в автомобильной катастрофе. О Л. Быкове снят фильм «…которого любили все» (1982 г.).
ВЕНЕДИКТОВ, Лев Николаевич (1924-2017) – народный артист Украины и СССР (1979 г.), член-коррепондент АМУ (май 2005 г.); главный хормейстер Национального академического театра оперы и балета Украины им. Т. Шевченко. Лев Венедиктов родился в интеллигентной семье регента Николая Яковлевича Венедиктова, хормейстера Мариинского театра и Веры Александровны Венедиктовой. Получил начальное музыкальное образование в Борисоглебской музыкальной школе, позже — в училище, закончил Киевскую государственную консерваторию (1949 г.). В 1947-54 годах – дирижер ансамбля песни и танца Северо-Кавказского военного округа. С 1954 года работал в Киевском оперном театре: 1954-67 – хормейстер, 1967—70 – дирижер , с 1972 – главный хормейстер, 1986-91 – директор Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. С 1959 – преподаватель, с 1979 – профессор Киевской государственной консерватории им. П. Чайковского (теперь – Национальная музыкальная академия Украины им. П. Чайковского). При участии Льва Венедиктова поставлено 136 опер, в том числе «Ярослав Мудрый» Г.Майбороды (1975 г.), «На русалчину Пасху» Г. Леонтовича (1977 г.), «Знаменосцы» А. Белаша (1985 г.). Среди постановок: «Наймычка» М. Вериковского (1984 г.), «Мазепа» П. Чайковского (1991 г.), «Гугеноты» Меербера, «Купало» А. Вахнянина (1993 г.), «Реквием» Дж. Верди (1993 г.).
ГИМЕЛЬФАРБ, Евгений Юзефович (р. 1942) – режиссер, театральный деятель, поэт. Заслуженный деятель искусств Украины (1999 г.). Закончил Одесское художественно-техническое училище (1966 г.). С 1970 года работал актером и режиссером. Как режиссер кукольного театра закончил Харьковский институт искусств под руководством Народного артиста Украины В. А. Афанасьева (1975 г.). Режиссер Одесского областного театра кукол (1975-77 гг.). С 1977 по 1987 год возглавлял Алтайский краевой театр кукол (РФ). С 1987 по 1991 год – художественный руководитель Ярославского театра кукол (РФ). Главный режиссер Харьковского государственного академического театра кукол (1991-2002 гг.). Персональный член UNIMA (1997 г.). С 2000 года – доцент кафедры театра кукол Харьковского института искусств. С 2002 года – главный режиссер Одесского областного театра кукол. Осуществил постановку более чем 90 спектаклей в театрах кукол Украины, России, Венгрии, Америки и других странах.
ГОНЧАР, Олесь (1918-1995) – украинский писатель, академик АН Украины (1978 г.), Герой Социалистического Труда (1978 г.). Писал на украинском и русском языках. В июне 1941 года добровольцем ушел на фронт. Окончил Днепропетровский университет (1946 г.). Литературным творчеством занимался с 1938 года. Романы Г. «Альпы» («Альпи», 1946 г.), «Голубой Дунай» («Голубий Дунай», 1947 г.), «Злата Прага» (1948 г.) составили трилогию «Знаменосцы» («Прапороносці»), в которой сказалось влияние официозных представлений о Великой Отечественной войне. В сочинениях Гончара 1950-х - начала 1960-х годов романтическое мироощущение, утверждение красоты окружающего мира сочетаются с апологией социалистических преобразований и тенденциозным освещением исторических событий (романы «Таврия», 1952 г., «Перекоп», 1957 г.). Неприкрашенная правда о войне отражена в романах «Человек и оружие» («Людина і зброя», 1960 г.) и «Циклон» (1970 г.). С конца 1960-х годов в творчестве Гончара усиливаются антитоталитарный пафос и обличение бездуховности (роман «Собор», 1968 г., подвергнутый резкой критике). В сочинениях 1980-х годов Гончар осмысляет трагические эпизоды советской истории (повесть «Далекие костры», 1987 г.) и современности (рассказ «Черный яр», 1986 г.). Ленинская премия (1964 г.), Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982 гг.). Награжден 4 орденами Ленина.
ДОВЖЕНКО, Александр Петрович (1884-1956) – украинский кинорежиссер, сценарист, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств УССР (1940 г.), народный артист РСФСР (1950 г.). В 1914 году окончил Глуховский учительский институт. В 1917 году поступил в Киевский коммерческий институт. Во время Гражданской войны 1917-22 годов воевал сначала в вооруженных силах петлюровской Украинской народной республики, а с 1919 года на стороне советской власти. С 1921 года на дипломатической службе в Польше, затем в Германии (здесь брал уроки живописи в качестве стипендиата Наркомпроса УССР). По возвращении с 1923 года сблизился с «левым» крылом исповедовавшей мессианские идеи «Украинского Ренессанса» художественной интеллигенции, чей утопический пафос жизнестроительства сконцентрировало в себе последующее творчество Довженко. В 1923-26 годах художник-карикатурист республиканской газеты «Вiстi ВУЦВК». С 1926 года сотрудник кинофабрики ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления, Одесса). Дебютировал как сценарист и сорежиссер полнометражной комедии «Вася-реформатор» и как постановщик (по собственному сценарию) короткометражной эксцентрической комедии «Ягодка любви» (обе 1926 г.). В 1928 году поставил авантюрный фильм «Сумка дипкурьера» (Довженко в эпизодической роли пароходного кочегара). В посвященной 10-летию Октябрьской революции 1917 года кинопоэме «Звенигора» (1928 г.) трактовал фольклорный мотив заколдованного клада как метафору тайн природы, постигаемых человеком-творцом. Фильм стал первым эскизом уникальной утопии Довженко: развенчивая миф о героическом прошлом, режиссер перенес осуществление этого мифа в ближайшее будущее. Тема нашла развитие в историко-революционной эпопее «Арсенал» (1929 г., по собственному сценарию, как и все последующие фильмы Довженко), где герою-большевику, овладевшему законами истории, буквально даровано бессмертие (рабочий оказывается неуязвим для вражеских пуль). Наряду с опытом немецкого экспрессионизма, освоенным уже в «Звенигоре», режиссер использовал открытия С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина в области монтажа, по-своему переосмыслив их в следующем фильме – «Земля» (1930 г.). В отличие от предыдущих работ в его основе – четкая фабула: убийство кулаками комсомольца-тракториста; однако бытовой сюжет трактован как вариация мифа об умирающем и воскресающем божестве. Фильм вышел с рядом цензурных изъятий. В 1930 году режиссер был командирован с авторской версией в Европу, где «Земля» имела триумфальный успех. В обстановке усиливающихся репрессий против украинского крестьянства и национальной интеллигенции свой первый звуковой фильм «Иван» (1932 г.) Довженко вынужденно выстраивал как агитационно-пропагандистский. Тем не менее, именно в нем впервые возникла важнейшая для дальнейшего творчества Довженко тема необратимого слома многовекового народного уклада. Символом этого слома стал образ плотины Днепрогэс, преградившей движение реки по извечному пути. В Киеве фильм навлек на Довженко политические обвинения. Однако Довженко избежал репрессий и в 1933 году переехал в Москву по распоряжению И. В. Сталина. Центральной для фильма «Аэроград» (1935 г.) стала трагедийная коллизия: во имя приобщения к новому миру старый таежный охотник казнит ближайшего друга – пособника диверсантов. В это же время Довженко писал драматическую поэму «На сломе столетий» о коллективизации на Украине. В 1939 году, используя сюжетную модель фильма братьев Васильевых «Чапаев», создал фильм «Щорс», где вновь прозвучала тема исторического слома, а также возник мотив одиночества человека, опережающего свое время. В годы Великой Отечественной войны Довженко был военным корреспондентом. В киноповести «Украина в огне» (1943 г.) подверг ревизии ряд идеологических догм (в т. ч. тезис о превалировании интернационально-классового самосознания над национальным). Вызвавшая негативную реакцию Сталина, киноповесть подверглась критике на специальном заседании Политбюро в 1944 году. В первой половине 1940-х годов Довженко поставил документальные фильмы Освобождение» (1940 г.), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943 г., совместно с Ю. И. Солнцевой и Я. П. Авдеенко), «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы советских земель» (1945 г., совместно с Ю. И. Солнцевой). Приступив в 1946 году к экранизации собственной киноповести «Жизнь в цвету» (о И. В. Мичурине), Довженко хотел воплотить образ человека, одержимого поиском общего языка с природой. С началом кампании против генетики авторская версия подверглась коренной переработке, превратившись, по словам Довженко, из «поэмы о творчестве» в «повесть о селекции». Исправленный вариант вышел в прокат под названием «Мичурин» (1949 г.). В эти годы Довженко видел свою главную задачу в создании национальной прозы, что, по его мысли, должно было способствовать самоидентификации украинского народа: автобиографическая повесть «Зачарованная Десна» (1942-48 гг., опубл. в 1957 г.; экранизирована Ю. И. Солнцевой в 1964 г.), литературная версия «Земли» (1951-52 гг.), а также наброски эпопеи «Золотые ворота» (экранизирована Ю. И. Солнцевой в 1971 г.), драмы «Заместитель дурака», комедии «Молодая кровь» и другие. В киноповести о строительстве Каховской ГЭС «Поэма о море» (1955 г.) режиссер продолжал тему разрушения социального и природного уклада. Картина была запущена в производство, но Довженко скончался накануне первого съемочного дня. В постановке Солнцевой фильм вышел в 1958 году (Ленинская премия за сценарий Довженко, 1959 г., посмертно). По сценариям Довженко Ю. И. Солнцева также поставила фильмы «Повесть пламенных лет» (1961 г.), «Незабываемое» (1968 г.). В 1949-51 и с 1955 года Довженко преподавал во ВГИКе. Творчество Довженко сделало кинематограф одной из важнейших составляющих украинской культуры XX века и оказало заметное влияние на развитие мирового кинопроцесса. В 1957 году имя Довженко было присвоено Киевской киностудии художественных фильмов. Награжден орденом Ленина (1935 г.).
ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ, Павел Архипович (1924-2009) – советский украинский писатель. Родился в селе Солошино (ныне Полтавская область, Украина). Закончив десятилетку в 1941 году, семнадцатилетним добровольно пошел на фронт. Участвовал в обороне Киева. Его военное артиллерийское училище было брошено под Сумы останавливать танки Гудериана: прорвавшись из-под Рогачева под Брянском, форсировав Березину и Десну, они шли к окружению Киевской группировки наших армий с северо-востока. Тяжело ранен был и семнадцатилетний курсант Загребельный. После лечения в Саратовском госпитале вернулся на передовую и снова был очень тяжело ранен в грудь. В бессознательном состоянии попал в плен. «Прошел лагеря смерти», – лаконично сказано в справочнике Союза писателей Украины. Освобожденный из плена американцами, работал в 1945 году в советской военной миссии в Западной Германии. В 1946-51 годах учился на филологическом факультете Днепропетровского университета. Работал в областной газете, а с 1954 года, переехав в Киев, – в журнале «Вітчизна». В 1961-63 годах редактировал газету «Літературна Україна». С 1964 года – ответственный секретарь правления СПУ, а впоследствии возглавил Союз писателей Украины. Член КПСС с 1960 года. Печататься начал в 1949 году. Первый сборник «Каховские рассказы» – (совместно с Ю. Пономаренко) вышел в 1953 году. Опубликовал: рассказы «Степные цветы» (1955 г.); «Новеллы морского побережья» (1958 г.); повести «Марево» (1956 г.), «Дума о бессмертном» (1957 г.), романы «Европа 45» (1959 г.), «Европа. Запад» (1961 г.), «День для грядущего» (1964 г.), «С точки зрения вечности» (1970 г.), «Переходим к любви» (1971 г.), «Южный комфорт» (1986 г.); широкую известность приобрели исторические романы Загребельного. Временам Киевской Руси посвящены романы: «Диво» (1968 г.), дилогия «Первомост» (1972 г.) и «Смерть в Киеве» (1973 г.), «Евпраксия» (1975 г.); эпоху войны запорожских казаков против Польши в XVII веке, а также личность Богдана Хмельницкого описывает роман «Я, Богдан» (1983 г.). Однако наибольшую известность и популярность среди читателей завоевал роман «Роксолана» (1980 г.), рассказывающий о судьбе Хюррем Султан, невольницы из Рутении, ставшей законной супругой османского султана Сулеймана Великолепного.
КОБЗОН, Иосиф Давыдович (1937-2018) – российский эстрадный певец, общественный деятель, народный артист СССР (1987 г.), народный артист Украины (1991 г.). Окончил Днепропетровский горный техникум (1956 г.), в 1973 году – вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института (ГМПИ) им. Гнесиных (класс Л. В. Котельниковой). В 1959-62 годах солист Всесоюзного радио, с 1962 года – Москонцерта. Первые премии международных фестивалей эстрадной песни в Сопоте (1964 г.), Будапеште (1966 г.), Берлине, Варшаве (обе 1967 г.), «Золотой Орфей» (Болгария, 1968 г.). Репертуар певца включал свыше 1500 песен; его основу составляли эстрадные песни отечественных композиторов. Первый исполнитель ряда песен А. Н. Пахмутовой (известность принесли песни «Геологи», «Надо мечтать», «Тревожная молодость»), М. Л. Таривердиева («Песня о Родине», «Мгновения» – из т/ф «Семнадцать мгновений весны», реж. Т. М. Лиознова), О. Б. Фельцмана («Баллада о красках»); в дуэте с В. Кохно спел многие песни А. И. Островского. С 1970-х годов исполнял также песни разных народов, старинные романсы, музыку в стиле ретро («Старинное танго» Э. С. Колмановского). В 1984 году был одним из основателей кафедры музыкального искусства эстрады в ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных (работал здесь до 1997 г.; профессор с 1993 г.). Глава Общественного совета Федерации еврейских общин России (с 1999 г.). Первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по культуре (с 2011 г.). Государственная премия СССР (1984 г.). Премия Ленинского комсомола (1976 г.). Премия Правительства РФ (2011 г.). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2012 г.).
ЛЕЩЕНКО, Петр Константинович (настоящая фамилия Мартынович), (1898-1954) – российский эстрадный певец и танцор. С трех лет пел в церковном хоре. Будучи юношей стал певчим архиерейского хора. После возрастной мутации голоса Лещенко сменил амплуа: почти пятнадцать лет он танцевал, сперва один, потом вместе с женой – выпускницей парижского хореографического училища Зинаидой Закит. До 1930-х годов на афишах значился танцор Петр (Петруччо) Мартынович. Карьеру эстрадного певца Лещенко начал в Риге в 1930 году. Здесь жили его друзья – композиторы Оскар Строк и Марк Марьяновский, которые написали большинство шлягеров, принесших славу певцу. Записанные на рижской студии «Белаккорд» пластинки расходились по всей Европе. Многие песни из репертуара певца были собственного сочинения. Семья Лещенко тем временем перебралась в Бухарест, где он открыл сначала небольшой ресторан «Наш домик», а в 1935 году, когда стал знаменит после выступления по английскому радио, – фешенебельный ресторан «Петр Лещенко» в котором выступал ежевечерне. Пластинки с записями Лещенко издавались на четырех континентах, буквально во всех странах его родины. И тем не мене он пользовался большим успехом и в СССР, особенно после того, как Бессарабия и Прибалтика вошли в состав СССР в 1940 году и появилось много его пластинок. В годы Второй мировой войны Лещенко был назван врагом, так как в течение двух лет выступал в оккупированной Одессе. Однако после выступления перед командованием Красной армии отношение к нему изменилось: он выступал с концертами перед солдатами и офицерами, выпустил пластинку, на которой записал «Темную ночь». Во время концерта в городе Брашове (тогда носившем имя Сталина) Лещенко был арестован и заключен в бухарестскую тюрьму, где и скончался.
ПЕРФИЛОВ, Лев Алексеевич (1933-2000) – советский, украинский актер. Обычно исполнял роли отрицательных персонажей. Заслуженный артист Украины (1988 г.). Лев Алексеевич снялся более чем в ста двадцати кинокартинах. Своим крестным отцом Перфилов называл кинорежиссера Владимира Наумовича Наумова, который в середине 1950-х годов пригласил его сняться в кинофильме «Павел Корчагин». Очередной ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне «Циклон начнется ночью». После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, газеты отмечали: «Наконец-то появился актер, так убедительно играющий мерзавцев». Перфилов создал образ, который ярко выделялся на фоне главных героев. С 1963 года Перфилов стал актером Киевской киностудии им. Довженко. Многие годы Лев Алексеевич жил в столице Украины, работал на Киевской киностудии, но мечтал перебраться в Коломну, в город, где родился и жил в детстве. В 1970-х годах Перфилов много снимался в комедиях, драмах и исторических кинолентах. Режиссеры киностудии им. Довженко в 1970-х годах использовали его неистовый темперамент, и он сыграл князя в исторической драме «Захар Беркут» о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка. Затем последовала роль в мистической драме режиссера Бориса Ивченко «Олеся» по одноименной повести Куприна, запоминающиеся роли в военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон, и почти следом – в мелодраме «Путь к сердцу» Виктора Ивченко. В копилку ролей в кино Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, шпионов и пиратов. «Жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры, которые продлили актеру экранную жизнь и дали популярность: Джексон в «Капитане Немо», Моченый в приключении «Волны Черного моря», Калимер в «Волшебном голосе Джельсомино», доктор Гук в военной киноленте «Где ты был, Одиссей?». Секрет любви зрителей и окружающих его людей заключался в необыкновенном обаянии. Лев Алексеевич был очень добрым, отзывчивым и неконфликтным человеком, душой любой компании – он играл на аккордеоне, писал стихи. С чувством юмора у него было все в порядке. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры проявились в новых ролях: наводчик в приключении «Зеленый фургон», Кулябский в комедии «Зудов, вы уволены!», Петр Васильевич в «Самой обаятельной и привлекательной», мужчина с собакой в мюзикле «Поездки на старом автомобиле». Кроме работы на киностудии, Перфилов занимался общественной деятельностью. Он был одним из основателей Гильдии актеров советского кино, принимал активное участие в Международном фестивале кино «Созвездие» и Международном кинофоруме России, Украины и Белоруссии «Бригантина». Лев Алексеевич Перфилов умер 24 января 2000 года и был похоронен на Лесном кладбище Киева.
РОГОВЦЕВА, Ада Николаевна (р. 1937) – советская и украинская актриса театра и кино. Герой Украины (2007 г.), Народная артистка СССР (1978 г.), лауреат Государственной премии Украины им. А. Довженко (2017 г.). Ада Роговцева (Роговец) родилась в Глухове Черниговской области УССР (в 1939 году Глуховский район был передан в состав Сумской области). Училась в Полтавской общеобразовательной школе № 10 им. В. Г. Короленко. В 1959 году окончила Киевский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого (мастерская К. П. Степанкова). С 1959 года – актриса Киевского русского драматического театра им. Л. Украинки, прослужила в нем 35 лет. Много играет в кино и на сцене. Роль Натальи Башкирцевой в фильме «Укрощение огня» стала символом женственности и супружеской верности, а роль Анны в киноэпопее «Вечный зов» сделала Аду Роговцеву любимицей всей страны. После ухода из Театра им. Л. Украинки гастролирует с концертными программами и камерными театрами Украины и России. Играла во многих спектаклях Р. Виктюка, с 1994 по 1997 и с 2007 по 2012 годы работала в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. В 2016 году вернулась в театр с возрожденным аншлаговым спектаклем «Вася должен позвонить». Много лет преподавала актерское мастерство в Киевском институте театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого, а также на кафедре дикторов и ведущих телепрограмм Киевского университета культуры и искусств. Была членом Советского комитета защиты мира. С 1992 года – член Комитета по Государственным премиям Украины им. Т. Г. Шевченко при Кабинете Министров Украины. Член Телевизионной академии Украины (1997 г.). Член КПСС с 1967 года, более 20 лет была членом партбюро, избиралась секретарем парткома театра и делегатом XXVII съезда КПСС.
РОТАРУ, София Михайловна (р. 1947) – украинская эстрадная певица, народная артистка Украины (1976 г.), народная артистка Молдавии, народная артистка СССР (1988 г.). В 1964-68 годах училась на дирижерско-хоровом отделении Черновицкого Музыкального училища. Окончила Кишиневский институт искусств им. Г. Музыческу (1974 г.), была солисткой Черновецкой (1971-75 гг.) и Крымской (с 1975 г.) филармоний. Ротару исполнила более 400 песенных произведений, многие из которых стали классикой украинской и советской эстрады («Червона рута», «Пiсня буде помiж нас», «Водограй», «Черемшина»). Гастролировала во многих странах Америки, Европы, Азии и Австралии. Снялась в музыкальных телефильмах «Червона рута», «Пiсня буде помiж нас», «Монолог про любовь», в главных ролях художественных фильмов «Где ты, любовь?», «Душа», «В гостях у семьи Софии Ротару» (1981 г.), «Вас приглашает София Ротару» (1984 г.), «Караван любви» (1991 г.). Лауреат международных конкурсов: 9-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов (София, 1968 г.); «Золотой Орфей» (София, 1973 г.), «Янтарный соловей» (Сопот, 1974 г.). Лауреат премий им. А. Островского (1976 г.), Ленинского комсомола (1978 г.), присужден титул «Мисс эстрада – 89», им. К Шульженко («Лучшая эстрадная певица 1996 года»), «Овация» (2000 г.), «Людина року – 2000 г.» («Лучшая украинская эстрадная певица XX столетия»).
СТУПКА, Богдан Сильвестрович (1941-2012) – украинский актер, народный артист СССР (1991 г.), Герой Украины (2011 г.). В 1961 году окончил драматическую студию при Львовском театре им. М. К. Заньковецкой (в 1961-78 гг. в труппе), в 1984 году – театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого. С 1978 года в киевском Драматическом театре им. И. Франко (в 2001-12 гг.). Лучшие роли: Мыкола («Украденное счастье» И. Я. Франко), Войницкий («Дядя Ваня» А. П. Чехова), король Лир («Король Лир» У. Шекспира), царь Эдип («Царь Эдип» Софокла), Тевье («Тевье-Тевель» по Г. И. Горину и Шолом-Алейхему), Лев Толстой («Лев и Львица» И. Коваль), Фауст, Мефистофель («Легенда про Фауста» Й. Шписа, К. Марло, Гейсельбрехта). Дебют в кино – трагический образ бандеровца Ореста Звонаря («Белая птица с черной отметиной», 1972 г.). Противоречивость характера, борьбу взаимоисключающих начал стремился показать как в положительных («Озарение», «Дом строится», «Забудьте слово Смерть»), так и в отрицательных («Наперекор всему», «Самый последний день», «От Буга до Вислы», телефильм «Мужество») героях. Нравственный выбор между добром и злом стал центральной темой при создании образов исторических личностей: Керенский («Красные колокола»), академик Лысенко («Николай Вавилов»), Богдан Хмельницкий («Огнем и мечом»), Мазепа («Молитва о гетмане Мазепе»). В 2000-е годы один из наиболее востребованных актеров российского кино, создавал образы – от глубоко драматических («Водитель для Веры», «Свои», «Тарас Бульба», «Дом») до иронично-трагикомических («Заяц над бездной», «Сердце на ладони», «Иванов», «Шантрапа»). Присутствие Ступки на экране неизменно придавало фильму большую глубину и неоднозначность, открывало тонкие парадоксальные обертоны. В 1999-2001 годах министр культуры и искусств Украины. В 2006-10 годах художественный руководитель актерского курса в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого. Государственная премия СССР (1980 г.), Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1992 г.), Государственная премия Украины им. А. Довженко (2012 г.).
ШЕВЧЕНКО, Тарас Григорьевич (1814-1861) – украинский поэт, живописец, график, общественный деятель. Писал на русском и украинском языках. Сын крепостного крестьянина, рано осиротел. С 1829 года жил в доме помещика П. В. Энгельгардта в Вильне, с начала 1831 года – в Санкт-Петербурге. В 1836 году Шевченко познакомился с К. П. Брюлловым, В. И. Григоровичем, В. А. Жуковским, А. Г. Венециановым, Е. П. Гребенкой, которые способствовали его освобождению из крепостного состояния: в 1838 году Шевченко выкуплен у помещика. В том же году принят в петербургской Академии художеств, где стал любимым учеником и товарищем Брюллова, овладел мастерством рисунка и живописи, техникой акварели, сепии, офорта. Одной из ранних литературных попыток сам Шевченко назвал балладу «Порченая» («Причинна», 1838 г.), напечатанную в альманахе Е. П. Гребенки «Ластівка» в 1841 году. Раннее творчество Шевченко развивалось в русле романтизма: баллады, поэмы, «думки» (лирического стихотворения, близкие к песне). Наиболее значительные произведения раннего периода – поэма «Катерина» (1838 г.) о страданиях и гибели поруганной женщины-матери. В 1840 году в Санкт-Петербурге вышел первый поэтический сборник «Кобзарь», обозначивший новый этап в развитии украинской литературы и отмеченный живостью и непосредственностью поэтичностью чувства, простотой и изяществом выражения, глубокой народностью в мыслях, образах, языке; народную ритмику Шевченко сочетает с классической – видоизмененным ямбом. Яркими произведениями на историческую тему стали лиро-эпическая поэма «Гайдамаки» (1841 г.) и драма «Никита Гайдай» (1842 г., обе на рус. яз.), на русском языке также написаны поэмы «Слепая» (1842 г.), «Бесталанный» (1844 г.). Романтизм в раннем творчестве Шевченко сочетался с реалистическими тенденциями, которые вскоре стали ведущими. В мае 1843 - феврале 1844 путешествовал по Украине, посетил родных, наблюдал жизнь народа, создал множество рисунков, выпустил альбом «Живописная Украина» (изд. в 1844 г.). По возвращении в Санкт-Петербург окончил Академию художеств (1845 г.). Весной 1845 года Шевченко вторично отправился на Украину, намереваясь окончательно поселиться в Киеве. В качестве художника Киевской археографической комиссии (Временная комиссия для разбора древних актов) много путешествовал по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям. К этому времени определяются его революционно-демократические взгляды; поэтическое творчество этого периода исполнено социального и национального пафоса. Среди наиболее заметных произведений – поэма «Еретик» (1845 г., о Я. Гусе), пронизанная мыслью о единстве славянских народов; поэмы «Сова» (1844 г.), «Наймичка» (1845 г.), «Ведьма» (1847 г.), ярко воплотившие образ обездоленной матери, стихотворение «Как умру, похороните...» («Як умру то поховайте…», 1845 г.) – открытый призыв к свержению власти. В 1846 году вступил в Кирилло-Мефодиевское общество, в феврале 1847 года зачислен на освободившуюся должность учителя рисования в Киевском университете, но не смог начать преподавание по причине ареста. За революционные стихи, отобранные при аресте, Шевченко был сослан в солдаты в Орскую крепость. В произведениях, написанных в ссылке, социально-критические и революционные мотивы усилились: стихотворения «П. С.», поэмы «Княжна» (1847 г.), «Варнак» и «Марина» (обе 1848 г.), цикл «Цари» (1848 г.), исторические поэмы «Чернец», «Платок», «Иржавец» (все 1847 г.), «Швачка» (1848 г.). Лирические стихотворения насыщены любовью к Украине: «Мне, право, все равно, я буду...» (1847 г.), «И вырос я в краю чужом...» (1848 г.). Сложные социальные и морально-этические проблемы Шевченко поднимает в поэмах «Солдатов колодец» («Москалева криниця», 1847 г.), «Сотник» (1849 г.), «Петрусь» (1850 г.). В 1848 году Шевченко в качестве художника включен в состав экспедиции по обследованию Аральского моря. В ссылке и во время Аральской экспедиции Шевченко создал свыше 350 акварельных пейзажей и портретов. В апреле 1850 года арестован по доносу одного из офицеров, заключен в каземат. Несмотря на усиленный надзор, в 1851 году снова включен как художник в состав геологической экспедиции в горы Каратау. В Новопетровском укреплении с разрешения коменданта Шевченко в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом Кобзарь Дармограй в русских журналах: «Музыкант» (1854-55 гг.), «Несчастный» (1855-56 гг.), «Близнецы» (1855 г.). Там же Шевченко создал много пейзажей, портретов, жанровых рисунков; крупнейшим достижением Шевченко-художника стала серия «Притча о блудном сыне» (рисунки сепией, тушью, бистром, 1856-57 гг.). После смерти Николая I благодаря хлопотам друзей Шевченко освобожден по амнистии. Жил в Нижнем Новгороде, в 1857 году создал пронизанные гуманистическим пафосом поэмы «Неофиты», где в аллегорических образах первых христиан выведены борцы против царизма, и «Юродивый» (не окончена); в триптихе «Доля», «Муза», «Слава» (1858 г.) выражено политическое и эстетическое кредо Шевченко – мысль о духовном единении поэта с народом. В 1858 году переехал в Санкт-Петербург, сблизился с кругом журнала «Современник». В стихотворении «Я на здоровье не в обиде...» (1858 г.) призывал народ добиваться свободы революционным путем; широко использовал библейские и евангельские мотивы для выражения демократических идей: «Подражание 11 псалму», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осии, глава 14. Подражание» (все 1859 г.), поэма «Мария» (1859 г.); мечты о светлом будущем народа – в стихотворениях «Сон» (1858 г.), «Исайя. Глава 35. Подражание» (1859 г.). В мае 1859 года получил разрешение выехать на Украину, но в июле вновь арестован по доносу о революционной агитации. Художественные интересы этого периода Шевченко сосредоточились главным образом на искусстве офорта; Совет Академии художеств присвоил ему звание академика гравирования (1860 г.). Еще при жизни Шевченко его произведения начали переводить на русский язык (Н. В. Гербель, 1856 г., А. Н. Плещеев); в 1860 году издан сборник «Кобзарь Т. Шевченко в переводе русских поэтов». Поэзия Шевченко в целом глубоко лирична, эмоциональна, экспрессивна; ее темы и образы связаны, как правило, с размышлениями о нелегкой собственной доле и в то же время носят обобщающий гуманистический, философский характер. Творчество Шевченко, зачинателя новой украинской литературы, заложившего основы общенационального литературного языка, укорененного в разговорном народном языке, оказало значительное влияние также на развитие русской и белорусской литератур. Многие произведения Шевченко стали народными песнями («Реве та стогне Днiпр широкий», «Думы мои, думы» и другие).