Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Выдающиеся деятели культуры и искусства
АББАСОВ, Шухрат Салихович (1931-2018) – советский и узбекский кинорежиссер, сценарист, киноактер, педагог. В 1949 году окончил Ташкентский медицинский техникум, в 1954 году – режиссерский факультет Ташкентского государственного института театрального искусства им. А. Н. Островского (ныне Государственный институт искусств Узбекистана), в 1958 году – Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». В 1954-56 годах – главный режиссер Ташкентского областного музыкально-драматического театра им. М. Уйгура в Янгиюле. С 1958 по 1991 годы – режиссер киностудии «Узбекфильм», в 1982-86 годах – ее директор. Секретарь правления Союза кинематографистов Узбекистана. В1996-2001 годах – первый заместитель председателя правления Союза кинематографистов Узбекистана. Преподавал в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского, с 1983 года – профессор, с 1991 года – заведующий кафедрой «Искусство драмы и кино».
АБДУЛЛАЕВ, Самиг Файзулович (1917-1998) – живописец, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, Герой Советского Союза, член Союза художников СССР. Родился в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы и Ташкентское художественное училище. В армии с 1938 года, служил в пехоте, участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В должности командира отделения 97-го отдельного моторизованного инженерного батальона (Северо-Кавказский фронт) отличился осенью 1943 года при освобождении низовья реки Кубань и Таманского полуострова. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 мая 1944 года сержанту Абдуллаеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны старшина Абдуллаев был демобилизован. 10 лет возглавлял Союз художников Узбекистана, с 1956 года работал директором Государственного музея искусств Узбекистана.
АГЗАМОВ, Юлдаш (1909-1985) – узбекский советский актер и кинорежиссер. Юлдаш Агзамов родился 10 мая 1909 года в Ташкенте. С 1926 по 1930 годы – актер на киностудиях «Совкино» и «Востоккино». В 1930 году Агзамов окончил актерский факультет Государственного техникума кинематографии, ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, мастерская С. Комарова и Ф. Никитина. С 1930 года Агзамов – актер и режиссер киностудии треста «Узбекгоскино», позже – киностудия «Узбекфильм». Юлдаш Агзамов – автор-режиссер ряда агитационных фильмов, таких как «Биография Узбекской ССР», «Комсомольский край», «Живая вода», выпустил выше ста хроникальных фильмов и документальных киноочерков. В конце 1930-х годов – режиссер Ташкентского ТЮЗа (ныне Молодежный театр Узбекистана), художественный руководитель Республиканского театра кукол. В ТЮЗе поставил спектакли «Белеет парус одинокий» по В. Катаеву, «Наше оружие» А. Крона, «В стороне». С 1939 года – режиссер-постановщик киностудии «Узбекфильм», им было снято более пятнадцати фильмов, таких как «Во имя счастья», «Дорога за горизонт», «Отцовский наказ», «Большая короткая жизнь». Член Союза кинематографистов Узбекской ССР. Заслуженный деятель искусств УзССР (1965 г.). Народный артист Узбекской ССР (1970 г.). Народный артист СССР.
АДАМОВ, Леон Тигранович (1929-2014) – архитектор, заслуженный архитектор Узбекистана, лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, Государственной премии УзССР им. Хамзы; заместитель главного архитектора Ташкента (1970-86 гг.). Родился в армянской семье беженцев из Нагорного Карабаха. Окончил архитектурное отделение строительного факультета СазПИ. Будучи студентом, участвовал в проектировании стадиона им. Кирова в Ленинграде под руководством академика архитектуры Никольского и крытого стадиона-манежа в Ленинграде под руководством архитектора Хидекеля, а также здания президиума Академии наук УзССР под руководством архитектора Сардарьяна. В 1970 году за осуществление комплекса работ к столетию со дня рождения Ленина, включающих проспект Ленина и здание Ташкентского филиала музея Ленина, группа авторов-архитекторов в составе Розанова, Шестопалова, Адамова были удостоены Государственной премии УзССР им. Хамзы. В 1972 году за разработку генерального плана Ташкента, Адамову и соавторам присуждена премия Совета Министров СССР. В 1975 году за архитектуру центра Ташкента, Адамову в числе других московских и ташкентских архитекторов, была присуждена Государственная премия СССР. С 1970 по 1986 годы Адамов стал заместителем главного архитектора Ташкента. При его участии в 1976 году создан комплекс Ташкентского автодорожного института. С 1998 года проживал в Сиэтле (США), являлся почетным членом американского общества ландшафтных архитекторов за участие в разработке и осуществлении парков Мира в Сиэтле и в Ташкенте.
АДЫЛОВ, Сабир Рахимович (1932-2002) – узбекский и советский архитектор, заслуженный строитель Узбекской ССР (1967 г.), народный архитектор СССР (1981 г.), главный архитектор Ташкента (1970-86 гг.), один из авторов архитектурного центра Ташкента (1966-74 гг.), лауреат Государственной премии СССР (1975 г.). После окончания в 1955 году архитектурного факультета Средне-Азиатского политехнического института (САПИ) в Ташкенте, работал главным архитектором г. Алмалык (1955-61 гг.) и Ташкентской области Узбекистана (1962-66 гг.), затем – главный архитектор города Ташкента (1970-84 гг., 1990-91 гг.), заместитель председателя Комитета по строительству УзССР (1975-85 гг.; 1990-91 гг.). Автор и соавтор проектов застройки центра Ташкента, Андижана, Джизака (1970 г., 1980 г.), более 80 проектов пространственно-жилой застройки и памятников в Узбекистане, в частности: зданий Дворца дружбы народов имени В. И. Ленина (1977 г.), Верховного Совета Узбекской ССР (1979 г.), архитектурной части памятника В. И. Ленину на центральной площади Ташкента (1974 г.), Ю. А. Гагарину (1979 г.) и других в Ташкенте. Был руководителем авторских коллективов архитекторов всех станций Ташкентского метрополитена. Внес большой вклад в разработку архитектурного и монументального искусства, решение сложных градостроительных задач Узбекистана. В 1975 году был удостоен Государственной премии СССР за архитектурно-планировочное решение центра Ташкента.
АЛИБЕКОВ, Сергей Арифович (р. 1956) – советский и узбекистанский мультипликатор: режиссер, сценарист и художник-постановщик. В 1976 году окончил Фрунзенское (ныне город Бишкек) художественное училище. С 1979 года участвует в выставках, работает в области станковой живописи и графики, скульптуре, керамопластике, декоративном искусстве. В 1984-94 годах работал в мультобъединении Киностудии «Узбекфильм», выступая порой сценаристом, режиссером и художником. Широкую известность Алибекову принес фильм «Будет ласковый дождь», получивший призы на фестивалях в Лейпциге (1984 г.) и Бильбао (1985 г.). В 1988 году Алибеков стал художником-постановщиком художественного фильма «Вельд». Мультипликационные фильмы «Нить», «Пауза», «У лужи», созданные художником, награждены призами международных фестивалей. Алибеков - член Союза художников (1983 г.) и Союза кинематографистов Узбекистана (1984 г.). Произведения Алибекова находятся в Третьяковской галерее (Москва) и Кутаисской галерее, в музеях Республики Узбекистан, частных собраниях Узбекистана, России, за рубежом. В настоящее время художник живет и работает в Ташкенте.
АЛИШЕР НАВОИ (1441-1501) – выдающийся узбекский поэт, убежденный гуманист, мыслитель, государственный деятель. Навои получил хорошее всестороннее образование. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причем писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси. Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений – сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создал вполне оригинальные произведения. Вершина творчества Навои – знаменитая «Пятерица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483 г.) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484 г.), «Фархад и Ширин» (1484 г.), «Семь планет» (1484 г.), «Искандарова стена» (1485 г.). «Смятение праведных» – первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости. «Лейли и Меджнун» – поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали ее широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» – героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Алишер Навои использовал приемы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов). Творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.
АШРАФИ, Мухтар Ашрафович (1912-1975) – узбекский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Стал зачинателем симфонической музыки своей республики и первым узбекским профессиональным дирижером. Принадлежал к первому поколению композиторов, овладевших европейскими приемами композиторской техники и сумевших создать органический сплав их с узбекской музыкой. Будучи сыном известного народного певца, Ашрафи с детства слышал пение выдающихся исполнителей народной музыки и с 7 лет начал играть на узбекских народных инструментах. В 1930 году он окончил Институт музыки и хореографии в Самарканде по классу теории. Так же композитор сочетал профессиональную работу с общественной деятельностью. С 1940 по 1948 годы – заместитель председателя оргкомитета СК УзССР, а с 1948 года – член правлений СК СССР и СК УзССР. За выдающиеся заслуги был награжден различными премиями и званиями, в том числе званием Народного артиста СССР (1951 г.), в 1943 году за «Героическую симфонию» удостоен Сталинской премии второй степени, которую передал в Фонд обороны на создание авиаэскадрильи и танковой колонны. Именем Ашрафи названы Ташкентская консерватория и одна из улиц Ташкента (бывшая ул. Рисовая).
ВАХИДОВ, Эркин Вахидович (1936-2016) – узбекский советский поэт, драматург, общественный и государственный деятель. Герой Узбекистана, народный поэт Узбекской ССР, лауреат Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы. Эркин Вахидов родился в 1936 году в Алтыарыкском районе, Ферганской области в семье учителя. Окончив среднюю школу, Эркин Вахидов продолжил образование на факультете филологии Ташкентского государственного университета. После окончания университета, работал редактором (1960-63 гг.) и главным редактором (1975-82 гг.) издательства «Еш гвардия»; редактором, главным редактором (1963-70 гг.) и директором (1985-87 гг.) издательства литературы и искусства им. Гафура Гуляма; с 1982 по 1985 годы был первым главным редактором журнала «Ешлик». Эркин Вахидов еще в школе начинает писать свои первые стихи. Первый сборник стихотворений Эркина Вахидова «Дыхание зари» был опубликован в 1961 году. Последующие сборники поэта выходят практически ежегодно – «Вам мои песни» (1962 г.), «Сердце и разум» (1963 г.), «Моя звезда» (1964 г.), «Отзвук» (1965 г.), «Лирика» (1966 г.), «Диван молодости» (1969 г.), «Светоч» (1970 г.), «Нынешняя молодежь» (1971 г.). Эркин Вахидов пробует себя в разных жанрах – эпическом, публицистическом, однако все больше тяготеет к песенному. Многие его стихотворения известны как песни, в исполнении узбекских певцов. Позднее творчество Эркина Вахидова заметно отличается от его ранних произведений, он освобождается от присущего ему ранее лаконизма и отрывистости в сторону более плавных интонаций. В этот период выходят поэтические сборники «Любовь» (1976 г.), «Живые планеты» (1978 г.), «Восточный берег» (1982 г.), «Послание потомкам» (1983 г.), «Бессонница» (1985 г.), «Страдания» (1991 г.), «Лучше горькая правда» (1992 г.). Перу Эркина Вахидова принадлежат такие произведения: «Сон земли», «Поэма, написанная в палатке», «Преданность», «Восстание бессмертных», «Завоеватель и брадобрей», пьесы «Золотая стена», «Истамбульская трагедия», «Второй талисман». Эркин Вахидов перевел на узбекский язык «Фауста» Гете, стихотворения С. Есенина, А. Твардовского, М. Икбала, Р. Гамзатова, Г. Эминс и многих других поэтов.
ГУЛЯМ, Гафур (1903-1966) – поэт и публицист, страстный борец за дружбу, счастье и мир между народами. Его стихи, рассказы, повести и поэмы переведены более чем на 30 языков, а над «Озорником» смеялся практически каждый советский человек. Уже в детстве Гафур Гулям читал на фарси произведения Алишера Навои, Саади и Хафиза. Однажды мальчик случайно написал свое первое стихотворение и показал матери, на что женщина ответила, что обязательно покажет и посоветуется о его таланте с отцом. В этапах его творческого пути прослеживается классическая карьера советского писателя из национальной республики. Гулям вместе с Хамзой Ниази заложил основы узбекского стихосложения. Постоянная тема его произведений – социалистический труд и формирование нового человека, критика пережитков прошлого, утверждение социалистической действительности. Поэзия и проза талантливого писателя – это воплощение истории узбекского народа. В них рассказаны все беды, быт и радость. Колоссальную роль в развитии литературы Узбекистана сыграли произведения Гафура Гуляма, написанные в послевоенный период. Его перу принадлежат как поэтические произведения: поэмы «Кукан-батрак», сборник «Динамо», юмористическая автобиографическая повесть «Озорник» о жизни ташкентца, повести «Ядгар», «Оживший труп». Во время войны были популярны его антифашистские стихи из сборника «Иду с востока», удостоенного Госпремии СССР. Колоссальную роль в развитии литературы Узбекистана сыграли произведения Гафура Гуляма, написанные в послевоенный период. Мало найдется людей, которые остались равнодушными к его творениям «Жду тебя сын мой» и «Ты не сирота». В послевоенный период он воспел жизнь на советской земле. Гулям переводил на узбекский язык Пушкина, Маяковского Шекспира, Саади. Гафур Гулям -Лауреат Ленинской премии, награжден тремя орденами Ленина.
ДЖАЛИЛОВ, Тохтасын Джалилович (1896-1966) – узбекский музыкальный и общественный деятель, композитор, исполнитель на гиджаке; народный артист Узбекистана (1937 г.). Любовь к музыке проявилась у Джалилова еще в юности, когда он слушал концерты музыкантов Ферганской долины по случаю каких-либо торжеств в его родном городе. Самостоятельно освоил гиджак и танбур, а также технику национального пения. В 1925-27 годах Джалилов играл на гиджаке в узбекской этнографической труппе, в 1929 году он начал композиторскую деятельность. В 1935 году совершил поездку за рубеж и принял участие в олимпиаде народных танцев и музыки в Лондоне. В 1934-36 годах стал музыкальным руководителем Ташкентского музыкального театра им. Свердлова, в 1937-40 годах – художественным руководителем Ташкентской филармонии, в 1940-49 годах – Театра музыкальной драмы им. Мукими. В 1942 году музыкант был принят в ВКП(б). После 1949 года сосредоточился на композиторской деятельности. В его творчестве широко использован музыкальный фольклор.
КАРИМОВ, Рахим (р. 1960) – узбекско-русско-киргизский советский поэт, писатель, публицист, переводчик, киносценарист. Выпускник Литературного института имени Горького в Москве (1986 г.). Работал в газетах «Голос текстильщика», «Акбуура», «Вечерний Ош», альманахе «Ош», областном управлении культуры, информационно-аналитическом агентстве «AKИpress», центрально-азиатской новостной службе CAnews. Автор романов, повестей, поэм и стихов. Является одной из ярких фигур узбекской литературы. Роман «Камила» стал победителем в конкурсе «Книжное Искусство-2005», проводившимся в Бишкеке. В том же году киргизская «Книжная палата» признала роман национальным бестселлером 2005 года. Книга была выдвинута на государственную премию Токтогула. Роман участвовал в российских конкурсах «Заветная мечта», «Большая книга» и был награжден литературной премией Молдо Нияза. Роман «Камила» издан на узбекском, киргизском и русском языках. В 2012 году роман Рахима Каримова завоевал почетное второе место на международном литературном фестивале Open Central Asia Book Forum & Literature Festival 2012. Рахим Каримов –участник, победитель и призер ряда национальных и международных литературных конкурсов, в том числе, «Русская премия», «Русский стиль» (Штутгарт, Германия).
КАЮМОВ, Малик Каюмович (1911-2010) – узбекский советский режиссер и оператор документального кино, актер. Народный артист СССР (1967 г.). Герой Социалистического Труда (1990 г.). Лауреат Государственной премии СССР. С шести лет Каюмов пошел в махаллинскую школу, которую окончил в начале 1920-х годов. Его учителем был Тохири, которого позднее наградили орденом Ленина и представили к званию «Народный учитель Узбекистана». Из стен школы вышли многие знаменитости Узбекистана, в частности, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев. Карьера Малика Каюмова в кинематографе Узбекистана началась с восемнадцати лет, когда, после окончания школы, он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») (ныне «Узбекфильм») режиссером Николаем Кладо. В 1930 году впервые снялся в качестве актера, сыграв роль комсомольца в игровом фильме Н. Кладо «Американка из Багдада», позже снимался в некоторых других фильмах. Одновременно продолжал работать на кинофабрике ассистентом оператора. Его наставником был немец Фридрих Веригородский, научивший Малика некоторым тонкостям кинооператорского искусства. В 1939 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Большой Золотой медали. В 1939 году снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа. С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии. С 1946 года работал режиссером-оператором, директором, художественным руководителем хроники Ташкентской киностудии («Узбекфильм»). С 1961 по 1976 годы был директором, а затем художественным руководителем киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана. Уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссером документального кино в республике. Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент. Малик Каюмов трижды был членом жюри Международного кинофестиваля в Москве и дважды председателем жюри Всесоюзного кинофестиваля (1966, 1977 гг.). Был председателем республиканского клуба творческой молодежи «Ильхом».
КУРКОВА, Равшана Бахрамовна (р. 1980) – актриса театра и кино. Родилась в Ташкенте в узбекской актерской семье. Отец – Бахрам Эркинович Матчанов – театральный актер. Мать – Рано Кубаева – актриса и кинорежиссер. Училась Куркова в одной из самых престижных музыкальных школ в Средней Азии – музыкальной школе им. Успенского в Ташкенте. В 12 лет снялась в артхаусной философской драме Рашида Маликова «Тайна папоротников», снятой на киностудии «Узбекфильм» в 1992 году. В восьмом классе родители перевели ее в ташкентский лицей – филиал Лондонского университета, где все предметы преподавались на английском языке. В конце 1990-х годов Равшана переехала в Москву, где поступила на филологический факультет Московского педагогического государственного университета. После получения диплома о высшем образовании работала на телевидении редактором ток-шоу, помощником режиссера. Прослушала курс лекций в рамках Высших режиссерских курсов и изучала актерское мастерство под руководством преподавателя Щепкинского театрального училища Татьяны Пышновой. Равшана сыграла более 50 ролей, среди которых фильмы: «Про любовь» Анны Меликян, «Белая ворона» Рэйфа Файнса, «Нереальная любовь», «Детки на прокат», сериалы: «А у нас во дворе», «Барвиха», «Влюбленные женщины». Равшана Куркова известна и как театральная актриса. Была занята в спектакле – пластической драме-антрепризе «Rooms» Олега Глушкова, премьера которого состоялась в 2010 году. Исполняла главные роли в театральных постановках Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятия» и «Иллюзии» в московском театре «Практика». Снималась в видеоклипах «Нежность» Ярослава Малого (Machete), «Сочиняй мечты» группы «Каста», а также сама выступила как певица, снявшись в клипе «Три ведьмы» для промо-видео к спектаклю «Черный русский».
МАЛИБЕКОВ, Жандарбек Малибекович (р. 1942) – известный архитектор, профессор ЕНУ им. Гумилева, автор Государственного герба Республики Казахстан. Родился в семье железнодорожника. В 16 лет поступил в Ташкентский политехнический институт на архитектурно-строительный факультет, где проучился 6 лет. Принимал активное участие в проектировании аэровокзала в г. Андижане, зданий областного почтамта в г. Фергане, областной администрации, драматического театра и Центральной библиотеки в г. Самарканде, ряда жилых микрорайонов в городах Ангрене, Фергане и Самарканде. Также внес большой вклад в строительство зданий и сооружений Астаны и других городов. Среди них техническое обоснование мечети «Нур Астана», национального центра нейрохирургии в г. Астана, рабочий проект ЖК «Алатау», рабочий проект комплекса зданий «Егемен Казакстан», лабораторный корпус и общежитие ЕНУ им. Гумилева, здание посольства Казахстана в г. Ташкент и много других зданий. С 2003 года работает в Евразийском национальном университете им. Гумилева, профессор. Член Республиканской комиссии по государственным символам, главный архитектор проектов, руководитель градостроительной мастерской Узбекского научно-исследовательского института промышленности (УзНИИП). В 2017 году получил почетное звание «Заслуженный деятель Казахстана».
МАХМУДОВ, Шухрат Мансурович (р. 1949) – оператор-постановщик игровых фильмов, кинорежиссер. В 1972 окончил операторский факультет ВГИКа (мастер Б. Волчек). С 1981 года снял как режиссер и оператор около 100 документальных фильмов. В 1996 году снял документальную притчу «Черный пепел», получившую несколько наград: Гран-при МКФ «Послание к человеку-97» (Санкт-Петербург); Диплом жюри Открытого фестиваля неигровогокино «Россия-97» (Екатеринбург); Второй приз МКФ «Видение Земли» (Япония). Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат международных кинофестивалей.
МОЛДАХАНОВ, Сейдулла Абдуллаевич (р. 1958) – советский и узбекский актер театра и кино. Заслуженный артист Республики Узбекистана. Его отец был инженером-геофизиком, а мама – кастеляншей в гостинице и детском саду. Молдаханов учился в Москве, закончил ВГИК, мастерская профессора Бориса Чиркова. Начал сниматься в кино в 1983 году. Первая заметная роль – Булатов в фильме «Действуй по обстановке!». Снимался в приключенческой картине «Сердца трех» с Д. Харатьяном и С. Жигуновым. Часто играл в современных российских кинокартинах. Играет в ташкентском театре «Ильхом». Строгий и мягкий, резкий и отзывчивый, коммуникабельный, компетентный и критичный… Трудно поверить, что всеми этими противоречивыми качествами обладает один человек. На международном фестивале актеров кино «Созвездие» (г. Тверь) получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (декабрь 2006 г.). В июне 2009 года стал лауреатом Премии «Ильхом» им. Марка Вайля в номинации «Приз зрительских симпатий». Роль Учителя в «Глиняных буквах, плывущих яблоках» по повести Сухбата Афлатуни в постановке Антона Пахомова является знаковой в творчестве Молдаханов. Мастерство Сейдуллы и его природная характерность сошлись в этой роли – здесь он действительно может тонко, филигранно и, пользуясь наработанной актерской техникой, как красками, практически акварельно передать притчевый подтекст образа. Работает педагогом, в том и числе и приглашенным, в театрах Узбекистана и Казахстана. Член союза кинодеятелей Республики Узбекистан. Член Гильдии актеров кино России.
МУШЕЛЬ, Георгий Александрович (1909-1989) – композитор, родоначальник узбекской симфонии, фортепианного концерта, кантаты. Создал первую в Средней Азии органную сюиту, стоял у истоков узбекской музыкальной драмы, балета и камерной музыки. Автор первой в Узбекистане оперы «Фархад и Ширин», первых балетов и симфонических произведений. С детства Мушеля окружала музыка: отец играл на гитаре, мать была хорошей пианисткой. В доме часто устраивались любительские концерты. В 12 лет мальчик начал занятия в музыкальной школе, написал первые детские пьесы для фортепиано «Рассвет», «Буря». Учился в музыкальном училище у Старикова, много выступал в это время с концертами в Воронеже, Козлове (Мичуринске), Кирсанове. После окончания Московской консерватории в 1936 году Мушель переехал в Ташкент, где открылось первое в Средней Азии высшее музыкальное учебное заведение. Композитора пригласили туда в качестве педагога и он, сблизившись с известными узбекскими музыкантами, создал оперу «Фархад и Ширин», премьера которой состоялась в 1957 году. За большие заслуги в развитии узбекского музыкального искусства Мушелю присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР». Занимался живописью, создал более 200 работ.
НОТКИН, Иосиф Исаакович (р. 1928) – советский архитектор, историк архитектуры, градостроитель и реставратор. Окончил Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте в 1950 году (ныне Ташкентский государственный технический университет). Доктор архитектуры (1982 г.), член-корреспондент Международной Академии Архитектуры (1992 г.). Заслуженный архитектор Узбекской ССР (1988 г.). С 1972 по 1992 годы заведовал отделом Научно-исследовательского и проектного института градостроительства в Ташкенте, где занимался комплексными исследованиями по реконструкции исторических городов Узбекистана. Автор более 100 опубликованных работ по истории, архитектуре и градостроительству Средней Азии. Эмигрировал в Израиль в 1996 году, в настоящее время проживает в Иерусалиме.
САБИТОВ, Загид Зарифович (1909-1982) – советский узбекский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1966 г.), народный артист Узбекской ССР (1970 г.). Сабитов родился в 1909 году в татарской семье. С 1930 по 1934 годы учился во ВГИКе. Работу в кино начал 1929 году в качестве помощника режиссера киностудии «Востокфильм». 1930-32 годы – ассистент режиссера киностудии «Мосфильм». С 1933-35 годов Сабитов ассистент режиссера киностудии «Востокфильм», а с 1937 года – режиссер Ташкентской киностудии художественных фильмов. В 1940 году Сабитов снял первый самостоятельный фильм – короткометражную новеллу «Обыкновенное дело». В 1977 году Сабитов поставил фильм «Повесть о двух солдатах» о событиях военных лет, который получил Государственную премию Узбекской ССР (1977 г.). Современной тематике были посвящены снятые в жанре детектива фильмы Загида Сабитова: 1971 – «Неожиданное рядом», 1980 – «Берегись! Змеи!». Современной тематике посвящен фильм «Чинара» (1973 г.). В 1983 году, уже после смерти Загид Зарифовича, на экраны страны вышел его фильм «Переворот по инструкции 107» (снятый совместно с Г. Бзаровым).
САРЫМСАКОВА, Лютфи (1896-1991) – советская узбекская актриса театра и кино, певица. Работала актрисой в Кокандском драматическом театре им. Хамзы, в Андижанском областном театре музыкальной драмы и комедии им. Ю. Ахунбабаева, в Маргиланском театре, в узбекском государственном музыкальном театре, в Узбекской государственной филармонии. С 1939 года была актрисой Республиканского музыкального театра им. Мукими, на сцене которого создала галерею интересных образов. В театре сыграла роли Гульчехры, Зебо («Аршин-Малалан»), Лейли, Ширин, Ясумат («Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин»), Майсары («Проделки Майсары»), Кимье («Нурхан»), Рисолат («Мукими») и другие. Л. Сарымсакова была одной из первых профессиональных актрис, начавших сниматься в кино. В узбекском кино Лютфиханум Сарымсакова дебютировала в фильме «Азад», исполнив роль прядильщицы (1931 г.). Впоследствии создала образы: мать («Клятва», 1937 г.), Шарафат («Сестры Рахмановы»). Л. Сарымсакова показала себя как непревзойденный мастер портрета, создав целую галерею неповторимых, запоминающихся, самобытных образов узбекских женщин, и в их ряду первое место занимает образ Фатимы из фильма «Ты не сирота». Сюжет фильма был навеян подлинной историей семьи замечательных ташкентских патриотов Бахри и Шаахмеда Шамахмудовых, взявших на воспитание в годы войны четырнадцать детей разных национальностей. Фильмы «Встретимся на стадионе» режиссера 3агита Сабитова, «Новоселье» (постановка Амо Бекназарова), «Об этом говорит вся махалля» зрители запомнили и полюбили на многие годы благодаря актерскому исполнению, В них играли такие замечательные узбекские мастера, как М. Якубова, Р. Пирмухамедов, и конечно, Л. Сарымсакова. Лютфиханум Сарымсакова избиралась депутатом Верховного Совета Узбекской ССР V созыва. Награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Народная артистка СССР (1967 г.).
ТАДЖИЕВ, Мирсадык Махмудович (1944-1996) – композитор и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств УзССР (1981 г.). Лауреат премии Ленинского комсомола УзССР (1974 г.), премии ВЛКСМ (1976 г.). Таджиев окончил музыкальное училище им. Хамзы в Ташкенте, класс композиции Малахова. С 1964 по 1972 годы он преподавал в этом же училище. Занимался у Р. Д. Вильданова, а в 1970 году окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Янов-Яновского. Композитор создал так называемого «макомный» симфонизм, суть которого заключается в органичном единении традиционной мелодики с закономерностями европейской симфонической модели. Пятнадцатая симфония Таджиева («Архипелаг ГУЛАГ») считается одним из самых значимых произведений узбекской симфонической музыки и стала своеобразным памятником жертвам массовых репрессий. Еще одна сфера реализации таланта Таджиева – педагогика. С 1971 по 1996 годы в стенах Ташкентской государственной консерватории он вел курсы композиции и инструментовки. Музыка композитора не только связывала своими звучными нитями-струнами «историю и современность», но также на деле показывала и доказывала возможность и целесообразность, прогрессивность и плодотворность гармоничного синтеза традиций музыкальных культур народов Востока и Запада.
УЛЬКИН, Борис Григорьевич (1938-2007) – архитектор-проектировщик, конструктор и художник. Выпускник Института инженеров транспорта в Ташкенте, был главным архитектором Бухары, участвовал в создании оборонных объектов южного пояса, подземной и наземной системы «земля-воздух». Автор оригинального проекта Манежной площади в Москве. Проект Манежной площади, разработанный Борисом Улькиным, предусматривал семь ярусов вместо сегодняшних трех; ныне работают только три верхних яруса. Предполагалось выведение реки Неглинной из коллекторов на поверхность, что, соответственно, должно было увеличить общую площадь объекта до 154 тысяч квадратных метров вместо 62 тысяч. В проекте предусматривалась подземная развязка за счет продолжения Тверской на ее пересечении с Моховой. Также был разработан проект организации археологической работы и музификации – сохранения и дальнейшего экспонирования обнаруженных артефактов в подземном музее.
ХУСАНХОДЖАЕВ, Саид Ахмад (1920-2007) – узбекский советский писатель и драматург, Герой Узбекистана, народный писатель Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы». Саид Ахмад, окончив среднюю школу в 1937 году, продолжил образование в Ташкентском государственном педагогическом институте. В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи». В сборниках «Мужественное сердце» (1942 г.), «Ферганские рассказы» (1948 г.), «Мухаббат» (1949 г.), наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического рассказа, сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской литературе. В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою трилогию «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы. Работа над произведением продолжалась более десяти лет – первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется первая по времени действия книга «Сорок пять дней». В 1988 году выходит роман писателя «Безмолвие». Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его пьесы, среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток». Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы. Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма – киностудией Узбекфильм и Лаосской киностудией. С обретением Узбекистаном независимости, Саид Ахмад продолжает активно работать, в этот период выходят его произведения «Потерянные и обретенные», «Черноглазый Меджнун», «Утро на ресницах».
ЧАРЫЕВ, Рузы Чарыевич (1931-2004) – узбекский художник. Народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана, мастер живописи, великолепный колорист. В 1959 году закончил РХУ им. Бенькова, затем, в 1964 году, учился в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Чарыев создавал образы людей труда. Среди них – портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры. Многие из его работ хранятся в музеях и галереях России, Индии, Италии, США, Франции, Швеции и других стран. Чарыев был одним из немногих советских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом. Он много лет работал в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами. Художник поддерживал талантливую молодежь, поставленную в трудные условия современной властью Узбекистана. Некоторые его ученики жили у него дома. Чарыеву присуждены почетные звания Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Народный художник Узбекистана; награжден орденом Эл-юрт Хурмати.
ЮНУСОВ, Обиджан (1934-2015) – советский и узбекский актер театра и кино. В 1956 году окончил актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института. Вплоть до 1996 года он выступал в Узбекском государственном академическом театре драмы им. Хамзы (ныне Узбекский национальный академический драматический театр), где исполнил более 100 ролей. Наиболее заметной работой артиста в театре стал образ Уткури в спектакле «Парвона», а популярность в кино принялся ему роль жениха в фильме «Туйлар муборак» («Подарю тебе город»). Актер также известен по десяткам ролей в кино, таких как «Патриоты, «Свадьба на поминках», где исполнил главную роль, «Ватан», «Влюбленный», «Ангел в огне». Юнусов участвовал в радио- и телеспектаклях, а также дубляже более 1000 фильмов. В 1987 году Обиду Юнусову было присвоено почетное звание «Народный артист Узбекистана». В 1988 году он получил Государственную премию Узбекистана. Об актере был снят документальный фильм «Армон».