Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Узбеки История культуры и искусства

История культуры и искусства

Узбекистан по праву гордится своей самобытной культурой, которая формировалась в течение тысячелетий. Как богата и разнообразна история этого древнего края, так и насыщенна его культура, как мозаика, сложившаяся под влиянием разных правящих династий и народов, населяющих Узбекистан.

Литература

В основе развития узбекской литературы лежит богатый народный фольклор – устное народное творчество. Народ сочинял и передавал из уст в уста героические эпосы, персонажами которых становились богатыри, боровшиеся против угнетателей и поработителей, изображенных в образах злых сил. Так родились такие эпические произведения узбекского фольклора как «Кер-оглы» и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш», повествующая о мужестве и отваге узбекских богатырей, пережила столетия и стала настоящим памятником восточной литературы.

Другим поистине народным произведением стал цикл баек и сказаний о Насреддине Афанди – ловком, остроумном хитреце, который своими проделками преподносит урок жадным богатеям и толстосумам.

В XI веке создается множество произведений, в основу которых положены религиозные нормы исламской морали. Это поучительные поэмы «Знание, дающее счастье» (1069 г.) Юсуфа Баласагунского, «Подарок истин» Ахмада Югнаки и особенно «Словарь тюркских наречий» (1072-74 гг.), составленный Махмудом Кашгари.

Высокого расцвета художественная литература достигла в историческую эпоху Амира Темура и Темуридов. Популярность ее обоснована тем, что произведения приобретают более светский характер, освобождаясь от излишней религиозности. В этот период творит великий восточный поэт, мыслитель и политический деятель Алишер Навои, которого считают классиком узбекской литературы. Его нетленные произведения: «Чордевон», «Хамса», «Фархад и Ширин» и «Лейли и Меджнун» входят в сокровищницу мировой литературы и переведены на сотни языков мира.

Последний из династии Тимуридов – Захириддин Бабур – также прославился как яркий поэт своего времени. Его эпическая поэма «Бабурнаме» является шедевром узбекской литературы.

Литература XVIII-XIX веков, в основном, лирическая и посвящена любовной теме. В этот период становятся известны такие замечательные поэты как Надира, Увайси и многие другие.

В начале XX века зарождается литература советского периода. Важными представителями которой являются Мукими, Фуркат, Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни, Абдулла Кадыри, Фитрат, Ойбек, Гафур Гулям, Абдулла Каххар, Xамид Алимджан, Уйгун.

Музыка

Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. Фольклорная музыка, так сказать музыка из народа, имеет множество жанров. Среди них детские песни, обрядовые, трудовые, колыбельные, бытовые, песни-диалоги, песенно-танцевальные, лирико-протяжные. Классика узбекской музыки – это макомы – особый музыкальный жанр, которому свойственно протяжное трогательное исполнение. Их поют лирические певцы на стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи). Говорит о богатстве узбекских музыкальных традиций и все разнообразие народных инструментов: гиджак, кобуз, домбра, дутар, танбур, уд, рубаб, чанг, сурнай, най, карнай, дойра, нагора, чиндаул.

Танцы

Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока – это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Различают два вида узбекского танца – традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

Классический традиционный танец – это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, легкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. Бухарский танец также отличает резкость движений, откинутые плечи и очень красивый золотошвейный костюм. Оригинальные и самобытные движения отличают хорезмский стиль.

В народном узбекском танце представлены практически все регионы, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.

Изобразительное искусство

Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы творчества – это орнамент, узор и каллиграфия. Исламские традиции запрещают изображение людей и животных, поэтому мастера принялись развивать более абстрактные направления, доведи их практически до совершенства. Позже появляется новый вид искусства – миниатюра – маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.

В XIV-XV веках – эпоху правления Тимуридов – во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и художественное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей.

В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода – величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.

Новый взлет изобразительного искусства приходится на начало XIX века. Искусство миниатюры достигает наивысшего расцвета, его прославляют такие имена как Ахмад Дониш, Абдулхалик-Махмум и другие.

На художественное искусство XX века большое влияние оказали русские художники-передвижники. Их замечательные работы стали основой для развития восточной школы портретов и пейзажей, развития жанра реализма в живописи.

Декоративно-прикладное искусство

Прикладное искусство Узбекистана – это самобытное и эксклюзивное творчество народных мастеров-умельцев, ремесленников. Своими руками, вкладывая в каждую вещь частичку души, они на протяжении веков создавали уникальные образцы изделий: будь то утварь для дома, или украшение жилища, или неповторимая ткань для праздничного платья. Творения самаркандских, бухарских, хивинских и других мастеров славились далеко за пределами родины и не утратили с тех пор своей актуальности. Ручные работы местных умельцев – это то, что составляет неповторимую экзотику Узбекистана.

На территории Узбекистана в течение веков формировались своеобразные центры народных художественных ремесел. У каждого региона свое направление. Чуст широко известен своими тюбетейками, ножами, Риштан – лазурной керамикой, Маргилан – радужно переливающимся атласом, Бухара – золотым шитьем.

В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм.

Керамика

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в этом регионе. Из глины делали самое главное – посуду: чаши, пиалы, блюда, кувшины. А затем расписывали ее глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.

К числу традиционных центров керамического производства, сохранивших свои древние традиции, относятся Риштан, Гиждуван, Хина, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм, Ташкент.

Самая знаменитая в Узбекистане – риштанская керамика. Ее особенность – яркая голубая глазурь – «ишкор» – красителя, полученного из золы растений. Декор риштанской керамики преимущественно растительный, а также изображения кумганов, символов достатка и благополучия, ножей, птиц, рыб, элементов архитектурного декора.

Чеканка

Искусство обработки металла зародилось в Средней Азии очень давно. Вслед за изготовлением из металла оружия, предметов утвари, интерьера и других вещей, возникла необходимость украшать их, придавать самобытный привлекательный вид. Тогда-то и возникла чеканка по меди – способ оживлять холодную безликую гладь металла с помощью красивых узоров и картин. Со временем узбекская школа чеканки стала славиться далеко за пределами края. В XIX веке полностью складываются школы художественной чеканки Узбекистана. У каждой из школ своя орнаментация, мотив узора, форма и, конечно, своя неповторимая техника.

Резьба по дереву

Издавна традиционными для Востока предметами из дерева были: шкатулки – кутича, подставки для книг – лавхи, резные столики. Все они щедро передают все богатство традиционного растительного геометрического орнамента. Также резьба украшала и створки дверей, колонны и капители, потолки. Резчики использовали древесину таких деревьев, как карагач, орех, платан, арча, тутовник. Признанными центрами резьбы по дереву были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана.

Золотое шитье

Праздничные национальные костюмы и головные уборы немыслимы без изящно вышитых золотом узоров и орнаментов. А ведь такая вышивка – это целое искусство.

О золотом шитье, как о народном промысле, впервые упоминается в XIV веке. В конце XIX - начале ХХ веков центром золотошвейного промысла становится Бухара. «Калебатун» – так называлась у бухарских золотошвей и золотая и серебряная нити. Вышивают в основном на шелке и бархате. Орнамент зависит от фантазии вышивальщика. Но обычно это диковинные цветы, птицы и замысловатые рисунки.

Вышивка

С давних пор красивой вышивкой принято было украшать одежду, скатерти, полотенца. Искусство художественной вышивки уходит своими корнями в далекое прошлое. Многовековые традиции определили специфику орнамента, композиции, технику шитья, своеобразных для каждого района. Для ташкентских вышивок характерны бордовые и ярко-красные тона и крупные мотивы. Для самаркандских – также крупные мотивы, но более холодные тона. А бухарскую вышивку отличает изящный цветочный орнамент значительно меньших размеров и переливчатое многоцветье. Особенно показательны в этом плане сюзане, которые могли служить настенными украшениями, покрывалом для постели. Своеобразие вышивок ярко сказывается и на всех мелких изделиях, особенно тюбетейках. К числу традиционных центров изготовления сюзане относятся Нурата, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент, Фергана.

Ковроткачество

Древние традиции ковроткачества сейчас возрождаются во многих областях Узбекистана. Яркие, оригинальные, затейливые узоры, самобытный колорит (от красно-коричневого до красно-синего), яркость, бесчисленные варианты узоров все это позволило местным коврам завоевать большую известность многих странах.

Домашнее ковроделие развивается в Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане. Центрами по производству и сбыту ковров являются также Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм. Мастерицы изготавливают длинноворсовые и коротковорсовые ковры (джульхирсы, гилямы), безворсовые ковры (паласы).

Лаковая роспись

В возрождении лаковой росписи, традиции которой были полностью утрачены, используется технология палехской и восточной миниатюрной живописи. Лаковой росписью украшаются в основном небольшие разнообразные шкатулки, пеналы для ручек и карандашей. Роспись выполняется натуральными красителями, вымешанными на яичном желтке.

Источник:

  1. Культура Узбекистана [Электронный ресурс] // Mice Uzbekistan : офиц. сайт. – Режим доступа: http://mice-uzbekistan.uz/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.