Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Узбеки Кино

Кино

В Узбекистане первый фильм показан в 1897 году на площади «Эски жува». С 1908 года в Ташкенте, Самарканде, Коканде и других городах начали демонстрировать зарубежные фильмы. В Средней Азии в основном демонстрировали киноленты с экзотическим изображением Америки, Франции.

Узбекское национальное кино формировалось с двадцатых годов ХХ века, когда была создана киностудия «Шарк Юлдузи» − «Звезда Востока». Первый узбекский кинооператор Худойберген Деванов в своих документально–хроникальных фильмах стремился отображать жизнь и традиции узбекского народа, природу Хорезма. Русско-бухарское объединение «Бухкино», организованное в 1924 году и кинофабрика «Звезда востока» (с 1936 года «Узбекфильм»), организованная в 1925 году в Ташкенте, стали начальным этапом в развитии узбекского искусства кино.

В эпоху становления немого кинематографа и первых звуковых фильмов в республике преимущественно снимали московские и питерские режиссеры. Название картин говорили сами за себя: «Вторая жена», «Мусульманка», «Чадра», «Последний бек». Борьба нового со старым стала главной темой национального кинематографа. Эти фильмы призывали мусульманок сбрасывать паранджу, учиться в школе и вообще приносить пользу коммунистическому обществу.

С возникновением голосового кино повышается художественная ценность узбекского кинопроизводства. В первом узбекском голосовом фильме «Клятва» (1937 г., реж. А. Усольцев-Граф) полностью отражается национальная актерская культура, жизнь и психология узбеков, социальные противоречия. Большей частью потому, что здесь основные главные роли играли узбекские актеры. В годы Второй мировой войны была основана «Ташкентская киностудия», объединившая узбекских и эвакуированных кинематографистов России и Украины. Самая известная картина того времени «Два бойца» режиссера Леонида Лукова. После войны творческая инициатива на узбекской студии перешла в руки местных кадров. Режиссера Камила Ярматова можно смело назвать основоположником советского узбекского кино. Он поставил два десятка фильмов, среди них такие исторические эпосы, как «Алишер Навои» и «Авиценна». Позже кинофабрику «Узбекфильм» назвали его именем. Но узбекское кино больше ассоциируется с другим поколением творцов.

Фильм «Насреддин в Бухаре» (1943 г., реж. Я. Протазанов) считается одним из первых удачных фильмов узбекского кино, где раскрыты настоящие возможности темы народа, показано красивое построение изобразительных средств и стиль исполнения высокого уровня. Фильм «Тахир и Зухра» (1945 г., реж. Н. Ганиев) переходит границу фильмов, созданных на основе народного фольклора. Он создал основу исторических кинолент, дал возможность чувствовать широту охвата национального духа исполнения ролей. «Тохири и Зухра» стал надежным фундаментом создания фильма «Алишер Навои» (1947 г., реж. К. Ярматов). Затем были экранизированы такие художественные произведения как «Бай и батрак», «Священная кровь» (1953 г., 1957 г., реж. Л. Файзиев), «Шелковое сюзане» (1954 г., реж. А. Бекназаров) и другие.

В 1960-е и 1970-е годы на студию пришли молодые художники, такие как Эльер Ишмухамедов, Шухрат Аббасов и Али Хамраев.

С 1996 года национальному кино открылся новый путь развития. На основе Указа № 247 Кабинета Министров от 12 июля 1996 года организована государственная акционерная компания «Узбеккино». Указ дал новый импульс узбекскому кино смело поднимать современные проблемы, находить пути и средства приобщения зрителей, уметь финансово обеспечить себя и свою деятельность, вооружиться новой техникой и технологиями. Благодаря этому были сняты фильмы «Старшая дочь» (Р. Кубаева), «Атроф оппок кор билан копланган» (К. Камолова), «Юлдузингни бер осмон» (Ф. Давлетшин), «Буюк соҳибкирон» (И. Эргашев, Б. Содиков), «Отамдан колган далалар» (Ш. Аббосов), «Маргиена» (Х. Файзиев), «Минувшие дни» (М. Абзалов, Х. Файзиев), «Пиеда» (Р. Маликов), «Яратганга шукур» (3. Мусоков), «Любовь» (И. Эргашев). В этих фильмах по-новому подходят к решению проблем современности. В настоящее время повышается социальная значимость кинопроизведений, в них преобладают произведения местных писателей. Заново переработаны фольклорные, исторические, современные и философские темы, они теперь звучат по-новому. «Аеллар салтанати» (Ю. Розиков), «Чаенгул» (С. Назармухамедов), «Паримомо» (М. Ражабов), «Она» (3. Мусоков) и другие считаются самыми лучшими фильмами настоящего времени. Наби Ганиев считается основателем узбекского кино, его фильмы получили мировую известность, творчество народного артиста Комила Ярматова стало яркой страницей в истории национального кино. Режиссеры Ю. Агзамов, Ш. Аббасов, Л. Файзиев, 3. Собитов, Р. Ботиров, А. Хамраев, А. Кобулов, К. Камалова, 3. Мусаков, И. Эргашев, Х. Файзиев и кинооператоры Х. Файзиев, А. Панн, М. Краснянский, А. Мукаррамов, М. Пенсон, Д. Фатхуллин, А. Исмоилов, Л. Травицкий, Д. Абдуллаев и другие внесли большой вклад в развитие национального кино, благодаря их труду узбекское кино стало подлинно национальным. Они также разработали образную систему национальной кинематографии. Операторы при съемке применяют новейшую технику и технологии, умело оперируют светом и цветом, передают пластику, динамику, ритм, план и стили кадров, изучают зарубежный опыт и применяют его в своей работе.

Заслуживают внимания кинопроизведения, авторами которых являются молодые режиссеры и операторы. Недавно многие кинопроизведения в основном были посвящены бытовым проблемам, однако в данное время наблюдается тенденция перехода к социально-духовным темам. Отсюда вывод, что в будущем вправе ожидать художественно полноценные произведения с глубоким содержанием, воспевающие родину. Словом, сегодня узбекское искусство кино развивается быстрыми темпами, на основе зарубежного опыта, обогащаясь формой и содержанием. Создаются художественно и идейно целостные произведения, повсеместно решаются проблемы, связанные с созданием художественного образа. Учитывая быстрое развитие узбекского киноискусства, все большую актуальность приобретает теоретическое изучение искусствоведческой наукой кинооператорского искусства.

На сегодняшний день узбекские режиссеры с небольшими перерывами продолжают снимать по пять-шесть картин в год. Многие из них принимают участие в международных фестивалях, получая награды. Одной из таких лент является картина Юсупа Разыкова «Оратор», в которой он попытался рассказать на примере своего героя, как не просто было узбекам расставаться со своим прошлым: «Там герой был абсолютно явный конформист, оратор, который пошел служить большевикам именно с тем, чтобы сохранить семью, – говорит режиссер. – У него было три жены и для того, чтобы сохранить этот свой мир, он идет служить «красным», становится просто оратором, горланом и даже увлекает за собой массы. В то же время у него своя семья, которая совершенно не совпадает, скажем так, с идеологией новой жизни».

Процессы, происходящие сегодня, говорят о смене поколений, выхода на авансцену новых кинодеятелей, активно ищущих пути приложения сил в новых рыночных обстоятельствах, создания таких лент, которые бы сочетали в себе художественные качества и признаки, по которым будет обеспечен им зрительский интерес. В настоящее время, когда возрос интерес к национальной истории и литературе, кинохудожники Узбекистана охватывают в своем творчестве все более широкий спектр проблем, жанровых и стилистических форм. В конце 90-х годов на экраны страны вышли художественные ленты «Амир Темур», «Минувшие дни», «Бомба», «Маргиана», «Пеший», «Алнамыш», «Севги», «Отамдан колган далалар», «Чаенгул» и другие, созданные такими постановщиками, как Ш. Аббасов, И. Эргашев, М. Абзалов, Ж. Мусаков, Р. Маликов. Выпущены десятки документальных фильмов на разнообразные темы истории и современности.

Если анализировать современное состояние узбекского кино, в нем можно выделить три тенденции:

− сближение с национальной литературной классикой, а также с творчеством современных авторов;

− обращение к историческим темам, волнующим современного зрителя и получившим новую интерпретацию в произведениях узбекских писателей;

− разработка морально-нравственной темы с точки зрения современной национальной идеологии.

Эти тенденции все более усиливаются, обогащаясь новыми красками. Речь идет о таких работах «Узбекфильма», как «Любовь» (сценарист У. Азим, режиссер И. Эргашев), «Чаян гуль» (сценаристы Х. Султан, Х. Дустмухамедов, режиссер С. Назармухамедов), «Чимильдык» (по пьесе Э. Хушвахтова, режиссер М. Абзалов), «Тюльпан в снегу» (по Чулпану, режиссеры Е. Туйчиев, А. Шахобиддинов).

Особо хочется выделить картину «Едгор». В центре сюжета – судьба юноши Джуры. Актер А. Хамраев сумел раскрыть сложный мир своего героя, мотивы его поведения, прямоту и честность. Фильмы, подобные «Едгору», являются тем ориентиром, на который должны равняться в своих исканиях узбекские режиссеры. Национальная литература – необъятное богатство, которое еще долго будет вдохновлять кинематографистов, ценящих настоящее искусство.

Сегодня актуальны и проблемы анимационных узбекских фильмов.

Небольшой коллектив во главе с художественным руководителем Назимом Туляходжаевым создает анимационные фильмы на высоком, европейском уровне. Еще в 1984 году узбекская анимация, выйдя на мировую арену с рисованным фильмом общечеловеческого звучания «Будет ласковый дождь» (режиссер Н. Туляходжаев, художник С. Алибеков, по одноименному рассказу американского писателя-фантаста Рея Бредбери), покорила весь мир. Фильму была присуждена премия «Гран-при», «Золотой голубь» на Международном кинофестивале в Лейпциге.

Имена таких режиссеров, как Н. Туляходжаев, М. Махмудов, Д. Власов, звучат за пределами республики. Так, кукольный фильм «История бильярда» режиссера М. Махмудова (художники М. Махмудов, Р. Камалетдинов) на Международном кинофестивале в Анкаре в 1993 году был признан одним из лучших. Этот памфлет против бесчеловечности диктата над судьбой как отдельного человека, так и целого народа – без дикторского текста, без всякого диалога и перевода – был понятен зрителям всего мира. В 1999 году его же анимационный фильм «Соловей» (по одноименной сказке Г. Х. Андерсена) на Московском Международном кинофестивале анимационных фильмов получил первый приз – «Золотая рыбка».

Недавно режиссер и художник Д. Власов закончил свой антивоенный рисованный фильм «Гончар» («Кулол»). Старинное народное ремесло очень трогательно связывается с современностью.Гончар легкими движениями рук превращает глину в красивые кувшины и ляганы, но война уводит его от любимого дела, а возвращается он с войны без обеих рук. Единственная надежда – на маленького сына, сидящего у замершего станка. Но жизнь, как вращающийся на гончарном круге сосуд, всегда в движении.

Источники:

  1. Абул-Касымова, Х. История и теория кинотелерадио [Текст] / Х. Абул-Касымова. – Ташкент, 2008.

  2. История и развитие узбекского искусства кино [Электронный ресурс] // Молодой ученый : офиц. сайт. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/123/33720/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  3. Каримов, И. А. Высокая духовность – непобедимая сила [Текст] / И. А. Каримов. – Ташкент : Маънавият, 2008.