Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Узбеки Литература

Литература

Узбекская литература – бессмертное создание творческого гения узбекского народа, художественная история его жизни, ярчайшее воплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к Родине. Узбекская литература – это животворный памятник исторического народа.

Историю узбекской литературы можно разделить на три временных отрезка:

1) XII - первая половина XIX вв., когда в стране безраздельно господствовал феодализм с остатками патриархально-общинного и рабовладельческого строя;

2) вторая половина XIX в. - до победы Великой Октябрьской социалистической революции;

3) после победы власти Советов, положившей начало формированию нового социалистического общества.

Литература первого периода проявлялась в различных жанрах, но наиболее характерной была любовно-лирическая поэзия, создавались поэмы, именуемые лирическими дастанами. Художественное творчество этого периода в основе своей было оторвано от конкретной действительности. Авторы широко использовали приемы иносказательности и дидактизма. Идейную основу большинства подобных произведений составлял мистицизм, в них проводилась мысль о бренности материального мира.

Во второй половине XIX века прокладывало себе путь демократическое направление в литературе. Оно возникло, когда на социально-историческую арену выступили новые силы, борющиеся против рутины прошлого. Писатели в своем творчестве перешли от воспевания абстрактной красоты, от любовной тематики к описанию конкретных явлений жизни. Основная тема творчества поэтов – правда жизни, судьба народа.

В послеоктябрьский период в Узбекистане, как и в других национальных окраинах бывшей царской империи, народные массы активно включились в практическую революционную деятельность. Герой-строитель новой жизни начал постепенно вытеснять из литературы героя-жертву, олицетворявшего мир социальной несправедливости.

До революции в узбекской литературе преобладала поэзия, хотя в ней и были представлены некоторые жанры прозы: сочинения религиозного содержания, притчи и басни. Для развития в узбекской литературе жанра художественной прозы немалое значение имели переводы, а часто пересказы дастанов с развернутым сюжетом.

В конце XIX и начале XX веков открываются большие возможности для становления художественной прозы. Важным этапом в ее становлении явилась драматургия, не имевшая в прошлом никакой традиции в узбекской литературе.

Таковы в основном истоки развития и становления узбекской литературы, опирающейся на народные традиции.

Средняя Азия – колыбель эпоса; он создается и исполняется и по сей день. Это благодатный материал в Средней Азии, в том числе в Узбекистане, начали широко изучать лишь после победы Советской власти. Эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии носит название «дастан».

Дастаны по типу творчества делятся на индивидуальные и народно-поэтические, а по содержанию на героические, героико-фантастические, романтико-приключенческие и романтические. Дастаны индивидуального творчества имеют книжное происхождение, в основе их лежит сюжет из мировой литературы; народнопоэтические дастаны основаны на материале местных сказок и легенд.

Остановимся на некоторых наиболее распространенных произведениях узбекского фольклора и в первую очередь на эпосе «Алпамыш». Этот дастан по своим художественным достоинствам не уступает прекрасным образцам мирового эпоса. В нем народ показал идеалы, к которым надо стремиться: богатырские подвиги, героическая любовь и дружба, любовь к родине.

Узбекский цикл «Гороглы» состоит более чем из 40 дастанов героического и романтико-приключенческого содержания. Дастан «Юсуф и Ахмед» вобрал в себя детали борьбы туркменского и узбекского народов против притеснителей.

Для этого периода характерно появление дидактической литературы, примером которой может служить поэма Баласагуни «Наука о счастье». Примечательна связь поэмы с народным творчеством, большое место в ней занимают пословицы и поговорки.

С XIV и по XVII века все большее развитие получает литература, которая в этот период характеризуется разнообразием жанров и форм: лирика, эпическая поэзия, романтические дастаны. развивается историография и мемуарная литература в прозе. К XIV веку староузбекский литературный язык почти завершает процесс становления. Вместе с тем узбекская литература по-прежнему сохраняет связь и благотворное взаимодействие с персоязычной и арабоязычной литературами соседних народов. Все узбекские поэты этого периода знали два языка и писали стихи на фарси не хуже, чем на староузбекском. Традиции узбекских поэтов первой половины XV века, положивших начало большой литературе на староузбекском языке, развил и довел до совершенства великий поэт и мыслитель. общественный и политический деятель Алишер Навои. Основа лирики Навои – размышления о человеке. Но человек у Навои не абстрактное существо, а носитель порока или добродетели. Главными качествами человека поэт считает ум и просвещенность. В богатейшем наследии Навои особое место отводится его «Пятерице». Сила таланта Навои в том, что его творения пережили века, вошли в память народа, вдохновляют его и поныне. Современниками Навои были Мухаммед Салих, Захираддин Мухаммед Бабур.

В середине XIX века Средняя Азия была присоединена к России, что способствовало проникновению русской литературы в эти страны, а деятельность русской интеллигенции открывала возможность для узбекского народа познакомиться с европейской культурой. Важнейшим событием явилось открытие типографии и литографии в Ташкенте, литографии в Хиве, Самарканде и других местах, где печатались памятники узбекской культуры и литературы.

Видными представителями прогрессивно-демократического крыла узбекской литературы второй половины XIX века и начала XX века были Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отара и другие. Мукими – лирик, сатирик. В ранний период поэтического творчества он писал небольшие лирические стихотворения на традиционные темы. Фуркат писал на общественно-политические темы, путь к счастью народа поэт видел в экономическом развитии страны, в подъеме культуры и просвещения. Большое место в творчестве Фурката занимает любовная лирика (газель). Завки, как и его предшественники, рано начал писать газели. В них звучит голос человека не находящего ответа на пылкую любовь. Его газели имеют также социальную направленность. Заслуживает внимания творчество еще одного представителя поэтов-борцов Аваза Отара. Путь к избавлению от рабства и угнетения поэт видел не только в просвещении, он призывает к борьбе за счастье народа. Творчество поэта оптимистично, хотя он знал, как трудно темному человеку бороться за свои права.

Особенностью развития узбекской литературы является то, что почти все прозаики сочиняли одновременно и поэтические произведения. Причем многие из них писали на двух языках. Этой традиции придерживались не только узбекские писатели, но и многие таджики, издававшие свои произведения на узбекском языке. Крупнейшим представителем этой группы был Садриддин Айни. Особую роль в развитии художественной прозы сыграла трилогия Айни «Одина», «Дохунда», «Рабы».

Особенностью узбекской советской поэзии является ее связь с традициями классической узбекской и персидско-таджикской литературы. Ведущим героем произведений стал народ.

У каждого народа есть свои ценности, в которых выражается самобытность нации, присущие ей особенности, ее гордость, культура, вера, обычаи и традиции, образ жизни. Мировоззрение людей, сама жизнь и отношение к ней простого человека – основная тема творчества современных узбекских писателей.

Саид Ахмад – известный в узбекской литературе мастер малой прозы. Большую славу ему принесли лирические и сатирические рассказы, которые оказали огромное влияние на формирование юмористического жанра в узбекской литературе.

Худайберды Тухтабаев – один из самых известных современных узбекских детских писателей. Его повесть «Волшебная шапка» известна многим детям еще со школьной скамьи. В 1970 году Тухтабаев получил за нее премию на Всесоюзном конкурсе как за лучшую детскую книгу. За свою долгую и плодотворную творческую деятельность Худайберды Тухтабаев был награжден званием «Народный писатель Узбекистана».

Уткир Хашимов – пожалуй, один из самых любимых народных писателей в республике, пронзительное творчество которого не оставит равнодушным никого. В своих рассказах Хашимов старался раскрыть тонкие психологические грани его героев, показать борьбу нравственных ценностей и состояние персонажей в этот период. Его писательское мастерство было отмечено званием «Народный писатель Узбекистана» в 1991 году.

Шукур Холмирзаев – прозаик и драматург современной литературы Узбекистана. В своем творчестве Холмирзаев старался раскрыть характер народа с философской точки зрения. Большое внимание также уделял отношению человека с природой и его духовному саморазвитию, поднимал проблемы добра и зла. Его рассказы «Пастух» и «Жизнь вечна» включены в обязательную школьную программу.

Имя Абдуллы Орипова знакомо каждому узбекистанцу – он автор слов гимна страны. Творчество поэта – это новая страница в современной узбекской литературе. В своих стихах А. Орипов затрагивает тему народа, Родины и любви к ней. Поэт помимо создания авторских произведений также перевел множество работ зарубежных авторов, таких как А. Пушкин, Данте Алигьери, Т. Шевченко и другие. Значение поэзии А. Орипова было отмечено Президентом Исламом Каримовым – в 1998 году поэт был удостоен звания «Герой Узбекистана».

Источники:

  1. Кор-Оглы, Х. Узбекская литература [Текст] : учебное пособие для филологических специальностей университетов / Х. Кор-Оглы. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1976.

  2. Литература народов СССР [Текст] : хрестоматия для высших учебных заведений / сост. Л. И. Климович. – Изд. 3-е, переработ. – Москва : Просвещение, 1971.

  3. Навои, А. Поэмы [Текст] /А. Навои. – Москва : Худ. литература, 1972.

  4. Узбекский фольклор [Электронный ресурс] // Fikr.uz : офиц. сайт. – Режим доступа: http://fikr.uz/blog/Traditsii_i_obichai_narodov_mira/uzbekskij-folklor.html?lang=rus (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  5. Узбекский фольклор [Электронный ресурс] // Литература Азии : офиц. сайт. – Режим доступа: http://litera-asia.ru/geografia/srednyaya-asia/uzbek-folklor/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.