Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Узбеки Театр

Театр

История узбекского театрального искусства неразрывно связана с историей европейских народов. Уникальный секрет искусства заключается в том, что творчество артистов не выбирает границы. Поэтому люди, независимо от нации и места проживания, одинаково воспринимают мир искусства.

Первая узбекская национальная театральная труппа под названием «Турон» была сформирована в 1913 году в Ташкенте, 27 февраля 1914 года был представлен спектакль, поставленный по трагедии Махмудходжи Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). Организаторы театра приняли решение о внедрении новой театральной работы на основе глубокого изучения опыта стран, в которых этот вид искусства был хорошо развит. Они начали работать над структурой театра, определять задачи актеров и режиссеров, разрабатывать систему управления творческой, организационной, финансовой работой, устав театра, в котором отображались права театрального коллектива. «Первый «Устав» театра был разработан в мае 1909 года и включал в себя 41 главу. Затем, после долгой переработки, он был официально утвержден 11 ноября 1916 года.

20-е годы завершились для узбекского театра его широким общественным признанием, выходом на столичную сцену. Быстрый рост сценической культуры был связан с успешным развитием национальной драматургии. Одной из примечательных черт узбекского театра в этот период было то, что ведущее место в репертуаре заняли оригинальные пьесы. Основным театром Узбекистана стал Театр им. Хамзы, которому в 1933 году было присвоено звание Академического. В 1919-26 годах для театров Г. Зафари написал более 10 музыкальных драматических произведений. Его перу принадлежат произведения «Дети свободы», «Весна», «Фиалка».

Развитие экономики и культуры на периферии было одной из важнейших причин, вызвавших в начале 30-х годов организацию профессиональных театров в Коканде и Бухаре, в Фергане и Намангане. Впоследствии большинство из них стали профессиональными театральными коллективами. На сценах этих театров ставились драматические и музыкальные произведения. В тот период были поставлены музыкальные спектакли «Аршин мал алан», «Лейли и Меджнун», «Не тот, так другой».

В существовавших полупрофессиональных театрах было много одаренных актеров, что создавало почву для широкого развития сети государственных театров. Областные и городские театры пополнялись за счет участников самодеятельности. Именно в эти годы начали свой путь в искусстве многие актеры и режиссеры, ставшие впоследствии видными мастерами узбекской сцены. На первых порах основу репертуара составляли одноактные пьесы, сатирические сценки, которые сочинялись на месте – в кишлаке, в колхозах – и использовали животрепещущие факты местной жизни.

К агитационной драматургии многие периферийные коллективы обращались на протяжении всех 30-х годов. Однако они ставили и произведения большой драматургии, без которых было немыслимо их профессиональное развитие.

В начале 1930 года в Ташкенте был создан узбекский ТРАМ. Это был интересный, своеобразный коллектив, организованный как разъездной филиал Театра им. Хамзы. В этот театр вошла одаренная молодежь, группа которой была усиленна опытными актерами. Художественное руководство театром осуществлял М. Уйгур. Режиссерами были Ф. Умаров, С. Алимов, а также А. Романов, С. Воронов, В. Янов.

Исключительное место в репертуаре Театра им. Хамзы второй половины 30-х годов заняли спектакли, посвященные подготовке Октября и гражданской войне. Это был своеобразный развернутый цикл, в который входили и «Любовь Яровая», и «Человек с ружьем» и «Егор Булычев».

Большим идейно-художественным достижением театра явился спектакль «Бай и батрак». Одно из главных достижений постановки в том, что режиссеру и актерам удалось показать прекрасные человеческие качества людей из народа: их моральную чистоту, верность в любви, их горячий протест против насилия и угнетения. Герои были даны в развитии, в процессе своего политического, общественного возмужания.

С середины 30-х годов Театр им. Хазмы начинает все чаще обращаться к произведениям русской и зарубежной классики. С 1936 по 1941 годы были поставлены: «Коварство и любовь», «Гроза», «Принцесса Турандот», «Отелло», «Тартюф».

С первых же дней нападения фашистской Германии узбекский народ перестроил жизнь на военный лад, патриотический вклад деятелей узбекского театрального искусства в подготовку победы над врагом был значителен. В это трудное время сеть театров Узбекистана расширилась, в республике были организованы новые коллективы. В театре военных лет укреплялись важнейшие для советского искусства идеи. В этом смысле большой интерес представлял опыт узбекского театра по художественному решению темы дружбы народов, воспитанию в зрителях чувства патриотизма и интернационализма.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны дружеские связи узбекского театра с русской культурой, особенно укрепившиеся в военные годы, не ослабли. Из сорока шести пьес, поставленных в Театре им. Хамзы до осени 1953 года, тринадцать принадлежали узбекским авторам, а тридцать три – переводные, в основном это пьесы русской советской и классической драматургии.

Творческими поисками театральных коллективов руководила сильная по составу режиссура. Она была представлена выдающимися деятелями узбекской культуры М. Уйгуром, Я. Бабаджановым, А. О. Гинзбургом, Т. Ходжаевым. Лучшие спектакли этого времени говорили об органичном постижении принципов учения Станиславского.

В узбекском театре в 50-60-е годы последовательно утверждаются творческие принципы идейно насыщенного, психологически эмоционального искусства. Прежде всего углубляется, становится более разнообразным содержание узбекской драматургии и сценического искусства, значительно расширяется его жанровый и стилевой диапазон. Явственно наблюдается тяга к философскому, поэтическому и публицистическому театру. На рубеже 50-60-х годов столица Узбекистана Ташкент становится одним из крупных центров театрального образования в стране. Решение об организации в Ташкенте Театрального института было принято еще в 1944 году.

В Республике Узбекистан после обретения независимости проводится много работы в разных сферах. Как и все сферы, в Узбекистане активно развивается театральное искусство. Мировое и национальное искусство, культура, духовность служат важной основой в воспитании национальной духовности молодого поколения. В настоящее время творческие коллективы узбекских театров – в поисках сценических произведений современной тематики и различных жанров для воплощения на сцене образа современника. Среди таких произведений «Будьте бдительны, люди!» У. Азима, «Ойдин» Р. Мухаммаджанова, «Испытания судьбы», «Ты разбудил солнце» и «Не отрывайся от родной земли» К. Норкобила (Национальный театр), «Долг» Н. Аббосхона (Бухарский областной музыкально-драматический театр), «Корни» У. Азима (Каракалпакский государственный театр юного зрителя), «Тревога» Ш. Каххара (Государственный драматический театр Узбекистана). Эти спектакли затрагивают злободневные проблемы современности, прославляют защитников родины, в них звучит призыв к почтительному отношению к пожилым. Одним словом, ведутся серьезные творческие поиски в области современной тематики и создания сценического образа современника. На сегодняшний день сложилась своеобразная модель театра. Поддержка государства, предоставленная театрам свобода, самостоятельность уже дали положительные результаты. Театры начали во главу угла своей деятельности ставить духовные потребности зрителей. Идет процесс возрождения забытых тем и образов, укрепления национального своеобразия сценических произведений, поиски современных, более действенных методов, стилей и выразительных средств.

Государственный Академический большой театр оперы и балета имени Алишера Навои заслуженно считается ведущим театром Узбекистана, его национальной гордостью, притягательным центром музыкально-театральной культуры. Театр впитал в себя все богатство национального и мирового классического наследия и создал уникальные образцы узбекского музыкально-сценического искусства. На протяжении многих лет в театре ведет свою творческую деятельность главный дирижер театра – Заслуженный деятель искусств Узбекистана – Фазлиддин Якубжанов. Уникальное здание построено по проекту академика архитектору В. А. Щусева. Каждое из шести боковых фойе театра имеет характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана.

Театр Марка Вайля «Ильхом» – это профессиональный негосударственный театр. Репертуар «Ильхома» отличается широтой диапазона, спектакли этого театра никогда не оставляют зрителя равнодушным. Все постановки отличаются своей нетривиальностью.

История Молодежного театра Узбекистана (бывший ТЮЗ) начинается с 1928 года, когда врач С. Этьен и художник С. Мальт решили создать театр и вместе с группой энтузиастов явили миру спектакль «Хижина дяди Тома» по мотивам известного романа Гарриет Бичер-Стоу. С 1991 года театр возглавляет Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманов и коллектив образованного им в 1988 году театра-студии «ДАРД», органично влился в труппу театра. С 1997 года театр стал членом Международной Ассоциации детских и молодежных театров — АССИТЕЖ, а Наби Абдурахманов – президентом ее Центра в Узбекистане. В 1998 году Ташкентский Театр Юного Зрителя был переименован в Молодежный театр. Сегодня в репертуаре театра есть спектакли для самых маленьких: «Три поросенка», «Терем-шок», «Приключения Фунтика», «Кошкин дом». Для школьников: «Золушка», «Огниво», «Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Дар возлюбленной принцессе». И для взрослых: «Скрипач на крыше», «Эквус», «Тартюф», «Холстомер». Молодежный Театр Узбекистана с успехом представляет страну на многих международных фестивалях и форумах в различных странах мира.

Академический русский драматический театр Узбекистана был основан в 1934 году Василием Чиркиным и Михаилом Вулконским. В театральную труппу были приглашены известные актеры того времени: А. Загаров, Е. Ленина, А. Шестаков, Н. Фирсов, Л. Петрова, Г. Загурская, О. Андреева. Основу репертуара Русского драматического театра составили произведения современных драматургов. Многие спектакли этого театра составили «золотой фонд» достижений театрального искусства 30-50-х годов. Это – «Борис Годунов», «Петр I» , «Маскарад», «Три сестры», «Горе от ума», «На бойком месте», «Дачники». В 1967 году театру было присуждено звание академического. В 1990 году театр возглавил Владимир Шапиро, который поставил более 45 спектаклей и является его художественным руководителем, по сей день. В работе над спектаклями Шапиро выросла сильная группа актеров, таких как: В. Вержбицкий, И. Авдюшкина, А. Дубровин, О. Володина, Н. Иванов, Л. Михайлова и многие другие. Сегодня в репертуаре театра различные пьесы современных зарубежных и российских писателей. И практически все спектакли театра, проходят при полном аншлаге.

Театр марионеток на территории Узбекистана назывался «чодирхаел», что в переводе означает театр фантазии или привидений. Представления показывались только в вечернее время, в закрытом помещении со специальным освещением. По коллекции, собранной П. А. Комаровым (первый исследователь узбекского народного кукольного театра), можно говорить о высоком уровне развития искусства. Общее количество собранных кукол в коллекции составляло 40-50. Изготавливались они из дерева и были самых разных размеров. Делалось это для того, чтобы выдержать социальную иерархию, неравенство и несправедливость. Так, дворник был в 3 раза меньше хана и т. д. На сегодня куклы-марионетки также активно используются в представлениях для детей.

Источник:

  1. Театры Узбекистана [Электронный ресурс] // Мир театра : офиц. сайт. – Режим доступа: http://mir-teatra.com/uzbekistan/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.