Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Вьетнамцы История культуры и искусства

История культуры и искусства

Культура Вьетнама является неотъемлемой частью культуры Восточной Азии. Она развивалась на стыке культур двух цивилизаций: китайской и индийской. Из Китая пришла иероглифическая письменность, которая использовалась вплоть до XX века (затем Вьетнам перешел на латиницу). На протяжении столетий Вьетнам заимствовал у северного соседа многие элементы материальной и духовной культуры, правовые и политические нормы, конфуцианство и даосизм. Тесная связь этих культур несомненна, особенно в первое тысячелетие н.э. В большей степени китайскую культуру воспринимала верхушка вьетнамского общества, в том числе китайский язык, а народ сохранял самобытность.

В древнем мире и в средневековье большое влияние на культуру Вьетнама оказала Индия, в новое и новейшее время – Франция, затем Советский Союз.

История  боевых искусств Вьетнама неразрывно связана с историей самого народа, его культурой. Имеет древние исторические корни, традиции, является неотъемлемой частью самобытной культуры Вьетнама, Азии.

Территория современного Вьетнама – колыбель древнейших человеческих поселений, которые стали очагами цивилизаций с богатой культурой.

Вьетнамское боевое искусство на протяжении веков находило многочисленные отражения в народных танцах, изобразительном искусстве. Это изображения на керамических изделиях эпох Ли (1009-1400) и Чан (1225-1400), народная скульптура и резьба XV-XVIII веков, народные лубки из деревни Хо, с улицы Барабанов в Ханое. По этим творениям можно прочесть историю становления и развития традиций боевого искусства – не знающие промаха охотники, скачки на животных, гонки на лодках, состязания в борьбе и фехтовании, сцены схваток человека с животными (тигром, барсом).

Борьба за выживание среди дикой природы и борьба за независимость страны – вот та почва, на которой сформировались лучшие качества вьетов – стойкость, выносливость, прилежание, искусность рук, абсолютная ненависть к врагу и абсолютная преданность другу.

Образцы оружия периода Донг Шон (XV-V вв.), свидетельствуют об имевших место войнах между племенами и войнах против завоевателей. И в сегодняшние времена народ чтит подвиги легендарного богатыря из деревни Жонг, разбившего захватчиков из царства Инь, и короля Ан Зыонга, руководившего победоносной борьбой против войск династии Цинь в III веке до н. э. Результаты раскопок подвели реальную научную базу под мифы и легенды древней Азии. Согласно народному преданию, первопредками вьетов была супружеская чета Лак Лонг Куан и Ау Ко, давшая жизнь ста сыновьям. Лонг Куан сказал: «Я принадлежу к роду Драконов, а ты к роду Фей, нам нужно расстаться», и увел 50 сыновей к морю, а 50 ушли с матерью в горы. Подчинив себе прибрежные равнины, Лонг Куан посадил на престол одного из своих сыновей, основав династию Хунгов. По легендам это произошло около 4 тысяч лет назад.

Записи летописцев показывают, что уже с этого времени при королевском дворе проводились экзамены – состязания, соревнования по боевому искусству, которые служили отбором лучших воинов для присвоения чинов при формировании военного сословия – Лак туонг. Последний 18-й король династии Хунгов, при котором произошло объединение древних государств Ван ланг и Ау Лак, взошел на престол именно благодаря победе в таких состязаниях. Звали короля Тхук Фан, а его тронным именем было Ан Зыонг. Он перенес столицу с гор в дельту реки Красной. Столицей стала крепость Колоа, находившаяся в 20 километрах от современного Ханоя. Крепость была обнесена винтообразным земляным валом, названным Ким Куйи – Золотая Черепаха. Старинная легенда гласит, что злые духи мешали строительству крепости до тех пор, пока священная Черепаха не помогла королю разогнать их. Она подарила Ан Зыонгу волшебный коготь, который, будучи прикреплен к самострелу, позволял перебить всех врагов, как бы многочисленны они не были. Столица королевства имела постоянное войско, состоявшее из пехоты и флота. Крепость Ким Куйи за всю историю своего существования никогда не была завоевана.

На территории Вьетнама был построен первый храм Будде миссионерами этого учения в 161 году н. э. Он, к сожалению, не сохранился до наших дней. Однако в провинции Ха Бак до сих пор стоит буддийский храм Чо Зау, основанный проповедником буддизма Ксудрой (Каудрой по другим источникам) в 189 году н. э.

Самые сложные времена истории Вьетнама – I тысячелетие нашей эры. Страна длительные промежутки времени находилась под гнетом китайских захватчиков, но освободительная война неоднократно приводила к восстановлению государственности. Самые крупные выступления под предводительством сестер Чынг (40-43 гг.), Ли Би (544-547 гг.), Май Тхук Лоана (722 г.), Фунг Хынга (766-791 гг.) и, наконец, 32-летнее освободительное движение завершилось разгромом Нго Куеном войск захватчиков на реке Бать Данг.

После смерти Нго Куена Вьетнам пережил период феодальной раздробленности и междоусобиц. Выходец из простой крестьянской семьи Динь Бо Линь, посвятивший всю жизнь изучению боевого искусства, сумел объединить в одно государство 12 разрозненных княжеств. Сменивший его Ле Хоан прославился созданием мощного военного флота и разгромом сунских войск под Ти Лангом.

С приходом к власти династии Ли, в начале XI века, в стране прочно установилась централизованная монархия.

Династия Чан, сменившая династию Ли в 1225 году, продолжала дело государственного строительства до конца XIV века. Это время мощного подъема национальной культуры и экономики.

Взойдя на престол, король Ли Тхай То в 1010 году приказал перенести столицу из Хоалы на место современного Ханоя, назвав ее Тхат Лонг – Взлетающий Дракон – столица государства Дай Вьет – Великий Вьет. В новой столице в этом же году была основана Академия Боевого искусства Жанг Во Донг. Академия воспитала известных военачальников, мужественных офицеров и солдат, трижды одержавших великие победы над армиями монгольских захватчиков во второй половине XIII века, подчинивших себе весь Китай. Победитель монголов Чан Хынг Дао написал две книги по боевому искусству: «Посвящение в секреты Ванкиепа», «Краткое изложение основ военного искусства». Эти книги, к сожалению, были впоследствии захвачены китайскими агрессорами в XV веке и до сих пор хранятся в Пекинской библиотеке.

Указом 1253 года король Чан Тай Тонг обязал всех военных проходить обучение в Академии.

Регулярно проводились экзамены для отбора лучших воинов на королевскую службу. Эта система испытаний, более сложная по своей сути, чем испытания в монастыре Шаолинь, официально просуществовала вплоть до пришествия французских колонизаторов в 1858 году, и тайно продолжалась по установленной традиции до 1945 года, включая в себя бои без правил на «Круглом ринге» в месте известном как Тыонг Май – «Серебряная абрикоса». В 1077 году – победа короля-полководца Ли Тхыонг Киета над сунскими войсками. Во все времена во Вьетнаме действовал принцип «нгу нонг ви бинь» – крестьянин одновременно солдат, а солдат – крестьянин, военнообязанным считалось все мужское население, мужчины подчинялись порядку «поочередной службы» в мирное время, а в случае войны призывались в армию поголовно. Охрану короля и королевского дворца несла особая гвардия.

В 1385 году в Китай из Вьетнама были приглашены 20 ученых по различным наукам, мастеров по прикладным ремеслам, в том числе и специалист по вьетнамской народной медицине Той Тинь. Он написал учебник по теории народной медицины, в котором содержатся рецепты из 580 составляющих для лечения 3873 болезни. Той Тинь вылечил от тяжелого недуга жену императора Китая, используя только точки Нгу Хань, в то время, как ей не смогли помочь придворные медики. В дальнейшем он развил в Китае свою Школу врачевания.

В последних десятилетиях XIV века вьетнамское общество охватил глубокий кризис. Императорская династия Мин, правившая в Китае, в конце 1406 года бросила свои войска против Дай Вьета, подчинив его своему господству. Император Чемцзу приказал вывозить из Вьетнама все книги и документы. Вьетнамский народ поднялся на борьбу и в 1427 году разгромил армии Китая. Вождь этой войны Ле Лой взошел на престол, основав династию Ле. Его ближайший соратник, полководец, стратег Нгуен Чай строил свои отношения с народами на принципе: «Лучше завоевывать сердца, чем крепости. Высшая праведность – обеспечить мир и дать счастье народу, святая забота воителей – искоренить насилие!» Нгуен Чай уговорил Ле Лоя не поддаваться жажде мести и отпустить на Родину 100-тысячное войско Минов.

Расцвет боевого искусства Вьетнама – время братьев Тэй Шон – «Дикие гуси». Под талантливым руководством легендарного героя Нгуен Хюе была разгромлена армия сиамцев в 1785 году. Затем наголову разбиты около 200 тысяч цинских захватчиков. Нгуен Хюе, известный больше под императорским именем Куанг Чунг, был большим мастером боевого искусства, родоначальником известной Школы Бинь Динь, популярного до настоящего времени стиля «Ким Ке» – «Золотой Петух», им создан знаменитый трактат по военному искусству «Хоа Хо» – «Огонь тигра».

С 1858 года наступил период французской колонизации, продолжавшийся до революции 1945 года. С 1945 года по 1954 год – война с французами, затем борьба с американскими агрессорами (1964-74 гг.), китайским вторжением (1980 г.). В эти трудные годы боевое искусство Вьетнама развивалось и крепло. Вдохновитель и организатор освободительной борьбы с агрессорами из США Хо Ши Мин сам лично проводил занятия со своей гвардией два раза в день. По его просьбе-письму, затем по его приказу было создано подразделение особого назначения, в состав которого вошли мастера боевых искусств различных Школ и направлений. Дак конг бо дой дак бьет тинь нхуе. Бойцы этого подразделения наводили ужас на врага выполняя особо важные поручения по уничтожению стратегических объектов противника. Они впоследствии организовали и возглавили личную охрану Кубинского лидера Фиделя Кастро. Именно у них проходили обучение будущие сотрудники одного из лучших современных диверсионных подразделений мира – отечественного подразделения «Вымпел» КГБ СССР, изучая способы проникновения к объекту, маскировки, специальные способы устранения вражеских лидеров, допроса пленных, технику и методы боевых пловцов. После войны во Вьетнаме США коренным образом пересмотрели свои подходы к подготовке частей специального назначения.

Боевое искусство Вьетнама на протяжении длительной истории завоевало право иметь свое неповторимое лицо, как неотъемлемая часть богатой культуры народа. Вьетнамцы называют это искусство – во туат ко чуен зан ток вьет нам, или сокращенно Во-Вьетнам.

Во-Вьетнам – это наука жизни, цель которой долголетие, здоровье, работоспособность, искусство защиты себя и своих близких от врагов и хищников, искусство выживания в экстремальных ситуациях. Это наука быть Человеком.

Источник:

  1. Особенности культуры Вьетнама: обычаи, религия, литература [Электронный ресурс] // Vietnamix : офиц. сайт. – Режим доступа: http://vietnamix.ru/kultura/kulytura-vetnama.html (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.