Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Вьетнамцы Музыка

Музыка

Танцевально-музыкальная культура Вьетнама насчитывает несколько столетий. На старинных бронзовых барабанах лаквьетов изображены люди, танцующие под аккомпанемент бамбукового кхена. В 2006 году во Вьетнаме археологами был найден музыкальный инструмент, которым пользовались еще в каменном веке – «дан да». Инструмент состоит из восьми аккуратно обработанных каменных пластин.

Народное музыкальное искусство очень самобытно. Музыка богата вокальными жанрами. Основными музыкальными инструментами являются дискообразная четырех-, пятиструнная гитара, трехструнная гитара дан там, двухструнная скрипка дан ни, бамбуковая флейта ом дить.

Европейская музыка появилась в начале XX века, а уже в конце XX и начале XXI веков молодые вьетнамские пианисты и скрипачи неоднократно становились лауреатами самых престижных международных музыкальных конкурсов.

Одним из любопытных моментов является популярность во Вьетнаме российской эстрадной музыки. Популярна Пугачева, Киркоров и другие. Российских туристов шокирует любовь вьетнамских радиостанций к песне Гены Крокодила из мультфильма в исполнении вьетнамской поп-звезды Tai Em Ma. Эта песня даже становилась хитом в альбоме «Ung Hoang Phuc» с женским бэк-вокалом и вьетнамской аранжировкой. Еще один любопытный факт: самым исполняемым сибирским композитором является Нгуен Лан Туат, проживающий в России уже 30 лет (в настоящее время – в Новосибирске).

Вьетнамская музыка имеет довольно богатую историю. С древнейших времен вьетнамцы особо почитают музыкальную культуру. Для вьетнамцев музыка является основной потребностью: отсюда разнообразие музыкальных инструментов и развитие различных жанров. Вьетнамцы используют музыку для выражения самых сокровенных чувств, для вдохновения в труде и в бою, для воспитания у своих детей добрых традиций и патриотических чувств, для незримого общения с окружающим миром и для воспевания возвышенного стремления к счастливой жизни.

Простые и даже примитивные инструменты, как и более усложненные, были сохранены для формирования музыкального богатства. Было создано и сохранено великое множество песенных и музыкальных форм. Они включают колыбельные, детские песенки, обрядовые песни, различные рабочие песни, песни-ухаживания, песни-загадки, повествования в стихотворной форме с музыкальным сопровождением. Существуют также песни для группового исполнения, а также для традиционного театра.

Традиционная музыка играет важную роль в жизни вьетнамцев, занимая значительное положение в духовной жизни населения. Некоторые музыкальные жанры все еще существуют в первозданном виде в сельских районах, в то время как другие появляются лишь в стилизованном виде на театральных подмостках.

Гонг. Гонги всегда были неотъемлемой частью духовной жизни многих народностей Вьетнама. Считаясь священными инструментами, они обычно используются при жертвоприношениях, священных обрядах, похоронах, свадебных церемониях, празднованиях Нового года, ритуалах, связанных с сельским хозяйством и празднованием победы над врагом. Несмотря на признание и любовь к этому инструменту всех вьетнамцев, в каждом районе свои исключительные отношения с этим инструментом. У некоторых народностей на гонгах могут играть только мужчины, в то время как на гонгах Шак Буа играют женщины. Различаются они и по размерам – от двадцати до ста двадцати сантиметров в диаметре, и по количеству музыкантов – на гонге может играть и один человек, и группа исполнителей от двух до двадцати человек. Изготовленные из простого бронзового сплава или из сплава с добавлением благородных металлов, выпуклые Конги и плоские Тиенги – все они пользуются заслуженной любовью коренных жителей и неослабевающим интересом у туристов всего мира.

Дан Бау. Музыка Дан Бау должна исполняться для души исполнителя. «Не слушайте эту музыку, если вы – молодая женщина…». Это предупреждение, вероятно, исходит от бдительных родителей, которые хотят защитить своих дочерей от эмоциональной притягательности любовных песен, исполняемых на этом инструменте. Это лишний раз говорит о силе и очаровании этой музыки. Необъяснимую сладкозвучность этого простого инструмента не стоит объяснять лишь его необычным устройством, мастерство исполнителя играет далеко не последнюю роль в звучании музыки, трогающей сердца. На Дан Бау исполняется соло для аккомпанемента при декламации стихов. За последние годы инструмент занял свое достойное место в оркестровом сопровождении в опере Чьео и Кай Лыонг. Музыкальное исполнение на Дан Бау можно услышать на ведущих сценах зарубежных стран.

Дан Даи. В прошлом Дан Даи являлся инструментом сопровождения только для одного из песенных жанров, который позже разделился на два варианта, известные сегодня как Хат Кыа Динь и Хат а Дао. На Дан Даи играют исключительно мужчины, и по всей вероятности, он появился в XV веке, когда только начинали формироваться музыкальные жанры. Кроме аккомпанемента при исполнении национальных песен, инструмент Дан Даи служит сегодня и для сопровождения при декламации стихов. Низкий регистр и приглушенность тона, теплые, но короткие звуки Дан Даи всегда выделяют его среди других инструментов на концерте. Благодаря своему чистому и скромному звучанию Дан Даи иногда поэтично именуют уединенным философом.

Флейта народности Х’Монг или Шао. Шао обычно используется для обозначения вертикальной флейты из бамбука с проделанными под пальцы отверстиями. Однако этот термин часто используется этническими меньшинствами для описания нескольких деревянных духовых инструментов, отличающихся по конструкции и по манере удерживать их при игре. Шао представляет собой одинарную флейту с язычком и красочным тембром. Народность Х’Монг называет ее Ча Пун Ту. Воспроизводимые на ней звуки могут быть раздражающими, а могут – пленяющими, словно шепот. Флейта Х’Монг постоянно сопровождает молодых людей народности Х’Монг в труде и в любви: флейта – самый эффективный путь завоевать сердце любимой девушки.

Источник:

  1. Музыкальные инструменты Вьетнама [Электронный ресурс] // Asiat.ru : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.asiat.ru/vietnam.shtml?/artv/muzi (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.