Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Театр
Во Вьетнаме существует несколько жанров театрального искусства.
Народный театр тео ведет свое происхождение от крестьянских празднеств в дельте реки Красной. Сценой для тео служил двор общинного дома, труппы были любительские или полупрофессиональные. В провинциях Тхайбинь и Хайхынг, например, в настоящее время действует около тысячи полупрофессиональных и самодеятельных групп тео. Театр тео впитал в себя народные мелодии, танцы. Оркестр, сопровождающий спектакли, использует народные музыкальные инструменты. В основу спектаклей тео положены фольклорные сюжеты, сюжеты популярных повествовательных поэм. Театр тео и в настоящее время занимает важное место в культурной жизни вьетнамской деревни.
Туонг – это вьетнамская классическая опера. Туонг считался «высоким» театральным жанром. Существовали придворные труппы туонга, а также труппы при домах крупных феодалов. Туонг основывается на сочетании музыки, пантомимы, танца, поэтического слова, акробатики и фехтования. В центре спектакля туонга – героический персонаж, совершающий подвиг во имя Родины и императора. Представления туонга основаны на принципах гротеска, условности и символики, которые прослеживаются в позах, жестах, гриме, сценическом движении актеров. На сцене нет никаких декораций, занавеса, не определены время и место действия – актер должен все это обозначить своей игрой.
В Среднем Вьетнаме в середине XIX века сложился комедийный туонг («Моллюски», «Сторож Кен и староста Ненг»).
Театр кукол на воде встречается только во Вьетнаме. Он возник во вьетнамских деревнях в дельте Красной реки. В древности куклы изготавливались из деревянных чурок, а для управления марионетками использовались нити, из которых плели сети и бамбуковые шесты. Действие разыгрывается на воде, по поверхности которой двигаются куклы. Актеры управляют куклами руками, стоя по грудь в воде за ширмой. Нижняя часть ширмы сделана из бамбуковых палочек и позволяет актерам наблюдать за куклами.
Спектакль марионеток происходит в лучах заходящего солнца в сопровождении мелодичной музыки. Все спектакли начинаются одинаково. Под аккомпанемент веселой музыки и барабанной дроби появляется кукла-мальчик Тэу в набедренной повязке и говорит: «Здравствуйте все! Мне, наверное, нет нужды представляться?».
В начале XX века появился музыкальный театр кайлыонг. Кайлыонг ввел в свои спектакли много современных народных мелодий и перенял ряд аксессуаров западного театра. Были модернизированы музыкальная часть, оркестр, появились декорации, занавес, сцена, игра актеров стала более естественной. Репертуар формировался не только за счет традиционных сюжетов, но и спектаклей на современную тематику. Известный драматург Чан Хыу Чанг писал преимущественно для кайлыонга.
Примерно одновременно с рождением кайлыонга появился китьной – «разговорная драма». Этот жанр близок западноевропейскому аналогичному жанру.
Популярность массовых представлений высока в любой стране и в любое время, однако вряд ли многие могут похвастаться таким количеством сценических жанров, как Вьетнам.
Марионетки. Театр на воде. Этот популярнейший вид развлекательного искусства появился в XI веке, в эпоху правления династии Ли. Всех марионеток-актеров создают из дерева и других натуральных материалов исключительно вручную ремесленники, чье мастерство оттачивалось поколениями. Действие происходит под живую музыку народных ансамблей, сцена и занавес расположены прямо на водной глади озера. Отблески пламени светильников, дым и мелькание теней создают неизгладимое впечатление и делают это представление одним из самых сильных впечатлений от посещения страны. Как правило, это уникальное представление собирает тысячи зрителей – как туристов, так и коренных жителей – сами вьетнамцы очень любят этот вид творчества. Для того, чтобы попасть на это необычное представление, вовсе необязательно ехать далеко – подобные спектакли проводятся в Ханое и Хо Ши Мине.
Чео – популярная опера. Выразительное пение, сопровождаемое не менее выразительными танцевальными па – вот природа этого жанра. Жанр Чео появился на Севере Вьетнама, когда деревенские жители ввели у себя обычай ставить всей деревней представления на сюжеты популярных историй. Клоун – непременный участник спектакля Чео. В некоторых постановках звучат настоящие народные песни. В спектакле много импровизации, актеры не просто играют, они живут на сцене, их искренность подкупает зрителя.
Театральная опера Туонг. Широкое распространение этот вид театрального искусства получил еще в период правления династии Нгуен. Героические военные темы обыгрываются с помощью музыкального и песенного жанров. Правители высоко ценили данный жанр за его способность побуждать патриотические чувства и любовь к правителю в сердце простого народа. Маски, военная бутафория и пышные декорации – непременный атрибут этого жанра, чьим сюжетом являются подлинные исторические события.
Кай Луонг: опера-модерн. Это новое течение во вьетнамской музыке, возникшее на стыке тысячелетий вначале существовало лишь как любительский театр, однако быстро сумело занять подобающее положение и на профессиональной сцене. Как и сама страна, сочетающая размеренный ритм восточной жизни с ускоряющимися темпами урбанистического развития, опера Кай Луонг гармонично сочетает тысячелетнюю народную музыку с самыми современными течениями современной музыки.
Источник:
- Культура Вьетнама [Электронный ресурс] // Новости Вьетнама : офиц. сайт. – Режим доступа: http://vietnamnews.ru/culture_1 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.