9
межбиблиотечного
абонемента
(
МБА
)
в
28
районах
и
4
городах
выполняют
межпоселенческие
(
центральные
)
библиотеки
.
Отделы
комплектования
и
обработки
фондов
имеются
в
26
межпоселенческих
библиотеках
и
3
центральных
городских
библиотеках
.
Штат
сотрудников
в
отделах
комплектования
и
обработки МБ
(
ЦБ
)
в
13
районах
составляет
по
2
человека
,
в
10
районах
и
г
.
Железногорске
-
по
3
человека
,
в
5
районах и
2
городах по
1
чел
.,
в ЦСБ
г
.
Курска
- 9
человек
.
Методическое
руководство
муниципальными
библиотеками
28
районов
и
4
городов
осуществляют
межпоселенческие
(
центральные
)
библиотеки
,
которые
также
обеспечивают
и
сводную
государственную
статистическую
отчетность
по
деятельности
библиотек
городских
и
сельских
поселений
.
В
16
межпоселенческих
(
центральных
)
библиотеках
работают
методико
-
библиографические
отделы
(
секторы
).
Штаты
методико
-
библиографических
отделов
(
секторов
)
МБ
(
ЦБ
)
укомплектованы методистами и
библиографами
.
Опрос
показал
,
что
книжные фонды муниципальных
библиотек
16
районов
и
4
городских
округов
находятся
в муниципальной
собственности
района
/
города
.
Библиотеки
пользуются
им
на
основании
Соглашений
,
заключенных
между
администрациями
района
и
поселения
.
В
12
муниципальных
районах
библиотечные
фонды
переданы
на
уровень
сельских
поселений
и
являются их
собственностью
.
Здания
24
межпоселенческих
(
центральных
)
библиотек
находятся
в
муниципальной
собственности
района
,
помещения
МБ
Обоянского
и
Фатежского
районов
принадлежат
городским
муниципальным
образованиям
,
МБ Железногорского
района
-
ПО
"
Железногорское
",
МБ Рыльского района
-
ОБУК
"
Курский
областной
краеведческий музей
".
Таким
образом
,
в
результате
мониторинга
на
основе
данных
,
представленных
библиотеками
28
районов
и
4
городских
округов
,
решение
о
передаче
полномочий
по
организации
библиотечного
обслуживания
на
уровень
муниципального
района
и
функционирование
сельских
библиотек
в
качестве
филиалов
межпоселенческой
(
центральной
)
библиотеки
приняты
в
19
территориях
.
Руководители
муниципальных
библиотек
этих
районов
отмечают
,
что
децентрализация
отрицательно
повлияла
на
состояние
и
показатели
деятельности
библиотек
.
Организация
работы
библиотек
в
ЦБС
,
как
едином
целом
,
при
условии
хорошего
финансирования
,
обеспечивает
более
высокий
уровень
и
качество
библиотечного
обслуживания
населения
,
эффективное
расходование
бюджетных
средств
.
Централизация
средств
,
а
также
объединение
материальных
и
кадровых
ресурсов
на
комплектование
фондов
муниципальных
библиотек
,
технологические
процессы
по
предоставлению
информации
населению
в
условиях
централизации
удешевляют
себестоимость
библиотечной
услуги
,
повышают
ее
качество
.
Также
было
отмечено
,
что
разрушение
библиотечных
систем
на
районном
уровне
усиливает
профессиональную
и
ресурсную
изоляцию
сельских
библиотек
.
В
13
муниципальных
образованиях
региона
считают
,
что
библиотеки
целесообразно
оставить
на
уровне
сельских
поселений
,
т
.
к
.
в бюджете муниципального
района нет
средств по их финансовому обеспечению
в
полном
объеме
(
фонд
оплаты
труда
библиотекарей
,
приобретение
новой
литературы
,
открытие
модельных
библиотек
,
содержание
библиотечных
помещений
).
При
этом
,
по
их
мнению
,
общедоступные
муниципальные
библиотеки
непосредственно
включаются
в
сферу
влияния
и
управления
местной
власти
,
т
.
е
.
власть
получает
возможность
активно
влиять
на
то
,
чтобы
их
деятельность
в
большей
степени
соответствовала
потребностям
местного
сообщества
,
вкладывать
в
них
дополнительные
ресурсы
.
Приведены
реальные факты
,
подтверждающих
это
-
так
,
например
,
в
Курском
и
Суджанском
районах
,
где
сельские
библиотеки
были
переданы
на
уровень
муниципальных
образований
и
получили
статус
юридических
лиц
,
наблюдается