ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

     Общепринятой тенденцией развития современной социальной жизни является свободный обмен и доступность информации. Информация, реально доступная для всех - один из лозунгов сегодняшнего дня, а уровень доступа к информации и образованию для граждан с ограничениями жизнедеятельности становится сегодня одной из ценностных характеристик современной жизни. Именно поэтому назрела необходимость в развитии информационно-библиотечного обеспечения потребностей этой категории граждан, членов их семей, попечителей, а также специалистов, занимающихся реабилитационной работой. Это тем более значимо, что в настоящее время наблюдается увеличение информационных потоков, связанных с адаптацией, реабилитацией и социальной интеграцией различных слоев населения.
     Подключение к сетям Интернет через АРМы, оснащенные устройствами, компенсирующими нарушения зрения, слуха, двигательной функции, предоставляет новые возможности особым группам пользователей. Людям, испытывающим трудности в чтении печатной продукции, обеспечен доступ к информации в ином формате. Книги и периодические издания доступны в онлайновом режиме. Однако, сегодня очевидна общая потребность в информации, выходящей за пределы официального перечня гарантированных государством технических средств. Благодаря специальному программному обеспечению экранного считывания и другим адаптивным технологиям информация  должна быть получена пользователем в местах общественного доступа, каковыми являются, в том числе, и муниципальные библиотеки.
     Нельзя отрицать, что развитие новых компьютерных технологий позволило библиотекам значительно расширить возможности и пополнить фонды новыми источниками информации, позволяющими быстрее и качественнее обслуживать своих читателей. Однако, в основном, это коснулось крупных библиотек. Вместе с тем, в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости комплектования фондов муниципальных библиотек не только литературой на традиционных носителях. Электронные книги, как в традиционном формате, так и в специальном (крупно-шрифтовой, рельефно-точечный, звуковой) имеют множество преимуществ по сравнению с изданиями на бумаге или магнитной ленте. Например, они занимают меньше места, могут быстрее доставляться. Электронные форматы легче, быстрее и намного менее затратно пересылать как из библиотеки в библиотеку, так и из библиотеки непосредственно пользователю. Кстати, в последнее время в нашей стране формируется сеть партнеров электронной доставки в специальных форматах.
     Для формирования библиотечной среды, ориентированной на пользователей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо приобретение и установка в библиотеках специального оборудования и программных комплексов, обеспечивающих доступ незрячих, слабовидящих и слабослышащих пользователей к информации.
     Уже не единичны примеры, когда в муниципальных библиотеках устанавливаются такие программы, как, например, программа экранного доступа Jaws 11 или  NVDA - программа Non Visual Desktop Access (в переводе - "доступ к рабочему столу без зрительного контроля"). Для обслуживания слабослышащих пользователей приобретаются комплекты звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования. Однако, подавляющее число библиотек по-прежнему не может предоставить подобную возможность.
     Планы на будущее лежат в области обеспечения информационной поддержки инвалидов, обучающихся в системе инклюзивного и дистанционного образования, адаптации WEB-сайтов публичных библиотек к потребностям пользователей с ограничениями слуха и зрения.
     В настоящее время большинство библиотек, увы, только мечтают о соответствующем техническом и программном обеспечении, позволяющем организовать обслуживание граждан с ограниченными возможностями на должном уровне. Но и сегодня они делают многое для информационной поддержки инвалидов. Информационные дайджесты и списки литературы, презентации и обзоры книг - эти традиционные формы работы по-прежнему востребованы. Все чаще проводятся обзоры Интернет-ресурсов.
     Среди практикуемых форм: "Возьмите на заметку" (информационное обозрение популярных оздоровительных методик), "Сам себе доктор" (виртуальная книжная выставка), "Радоваться жизни" (информационный рекомендательный список) "Природа лечит: рецепты народной медицины " (полнотекстовая электронная база данных).
     Библиотеки оказывают информационную поддержку и родителям детей- инвалидов. Наряду с пользованием картотек и папок-накопителей все более широкое распространение получают электронные базы данных, такие как, например, "Особый ребенок", отражающие вопросы медико-психологической и социальной защиты, вопросы обучения и лечения, правового и юридического характера для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Перспективным направлением информационной поддержки людей с ограниченными возможностями, а также членов их семей, представляется  размещение соответствующих материалов на сайтах библиотек. Ведь велением времени становится наличие у любой относительно крупной муниципальной  библиотеки представительства в Интернете. Расширяются перечень адресов доступа к электронном каталогам муниципальных и иных библиотек, электронным базам данных (в том числе - полнотекстовым).
     Виртуальные выставки, анонсы мероприятий и информация об уже состоявшихся мероприятиях, сопровождающаяся аудио- и видеоматериалами, а также комментариями к ним, способствует созданию эффекта присутствия.
     В практику работы муниципальных библиотек входит создание  информационных интеллект-центров по возрастным категориям, предусматривающих и обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья.
     Среди перспективных форм работы - организация общения с инвалидами  "телефон поддержки".  Она осуществляется совместно с Центром социальной защиты населения. Так, в определенный день месяца 1-2 часа на телефоне библиотеки может дежурить специалист: психолог, врач, юрист (обеспечение Центра социальной защиты населения), 1 раз в неделю по телефону принимаются заявки от пользователей библиотеки - людей с ограниченными возможностями здоровья на подбор информации по определенной теме. Оговаривается и возможность позвонившего в получении этой информации: приходит он самостоятельно в библиотеку или ему необходимо посещение библиотекаря (вариант - волонтера).
     Высокая информированность граждан с ограничениями жизнедеятельности и их представителей может стать тем самым ключевым звеном, способствующим обеспечению достойного качества жизни. Одним из его индикаторов является уровень доступа к библиотечным, и связанным с чтением, соответственно, и с образованием и развитием,  услугам. Опыт библиотек, наиболее далеко продвинувшихся в этом направлении, помимо прочего, заключается в том, что необходимо постоянно озвучивать существующие сегодня проблемы. Ведь народная мудрость гласит: "Дорогу осилит идущий".