ТЕРАПИЯ   ЧТЕНИЕМ

     Библиотерапия, как уже неоднократно сказано выше, основана на использовании чтения для улучшения психологического состояния человека. Однако, прежде чем ее использовать, следует запомнить, что это не просто случайная рекомендация определенной книги отдельному человеку, а обдуманный курс действий, который требует тщательного планирования. Кто является объектом воздействия при использовании библиотерапевтической техники? Человек, нуждающийся в психологической помощи и поддержке.
     В принципе, для библиотерапии подойдет любая книга, содержание которой соответствует конкретной задаче, поставленной библиотерапевтом, и конкретной проблеме человека. Терапевтический эффект книги может основываться, например, на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем более похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект. Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоциональной реакции, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя. Обращаясь к самой глубине личности, ее ценностям, внутреннему "я" человека, библиотерапия смыкается (а часто и совпадает) по своим преобразующим задачам с педагогикой. Её действия, так или иначе, направлены на формирование личности читателя. Таким образом, библиотерапевтический процесс, все его этапы, в том числе, и выбор книг, становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным.
     Книги, выбранные с библиотерапевтической целью, должны быть качественными во всех отношениях. Ведь плохо написанный, слабый роман с шаблонными характерами и упрощенными ответами на сложные вопросы - хуже, чем полное отсутствие чтения, и может вызвать отвращение к этому варианту терапии.
     Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Необходимым условием для библиотерапии является и дифференцированный подход к читателям. При подборе книг, конечно же, необходим тщательный учет личностных особенностей пользователя, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
     Правильно рекомендованная книга, как инструмент библиотерапии, обладает мощным, общедоступным читателю средством, способствующим формированию у него навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укрепляет силу воли, наращивает интеллектуальный и образовательный уровень. Такая книга оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни книги успокаивают, другие тонизируют, придают бодрость и хорошее настроение. Тем более это важно для людей с различными ограничениями здоровья. Библиотерапия - мощное средство помощи всем людям в их попытках справиться с физическими и эмоциональными расстройствами. Однако ее приоритет - в области помощи социально незащищённым группам граждан.
     Для людей пожилого возраста, пенсионеров, одиноких, инвалидов, сирот-детей, детей-инвалидов очень важно, чтобы в их руки попала книга, с помощью которой он найдёт в себе силы противостоять трудностям. Целебно действуют на таких людей остроумные книги, юмористическая и сатирическая литература. Чтение таких книг вызывает у людей смех и радость. Чтение классической литературы даёт людям надежду на лучшую жизнь.
     Для детей-инвалидов книги могут быть использованы в целях преодоления различных страхов, нервных срывов, проблем адаптации к одиночеству. Им необходимы сказки, рассказы о животных, для подросткового периода - литература, где ярко выражена нравственная проблематика.
     Пожилым людям необходима литература жизнеутверждающего характера. Большинству из них нравится читать "правдивые" книги, "жизненные" книги, исторические романы, при этом у них укрепляется чувство самоуважения, осознания правильности пройденного пути, появляется желание бороться со старческими недугами и радоваться жизни. Большинство таких пользователей имеет те или иные проблемы со здоровьем, жизненные неурядицы побуждают обращаться к чтению как к средству преодоления душевного дискомфорта, депрессии. Библиотеку они нередко воспринимают как "оазис", "убежище", и от умения библиотекаря общаться зависит появление у них чувства удовлетворения, уверенности в своих силах. Библиотерапия для таких читателей осуществляется не только с помощью книги, но и с помощью устного слова (рекомендация, информация), наглядных средств (картины, кино).
     Для инвалидов, у которых наблюдается потеря интереса к жизни, апатия, подавленное настроение, в процессе библиотерапии важно найти правильный подбор книг, который поможет отвлечься от мыслей о болезни, избавиться от депрессии. Очень важно научиться понимать состояние таких читателей и уметь выразить намерение им помочь.
     Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению. Фольклор, сказки повышают интерес к окружающему миру, уводят от проблем, приглушают чувство неполноценности. Детективная литература побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Драматургия учит диалогу, правилам общения. Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и др.) литература даёт читателю конкретные знания, стимулирует активности читателя.
     Явно негативное воздействие на психику оказывают произведения, в которых обрисованы безысходные, тупиковые жизненные ситуации, неразрешимые конфликты, обреченность персонажей на несчастную жизнь и бессмысленную смерть.
     А. Е. Алексейчик в "Руководстве по психотерапии" предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:
  • специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля и др. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.
  • философская литература помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром, и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.
  • духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции.
  • биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья. Такую литературу, дающую оптимистический настрой, необходимо иметь в библиотеках. Опыт доказывает, что эффективнее всего действуют краткие, яркие биографии (50–70 страниц) за исключением биографий наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями.
  • классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.
  • критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание. Уместно использовать и современную литературную критику.
  • юмористическая и сатирическая литература позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.
  • фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. Используется, преимущественно, в библиотерапевтической работе с детьми.
  • научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.
  • детектив, приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь, это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей, качественной детективной литературы.
  • драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.
  • педагогическая литература может применяться наряду со специальной научной - в аспектах тренировок, коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей.
  • юридическая литература дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как своего собственного, так и окружающих.
  • узкопрофессиональная литература может дать очень ценный материал, благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.
     Говоря о роли книг, чтения, о библиотерапии, тем более относительно особых категорий читателей, нельзя не остановиться на следующем моменте. Воздействие на человека книгой используют сейчас многие - в том числе, представители различных сект, обществ, экстрасенсы, знахари, целители. В качестве панацеи рекомендуются (и продаются) множество книг, большей частью – сочинения самих целителей. Вот тут-то и возникает эффект коллективного воздействия на читательское сознание, порой усиленный межличностным общением присутствующих. Основу их чтения людей с ограничениями здоровья нередко составляют книги псевдорелигиозного содержания, затем - различные травники, литература о заговорах, гаданиях, устное творчество, передаваемое из поколения в поколение, и т.д. Наряду с положительным эффектом передачи своим читателям многовековых народных традиций, пробуждения любопытства к чтению определенны книг, в них часто присутствует эффект того же манипулирования сознанием. И это не столь безобидно, как кажется на первый взгляд, особенно относительно людей с ограничениями здоровья. Ведь книга может не только лечить, если не учитывать “дозировку” и определенные нормы, то можно очень сильно навредить человеку и вместо помощи только усугубить его положение. Это может случиться, если человек станет читать литературу, к которой он еще эмоционально не подготовлен. Здесь, как и в медицине, должен основополагающим являться принцип “не навреди”, так что библиотекарям следует со всей ответственностью подходить к рекомендациям подобной литературы.
     Библиотекарь (психолог, библиотерапевт) подбирает для человека литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. Это происходит в процессе общения. Специалист определяет характер проблемы человека, конфликтную ситуацию и возможные методы ее решения. В зависимости от проблемы, человеку рекомендуется та или иная литература (предпочтительно художественная), способная и призванная помочь ему в разрешении сложившейся ситуации. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, вернее, ее должен выбирать сам специалист на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. С читателем необходимо общаться на равных, нужно сделать так, чтобы он забыл о том, зачем он сюда пришел, то есть, чтобы у него не было ощущения того, что он “пациент” и что его “лечат”. Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Так, например, библиотекарь должен “зацепиться” за читательские привязанности того, с кем он разговаривает и работать “вокруг” них. При этом, естественно, он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами, ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. При этом актуализируется роль библиотекаря не только как информационного посредника.
     Одна из методик библиотерапии предполагает, что после прочтения пользователем рекомендованной ему книги происходит совместный разбор содержания. По сути, читая художественную книгу, человек получает жизненный опыт, хотя и основанный на чужих ошибках и победах, но все же прочувствованный им, что делает этот метод безопасным для психики и вместе с тем довольно действенным. Разбираясь в личности героя, он начинает понимать лучше и себя. Выводы, сделанные им, откладываются в нашей памяти. Со временем он забывает, откуда они пришли, и начинает воспринимать их как сделанные самостоятельно. К тому же, читая, человек как бы отделяется от окружающего нас мира, отправляется в путешествие по неизведанным местам, что отлично помогает в борьбе со стрессом.
     Совместный разбор содержания литературного произведения помогает читателю в его исканиях. Конечно же, такой беседе предстоит довольно длительная подготовка библиотекаря, который должен сам хорошо знать особенности сюжета, разобраться в характере и поступках главных героев. Он должен ненавязчиво помочь читателю, направить его в нужном направлении. Читатель, при его участии и поддержке, совершает необходимую интеллектуальную и эмоциональную работу, итогом которой становится осмысление и, в идеале, решение каких-либо психологических проблем, изменение ценностных ориентиров и т.п.
     Прежде чем приступить к осуществлению совместного разбора произведения, библиотекарь должен освежить в своей памяти биографию автора, понять, что подвигло его на освещение магистральных тем и конфликтов, описанных в произведении. Это необходимо потому, что при осуществлении подобного мероприятия (разбора произведения) личность автора, творца в большей или меньшей степени, но выступает в качестве третьего собеседника. Библиотекарю необходимо перечесть или познакомиться с основными критическими отзывами на произведение (пусть и не в первый, а в очередной). И, конечно же, он должен представлять себе проблемы и трудности читателя, а читатель должен доверять библиотекарю.
     Осуществляя совместный разбор произведения, библиотекарю следует избегать высказывать или, тем более, навязывать свое мнение, выступать в качестве ментора. Прежде всего, свое мнение и суждения должен высказать пользователь. Библиотекарь, осуществляющий библиотерапевтические мероприятия, должен научиться внимательно слушать, улавливая оттенки настроения своего собеседника. Следует уметь вовремя остановиться, а порой и временно переключить собеседника на другую тему. Это не означает, что нельзя пытаться в чем-то переубедить читателя. Можно, а иногда и нужно. Только делать это необходимо крайне бережно, продуманно, ни в коем случае не задевая самолюбия собеседника. И не следует ожидать каких-либо немедленных итогов. Нередко случается, что к разговору придется возвращаться вновь и вновь. В библиотерапии существует и такая форма работы как разбор литературного произведения, осуществляемый в группе. Такую методику также можно рассмотреть и внедрить в практику работы библиотеки.
     Подобная работа, конечно же, весьма нелегка и требует от библиотекаря знаний, немало времени и эмоциональных затрат. Её нельзя поставить "на поток". Библиотекарь должен сам многому научиться, в том числе, правильно общаться с особыми категориями пользователей, накопить необходимый опыт. Вместе с тем, правильно организованные библиотерапевтические мероприятия, могут принести очень ценные плоды. Необходимо помнить, что у людей с ограничениями здоровья порой весьма узок круг общения. А также то, что для человека, подверженного стрессу, больного человека, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. Умело подобранная книга может оказать большую помощь. Упавший духом человек почерпнёт в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Искусство слова способно, пусть порой и не сразу, а медленно, исподволь, вызвать душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. Книгу необходимо призывать лечить и делать это должны библиотекари. А иногда даже и простого дружеского слова библиотекаря бывает достаточно, чтобы поднять человеку настроение, придать ему мужества и сил. Поэтому не случайно многие библиотековеды в последнее время приходят к выводу, что целесообразнее было бы даже говорить о лечении всей библиотекой в целом.
     Преимущества терапии чтением:
  • им можно заниматься в любое удобное время;
  • оно не требует никаких специальных приспособлений и оборудования за исключением книги;
  • не требуется обязательное присутствие психотерапевта, психолога, педагога, библиотекаря;
  • в искренних и абсолютно честных строках настоящих писателей отсутствует элемент показной доброжелательности и искусственности;
  • книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы и незаметны (более того, окинув взглядом свою жизнь с таких позиций, каждый с удивлением обнаружит, что он находился или находится под библиотерапевтическим воздействием, зачастую не зная об этом);
  • к книге можно легко "возвращаться". Перечитывание любимой книги тоже является библиотерапевтическим приемом. Читая любимую книгу, человек получает удовольствие, наслаждаюсь не только богатством воображения автора и художественным совершенством его творения - к этому добавляется радость собственных воспоминаний. Книги вызывают у человека те же чувства и ассоциации, которые он испытывал, читая их впервые, и которые не может воспроизвести никаким другим путем. Вторая цель перечитывания - найти ответы на жизненно важные вопросы, получить конкретные советы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснить, как именно решалась эта проблема героями и автором полузабытой книги.