БИБЛИОТЕРАПИЯ – КНИГИ, ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ДУШУ.

Терапия чтением Библиотерапия в работе с детьми. Сказкотерапия.

«Книги - наши руководители в юности и
утешители в старости. Они - поддержка одинокому и
позволяют ему не тяготиться самим собой.
Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами,
справляемся со страстями и разочарованиями».
Д. Кольер

     Библиотерапия с давних времен является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Многочисленные исследования давно доказали, что использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей. Более того, библиотерапия – это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния человека, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на личность.
     В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Возможность лечения чтением привлекает в настоящее время все больше внимания научных и практических работников, стремящихся максимально использовать возможности книг. Действующие на сегодняшний день методологические подходы порой не всегда согласованы друг с другом, нередко сосуществуя и причудливо переплетаясь в работах одного и того же автора. Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Б. С. Крейденко, Б. А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: журналах «Детская литература», «Библиотековедение», «Библиотека».
     Однако, в этом вопросе существовало и до сих пор существует много спорного, например:
  • не имеется согласованного четкого определения понятия;
  • до сих пор не определена граница, разделяющая руководство чтением и библиотерапию;
  • использование книг в психотерапевтических целях по-разному воспринимается классическими учеными, врачами, практическими психологами, социальными работниками, педагогами, библиотекарями. Поэтому вся литература по библиотерапии, естественно, отражает точку зрения специалиста или эксперта, который работает в той или иной области.
  • увеличение программ по психологическому самопознанию, саморазвитию и самокоррекции в течение двух последних десятилетий содействовало привлечению интереса к популярным книгам этого направления для самостоятельного использования; существуют противоположные мнения о том, можно ли признать подобные книги, снабженные предписаниями психологов, действительно библиотерапией.
      Существует и множество толкований самого термина «библиотерапия». Вот, например, только их малая часть:
     1. "... преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека" (Риордан и Вильсон);
     2. "... одно из перспективных направлений психотерапии... опирающееся на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия» (Кабачек О.Л.);
     3. "... область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения его личных проблем" (Рослик Г.М.);
     4. «Не случайно творческие библиотекари-практики рассматривают библиотерапию как одну из форм работы с читателем, справедливо включая в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий, направленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное». (Казаринова Н.).
      Что же касается принципов, на которых основывается библиотерапия, то здесь споров намного меньше.
    Принципы библиотерапевтической деятельности:
  • Дифференцированный подход к читателям на основе их изучения. Суть его состоит в утверждении, что сила психотерапевтического воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а определенному человеку, максимально соответствует специфике его кризисной или дискомфортной ситуации, согласуется с его потребностями, интересами, запросами.
  • Систематичность. Его суть заключается в том, что создание четкой системы библиотерапевтической деятельности обеспечивает успех воздействия психотерапевтических ресурсов литературы.
  • Плюрализм. Состоит в том, что библиотерапевт признает естественным право читателя на свободу выбора из представленных ему психотерапевтических ресурсов литературы тех, которые, согласно его личным представлениям, позволяют преодолеть кризисные ситуации.
  • Диалогичность. Движущей силой эффективного библиотерапевтического процесса являются диалоги: библиотерапевта с библиотерапевтом; библиотерапевта с читателем; читателя с самим собой; читателя с автором книги; читателей между собой.
  • Наглядность. Посредством зрительного канала воспринимается максимальное количество информации, и она является наиболее запоминающейся.
     И уж с чем согласны все без исключения - и теоретики, и практики - так это в том, что библиотерапия имеет свои особые средства воздействия, ведь она опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Также не вызывает сомнения, что книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, и, кроме того, они могут помочь в решении проблем.
     Основные цели библиотерапии:
          - дать читателю информацию о проблемах;
          -помочь проникнуть в их суть;
          -обсудить новые ценности и отношения;
          -сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.
     Библиотерапию можно условно разделить на: целенаправленную  (способствующую воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя) и нецеленаправленную (служащую для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме).
     Неосведомленные люди часто понимают под  библиотерапией не что иное, как всего лишь подбор определенных книг. А между тем, она представляет собой довольно сложный процесс с многообразием методик. Библиотерапия осуществляется в двух формах. Первая - традиционная форма организации специалистом, её осуществляющим, условий для возникновения у читателя сильного эмоционального переживания во время и после восприятия художественного произведения (чтение как таковое или в сочетании с обсуждением прочитанного). Вторая - организация условий для литературного творчества - самовыражения личности, способствующего гармонизации внутреннего мира человека.