Библиотерапия в работе с детьми. СКАЗКОТЕРАПИЯ.

     Как для любого человека жизнь начинается с детства, так и знакомство с литературой практически у каждого начинается со сказки. Именно поэтому специалисты в работе с детьми рекомендуют отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Поэтому в последнее время в педагогической и библиотечной практике стало развиваться такое направление библиотерапии как сказкотерапия.
     Все сказки едины в одном - желании помочь ребенку в первых шагах самопознания. Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать себя и других. Любая сказка - это мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание. Более того, именно благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческого бытия. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми полна наша жизнь. Высочайший духовный смысл сказки в том, что она отвечает на вечные вопросы: "Что такое счастье?", "Что важнее всего на свете - богатство, любовь, слава или что-то еще?", "Неужели в жизни непременно нужны трудности, опасности, страдания, подвиги?" и так далее.
     Сказка помогает всем, но особенно она нужна детям с проблемами здоровья, негативным жизненным опытом, неустойчивой психикой, подверженным стрессовым состояниям. Именно они, а потом уже другие книги, при умелом использовании взрослого могут спасти раненную детскую душу от отчаяния, страха, одиночества.
     Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, удивление перед красотой мира, вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов и предложены пути их разрешения.
     Очень часто в сказках обнаруживаются необычные (волшебные) средства, помогающие герою справиться с трудностями и преодолеть их. Иногда уход в сказку - это вполне понятная реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности). Этого не следует бояться, потому что рядом имеется и возможность использования сказки как психотерапевтического средства.
     Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей зависит от конкретных целей, чаще всего, библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида. Литература может быть использована для отвлечения от грустных мыслей, борьбы с "самоедством" и ненужными страхами; преодоления равнодушия или нетерпения, повышения управляемости собственным настроением, побуждения к рассмотрению собственных проблем со стороны. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.
     Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтического воздействия. Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром, французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле в предисловии к своему сатирическому роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" писал, обращаясь к читателям: "Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!".
     Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным людям. Известно, что свою первую стихотворную сказку для детей "Крокодил" К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. "Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни", - вспоминал позднее писатель. Таким образом, юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, интеллект.
     Используя терапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать, что дети - здоровые и, тем более, больные - ждут от чтения:
  • улучшения настроения;
  • легкого чтения;
  • присутствия сопереживания;
  • возможности задуматься о своей жизни.
     Единодушия среди специалистов - по каким признакам отбирать нужные книги - пока не наблюдается. Особенно разноречивые рекомендации предлагают психологи и библиотековеды. В то время практические работники библиотек и читатели самостоятельно пытаются произвести отбор книг для чтения, имеющих психотерапевтический эффект. Библиотекари в своей работе часто практикуют составление рекомендательных аннотированных библиографических списков книг для библиотерапевтического воздействия, с учетом различных ситуаций. Среди них, такие как "Читай и радуйся", "Веселые страницы" и проч. Для младших школьников такой список может включать сказки, рассказы, стихи, природоведческую литературу разных авторов (Б. Заходер, В. Медведев, Н. Носов, Д. Хармс, А. Милн, Б. Остер и др.). Все эти произведения объединяет одно - жизнерадостный, оптимистический настрой, способность помочь в трудную минуту.
     Реже составляются индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя. В любом случае, главный принцип отбора - герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.
     Потребностью сегодняшнего дня является создание на базе отдельных библиотек (районных и городских) центров, координирующих библиотерапевтическую работу. Такие службы могут стать для читателей центрами интеллектуального и информационного здоровья, а также информационной защиты личности. Практика свидетельствует, что попытки такого рода по отдельным направлениям библиотерапевтической работы предпринимаются в ряде городов. Цель такой службы - средствами библиотечной работы способствовать не только социальной реабилитации граждан с ограничениями здоровья, но и в целом - успешному развитию каждой читательской личности.
     Один из вариантов библиотерапевтической службы был разработан в ЦБС Кировского района города Санкт-Петербурга на базе одного из филиалов. Следует отметить, что работа начиналась не на пустом месте - данная система на протяжении многих лет работает под девизом "К добру - через книгу".
     Закономерным продолжением такой деятельности и явилась программа, рассчитанная не на один год, где предполагались следующие этапы работы:
  • обучение библиотекарей;
  • изучение читательской аудитории;
  • анализ степени библиотерапевтических потребностей;
  • выявление и формирование читательских групп для проведения библиотерапевтической работы;
  • планирование и проведение работы индивидуальной, групповой, фронтальной, с учетом выбора мероприятий соответственно особенностям той или иной группы и различных направлений работы;
  • докомплектование фонда на основе выявленных интересов и потребностей;
  • параллельное создание банка данных по библиотерапевтической работе и читательскому развитию личности.
     Центры библиотерапии рекомендуется организовывать в каком-нибудь “зеленом” тихом месте, для того, чтобы человек мог уединиться, окунуться в тишину, вырваться из суеты. В любом случае, где бы ни проводились занятия, это место должно обладать терапевтическими качествами, другим словом – способствовать уединению и релаксации, расслаблению и концентрации на красоте. Библиотерапевтические мероприятия должны включать в коллективные беседы, организованные так, чтобы посетители, имеющие определенную проблему, общались бы с теми людьми, у которых такие же проблемы, а также индивидуальные беседы с каждым человеком по его личному вопросу. Здесь же может найтись место для занятий литературным творчеством и его обсуждением. В центре библиотерапии должна активно вестись методическая работа, в том числе, и по подбору литературы для конкретных ситуаций, то есть должно быть организовано что-то типа “рецептурного кабинета”, где будут подбираться книги “от головы”, “для души” и пр. Очень желательно, если не сказать - необходимо, чтобы среди персонала библиотеки - библиотерапевтического центра - был педагог, психолог, а библиотекари владели арттерапевтическими методиками.
     Практика показывает, что использование библиотерапии в муниципальных библиотеках, безусловно, содействует повышению их социальной востребованности. Кроме этого, в связи с известными сложностями в общественной и экономической жизни, присущими современным условиям, библиотерапия активно востребована различными реабилитационными и учебными учреждениями и семьей.