ТЕРАПИЯ ИНЫМИ ВИДАМИ ТВОРЧЕСТВА

     Психологи, педагоги, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень перспективна в работе с детьми и взрослыми. С уверенностью можно сказать, что терапия творчеством эффективна.
     Любое творчество - это, прежде всего, способ самовыражения, способ разобраться в себе. Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
     Нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.
     Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. Люди с проблемами здоровья нередко считают, что им "не до того", к тому же им мешает неуверенность в своих силах, часто - непонимание окружающих, отсутствие поддержки. Сотрудники библиотек, осуществляющие работу с этой категорией граждан, должны помочь им, в том числе, убедить, что в творчестве по большому счету нет правил. Любой творческий порыв человека должен приниматься как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Он просто творит, наслаждаясь процессом. Творит, не опасаясь строгой критики, а тем более - недоумения и насмешек. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
     Действительно, для терапии творчеством не обязателен какой-либо опыт. Иногда как раз после такой работы люди начинают рисовать, писать стихи и прозу, петь, шить и так далее. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку раскрыться, а также он получает положительный опыт самой творческой деятельности.
     Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты чаще всего считают, что важен сам процесс творчества, но не его результат. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна и в этой области. Ведь даже продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но и другим, поскольку такой человек (в отношении которого принято применять термин "человек с особыми потребностями") имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.
     При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине, вышивке, фотографии. Они оживают в стихотворении, в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
     Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно - для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
     Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со своими сверстниками и получая новые знания и навыки.
     Диапазон арт-терапевтического воздействия очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
     Более того, порой оно способствует улучшению здоровья. Определенные виды творчества в чем-то сродни лечебной физкультуре. Например, совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают и помогают развивать фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования, работа большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга.
     Любая творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё вышесказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение организации арттерапевтических мероприятий (или включения их элементов в традиционную практику) в работе с пользователями различного возраста на базе наших библиотек, особенно это касается работы с пользователями, имеющими ограничения здоровья.
     Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, боди-арт (например такое направление, как роспись кистей рук), мозаика, гончарное мастерство, фотография. В арттерапии нередко используют сценическое искусство, в том числе, посредством организации кукольного театра, театра марионеток, театра теней и т.п. Шитье, создание игрушек и моделей, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется, пожалуй, рисование (разнообразные его формы). Причин здесь много, в их числе - большая доступность этой деятельности (в сравнении, например, со стихами или музыкой).
     При организации любых арттерапевтических мероприятий следует учитывать, что есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
  1. Любое творчество должно быть радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Нужно стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству, поддерживать инициативу, а сами занятия обставлять как очень важное, интересное и радостное дело.
  2. Организатор занятий должен сопереживать, радоваться творению вместе с его автором (пусть даже оно еще не очень замысловато), поддерживать стремление совершенствоваться, двигаться дальше, не позволять автору излишне акцентировать внимание на неудачах. Это не означает отсутствия критики вообще, однако, критика должна быть крайне тактичной, доброжелательной и образно говоря "мимолетной".
          Здесь нельзя не сказать, что библиотекари могут и должны рассказывать о творческих удачах своих пользователей, вывесив наиболее удачные рисунки на видном месте, устроив персональную выставку фотографий или, например, осуществив издание коллективного сборника стихов. Пусть человек с ограничениями здоровья радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Особенно это касается ребенка, подростка. И, может быть, тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и поможет ему в его не очень легкой жизни.
     Есть многочисленные положительные примеры из практики работы арттерапевтических студий, работающих на базе библиотек, которую посещают "особые" дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. Подобные занятия организуются и для взрослых людей с ограничениями здоровья. Важный момент - творческие занятия должны проходить в первую очередь в качестве реабилитации, затем уже носить обучающий характер.
     Человек приходит в библиотеку в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что происходит с ребёнком или взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить заняться творчеством, отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и "творить свою жизнь на листе". И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
     Именно библиотека может быть центром творческого, эмоционального развития личности, особенно детской. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке мы, специалисты, должны стремиться к этому, людей с ограничениями жизнедеятельности должны встречать не только книги и знания, увлечения и досуг, но и доброжелательная, комфортная атмосфера. Атмосфера, свободная от навязывания стереотипов, принятие человека таким, каков он есть, уважение и понимание.