Популярным направлением в библиотерапии является терапия творчеством - собственное творчество пользователя, в той или иной степени организуемое специалистом. Здесь можно вспомнить о том, что в коррекционной педагогике также общепризнанным приёмом является привлечение к творчеству. Эта позиция дает возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения (даже самые драматические) объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Библиотерапия, терапия творчеством становятся факторами личностного роста - особенно, если речь идет о ребенке, подростке. Терапия литературным творчеством имеет три варианта: творчество как самовыражение, творчество с обсуждением написанного, готового произведения и его доработка по замечаниям библиотерапевта и других читателей-слушателей (методики развития литературных способностей) и, наконец, совместное творчество пользователя и библиотекаря (когда библиотекарь в процессе творчества выступает не столько в роли соавтора, сколько в роли слушателя-редактора, своими вопросами корректируя - через создаваемое тут же, на глазах, продукт творчества – "узкие места" сочинителя). Методики терапии литературным творчеством многообразны. Например, широко используются методики, основанные на продолжении начала истории; сочинительство с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей - сказочных и реальных людей и животных, предметов, мест действия и целых ситуаций). Именно через творчество человек имеет чудесную возможность скорректировать свой внутренний мир, "отыграть" свои проблемы на том или ином материале. Это не только эмоциональная разрядка, но осмысление проблемы, ситуации с позиции своего "двойника", заместителя, его оппонентов. В этом процессе нередко происходит переосмысление своего жизненного опыта, изменение, личностный рост автора. Совместное сочинение ребенком и взрослым (или детьми и взрослым) - это не только организация условий литературного развития, но и самая настоящая психотерапевтическая практика! Совместное сочинение (например, методика "сказка по кругу") - это тоже разговор. Разговор не по поводу реальной биографии, книги или сновидения, а по поводу вымышленной, сочиняемой "здесь и теперь" истории. Истории, которая вобрала в себя проблемы пользователя (пользователей). Активное участие специалиста в процессе творчества позволяет ему не только "вытащить" из глубин подсознания собеседника его психологические проблемы, травмы, комплексы, но и – через указанные выше "моменты диалога" - вести коррекцию. Гармонизация сочиняемой истории (не бесконфликтность!) ведет, в конечном счете, к гармонизации внутреннего мира пациента. Развитие литературно-творческих способностей становится, таким образом, незаменимым средством саморегуляции (и самопознания). Известно, например, что дети любят слушать, когда им рассказывают сказки. Не менее они любят и фантазировать. Фантазирование необходимо всем детям без всякого исключения. Если ребенок совсем не фантазирует - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности. Весьма важны в этом смысле чтение - как пассивный вариант арттерапии и сочинение, придумывание историй - как его активный вариант. В этом смысле и так называемая ложь ребенка иногда может выступать как момент активной самопсихотерапии. Погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей (или инопланетян - вариантов не счесть) они учатся понемножку справляться со своими бедами и тревогами. Например, занимаясь с детьми, можно сочинить совместную сказку о том, как вымышленный герой боялся всех незнакомых людей (зверей или т.п.), и как потом оказалось, что человек, которого он сначала так панически боялся, оказался добрым и могущественным волшебником. Кстати, и категории добра, любви, веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам. На базе библиотек нередко бывают организованы любительские литературные объединения, определенная часть членов которых имеет ограничения здоровья. Работа в рамках таких объединений, литературных клубов - хорошая традиционная форма терапии литературным творчеством. Ведь, помимо самовыражения и творческого развития для инвалидов имеется возможность найти единомышленников и общаться с ними, тем самым интегрируясь в общество. Последнее время библиотеки, используя свою медленно, но верно улучшающуюся полиграфическую базу, помогают таким объединениям в издании коллективных и персональных творческих сборников. Это большое дело, направленное на повышение самооценки, особенно людей с ограничениями здоровья. К тому же библиотеки способствуют рекламе подобной издательской продукции, размещают информацию в СМИ, организуют творческие встречи. Если же говорить о таланте - то известно, что он не выбирает, кого отметить и равно относится ко всем. К тому же, и это тоже немаловажно, графоманство также является вариантом терапии творчеством. Развитие Интернет-технологий расширяет спектр возможностей вовлечения пользователей с ограничениями здоровья в литературный процесс. Так, например, рекомендуется проведение различных литературных конкурсов, в том числе посвященных определенным датам и событиям местного и общегосударственного масштаба. Нередко такие мероприятия проводятся при содействии местных органов власти, региональных отделений союзов писателей, объединений инвалидов и т.п. Информация о конкурсах, в том числе, размещается на сайтах библиотек. Практикуются и такие формы работы как заочные школы-студии стиха, при этом лучшие работы также размещаются библиотекой в Интернет пространстве, вопросы литературного творчества обсуждаются на библиотечных форумах. Такая деятельность библиотек преследует не только библиотерапевтические цели, но и направлена на то, чтобы способствовать полноценной социальной адаптации людей с ограничениями здоровья. Ведь очень важно, чтобы все члены общества поняли, что инвалиды - такие же люди, умеющие общаться и талантливо творить, достойные развивать свой творческий потенциал и желающие жить как можно более полноценной жизнью. |