Сибирский казак
Андрей Назимов

В начале книги В. Беккер сообщает биографические сведения о своем герое: рассказывает о месте его рождения: «Назимов родился в 1786 году, на Китайской границе, в том важном, занимательном месте, которое доставляет купечеству нашему порядочные миллионы – от ароматной травки, называемой чаем»; его предках: «Предки Назимова были казаки пограничного войска, раскинутого по рубежу пустынной Монголии, и хранящиеся доселе в Троицко-Савском пограничном архиве факты – свидетельствуют, что герой настоящего рассказа, происходит от дружины казаков, бывших с Ермаком, Завоевателем Сибири»; о службе в пограничном полку: «В Январе 1806 года записан в службу в пограничный полк; а по сформировании Забайкальского казачьего, по новому преобразованию Сибири, поступил в первую его сотню. Долгое время занимался письменными делами в полковой канцелярии – и прослужив около тридцати лет, вышел в отставку»; о жизни после отставки: «Трудами своими завёл небольшой домик и необходимое хозяйство; приобрел участок земли, на котором производит хлебопашество. Весьма нередко, при самом рачительном возделывании, неблагодарная почва слабо вознаграждала труды земледельца, но, по крайней мере доставляла кусок насущного хлеба».

Сообщает о его семье: «Семейство Назимова заключается из жены, двух сыновей и трех дочерей. Первый из них скоро заменит отца – и будет его подпорою; прочие дети несовершенных лет».

Особо автор акцентирует внимание на том, что Назимов не только был обучен грамоте, но и хорошо знал монгольский язык, очень любил читать: «Казачьему сыну Назимову было двадцать лет, когда он, обучась, как выше сказано, Русской грамоте, начал с жадностью читать книги, повременные описания и газеты».

И именно из книг казак почерпнул много сведений «об Августейших Монархах» российских, и именно тогда появилось у него желание «видеть собственными глазами древнюю и новую столицу» и «просияла в душе Назимова мысль, когда бы то ни было, во чтобы то ни стало – взглянуть на Помазанника Божия, и, для этого единственно, побывать в Петербурге».

«Предприятие смелое, исполинское, ежели представить, что Назимов, при скудном состоянии, с одним только ревностным порывом самобытного Русского усердия, лишен был и свободы, находясь на службе, и самых способов к исполнению своего непреодолимого желания. Смотря и на огромный объем государства Российского, расстояние покажется великим. Надлежало перейти снежную площадь Байкальскую, необозримые пустыни Сибирские, и бороться на каждом шагу с трудностями и опасностями, неразлучными с путешествием – таким, какое предстояло», – делает выводы В. Беккер.

«Минули годы, протекли десятки лет; между тем Назимов вышел в отставку, и первоначальная, великая, святая мысль не покидала его: никакие преграды не могли остановить пламенного порыва и, можно сказать, дивного рвения к престолу наших Государей. Отказывая себе во многих, необходимых в семейном быту расходах, ему посчастливилось сберечь около 300 рублей ассиг. – и он услаждался отрадною мыслью, что, наконец, может совершить желание своего сердца».

Рассказывает Беккер и о прощании Назимова с семейством, называя точную дату начала путешествия казака: «Настал прощальный день с семейством. Снабдя его благословением и уделив небольшую часть из трудовых денег, Назимов предоставил всех на произвол Провидения. Вместе с своими домашними, отслужил напутный молебен – и 2 Марта 1840 года, на второй неделе Великого поста, отправился пешком, к берегам Невским – с верою и молитвою. Цель путешествия была известна не многим: жене, старшему сыну и духовному отцу, священнику Симеону Трапезникову. Старец этот, управляя своею паствою сорок лет, благословил его на добрый подвиг, напутствовал утешительными словами, и пожелал счастливо возвратиться на родину. Минуты расставания были невыразимы; можно представить всякому, какова была эта разлука. Жена, дети, которых покидал Сибиряк с таким твердым, благоговейным самоотвержением – расставались с ним точно так, как расстаются с умершими. И в самом деле, кому бы пришло на мысль, чтобы два края вселенной, отделяющие отца от его семейства, могли когда либо возвратить первого в круг родственный!».

Особо сообщает Беккер о намерениях своего героя «во все продолжение дальнего пути своего, призывать на себя благословение Божие, Назимов положил обет, посещать каждый монастырь – и там воссылать моление к Царю Небесному».

В заключении пишет, как «проникнутый столь высоким чувством веры, он, вместе с тем, затаил в душе своей желание, после посещения новосооруженных Храмов и обителей Сибирских, достигнуть до священной колыбели христианства в земле Русской – и там, в стенах храма Андрея Первозванного, повторить ту же молитву и за Венценосных Ангелов России».

И начинается рассказ Беккера о долгих странствиях казака Андрея Назимова.

Последуем же за ним и мы...