История первая Крест с Куликова поля

     На сцене – печально-драматические картины жизни России 20-х гг. XX в. Затворены двери и потушены лампады Троице-Сергиевой Лавры, люди вынуждены скрываться, кто-то доведен абсурдом происходящего в стране до душевного срыва. На этом фоне и происходят две короткие встречи героев со странником. Его роль и проста, и символична, за ней угадывается образ самого Преподобного Сергия, который передает крест, найденный на Куликовом поле, из рук в руки.
     "Куликово поле" – это спектакль о чуде – чуде Преподобного Сергия. Однако смысл, идея спектакля, заключается не в показе чуда самого по себе, а его влиянии на обращение человека к Богу.
      В центре пьесы (и повести) – Сергей Николаевич, бывший судебный следователь провинциального города, в связи с нависшей над ним угрозой быть расстрелянным ЧК как "кровопийца трудового народа" вынужденный скрываться в Туле под чужой фамилией. Он встречает знакомого крестьянина Василия Сухова, который рассказывает, как он нашел на дороге, пролегающей через Куликово поле, старинный крест, принадлежавший, как выяснилось, одному из участников битвы. Сухов намеревался передать крест графу Средневу, бывшему владельцу соседней усадьбы и собирателю древностей. Но барин живет теперь в Сергиевом Посаде, и Сухов не знает, как это сделать.
     Вдруг в пустынном поле он встречает Странника в монашеской одежде, который берется передать крест по назначению. Примерно через год следователь, теперь работающий в Москве в советском архиве, приезжает в Сергиев Посад и встречает там Среднева, его дочку Ольгу и рассказывает им историю о кресте. Из разговора выясняется, что этот крест был действительно передан Средневу старцем, явившимся с Куликова поля. Старец остался у них ночевать, но под утро таинственно исчез. Ольга твердо верит, что свершилось чудо: к ним явился сам Преподобный Сергий, ибо лицо старца было поразительно схоже с ликом иконы Преподобного, висевшей в комнате.
     Основной конфликт в спектакле (как и в повести) внутренний, в равной мере касающийся всех персонажей: вера или безверие, сокровенный смысл или пустота? И постепенно – сцена за сценой – зритель вовлечен в целенаправленный напряженный поиск веры, он становится соучастником действия.
     Среднее объясняет таинственное появление и исчезновение старца, а также обретение креста естественными причинами – счастливым стечением обстоятельств. Ольга тщетно пытается убедить отца поверить в чудо и ищет поддержки у следователя. Тот подходит к делу чисто профессионально: выясняет мельчайшие подробности события, обнаруживаются неопровержимые доказательства чуда: крест был принесен Средневу в тот же самый вечер, когда он был найден Суховым на дороге и передан старцу, а между Куликовым полем и Сергиевым Посадом – более четырехсот километров. (Кстати, тот крест, о котором идет речь в повести, находится сейчас в музее Троице-Сергиевой лавры).
     По слухам, было известно, что в основе повести Шмелёва лежит подлинный случай. Внук священника Флоренского Павел Флоренский знал об этом наверняка.