Серафим Саровский

(1754-1833)

Имя святого Серафима Саровского широко славится по всей Руси. И нам, курянам, особенно радостно, что наш край был Родиной этого замечательного человека, за свои жизненные подвиги названного чудотворцем. Он родился в 1754 году в Курске в зажиточной и благочестивой купеческой семье Мошниных, при крещении был назван Прохором. Семья Мошниных взяла подряд на строительство Сергиево-Казанского собора, одного из самых красивых храмов нашего города. "Сия церковь - великолепием своим превосходит прочих всех!" - так говорится о соборе в старинном документе.

Удивляет легкость, изящество и одновременно монументальная величественность храма. Здесь бережно хранится память о нашем земляке - Серафиме Саровском. В соборе есть икона с изображением преподобного Серафима. По преданию, это единственный прижизненный портрет святого.

Прохор рано лишился отца. Занималась воспитанием сына мать, привившая юному Прохору любовь к молитве и к храмам Божьим. В семилетнем возрасте мальчик упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню Сергиевой церкви, и чудом остался целым и невредимым. На месте падения мальчика сейчас установлен памятный знак. Агафья Мошнина, увидев сына живым, уверилась, что на мальчике - Божья печать, и дала свое благословение, когда Прохор решил уйти из дома, чтобы стать монахом.

В 17 лет он отправился в Киев на поклонение святым мощам. И здесь у святых старцев получил благословение на иноческую жизнь. В 28 лет Прохор был пострижен в монахи и наречен именем Серафим, что значит пламенный.

Призванием отца Серафима была безмолвная жизнь, и он удалился в пустынную келью в густом лесу на берегу реки Саровки. Там он провел много лет в великих монашеских подвигах поста, молчания, молитвы. Некоторые монахи пытались разделить такую жизнь, но никто не мог выдержать испытаний. 30 лет посвятил Серафим Саровский подвигам подвижничества, что сравнимо только с жизнью первых христианских монахов-отшельников.

Считая, что "мир во зле лежит", отец Серафим не смог "оставаться среди неумолкаемого шума страстей" и "весь погрузился в созерцание Бога". Но "удаление от мира" не спасло его от встречи со злом. В 1804 году три крестьянина зверски избили Серафима Саровского возле его одинокой кельи. Разбойники искали деньги, но лишь поразились убожеству быта инока. Истерзанный, избитый монах, придя в чувство, поблагодарил Бога за безвинное страдание, нашел в себе силы "отпустить обиды врагам своим", помолился за грабителей: "Прости им, Господи, не ведают, что творят".

Серафим Саровский взял на себя подвиг столпничества. 1000 дней и ночей он молился на камне, сходя только для короткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.

Три года отец Серафим провел в совершенном молчании "От молчания никто никогда не раскаивался", - говорил он. "Молчи, непрестанно молчи, - учил батюшка Серафим. - От уединения и молчания рождаются умиление и кротость, человек приближается к Богу, делается благочестивым и как бы земным ангелом. Молчание учит безмолвию... и дарует мир душе; люби молчание - входи в себя, внимая уму, очищаясь от страстей". Возвратившись в монастырь, старец затворился в келье. Через 10 лет безмолвного уединения, умудренный опытом пустынножительства, просветленный разумом подвижник "снова отверз свои уста" и стал служить спасению многих душ, искавших благодатное слово.

Скончался святой стоя на коленях в молитве перед иконой Божьей Матери.

Преподобный Серафим обладал чудесным даром христианской любви. От него исходили милосердие и сострадание, которые столь необходимы людям, живущим на этой грешной земле. Многих, приходивших в Саровскую пустынь, он исцелял, примирял с жизнью, наделял душевным покоем. И сегодня люди обращаются к Серафиму Саровскому за помощью.

Святому старцу в городе Сарове и Коренной пустыни поставлены памятники, созданные нашим земляком В. Клыковым.

Если вы придете в Сергиево-Казанский собор, остановитесь перед иконой Серафима. Здесь время словно замедлило свой бег. Изображение мирного старца удивит задумчивой молитвенностью, глубиной взгляда. Кажется, что эти глаза способны видеть всю скрытую сущность человека. И рассеются одиночество и печаль, в душу повеет покоем...

Перед святым ликом несложно представить, как молились наши предки, как просили у Серафима Саровского помощи и заступничества, благодарили за житейские радости, вспоминали умерших, укрепляя тем самым свою родовую память.

Человек должен быть "занят познанием самого себя", - считал Серафим Саровский. А познать себя нельзя без полноценного познания мудрости минувших лет. Вчитайтесь в слова батюшки Серафима, Чудотворца Саровского, поразмышляйте над его советами, наставлениями, задумайтесь над рассуждениями об устройстве мира, о человеческих взаимоотношениях, прочувствуйте те истины, которым учил святой.

Имя Серафима Саровского увековечено на его родине в Курском крае.

О ПОПЕЧЕНИИ О ДУШЕ

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его бессмертна; потому и попечение наше должно относиться более к душе, нежели к телу: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетить ? или что даст человек измену за душу свою (Матф. 16; 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирскаго, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться Своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, котораго возлюбил более всех тварей Своих (Макар. Велик. Сл. о свободе ума. Гл. 32).

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старание должно иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтоб оно способствовало к подкреплению духа.

Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удружение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

Буде же Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога!

О ХРАНЕНИИ СЕРДЦА

Мы непрестанно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всяцем хранением блюди сердце твое: от сих бо исходяща живота (4, 23).

От бдительнаго хранения сердца рождается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Матф. 5: 8).

Что есть лучшаго в сердце, того мы без надобности не должны обнаруживать; ибо тогда только собранное остается в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.


Библиография:
  • Молитвослов. Правильце преподобного Серафима Саровского. - [Дивеево (Нижегор. обл.): Изд. группа Св.-Троице-Серафимо-Дивеев. жен. монастыря, 1998].- 173 с.
  • Наставления и пророчества преподобного Серафима Саровского / С. Саровский. - СПб, 1999. - 192 с.
  • Слово батюшки Серафима / С. Саровский; Сост. В.В. Зеленова, Н. И. Маказан. - Курск, 2000. - 256 с.: ил.
  • Жизнеописание преподобного нашего Серафима - Саровского чудотворца // Жизнеописание достопамятных людей земли русской. X-XX вв.- М., 1992. - С. 256 - 267.
  • Монастырев, И.Е. Курск - родина преподобного серафима Саровского. - Курск, 2004.- 32 с.
  • Поселянин, Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. - СПб, 1908.- 204 с.
  • Серафим Саровский: Житие, пророчества, беседы, задушевное слово. - [Сост. А.Н. Стрижев и др.]. - М., 2003. - 368 с.
  • Степашкин, В. А. Преподобный Серафим Саровский: История рода / В. А. Степашкин. - Курск, 2007. - 108 с.

 

« Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай »

Прп. Серафим Саровский
© Курская областная научная библиотека им. Н.Н.Асеева, 2009