Первый на Москве

« Первый на Москве » 740 лет назад, в 1282 г., был основан древнейший в Москве Данилов монастырь.

Данилов монастырь по праву считается древнейшей иноческой обителью Москвы. В XIII в. в пяти километрах от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, святой благоверный князь Даниил Московский, сын святого великого благоверного князя Александра Невского, основал «первый на Москве» мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника, своего Небесного покровителя, чем придал своей столице бо́льшую значимость, перевел ее в разряд первостепенных русских городов, а через устроение Московского княжества заложил основы существующей сегодня российской государственности. Святой князь Даниил почитается ныне Церковью и православными людьми как небесный покровитель Москвы. Монастырь на старинной литографии. Автор неизвестен

Исследователь истории Кремля Александр Воронов указывает точную дату – 1282 г., когда князь миром решил конфликт между своими братьями Димитрием Переяславским и Андреем Городецким за Владимирское великое княжение и право княжить в Новгороде. Деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, окружѐнный кельями и хозяйственными постройками, стал первым храмом обители. Территория была огорожена тыном — частоколом из мощных брѐвен, вбитым в основание земляного вала. В обители находилась библиотека древних книг, позднее перенесѐнная в ризницу Спасского монастыря в Кремле. Летописи также сообщают, что князь Даниил учредил в основанном им монастыре архимандритию, установив навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупных монастырях). Святой благоверный князь Даниил

В 1293 г. монастырь был разорен во время похода «Дюденѐвой рати» (войск ордынского полководца Тудана, в русских летописях — Дюденя), в ходе которого было захвачено и разорено четырнадцать городов Северо-Восточной Руси, в том числе, и Москва. 17 марта 1303 г., в день памяти преподобного Герасима Иорданского на сорок втором году жизни, приняв схиму с именем в честь святого пророка Даниила, святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу и был погребен, по его завещанию, на общем монастырском кладбище, среди могил почивших иноков этой обители. Погребение князя Даниила

Дальнейшая история Данилова монастыря связана с именем великого князя Иоанна Данииловича Калиты, сына основателя Даниловой обители. В 1330 г. князь Иоанн перевел даниловскую братию в Кремль, где на месте деревянной церкви построил каменный трехапсидный храм, сделав его центром нового великокняжеского монастыря, получившего название Спасского. Сюда же была переведена и архимандрития. Собранная в Данилове библиотека древних книг пополнила собой ризницу монастыря в Кремле. Иоанн I Даниилович Калита

Во второй половине XV в., когда Москва стала политическим и культурным центром Русских земель, великий князь Иоанн III Васильевич пригласил в Москву для перестройки Кремля итальянских зодчих. В 1490 г. было решено перевести Спасскую обитель на Крутицкий холм, на левом берегу Москвы-реки. Монастырь получил наименование Спаса-на-Новом, или Новоспасского. Так Данилов монастырь положил начало новому, одному из самых значительных монастырей Москвы. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас-на-Бору». Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте остался маленький храм, ставший приходским, а рядом — небольшое сельцо Даниловское и кладбище. Однако святой князь Даниил не оставил свое владение. Настало время, когда он начал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Великий князь Иоанн III Васильевич

Возрождение Данилова монастыря на его первоначальном месте произошло во время царствования Иоанна Грозного. К этому времени от обители сохранилось лишь «небрегомо» место Даниловское, и здесь царским иждивением были воздвигнуты новый каменный собор в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, деревянные кельи и другие необходимые постройки. Необычность посвящения престола монастырского храма говорит об особом статусе возрожденной обители, храм должен был стать «собором Соборов», храмом церковных собраний, духовным центром всей Москвы. И то обстоятельство, что духовный центр православной столицы царь Иоанн Грозный создавал именно в Даниловом монастыре, говорит об огромном значении, которое придавалось месту, где был основан «первый на Москве» монастырь и где почивали святые мощи его основателя. Иоанн Грозный установил обычай, по которому ежегодно вместе с митрополитом и собором духовенства посещал монастырь, где в определенный день совершались заупокойные службы по святому князю Даниилу. Царь Иоанн Грозный

Свято-Данилов монастырь. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Фото 1898 г.

В конце ХVI — начале ХVII вв. Данилов монастырь оказался в центре военных и государственных событий. Особенно отличился он в отражении набега войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Русское командование, получив сведения о численности неприятельской армии, отказалось от намерения остановить ее на Оке и отвело полки с пограничных укреплений к столице. Ранним утром 4 июля татары по Серпуховской дороге вышли к Москве и заняли район Котлов (местность на юге Москвы). Монастырь, составляя первое звено в южном защитном поясе старой Москвы, играл важную роль в обороне города от вражеских набегов. Русские полки расположились под Даниловом монастырем в передвижном укреплении — «гуляй-городе». Днем произошел бой, а ночью татары отступили… «Гуляй-город» - передвижное полевое укрепление в XV-XVIII вв.

В 1606 г. близ Данилова монастыря произошло сражение крестьянских войск И. И. Болотникова с армией царя В. И. Шуйского. Полки под управлением военачальника Михаила СкопинаШуйского нанесли поражение восставшим. Иван Болотников

В 1608 г. под стенами Данилова монастырь был казнен один из атаманов восставших самозванец Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин), «лжецаревич Петр» Смутного времени. В сентябре 1610 г. при подходе к Москве войск гетмана Жолкевича казаки Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни, и сожгли его слободу. В 1612 г. здесь же, в монастыре, было созвано общее народное собрание, потребовавшее от царя Василия Шуйского отречения от престола. Василий Шуйский

В 1652 г. были чудесным образом обретены святые мощи преподобного и благоверного князя Даниила. Тогда же князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Фрагмент раки с мощами святого князя Даниила Московского

В XVII и XVIII вв. монастырь продолжал строиться и благоукрашаться, в нем освящались новые престолы. И всѐ это, главным образом, — благодаря попечению о нем русских государей и благотворителей. Был возведен новый храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, каменные стены и башни, Святые врата, надвратная церковь и колокольня, Настоятельский корпус.

В Отечественную войну 1812 г. французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила, но основную часть имущества братия успели спасти: ризницу вывезли в Вологду, а казну — в Троице-Сергиеву Лавру. В 1817 г. была устроена новая серебряная рака для святых мощей преподобного князя Даниила. В 1833-1838 гг. по проекту архитектора Осипа Бове на средства благотворителей монастыря купцов-дворян братьев Константина, Александра и Валентина Куманиных, а также купцов братьев Андрея, Петра и Викола (Вукола) Шестовых был возведен величественный Троицкий собор, который освящал митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный ныне к лику святых. Убранство Троицкого собора. Фото начала XX в.

В первом десятилетии XX в. монастырь неоднократно становился центром московских церковных событий и торжеств. В 1902 г. здесь был открыт приют для престарелых монашествующих Московской епархии. Вскоре больничные палаты соединили с надвратной церковью преподобного Симеона Столпника. Ее обновили на средства одной из благотворительниц. Данилов монастырь. Начало XX в. На фото справа - странноприимный дом, далее - богадельня

12 апреля 1903 г. Москва торжественно отпраздновала 600-летие со дня кончины святого князя Даниила. Состоялся многотысячный крестный ход из Кремля в Данилов монастырь. В 1909 г. в монастыре широко отметили 100-летнюю годовщину со дня рождения Н. В. Гоголя, похороненного около монастыря. В торжествах приняло участие большое количество народа. Расскажем об этом подробнее… Могила Н. В. Гоголя. Современное фото

Одно из самых известных захоронений на территории монастырского Некрополя - это могила известного русского писателя Н. В. Гоголя. Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, рядом со своими друзьями славянофилами. На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время деревянный крест был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух мемориальных форм, – камня «Голгофы», поддерживающего крест, и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его завещанием, в котором он писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном». 31 мая 1931 г. состоялось перенесение праха Николая Васильевича Гоголя. Срочно была организована комиссия по перезахоронению, среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по городу поползли слухи, которые стали бродячими сюжетами городских легенд. При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из известных писателей не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя. Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же и камень «Голгофу», но без креста. Камень позднее выбросили, его случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа. Сегодня в Даниловом монастыре на месте, где был похоронен великий писатель, установлен черный гранитный крест. Крест на могиле – это то, что хотел сам Николай Васильевич Гоголь.

Нельзя не упомянуть об уникальном Даниловом Некрополе, который ведет свою историю от древнего братского монастырского кладбища. В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всѐ это традиционное монашеское служение. Здесь были похоронены выдающиеся деятели русской культуры: художник В. Г. Перов, пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн, религиозные философы и публицисты А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин, поэт Н. М. Языков, видный историк и публицист Ю. И. Венелин. Погребение на монастырском кладбище славянофилов и великого русского писателя Н. В. Гоголя принесло монастырю общественную известность и закрепило за ним особое место в истории русской культуры. Монастырский Некрополь

К середине XIX в. из-за наполненности кладбища было решено расширить территорию монастыря. Западную часть стен XVII столетия разобрали до основания и возвели новую стену с двумя угловыми башнями и проездными воротами (заложенные ворота можно сейчас видеть со стороны Большого Старо-Даниловского переулка). В 1871 г. был выстроен Новый Братский корпус (ныне здесь расположен Отдел внешних церковный связей). Некрополь, разоренный в богоборческие времена

В Некрополе были похоронены известные купцы Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины. На пожертвования братьев Куманиных и братьев Шестовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря. За Александром Алексеевичем Куманиным была замужем Александра Федоровна Нечаева, тетка Ф. М. Достоевского, крестная всех братьев и сестер Федора Михайловича, как и его самого. Александра Федоровна вместе с мужем материально помогала семье Достоевских в воспитании детей, они внесли за Ф. М. Достоевского плату при его поступлении в Инженерное училище, после смерти родителей взяли на себя заботу о племянниках. Некоторые литературоведы полагают, что именно Александра Федоровна Куманина явилась прообразом Антониды Васильевны Тарасевичевой, той самой «лябабуленьки» (la baboulinka) из романа Достоевского «Игрок». А. Ф. Куманина

Но вернемся к истории монастыря… События 1917 г. перевернули весь ход истории не только Данилова монастыря, но и всей страны. Начались невиданные доселе богоборческие гонения на веру. Именно во время этих испытаний древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви XX в. В страшные послереволюционные годы, наполненные террором и воинствующим безбожием, обитель святого князя Даниила просияла как оплот Православной России. 1 мая 1917 г. настоятелем Данилова монастыря Москвы был назначен епископ Феодор (Поздеевский). С приходом нового настоятеля в древней обители началось время особого духовного подъема. До этого на протяжении восьми лет владыка Феодор был ректором Московской Духовной Академии. Обитель в начале XX в. Фото 1910-1917 гг.

Вслед за учителем в Данилов пришли многие его бывшие студенты, помощники и единомышленники. Владыка собирался продолжить начатое им дело: воспитание истинных пастырей для народа, не только хорошо образованных, но и буквально горящих своими убеждениями и зажигающих настоящую веру в народе. Став настоятелем Данилова, он считал одной из своих главных задач привлечение в монастырь ученой братии и создание иноческого братства монаховподвижников, активных защитников Православия, способных противостоять натиску всевозможных «революционных» и «реформаторских» течений в Церкви. Так Данилов в 1920-е гг. стал одним из духовнических центров России. Вся православная Москва съезжалась на богослужения и исповеди в монастырь, появилась целая группа духовников, окормлявших в эти трудные годы всю многочисленную паству обители: архимандрит Георгий (Лавров), архимандрит Симеон (Холмогоров), архимандрит Поликарп (Соловьев), архимандрит Стефан (Сафонов), архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков), иеромонах Павел (Троицкий). Монастырь в 30-е гг. XX в.

По воспоминаниям современников, в 1920-е гг. в Даниловом монастыре наблюдался необыкновенный духовный подъем. В храмах, всегда переполненных народом, царил настоящий молитвенный дух. Знаем мы об этих духовниках и об этом времени, главным образом, благодаря воспоминаниям их духовных чад, которым удалось дожить до наших дней, а также из следственных дел 1920-1930-х гг. Монастырь сполна разделил со всей страной страшные последствия октябрьского переворота: изъятие церковный ценностей и кощунственное использование его святых храмов, исчезновение знаменитых колоколов, отправка в ссылки и тюрьмы духовенства. А самое страшное — расстрел в 1937 г. даниловской братии во главе с отцом настоятелем архиепископом Феодором Поздеевским. Архиепископ Феодор (Поздеевский)

На протяжении долгих семи веков Данилов монастырь неоднократно пытались уничтожить, но каждый раз предстательством своего святого основателя и покровителя обитель возрождалась заново. Именно помощью святого князя Даниила можно объяснить тот факт, что монастырь, основанный в Москве первым, в 1983 г. был первым же возвращен Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. разрушенная почти до основания монашеская обитель была восстановлена, ей был возвращен облик, исторически сложившийся в XVII–XIX вв. Первая братия обители после возвращения монастыря РПЦ. Фото 1983 г.

Сегодня самый древний московский монастырь продолжает свою историю. Он является духовноадминистративным центром Русской Православной Церкви и резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Монастырь – ставропигиальный, т. е. настоятелем его является непосредственно Святейший Патриарх. Повседневной же жизнью монастыря управляет его наместник. За основу богослужебной жизни возрожденной обители был принят Устав ТроицеСергиевой Лавры, да и многие из братии — постриженики Лавры. Двери монастырских храмов всегда открыты для прихожан. С 1989 г. в монастыре открыта воскресная школа. В обители работают Центр духовного развития детей и молодежи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные и иконописные мастерские. Жизнь Даниловой обители по-прежнему протекает под покровительством ее основателя — святого благоверного князя Даниила. Наместник Данилового монастыря епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)

Святыни монастыря: Главной святыней обители являются частички мощей ее основателя – св. блгв. кн. Даниила. Они были обретены в 1652 г. и хранились в обители до 1930 г., когда был закрыт последний монастырский храм. После этого их перенесли в церковь Воскресения Словущего, поблизости от Данилова монастыря; но в 1932 г., когда и этот храм закрыли, мощи бесследно исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей св. Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы. Помещенные в раку частицы мощей св. кн. Даниила передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Произошло это 17 марта 1995 г. В 20-30-х гг. прошлого столетия мощи в ковчежце принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. Находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, хранившему святыню в течение многих лет. Незадолго до своей кончины профессор отдал мощи академику Д. С. Лихачеву, завещав вернуть в Данилову обитель, когда это представится возможным. Лихачев вверил ковчежец, похожий на пенал, с безыскусным изображением кн. Даниила зарубежному православному клирику протоиерею Иоанну Мейендорфу. Из США, объехав полмира, ковчежец в 1995 г. вернулся, наконец, на родину. Сейчас рака с частицей мощей князя Даниила находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой. Рака с частицей мощей святого князя Даниила

К слову сказать, у саркофага князя Даниила - своя интересная история. Первый саркофаг, в котором находились мощи святого, был деревянный; потом, стараниями князя Голицына, была сделана новая деревянная рака с серебряным окладом. В 1812 г. ее забрали французы. В Даниловой обители, они устроили скотобойню, а когда покидали Москву, увезли с собой много ценных вещей: серебряные потиры, церковную утварь. И, в том числе, серебряный оклад с раки князя. Впрочем, как говорила монастырская братия, своим окладом князь Даниил откупил монастырь от французов – поэтому они не взорвали и не разрушили обитель, а только разграбили. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 г. Другая святыня — ковчег с частицами мощей князя Даниила — принадлежала последнему настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, †1937). Этот ковчег также вернулся в Россию из США: предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий передал его Данилову монастырю 30 мая 1986 г. Ковчег пребывает в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа. Ковчежец с мощами князя Даниила в Троицком соборе.

Еще две частицы мощей – в иконах в Покровском храме. Большой образ, написанный в 1980-е гг. игуменом Зиноном (Теодором), расположен на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь, вскоре после его открытия, из Оренбургской епархии. Эта икона – одна из самых почитаемых в обители. Именно около нее совершаются монашеские постриги. Другая икона с частицей мощей – аналойная, небольшого размера, выносится из алтаря для поклонения верующих. Большой образ князя Даниила, написанный игуменом Зиноном (Теодором).

Святыни монастыря: Владимирская икона Божией Матери «с Акафистом» (XVI в.) - самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. Икона была написана для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 г. Серебряный оклад иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его строгой первозданной красоте. В среднике иконы – Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе, называемом Волоколамским. Его особенность – живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI-XII вв. из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамским извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ – один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Владимирский образ с Акафистом

Святыни монастыря: Еще одной святыней обители является икона нашего земляка, святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками. Образ прп. Серафима Саровского

Святыни монастыря: Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова), Даниловского. Этот святой был духовником монастырской братии в самые трудные двадцатые годы прошлого века. В годы гонений на веру преподобноисповедник Георгий, исполняя послушание духовника Даниловой обители, стяжал глубокое почитание среди духовенства и мирян. Сначала послушник Оптиной пустыни, а с 1898 г. - монах, будущий святой стремился стать подвижником в самом высоком смысле этого слова. Настоятелем Мещовского монастыря Калужской епархии о. Георгий был в тяжелейшую пору Первой мировой войны, с 1915 г. и до революции 1917 г. Уже через год после большевистского переворота монастырь был закрыт, а его настоятель попал в застенки ВЧК. В июне 1919 г. о. Георгий был приговорен «революционным трибуналом» к расстрелу, который затем заменили ему пятилетним сроком заключения. Тюрьма стала местом близкого знакомства о. Георгия с крупнейшими церковными иерархами и будущими мучениками: митрополитом Кириллом (Смирновым) и настоятелем Данилова монастыря архиепископом Феодором (Поздеевским). Они взяли бывшего мещовского настоятеля под свое духовное покровительство. Рака с мощами святого Георгия

После освобождения в 1922 г. о. Георгий был принят в число старцев Данилова монастыря. Здесь он занял должность братского духовника. В мае 1928 г. он был вновь арестован. А уже в июне было сфабриковано ложное обвинение, и неправедный суд отправил прозорливого старца в ссылку на три года в казахские степи. Там он тяжело заболел, и это стало основанием для ходатайства о переводе его в Россию. 15 мая 1932 г. о. Георгий был освобожден, ему разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. 4 июля 1932 г. старец, причастившись, скончался на руках своей духовной дочери Татьяны Мельниковой. В 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архимандрита Георгия (Лаврова) к Собору новомучеников и исповедников Российских. 11 октября того же года были обретены его мощи. В настоящее время они пребывают в Москве, в Покровском храме Данилова монастыря. Преподобноисповедник Георгий (Лавров)

Курский след в истории обители: Монастырские колокола. Обратимся к истории Даниловских колоколов и звонницы. Первая монастырская звонница XIII в. была деревянной, как и сам храм преподобного Даниила Столпника. Это могла быть пристроенная к храму или стоящая рядом с ним деревянная конструкция. Очевидно, время создания звонницы совпало со временем основания монастырского храма. Колокола и била появились в России около тысячи лет тому назад, с первых дней Христианства на Руси они являлись «часами» каждой монашеской обители. Царь Иоанн Грозный, возрождая обитель, в 1561 г. вместе с храмом Святых Отцов построил здесь и звонницу. Сам большой знаток колокольных звонов и умелый звонарь, как говорит о нем монастырское предание, он заказал для нее и именной колокол. Еще два колокола весом 40 и 65 пудов (около 600 кг. и 1 т. соответственно) были отлиты в 1682 г. на Пушечном дворе в Москве Федором Моториным, родоначальником знаменитой династии Моториных, и пожалованы монастырю царем Феодором Алексеевичем. Меньший из них сохранился до наших дней и является пятым по весу в историческом ансамбле Данилова. Даниловские колокола. Современное фото.

На следующей странице истории монастырских колоколов мы остановимся подробнее. В 1688-1689 гг. на вклады князя Ивана Барятинского была построена новая каменная шатровая колокольня. Князь подарил обители и довольно большой колокол, литье которого производили прямо на монастырском дворе. На новую колокольню, по-видимому, переместили и первые монастырские колокола, снятые с упраздненной в эти же годы приходской церкви Даниила Столпника. Князь Иван Иванович Барятинский (17721825) — известный в своѐ время англоман и агроном из рода Барятинских, крупный землевладелец, стал создателем усадьбы Марьино под Рыльском. Единственный наследник своего отца, знаменитого дипломата И. С. Барятинского. В 1806-1812 гг. – русский посол при дворе короля Баварии в Мюнхене. По праву рождения принадлежал к самой верхушке русского общества. Внук фельдмаршала принца Голштинского. Мать Екатерина происходила из дома Глюксбургов; еѐ единокровный брат — прадед датского короля Кристиана IX. Князь Иван Иванович Барятинский

В 1780 г. был записан на службу поручиком Екатеринославского кирасирского полка и адъютантом Потѐмкина, а в 1790 г. пожалован в камер-юнкеры и переведѐн в Семѐновский полк. Капитан с 1795 г., он зачислился волонтером в армию, действовавшую в Польше, 1 января 1795 г. награждѐн орденом св. Георгия IV класса. Павел I пожаловал ему в 1799 г. родовое командорство Мальтийского ордена, но затем, вследствие столкновения с Ростопчиным, он был удалѐн от двора. Александр I пожаловал Барятинского в 1801 г. в действительные камергеры и причислил к миссии в Лондоне, где тот женился на дочери лорда Шерборна. Произведѐнный в 1804 г. в тайные советники, он в 1806 г. был назначен посланником в Баварии. Здесь, овдовевший к тому времени, князь в 1813 г. женился вторично – на немецкой графине Марии Келлер (1793-1858), с которой прожил до конца жизни и имел семерых детей: четырѐх сыновей и трѐх дочерей. Вторая жена князя – Мария Барятинская, урожденная Келлер

В 1812 г. князь был отозван со службы и поселился в своѐм курском имении – селе Ивановском, центре его обширных владений (в Курской и Харьковской губерниях у него было более 20 тыс. душ). Барятинский посвятил всю свою жизнь устройству имений и применению на практике приобретѐнных им во время заграничных путешествий агрономических познаний. Отношения к крестьянам были установлены на разумных началах. Несколько лет, проведѐнных в Англии, сделали из Барятинского англомана, и в своей деятельности он поставил себе образцом английского богатого и образованного родовитого лендлорда, заботящегося о своѐм хозяйстве и о просвещении народа. В своѐм любимом Ивановском он устроил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где можно было найти всѐ, что в состоянии дать богатство, соединѐнное с утончѐнным вкусом. Барятинский жил открыто, у него были театр и оркестр. В его концертах принимали участие соседи, известные музыканты братья графы Виельгорские. Сам Барятинский так увлекался музыкой, что упрекал себя в потере времени и поэтому запретил учить музыке своих сыновей, воспитание которых составляло одну из главных его забот. Марьино. Фото конца 19 в.

Человек образованный, умный, даровитый, князь Иван Барятинский был один из самых блестящих представителей высшего придворного общества. Он скончался 15 (27) июня 1825 г. Был похоронен в фамильном склепе в крипте Покровской церкви на территории усадьбы Марьино около села Ивановское. В 1930 гг. могила его была разграблена, а прах сожжѐн. Марьино сегодня.

Но вернемся к звоннице Данилова монастыря. Общий вес колоколов к началу XVIII в. составил 292 пуда (4800 кг). Однако в 1701 и 1710 гг. указом императора Петра I с Даниловской колокольни, как и со многих других, были сняты колокола для литья пушек, и обитель лишилась почти половины своих колоколов. В 1763 г. по монастырской описи значилось 7 колоколов на ярусе звона и 5 колокольчиков, составлявших куранты. В 1795 г., при настоятеле Никифоре (Феотокисе), звонница пополнилась новым колоколом весом 115 пудов (около 2 т.) работы московских мастеров завода Струговщиковых. Позднее, в 1803 г., на этом же заводе отлили колокол «Большой» весом 314 пудов (5 т.). В монастыре недоставало средств на такой крупный колокол, поэтому был организован сбор пожертвований, который продолжался восемь месяцев. В конце XIX в. набор включал уже 14 колоколов. Однако 314-пудовый колокол оказался безнадежно поврежден. В 1890 г. на заводе П. Финляндского Ксенофонтом Веревкиным был перелит самый крупный праздничный благовестник Даниловой обители «Большой» весом 722 пуда (12 т.). Теперь монастырь имел великолепный колокол-тяжеловес. В начале XX в. на звоннице появились еще несколько колоколов. Самый крупный из них весом 365 пудов (6 т.) был отлит в 1904 г. также на заводе П. Финляндского. Второй по весу, этот колокол стал называться «Полиелейный».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика