|
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Двунадесятый Богородичный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля. Установлен он в честь возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. Можно сказать, что Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Именно в Пресвятой Богородице мы находим изумительную способность довериться Богу до конца, без остатка...
Благовещение — один из самых древних Богородичных празднеств. В древности этот день имел различные названия: Благовещение Ангела Марии, Зачатие Христа, Начало искупления. Повсеместно в христианском мире он начал отмечаться лишь с середины VII в.; тогда же за ним окончательно была закреплена дата 7 апреля, которая определилась путем отсчета 9-ти месяцев назад от даты Рождества Христова — 7 января, и он стал называться Благовещением Пресвятой Богородицы. На Русьпраздник пришел в X в. вместе с принятием Христианства. Наши предки говорили: «Благовещение — самый большой у Бога праздник».
Почти всегда Благовещение совпадает со временем Великого поста, поэтому уставом предусмотрено особое чинопоследование.
Приближение Благовещения
Так с вечера пахло весной,
Так облако плыло, ликуя,
Так ласково дождик ночной
Причмокивал, землю целуя,
Так воздух светился с утра...
И все это — не беспричинно:
Ведь Деве Марии пора
Узнать о рождении Сына!..
Валентина Коркина |
|
Об этом очень важном событии — Благовещении — повествуется только в одном Евангелии — у святого Луки. Не будем пересказывать евангелиста, а просто процитируем: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус; Он же будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим …Тогда Мария сказала: се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк., 1, 26-38).
Любви Божественной и веры торжество
Сегодня пред лицом вселенной воссияло —
Таинственно сошло на землю Божество...
День Благовещенья!.. Спасения начало!..
По мановению Создателя-Владыки,
Благовестителем от пренебесных сил —
Пред Девою святой является великий
Бесплотных ангелов начальник Гавриил —
И данное ему вещает повеленье:
«Чего восхощет Бог — молчит природы чин,
От века таинства свершается явленье —
Сын Бога Вышнего бывает Девы Сын!»
И Галилейский град, убогий Назарет,
В смирении своем и нищете ликует;
Над ним спасения сияет дивный свет, —
Архангел благодать земле благовествует.
Представ со тщанием в благословенный дом,
Под кров Иосифов, пред Девою Святою.—
И мы с ним «радуйся» Нетленной вопием,
«Ты, Благодатная во век, Господь с Тобою!»
Л. Бутовский
|
О величии и значении этого праздника протоиерей А. Шмеман писал: «Радость о Благовещении — это радость о Благой вести, принесенной Ангелом, что люди обрели благодать у Бога, и что скоро, — через Нее, через эту никому не известную галилейскую Женщину, начнет совершаться тайна спасения мира: к Ней придет Бог, и придет не в грохоте, не в страхе, а в радости и полноте девства, и через Нее воцарится в мире Ребенок, слабый и беззащитный, но Который навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла. Вот то, что мы празднуем на Благовещение, вот почему праздник этот всегда был и навсегда останется такой радостью, таким светом».
Благовещение
Какую книгу Ты читала
И дочитала ль до конца,
Когда в калитку постучала
Рука Небесного гонца?
Перед лилеей Назаретской
Склонился набожно посол.
Она глядит с улыбкой детской:
Ты — вестник счастья или зол?
Вещает гость, цветок давая:
«Благословенна Ты в женах!»
Она глядит, не понимая,
А в сердце — радость, в сердце — страх.
Румяной розою зардела
И говорит, уняв испуг:
«Непостижимо это дело:
Не знаю мужа Я, Мой друг!»
Спасенья нашего начало
Ей возвещает Гавриил;
Она смиренно промолчала,
Покорна воле высших сил.
И утро новым блеском блещет,
Небесны розы скромных гряд,
А сердце сладостно трепещет,
И узким кажется наряд.
«Вот Я — раба, раба Господня!»
И долу клонится чело...
Как солнцу светится сегодня!
Какой весной все расцвело!
Умолкли ангельские звуки,
И нет Небесного гонца...
Взяла Ты снова книгу в руки,
Но дочитала ль до конца?
Мих. Кузмин |
|
|
Благовещение
Ветвей темнеющие жилы
Блестели первым влажным глянцем.
Носящий имя Гавриила,
Был самым юным из посланцев.
Склонился Он пред Девой спящей,
Жизнь Словом гордым намечая,
В апрельский полдень тот слепящий,
В тот час, затопленный лучами.
А Ей – Его благословенье
И Слова тайное величье
Казались только продолженьем
Игры лучей, осанны птичьей.
Час этот Ей казался даже –
Лишь тишиной, знакомой с детства..
И только непривычно тяжесть
Скользнула медленно под сердцем...
Людмила Колодяжная |
Благовещение
Сегодня день Отроковицы,
День Благовестия святой.
Во храм, с цветами, от денницы
Народ стекается толпой.
И, службе радостной внимая,
Сияньем вешним осенен,
Я слышу, как пророк Исайя
Глаголет вновь сквозь тьму времен, —
Как песнь Невесте Неневестной
Поет в одеждах светлый клир,
И, точно радугой небесной,
Преобразился дольный мир.
А грудь кипит, переживая
Забытый трепет детских дней:
То Ангел, радость возвещая,
Мне детство вновь принес из рая
С молитвой первою моей...
П. Ф. Порфиров, 1898 г |
|
|
Благая весть
Дышит тихая весна,
Дышит светами приветными...
Я сидела у окна
За шерстями разноцветными.
Подбирала к цвету цвет,
Кисти яркие вязала Я...
Был Мне весел Мой обет:
В храм святой завеса алая.
И уста Мои твердят
Богу Сил мольбы привычные...
В солнце утреннем горят
Стены горницы кирпичные...
Тихо, тихо... Вдруг в окне,
За окном, — мелькнуло белое...
Сердце дрогнуло во Мне,
Сердце девичье, несмелое...
Но вошел... И не боюсь,
Не боюсь Я Светлоликого.
Он как брат Мой... Поклонюсь
Брату, вестнику Великого.
Белый дал он Мне цветок...
Не судила я, не мерила;
Но вошел он на порог,
Но сказал, — и Я поверила.
Воля Господа — Моя.
Будь же, как Ему угоднее...
Хочет Он — хочу и Я.
Пусть войдет Любовь Господняя...
Зинаида Гиппиус, 1904 г. |
Благовещение
Уснул во мраке Назарет;
Равнина неба голубая,
Звездами радостно сияя,
Ему с улыбкой шлет привет.
Глубок покой священной ночи;
Перед посланником святым
Она, склонив покорно очи,
Глаголам внемлет неземным:
- О, Благодатная, с Тобою
Господь, живущий в небесах;
Мария, радуйся душою —
Благословенна Ты в женах!»
Благословен отныне, Дева,
Грядущий Плод святого чрева;
Года, столетия пройдут,
Лицо изменится природы,
Но все века и все народы
Тебя Блаженной назовут.
Свершилось дело искупленья
Среди Божественных чудес.
Хвала Тебе, кивот спасенья,
Хвала Тебе, хвала Небес!
Хвала Тебе, о Матерь Бога,
Святой исполнена любви,
Из сени горняго чертога
Внимаешь Ты мольбам земли.
Ты кротким светом упованья
Печальный озаряешь мир,
Врачуешь горе и страданье,
Больным сердцам даруешь мир.
Л. Граве |
|
|
Благая весть
В апрельской синеве орлы парили.
Пылало солнце, накалялся день.
Набрав воды, спускалась вниз Мария...
И вдруг Ее накрыла чья-то тень.
Она взглянула вверх и обомлела.
Остановилась, сняв с плеча кувшин...
Прошли века. Но не уходит Дева
И Ангел возвращаться не спешит.
И так они стоят под сенью храма,
Воздвигнутого в память встречи той.
И кажется, что оживает мрамор,
Навеки породнившись с красотой.
В тот чудный миг Она еще не знала,
Кем станет Сын Ее между людьми.
Еще над Вифлеемом не пылала
Звезда Ее надежды и любви.
Она не знала, как потом все будет,
Что Иисуса ждет неправый суд,
Что вознесут Его в почете люди
И сами же потом и предадут.
Но в этот миг, когда явился Ангел
И передал душе Благую весть,
Она омыла родниковой влагой
Свое лицо... Да и осталась здесь.
Андрей Дементьев |
Благовещение
Кто сей юный? — В ризе света
Он небесно заблистал
И сияющий предстал
Кроткой Деве Назарета.
Дышит радостью чело;
Веют благостию речи;
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто Она? — Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный —
Под ресницами поник;
Скрещены на персях руки;
В персях сдержан тихий вздох!
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый, —
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья;
А пред ним — полна смиренья —
Дева — Матерь Божества!
В. Бенедиктов |
|
|
Благовещение
Деву за чтением книги священной
Ангел застал.
Свыше слетевший, он, вдохновенный,
Деве предстал.
Дивно и страшно мгновенье
Чистой Избраннице Той.
Дева святая в смущенье,
В горнице — свет золотой.
Белые-белые крылья
У Ангела за спиной.
«Не бойся, — сказал он, — Мария,
Радуйся, Бог с Тобой!
Матерью Божия Сына
Будешь», — сказал.
И отошел, и взлетел, и в глубинах
Неба пропал.
Вспыхнуло искрами, блестками
Небо до дна...
«Се, Я раба Твоя, Господи», —
Шепчет Она.
Александр Худошин |
Благовестие
От книги Божьего Завета не отводя святых очей,
Сидела Дева Назарета. Венец Божественных лучей,
Держим неведомой рукою, над Ней торжественно сиял,
И всю прозрачной пеленою свет чудотворный обвивал!..
Читала юная Мария, что предрекал святой Пророк:
Как мир спасти придет Мессия... Зарей румянился восток,
Свод неба был и чист, и ясен, лазурный, темно-голубой,
Был восхитительно-прекрасен; и солнца первый луч златой
Скользил по синеве зеркальной прозрачно-светлых моря вод:
Из глубины же их кристальной второго солнца был восход.
Читала юная Мария дела грядущие Христа;
Как будет свят, велик Мессия от колыбели до Креста...
Ей счастьем сердце исполняло Его двойное Естество:
Но разум Девы удивляло от чистой Девы рождество!..
Читала Дева Галилеи — и верой взор святой горел:
А персей снег, белей лилеи, восторгом чистым пламенел.
Вот, отделившись от эфира, вдруг кто-то воздух заструил,
Слетел из горнего к Ней мира Архангел Божий Гавриил!
Стоял пред Нею неба житель в благоговении святом.
Склонясь главой, Благовеститель на языке Ей рек родном:
«Не бойся, Дева Пресвятая!» — Марии Ангел говорил, —
«Творец, наш Бог, благословляя, Тебя избрать благоволил!
Не бойся, Дева Пресвятая! Твоя душа как рай светла;
За то пред Господом, Благая, Ты милость миру обрела!..
И се, Ты зачала во чреве! Вся тварь, все люди на земле
Поклонятся Пречистой Деве; в Ней Бог, как солнца луч в стекле!..
Сын от Тебя Святой родится; и грех, и смерть Собой сгубя,
О Нем Одном благословится весь мир, спасенный чрез Тебя!»
В ответ Архангелу Мария рекла с душевной простотой:
«Прияв слова твои святые с сердечной веры теплотой,
Моим умом не понимаю, как девой матерью Мне быть?
Еще и мужа Я не знаю; Не быв женою, как родить?»
И снова Ей Благовеститель, Архангел светлый Гавриил,
Святых небес духовный житель, с благоговеньем говорил:
«Ты к небесам — земле дорога! Дух Пресвятой на Тя сойдет,
И сила творческая Бога жизнь в чреве Девы разовьет;
Тем и рождаемое Свято! В нем мир Спасителя найдет,
Дитя, Тобою восприято, Господним Сыном назовет!..»
И сердцем чистая Мария,склоня покорную главу,
Произнесла слова святые: «Пусть, по глаголу твоему,
Рабе Господней будет радость! В святой любви Царя Небес
Пойму и Я сей жизни сладость! На Мне печать Его чудес!..»
И тихо Ангел светлоокий, Пречистой Деве поклонясь,
Уже парил во свод глубокий, к Престолу Бога возносясь!..
Н. Ступин
На Благовещение в старину на Руси совершался особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, Новгороде святители или патриархи всю ночь раздавали благословенные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем, предстоящим в храме. Патриарх Московский, например, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб, государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике в домовом соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Представителям же церковных и светских властей он давал по целому хлебу «укругами» — то есть толстыми ломтями и по целой стопе вина. Эти же укруги с вином получал и простой народ. Неизбывен был в праздник Благовещения и обычай одаривания неимущих— «кормления нищих».
И еще об одном добром обычае этого праздника, который сохранился до наших дней, хотелось бы упомянуть. По давней традиции на Благовещение во многих православных храмах после Божественной Литургии в небо выпускают белых голубей, напоминая о таинственном благодатном действии Святого Духа. Одновременно белоснежные птицы — это и символ чистоты Пресвятой Богородицы; вот почему земля приносит Ей в этот день в подарок нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих доброе известие. Кроме того, Благовещение в русском народе всегда воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — и в природе, и в жизни людей. Поэтому, скорее всего, и с таким восприятием праздника связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток и сетей на волю птиц. Именно об этом — знакомое всем нам с детства стихотворение А. С. Пушкина «Птичка»; «светлый праздник весны», о котором пишет поэт — это Благовещение.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А. С. Пушкин |
|
Благовещенье святое
Благовещенье святое — день великий на Руси,
С ним ты чувство молодое в черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость, грудью полною своей
На сияющую радость, на улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго, в этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога и гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю с горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю выпускала старина.
Приближенье дней Пасхальных проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальних в гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве, о дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве небо с грешною землей.
Все внимая чутким слухом гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя недоступностью чудес,
Эта вечность голубая торжествующих небес.
А. Ф. Иванов-Классик |
|