Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Двунадесятый Богородичный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы  празднуется 7 апреля. Установлен он в честь возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. Можно сказать, что Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Именно в Пресвятой Богородице мы находим изумительную способность довериться Богу до конца, без остатка...

Благовещение — один из самых древних Богородичных празднеств. В древности этот день имел различные названия: Благовещение Ангела Марии, Зачатие Христа, Начало искупления. Повсеместно в христианском мире он начал отмечаться лишь с середины VII в.; тогда же за ним окончательно была закреплена дата 7 апреля, которая определилась путем отсчета 9-ти месяцев назад от даты Рождества Христова — 7 января, и он стал называться Благовещением Пресвятой Богородицы. На  Русьпраздник пришел в X в. вместе с принятием Христианства. Наши предки говорили: «Благовещение — самый большой у Бога праздник».

Почти всегда Благовещение совпадает со временем Великого поста, поэтому уставом предусмотрено особое чинопоследование.

Приближение Благовещения

Так с вечера пахло весной,
Так облако плыло, ликуя,
Так ласково дождик ночной
Причмокивал, землю целуя,
Так воздух светился с утра...
И все это — не беспричинно:
Ведь Деве Марии пора
Узнать о рождении Сына!..  
      

  Валентина Коркина

Об этом очень важном событии — Благовещении — повествуется только в одном Евангелии — у святого Луки. Не будем пересказывать евангелиста,  а просто процитируем: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус; Он же будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим …Тогда Мария сказала: се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк., 1, 26-38).

Любви Божественной и веры торжество
Сегодня пред лицом вселенной воссияло —
Таинственно сошло на землю Божество...
День Благовещенья!.. Спасения начало!..
По мановению Создателя-Владыки,
Благовестителем от пренебесных сил —
Пред Девою святой является великий
Бесплотных ангелов начальник Гавриил —
И данное ему вещает повеленье:
«Чего восхощет Бог — молчит природы чин,
От века таинства свершается явленье —
Сын Бога Вышнего бывает Девы Сын!»
И Галилейский град, убогий Назарет,
В смирении своем и нищете ликует;
Над ним спасения сияет дивный свет, —
Архангел благодать земле благовествует.
Представ со тщанием  в благословенный дом,
Под кров Иосифов, пред Девою Святою.— 
И мы с ним «радуйся» Нетленной вопием,
«Ты, Благодатная во век, Господь с Тобою!»

  Л. Бутовский

О величии и значении этого праздника протоиерей А. Шмеман писал: «Радость о Благовещении — это радость о Благой вести, принесенной Ангелом, что люди обрели благодать у Бога, и что скоро, — через Нее, через эту никому не известную галилейскую Женщину, начнет совершаться тайна спасения мира: к Ней придет Бог, и придет не в грохоте, не в страхе, а в радости и полноте девства, и через Нее воцарится в мире Ребенок, слабый и беззащитный, но Который навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла. Вот то, что мы празднуем на Благовещение, вот почему праздник этот всегда был и навсегда останется такой радостью, таким светом».

Благовещение

Какую книгу Ты читала
И дочитала ль до конца,
Когда в калитку постучала
Рука Небесного гонца?
Перед лилеей Назаретской
Склонился набожно посол.
Она глядит с улыбкой детской:
Ты — вестник счастья или зол?
Вещает гость, цветок давая:
«Благословенна Ты в женах!»
Она глядит, не понимая,
А в сердце — радость, в сердце — страх.
Румяной розою зардела
И говорит, уняв испуг:
«Непостижимо это дело:
Не знаю мужа Я, Мой друг!»
Спасенья нашего начало
Ей возвещает Гавриил;
Она смиренно промолчала,
Покорна воле высших сил.
И утро новым блеском блещет,
Небесны розы скромных гряд,
А сердце сладостно трепещет,
И узким кажется наряд.
«Вот Я — раба, раба Господня!»
И долу клонится чело...
Как солнцу светится сегодня!
Какой весной все расцвело!
Умолкли ангельские звуки,
И нет Небесного гонца...
Взяла Ты снова книгу в руки,
Но дочитала ль до конца?  

Мих.  Кузмин

         Благовещение
Ветвей темнеющие жилы
Блестели первым влажным глянцем.
Носящий имя Гавриила,
Был самым юным из посланцев.

Склонился Он пред Девой спящей,
Жизнь Словом гордым намечая,
В апрельский полдень тот слепящий,
В тот час, затопленный лучами.

А Ей – Его благословенье
И Слова тайное величье
Казались только продолженьем
Игры лучей, осанны птичьей.

Час этот Ей казался даже –
Лишь тишиной, знакомой с детства..
И только непривычно тяжесть
Скользнула медленно под сердцем...

 Людмила Колодяжная

Благовещение

Сегодня день Отроковицы,
День Благовестия святой.
Во храм, с цветами, от денницы
Народ стекается толпой.
И, службе радостной внимая,
Сияньем вешним осенен,
Я слышу, как пророк Исайя
Глаголет вновь сквозь тьму времен, —
Как песнь Невесте Неневестной
Поет в одеждах светлый клир,
И, точно радугой небесной,
Преобразился дольный мир.
А грудь кипит, переживая
Забытый трепет детских дней:
То Ангел, радость возвещая,
Мне детство вновь принес из рая
С молитвой первою моей...  

 П. Ф. Порфиров, 1898 г

       Благая весть

Дышит тихая  весна,
Дышит светами приветными...
Я сидела у окна
За шерстями разноцветными.
Подбирала к цвету цвет,
Кисти яркие вязала Я...
Был Мне весел Мой обет:
В храм святой завеса алая.
И уста Мои твердят
Богу Сил мольбы привычные...
В солнце утреннем горят
Стены горницы кирпичные...
Тихо, тихо... Вдруг в окне,
За окном, — мелькнуло белое...
Сердце дрогнуло во Мне,
Сердце девичье, несмелое...
Но вошел... И не боюсь,
Не боюсь Я Светлоликого.
Он как брат Мой... Поклонюсь
Брату, вестнику Великого.
Белый дал он Мне цветок...
Не судила я, не мерила;
Но вошел он на порог,
Но сказал, — и Я поверила.
Воля Господа — Моя.
Будь же, как Ему угоднее...
Хочет Он — хочу и Я.
Пусть войдет Любовь Господняя...

Зинаида Гиппиус, 1904 г.

      Благовещение

Уснул во мраке Назарет;
Равнина неба голубая,
Звездами радостно сияя,
Ему с улыбкой шлет привет.

Глубок покой священной ночи;
Перед посланником святым
Она, склонив покорно очи,
Глаголам внемлет неземным:

- О, Благодатная, с Тобою
Господь, живущий в небесах;
Мария, радуйся душою —
Благословенна Ты  в женах!»

Благословен отныне, Дева,
Грядущий Плод святого чрева;
Года, столетия пройдут,
Лицо изменится природы,
Но все века и все народы
Тебя Блаженной назовут.

Свершилось дело искупленья
Среди Божественных чудес.
Хвала Тебе, кивот спасенья,
Хвала Тебе, хвала Небес!

Хвала Тебе, о Матерь Бога,
Святой исполнена любви,
Из сени горняго чертога
Внимаешь Ты мольбам земли.

Ты кротким светом упованья
Печальный озаряешь мир,
Врачуешь горе и страданье,
Больным сердцам даруешь мир
.

Л. Граве

 Благая весть

В апрельской синеве орлы парили.
Пылало солнце, накалялся день.
Набрав воды, спускалась вниз Мария...
И вдруг Ее накрыла чья-то тень.

Она взглянула вверх и обомлела.
Остановилась, сняв с плеча кувшин...
Прошли века. Но не уходит Дева
И Ангел возвращаться не спешит.

И так они стоят под сенью храма,
Воздвигнутого в память встречи той.
И кажется, что оживает мрамор,
Навеки породнившись с красотой.

В тот чудный миг Она еще не знала,
Кем станет Сын Ее между людьми.
Еще над Вифлеемом не пылала
Звезда Ее надежды и любви.

Она не знала, как потом все будет,
Что Иисуса ждет неправый суд,
Что вознесут Его в почете люди
И сами же потом и предадут.

Но в этот миг, когда явился Ангел
И передал душе Благую весть,
Она омыла родниковой влагой
Свое лицо... Да и осталась здесь
.  

 Андрей Дементьев

         Благовещение

Кто сей юный? — В ризе света
Он небесно заблистал
И сияющий предстал
Кроткой Деве Назарета.

Дышит радостью чело;
Веют благостию речи;
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.

Кто Она? — Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный —
Под ресницами поник;

Скрещены на персях руки;
В персях сдержан тихий вздох!
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый, —
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья;
А пред ним — полна смиренья —
Дева — Матерь Божества!     

 В. Бенедиктов

Благовещение

Деву за чтением  книги священной
Ангел застал.
Свыше слетевший, он, вдохновенный,
Деве предстал.

Дивно и страшно мгновенье
Чистой Избраннице Той.
Дева святая в смущенье,
В горнице — свет золотой.

Белые-белые крылья
У Ангела за спиной.
«Не бойся, — сказал он, — Мария,
Радуйся, Бог с Тобой!

Матерью Божия Сына
Будешь», — сказал.
И отошел, и взлетел, и в глубинах
Неба пропал.

Вспыхнуло искрами, блестками
Небо до дна...
«Се, Я раба Твоя, Господи»,
Шепчет Она.   

Александр Худошин

Благовестие

От книги Божьего Завета не отводя святых очей,
Сидела Дева Назарета. Венец Божественных лучей,
Держим неведомой рукою, над Ней торжественно сиял,
И всю прозрачной пеленою свет чудотворный обвивал!..
Читала юная Мария, что предрекал святой Пророк:
Как мир спасти придет Мессия... Зарей румянился восток,
Свод неба был и чист, и ясен, лазурный, темно-голубой,
Был восхитительно-прекрасен; и солнца первый луч златой
Скользил по синеве зеркальной прозрачно-светлых моря вод:
Из глубины же их кристальной второго солнца был восход.
Читала юная Мария дела грядущие Христа;
Как будет свят, велик Мессия от колыбели до Креста...
Ей счастьем сердце исполняло Его двойное Естество:
Но разум Девы удивляло от чистой Девы рождество!..
Читала Дева Галилеи — и верой взор святой горел:
А персей снег, белей лилеи, восторгом чистым пламенел.
Вот, отделившись от эфира, вдруг кто-то воздух заструил,
Слетел из горнего к Ней мира Архангел Божий Гавриил!
Стоял пред Нею неба житель в благоговении святом.
Склонясь главой, Благовеститель на языке Ей рек родном:
«Не бойся, Дева Пресвятая!» — Марии Ангел говорил, —
«Творец, наш Бог, благословляя, Тебя избрать благоволил!
Не бойся, Дева Пресвятая! Твоя душа как рай светла;
За то пред Господом, Благая, Ты милость миру обрела!..
И се, Ты зачала во чреве! Вся тварь, все люди на земле
Поклонятся Пречистой Деве; в Ней Бог, как солнца луч в стекле!..
Сын от Тебя Святой родится; и грех, и смерть Собой сгубя,
О Нем Одном благословится весь мир, спасенный чрез Тебя!»
В ответ Архангелу Мария рекла с душевной простотой:
«Прияв слова твои святые с сердечной веры теплотой,
Моим умом не понимаю, как девой матерью Мне быть?
Еще и мужа Я не знаю; Не быв женою, как родить?»
И снова Ей Благовеститель, Архангел светлый Гавриил,
Святых небес духовный житель, с благоговеньем говорил:
«Ты к небесам — земле дорога! Дух Пресвятой на Тя сойдет,
И сила творческая Бога жизнь в чреве Девы разовьет;
Тем и рождаемое Свято! В нем мир Спасителя найдет,
Дитя, Тобою восприято, Господним Сыном назовет!..»
И сердцем чистая Мария,склоня покорную главу,
Произнесла слова святые: «Пусть, по глаголу твоему,
Рабе Господней будет радость! В святой любви Царя Небес
Пойму и Я сей жизни сладость! На Мне печать Его чудес!..»
И тихо Ангел светлоокий, Пречистой Деве поклонясь,
Уже парил во свод глубокий, к Престолу Бога возносясь!..  

Н. Ступин

На Благовещение в старину на Руси совершался особый  «чин хлебопреломления»  —  за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, Новгороде святители или патриархи всю ночь раздавали благословенные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем, предстоящим в храме. Патриарх Московский, например, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб, государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике в домовом соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Представителям же церковных и светских властей он давал по целому хлебу «укругами» — то есть толстыми ломтями и по целой стопе вина. Эти же укруги с вином получал и простой народ. Неизбывен был в праздник Благовещения и обычай одаривания неимущих— «кормления нищих».

И еще об одном добром обычае этого праздника, который сохранился до наших дней, хотелось бы упомянуть. По давней традиции на Благовещение во многих православных храмах после Божественной Литургии в небо выпускают белых голубей, напоминая о таинственном благодатном действии Святого Духа. Одновременно белоснежные птицы — это и символ чистоты Пресвятой Богородицы; вот почему земля приносит Ей в этот день в подарок нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих доброе известие. Кроме того, Благовещение в русском народе всегда воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — и в природе, и в жизни людей. Поэтому, скорее всего, и с таким восприятием праздника связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток и сетей на волю птиц. Именно об этом — знакомое всем нам с детства стихотворение А. С. Пушкина «Птичка»; «светлый праздник весны», о котором пишет поэт — это Благовещение.

  Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному  творенью
Я мог свободу даровать!  
   

  А. С. Пушкин

Благовещенье святое

Благовещенье святое — день великий на Руси,
С ним ты чувство молодое в черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость, грудью полною своей
На сияющую радость, на улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго, в этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога и гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю с горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю выпускала старина.
Приближенье дней Пасхальных проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальних в гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве, о дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве небо с грешною землей.
Все внимая чутким слухом гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя недоступностью чудес,
Эта вечность голубая торжествующих небес.     

А. Ф. Иванов-Классик