Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Сретение Господне.

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на 40-й день по рождении Христа Пресвятая Дева Мария принесла Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы, как говорит слово Божие, «представить пред Господа» (Лк., 2,22), посвятить Господу.

Пресвятая Дева принесла Младенца Иисуса в храм, так как еврейский закон предписывал каждой матери в 40-й день по рождении первенца приносить ребенка в храм для представления Богу и принесения жертвы. Придя в церковь, Матерь Божия встретила там праведного старца Симеона. Благочестивый старик жил в Иерусалиме и занимался тем, что переводил священные книги с еврейского языка на греческий. Много десятилетий назад, переводя пророчество святого Исайи, в котором сказано было: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына...» (Исайя, 7, 14), Симеон счел, что слово «Дева» написано по ошибке и хотел заменить его словом «Жена», но Ангел Господень остановил его руку и оповестил старца, что он не умрет, пока сам не увидит эту Деву — Богородицу — и Ее Сына Иисуса Христа, не встретится с ними и не возьмет Младенца на руки. По преданию, Симеон жил очень долго, — более 300 лет, он был очень стар, устал от ожидания и ждал смерти, как избавления... Однажды по наитию он пришел в Иерусалимский храм в то же время, когда Дева Мария принесла туда и Своего Сына. Святой старец взял Младенца на руки, чтобы совершить над Ним законный обряд, благословил Его и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу Твою Израиля». Так родилась чудная молитва, которая поется в православных храмах в конце каждой вечерни на закате дня.

Святые Иосиф с Девой Марией дивились словам старца. Симеон благословил их и добавил, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк., 2, 34-35), предсказав Ее будущую великую скорбь.

По словам иеромонаха Филадельфа, «в лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в Себе Младенец Христос». В этот день произошла и еще одна встреча Богомладенца — с пророчицей Анной, старой вдовой, которая, «в то время подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Израиле» (Лк., 2, 37).

О духовной значимости этого праздника для всех христиан богослов протоиерей о. Александр Шмеман так говорит: «Не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидании встречи с главным? Вот вопрос Сретения... Праздник Сретения Господня — праздник встречи души с Любовью, с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».

Сретенье

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора Небес
вершины скрывали, сумев рапластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:

«Сегодня,реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем, что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В Лежащем сейчас на раменах Твоих —
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там  не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сретение

Как Иов, ждем, разорены,
Творя молитву, благодарны
Тому, что соединены
Дни – верной вехой календарной.
Что вечен снег, туманя даль
Дней, успокоенных равниной,
Что праведно хранит февраль
Порядок праздников в глубинах.
Сквозь снеговой оклад времен,
Сквозь хлопья февраля сырые –
Сретенья тени: Симеон,
Иосиф, Девы Сын, Мария...
Слова сбываются из глав
Завета прежнего, пророков –
И старец смертный на руках
Бессмертного возносит Бога...
И долгих дней его тропа
Строкой притихшею обвита...
«Ты отпущаеши раба...» –
Слов старых – новая молитва –
«Владыко, отхожу к Твоим
Путям – бессмертия, успенья,
Спокоен я – очам земным
Твое увиделось спасенье...»

Порядок праздников февраль,
Врачующий, хранит в глубинах,
Где вечен снег, туманя даль
Дней, успокоенных равниной...   

Людмила Колодяжная

Христианский мир отмечает этот праздник с IV века, Русь — с X в... И сегодня сохранился у нас обычай приносить новорожденных малышей в храм. Мать приносит ребенка в церковь, отдает его в руки священнику, и тот читает над малышом молитву: «Благослови, Господи, младенца, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобомудрствуй... Возрасти младенца на Тебе благоугодное и благое дело, отгоняя от него всякую силу знамением креста... Потому что Ты, Господи, хранишь младенцев».