ТВОРЧЕСТВО
«Тридцать лет после войны, осенью...»
Е. Джичоева
...В последнее время много говорят и пишут о К. Воробьеве, от-
мечая при этом, что написано все еще мало, считают, и справедливо,
что имя К. Воробьева стало в нашей литературе символом чести. Вот
уж и впрямь: наступило время Константина Воробьева, как сказал
один критик.
С горечью думаешь, что наступило несколько поздновато: ему
бы наступить при жизни писателя. Конечно, А. Твардовский был
прав, когда говорил, имея в виду литературные судьбы, что на этом
свете лучше недополучить, чем переполучить: «Рано или поздно все
размещается по своим полкам». Жаль, что размещается иногда
слишком поздно, жаль, что мы бываем так непростительно слепы и
медлительны, так скупы на добрые слова и жесты. Жаль, что гово-
рим с опозданием те справедливые слова, которые так нужны быва-
ют при жизни.
А при жизни – «или ругали, или молчали. В общем, все как по-
ложено», – писал К. Воробьев в одном из писем. Говорил (и не раз
повторял), что равнодушен к хуле, иначе просто невозможно было
бы ни жить, ни работать, но равнодушен не был: недобрые и неспра-
ведливые слова ранили, приносили огорчения, так же как добрые –
радость и удовлетворение, придавали силы.
Но таких слов при жизни было сказано мало, и уж, конечно, в
«обойме» он не числился – я имею в виду «обойму» писателей воен-
ной прозы.
Разумеется, дело тут не в качестве прозы – качество давало та-
кую возможность. Здесь были как минимум две причины. Причина
Джичоева, Е. Притяжение : сборник литературно-
критических статей / Е. Джичоева. – Воронеж,
1987. – С. 90-119.