17
Обязанность
– это то, что подлежит
безусловному
выполнению
кем-нибудь, что необходимо для выполнения
по общественным требованиям или внутренним побужде-
ниям.
Для дошкольного возраста
характерна малая степень
развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответ-
ственным, ребенок должен уметь прогнозировать послед-
ствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после како-
го наступают санкции. Ребенок постепенно узнает правила
и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа
ответственного поведения в будущем.
Законом не урегулированы обязанности дошкольни-
ков, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обя-
занности появляются у детей с момента начала обучения в
школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не оз-
начает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но
эти обязанности устанавливают для них сами родители и
тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной се-
мье. Из обязанностей дошкольников можно выделить ос-
новные:
- слушаться родителей и лиц их заменяющих, прини-
мать их заботу и воспитание за исключением случаев пре-
небрежительного, жестокого, грубого, унижающего обра-
щения, эксплуатации;
- уборка в собственной комнате, помощь родителям по
хозяйству и так далее;
- соблюдать правила поведения, установленные в вос-
питательных и образовательных учреждениях.
Процесс развития ответственности происходит посте-
пенно. Так,
до 2 лет
- возраст, когда ребенок не способен
проследить связи между своими действиями и наступив-
шими последствиями. Для него всякое последствие насту-
пает неожиданно. Он ориентируется на то, какую реакцию