24
Часть библиотек, не имея возможности создать и поддерживать самостоятельные сайты и
считая необходимым предоставлять информацию о своей деятельности, создала официальные
страницы на сайтах территориальных образований и/или группы в социальных сетях. Так для
расширения круга пользователей, установления новых профессиональных контактов Халинская
с/б Курского района и МБ Медвенского района имеют веб-страницы на официальном сайте
муниципальных образований. Ряд муниципальных библиотек создали группы в популярных среди
населения социальных сетях «ВКонтакте» (ЦГБ г.Железногорска, ЦСБ г. Курска, МБ Обоянского и
Поныровского районов), «Фейсбуке» (ЦСБ г. Курска, ЦГБ г. Железногорска), «Одноклассниках»
(ЦСБ г. Курска, ЦГБ г. Железногорска, ЦГБ г. Щигры, МБ Курского, МБ Обоянского, МБ
Рыльского, МБ Черемисиновского районов), где размещаются материалы о мероприятиях,
проводимых библиотеками, новых поступлениях, презентациях книг и др. При разработке
концепции страницы многие библиотеки, как правило, опираются на собственное представление о
том, что может быть интересно посетителю.
Современная общедоступная библиотека сегодня удовлетворяет информационные
потребности своих пользователей максимально оперативно, полно, предоставляя необходимые
дополнительные сервисы и комфортные условия. За отчетный год библиотеки области,
оснащенные компьютерами и доступом к сети Интернет, имели возможность не только
предоставлять доступ к глобальной сети, но и оказывать пользователям такие услуги, как помощь
в навигации по ресурсам Интернет, сканирование и печать документов, работа с правовыми
документами из справочно-поисковых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Законодательство
России». Среди новых услуг общедоступных библиотек – создание условий для работы с сайтами
государственных услуг и другими электронными сервисами, обучение навыкам использования
ИКТ и эффективному поиску информации, прежде всего, общественно значимой.
На сегодняшний день справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках носит
динамичный характер, взаимодействуя с электронной средой. Процессы справочно-
библиографического обслуживания постепенно перемещаются в Интернет. Все большее
распространение получают
виртуальные справочные службы
(ВСС) или виртуальные столы
справок, основанные на принципах общедоступности, бесплатности, оперативности и
предполагающие создание на сайте специальной формы, в которой читатели могут оставить свои
запросы и через определенное время получить ответ.
Подобные справочные службы существуют как на сайтах областных библиотек, так
постепенно начинают эту услугу продвигать и муниципальные библиотеки. Виртуальная
справочная служба работает на сайте ЦБ
г. Курска и г. Железногорска. В режиме он-лайн можно
получить виртуальную справку в межпоселенческих библиотеках Фатежского и Пристенского
районов, обратную связь с пользователем предоставляют сайты межпоселенческих библиотек
Льговского, Солнцевского и Поныровского районов. На сегодняшний день виртуальные
справочные службы библиотек становятся привычным видом общей справочной работы
муниципальных библиотек Курской области.
Одним из основных условий информатизации является приобретение специализированного
программного обеспечения
(ПО), которое используется для учета и каталогизации фондов,
представления каталогов для читателей, заказа литературы, электронной доставки документов и
др. К сожалению, из-за недостаточного финансирования, специализированное программное
обеспечение для автоматизации библиотечных процессов и создания электронных каталогов слабо
приобретается.
Автоматизированные технологии (АБИС «ИРБИС 32/64») для обработки поступлений и
ведения
электронного каталога
(ЭК) используют 8 библиотек области (3 государственных и 5
муниципальных), на конец отчетного года общий объем записей составляет 207,1 тыс. ед. (+20,1