30
пособиями "малых форм": буклетами, памятками, листовками, закладками. Издания такой формы
оперативны, помогают своевременно донести до пользователя информацию о новой литературе,
обо всем, что интересно пользователю. Вся издательская деятельность библиотек осуществлялась
собственными силами, несмотря на то, что сельские филиалы ограничены в техническом
оснащении.
Для примера можно привести следующие издания: буклеты «Святое имя матери» (ко Дню
матери) (Черемисиновский район), «Два гения русской словесности: Добролюбов и Пушкин» (к
180-летию со дня рождения Н.А. Добролюбова), «Утверждение в степени Мастера» (о творчестве
М.А. Булгакова) (Беловский район), «Книга в кадре», «Мы выбираем жизнь» (Большесолдатский
район), «Поиск. Призвание. Профессия» (о профориентации молодежи) (Кореневский район) и др.;
закладки: «Классики: Н.М. Карамзин» (Беловский район), «Книга друг, учитель и целитель»
(Большесолдатский район), «Герои экранов и книжных полок» (Кореневский район) и пр.;
памятки: «Русские словари и справочники», «Есть имена - есть даты» (Большесолдатский район);
«Святыни нашего города», «Осторожно! Спайсы убивают» (Рыльский район); рекомендательные
списки: «Недолгий мой и горький век» (по творчеству Н.С. Гумилева), (Беловский район), «Мы
будем помнить поименно» (к 75-летию начала Великой Отечественной войны) (Кореневская МБ);
«Книжная коллекция "Человек-загадка"» (Щигровский район) и др.
Востребованными
остаются
библиографические
указатели:
«Библиотекарь
в
кинематографе», «Читаем всей семьей» (Щигровский район), «Суровая правда Победы», «К
истокам народной культуры» (Хомутовский район).
Библиотеки области еще недостаточно активно взяли на вооружение такую форму
пропаганды чтения и привлечения внимания к книгам как создание буктрейлеров.
Формирование информационной культуры пользователей.
Информационная культура
общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждого
человека, которая продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая уникальная роль в
формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Границы библиотечно-
библиографической грамотности стали расширяться. К ней стали предъявляться новые требования
и вводиться новые составляющие. Появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-
библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения
и навыки, необходимые пользователю для полноценного выбора, восприятия и понимания
произведения печати, документов, информации.
Сегодня формирование информационной культуры отличается большим многообразием
новых форм и комплексными информационно-библиографическими занятиями.
Популярной формой библиографического обучения остаются экскурсии по библиотеке, в
процессе которых даются краткие сведения о библиотеке, отмечается особенность каталогов и
картотек, обращается особое внимание на справочный фонд:
«Знакомство с библиотекой»
(Тимский район), «Путешествие в страну каталогов» (Мантуровский район) и пр.
Наиболее
распространенная
форма
-
индивидуальные
консультации
по
библиографическому разысканию и методике работы с литературой: «СБА - информационное
сердце библиотеки», «Методика конспектирования и реферирования», «Как правильно составить
список использованной литературы» (ЦБС г. Курчатова).
Групповое консультирование представлено беседами, лекциями о том, как развивать и
совершенствовать свою информационную культуру: «Приемы рационального чтения», «Гигиена
чтения и ее соблюдение» (ЦБС г. Курчатова). Организация обучения группы читателей поиску
информации в Интернете («Изучение поисковых систем и справочников Интернета» (ЦБС г.
Курчатова), «Путешествие в страну Интернет» (Советский район). Особе место отведено