36
Среди методов распространения историко-краеведческих знаний популярность
приобретают
лекции, краеведческие уроки.
Организация краеведческих уроков подразумевает
систематичность и регулярность, включение их в учебные планы образовательного учреждения,
привлечение местных краеведов, сотрудничество школ (в них чаще всего проходят краеведческие
уроки) и библиотек. Только тогда они будут эффективной формой просветительской деятельности
библиотеки, передавая системное краеведческое знание о конкретной территории. В Медвенской
МБ проведен урок искусства «Он кистью чудеса творил», посвященный уроженцу п. Медвенка
Е.М. Чепцову, сыгравшему значительную роль в становлении и развитии советской жанровой
живописи.
Для молодежной аудитории библиотечные работники используют активные, эмоционально
насыщенные формы работы, такие как: праздники, конкурсы, викторины, краеведческие часы,
презентации. Например: литературно-музыкальный час «Афганистан – незаживающая рана»
(Медвенский район). На мероприятие были приглашены участники боевых действий в
Афганистане С. С. Харитонов и В. З. Руфуля. Так же Медвенской МБ был подготовлен час
интересных сообщений «Наша гордость – заповедник им. В. Алехина». В Щигровской МБ
состоялся информационный час «Гений ракетного вооружения», посвященный 95-летию со дня
рождения Почетного гражданина г. Щигры С. П. Непобедимого. Сосновская с/б-филиал
Горшеченской МБ провела краеведческий час «Жизнь, застывшая в бронзе», посвященный
творчеству И. А. Минина, известного курского скульптора, заслуженного художника РФ.
В наши дни изучение истории родного края переживает небывалый всплеск интереса.
Библиотеки Курской области также занимаются
краеведческой исследовательской работой
.
Прежде всего, эта работа направлена на поиск информации по истории своих сельских поселений.
Вся собираемая информация документируется (записывается на соответствующий носитель с
указанием источника, автора, даты и места фиксации) и по возможности предоставляется в виде,
обеспечивающем долговременное хранение и доступность и за пределами места создания.
Созданные документы обязательно отражаются в краеведческом СБА.
Так, Щигровская МБ ведет сбор материала для книги к 90-летию образования Шигровского
р-на, которое будет отмечаться в 2018 г.; сбор материалов в накопительные папки «Щигровский
район: прошлое и настоящее», «Дворяне Марковы: родословная и дела», Книга почета «Край мой
славен именами», «История Щигровской районной библиотеки». Большим дополнением к
краеведческому фонду Фатежской МБ являются папки-накопители краеведческой информации
«Местное самоуправление», «Социально-экономическое развитие района», «Мы отстояли это
право жить». Поныровская МБ ведет сбор материала в альбом «Энциклопедия ушедших и
уходящих деревень». Собранные библиотеками материалы служат подспорьем в проведении
массовых мероприятий, оформлении выставок, выполнении запросов пользователей.
Сочетание разнообразных форм мероприятий, методов предоставления информации и
методов работы с пользователями позволяет библиотеке наполнять новым содержанием и
развивать традиционные направления деятельности и искать новые. В поисках новых путей
распространения краеведческих знаний библиотеки нередко выходят за пределы чисто
библиотечных форм. Сотрудничество с краеведческими музеями, архивами, местными
краеведами, общественными объединениями и школами повышает качество и статус проводимых
мероприятий.