25
Дом
-
музей
систематически
пропагандирует
творчество
Петра
Ильича
Чайковского
,
проводит
лекции
,
концерты
,
устраивает
выставки
.
Гений
Чайковского
вечен
.
Его
оперы
и
балеты
не
сходят
со
сцен
мировых
театров
.
Его
фортепианные
пьесы
,
камерная
музыка
,
оркестровые
сочинения
звучат на
концертных
эстрадах
всех
континентов
.
Рояль Чайковского
–
это
«
душа
»
дома
.
В
обычное
время
рояль
всегда
закрыт
на
ключ
,
и
ничья
рука не притрагивается
к
его
клавишам
.
Но
дважды
в
год
поднимается
черная
дека
,
с
мягким
стуком
откидывается
крышка
клавиатуры
;
кто
-
нибудь
из
выдающихся
пианистов
садится
за
рояль
–
и
в
доме
,
где жил и
творил Чайковский
,
раздается
его
вечно живая музыка
.
Дважды
в
году
–
в
день
рождения
композитора
, 7
мая
,
и
в
день
его
памяти
, 6
ноября
,
старый
беккеровский
рояль
наполняет
волшебными
звуками
и
уютную
гостиную
,
и
примыкающие
к
ней
комнаты
,
и
подступивший
к
окнам
дома
парк
.
Эта
традиция
прочно
вошла
в
жизнь
Клинского
дома
-
музея
.
Когда
-
то
в
клинской
гостиной
пели Л
.
В
.
Собинов
,
А
.
В
.
Нежданова
,
И
.
С
.
Козловский
.
На
рояле
П
.
И
.
Чайковского
играли
пианисты
с
мировыми
именами
:
Александр
Гольденвейзер
,
Эмиль
Гилельс
,
Лев
Оборин
,
Святослав
Рихтер
,
Владимир
Горовиц
и
многие
многие
другие
.
По
установившейся
традиции
лауреаты Международных
конкурсов
имени Чайковского
приезжают
в
дом
великого
русского
композитора
и
исполняют
здесь
его
произведения
.
На
рояле
Чайковского
его
произведения
исполняли
Вэн
Клайберн
,
лауреат
Первого
конкурса
,
Джон
Огдон
,
Алексей
Наседкин
,
Виктор
Ересько
,
Александр
Слободяник
,
Владимир Крайнев
,
Михаил Плетнев
,
Борис Березовский и
другие
.
С
разных
концов
земного
шара
приезжают
в
Дом
-
музей
великого
композитора
почитатели
его
таланта
. «
Нет на
земле места
,
куда
бы
я
стремился
с
более
глубоким
чувством
любви
и
уважения
,
чем
в
этот
дом
,
в
котором жил мой
любимый
и
обожаемый
композитор
,
в
котором
он
писал
свою
восхитительную
музыку
», –
эти
слова
написал
в
книге
отзывов
о
Доме
-
музее
П
.
И
.
Чайковского
всемирно
известный
английский
композитор
Бенджамин
Бриттен
.
Ивановка
Сергей
Васильевич
Рахманинов
–
великий
русский
композитор
,
пианист
и
дирижер
,
крупнейший
представитель
русского
реалистического
музыкального
искусства
–
на
протяжении
28
лет
был
близко
связан
с Тамбовским
краем
.
С
июня
1890
по
апрель
1917
года
он
почти
каждую
весну
,
лето
и
начало
осени
жил
и
работал
в
имении
Ивановка
,
принадлежавшим
его родственникам Сатиным
.
Ивановка
была
любимой
творческой
лабораторией
Рахманинова
.
Здесь
,
в
уединении
и
тишине
,
он
мог
по
-
настоящему
сосредоточиться
и
работать
спокойно
после
напряженной
артистической
деятельности и жизни
в
столице
.
Ивановка
обостряла
его
национальное
самосознание
и
побуждала
к
признанию
в
любви
ко
всему
,
что
было
для
него
Родиной
.
Сильно
и
глубоко
чувствующий
,
но
скрытный
и
сдержанный
в
общении
с
людьми
,
Рахманинов
до
конца
откровенным
был
в
музыке
.
Эти
откровения и признания мы находим прежде
всего
в
тех
произведениях
,
которые
рождались
в
Ивановке
.
А
через
нее
прошло
почти
все
,
написанное
Рахманиновым
:
Первая
и
Вторая
симфонии
,
симфонические
пьесы
«
Цыганское
каприччио
», «
Утес
», «
Остров
мертвых
»,
все
четыре
концерта
для
фортепиано
с
оркестром
;
оперы
«
Скупой
рыцарь
»
и
«
Франческа
да
Римини
»,
кантата
«
Весна
», «
Литургия
Иоанна
Златоуста
»,
вокально
-
симфоническая
поэма
«
Колокола
»;
сонаты
–
виолончельная
и
две
фортепианных
;
вариации
на
тему
Шопена
,