Previous Page  27 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 38 Next Page
Page Background

25

Дом

-

музей

систематически

пропагандирует

творчество

Петра

Ильича

Чайковского

,

проводит

лекции

,

концерты

,

устраивает

выставки

.

Гений

Чайковского

вечен

.

Его

оперы

и

балеты

не

сходят

со

сцен

мировых

театров

.

Его

фортепианные

пьесы

,

камерная

музыка

,

оркестровые

сочинения

звучат на

концертных

эстрадах

всех

континентов

.

Рояль Чайковского

это

«

душа

»

дома

.

В

обычное

время

рояль

всегда

закрыт

на

ключ

,

и

ничья

рука не притрагивается

к

его

клавишам

.

Но

дважды

в

год

поднимается

черная

дека

,

с

мягким

стуком

откидывается

крышка

клавиатуры

;

кто

-

нибудь

из

выдающихся

пианистов

садится

за

рояль

и

в

доме

,

где жил и

творил Чайковский

,

раздается

его

вечно живая музыка

.

Дважды

в

году

в

день

рождения

композитора

, 7

мая

,

и

в

день

его

памяти

, 6

ноября

,

старый

беккеровский

рояль

наполняет

волшебными

звуками

и

уютную

гостиную

,

и

примыкающие

к

ней

комнаты

,

и

подступивший

к

окнам

дома

парк

.

Эта

традиция

прочно

вошла

в

жизнь

Клинского

дома

-

музея

.

Когда

-

то

в

клинской

гостиной

пели Л

.

В

.

Собинов

,

А

.

В

.

Нежданова

,

И

.

С

.

Козловский

.

На

рояле

П

.

И

.

Чайковского

играли

пианисты

с

мировыми

именами

:

Александр

Гольденвейзер

,

Эмиль

Гилельс

,

Лев

Оборин

,

Святослав

Рихтер

,

Владимир

Горовиц

и

многие

многие

другие

.

По

установившейся

традиции

лауреаты Международных

конкурсов

имени Чайковского

приезжают

в

дом

великого

русского

композитора

и

исполняют

здесь

его

произведения

.

На

рояле

Чайковского

его

произведения

исполняли

Вэн

Клайберн

,

лауреат

Первого

конкурса

,

Джон

Огдон

,

Алексей

Наседкин

,

Виктор

Ересько

,

Александр

Слободяник

,

Владимир Крайнев

,

Михаил Плетнев

,

Борис Березовский и

другие

.

С

разных

концов

земного

шара

приезжают

в

Дом

-

музей

великого

композитора

почитатели

его

таланта

. «

Нет на

земле места

,

куда

бы

я

стремился

с

более

глубоким

чувством

любви

и

уважения

,

чем

в

этот

дом

,

в

котором жил мой

любимый

и

обожаемый

композитор

,

в

котором

он

писал

свою

восхитительную

музыку

», –

эти

слова

написал

в

книге

отзывов

о

Доме

-

музее

П

.

И

.

Чайковского

всемирно

известный

английский

композитор

Бенджамин

Бриттен

.

Ивановка

Сергей

Васильевич

Рахманинов

великий

русский

композитор

,

пианист

и

дирижер

,

крупнейший

представитель

русского

реалистического

музыкального

искусства

на

протяжении

28

лет

был

близко

связан

с Тамбовским

краем

.

С

июня

1890

по

апрель

1917

года

он

почти

каждую

весну

,

лето

и

начало

осени

жил

и

работал

в

имении

Ивановка

,

принадлежавшим

его родственникам Сатиным

.

Ивановка

была

любимой

творческой

лабораторией

Рахманинова

.

Здесь

,

в

уединении

и

тишине

,

он

мог

по

-

настоящему

сосредоточиться

и

работать

спокойно

после

напряженной

артистической

деятельности и жизни

в

столице

.

Ивановка

обостряла

его

национальное

самосознание

и

побуждала

к

признанию

в

любви

ко

всему

,

что

было

для

него

Родиной

.

Сильно

и

глубоко

чувствующий

,

но

скрытный

и

сдержанный

в

общении

с

людьми

,

Рахманинов

до

конца

откровенным

был

в

музыке

.

Эти

откровения и признания мы находим прежде

всего

в

тех

произведениях

,

которые

рождались

в

Ивановке

.

А

через

нее

прошло

почти

все

,

написанное

Рахманиновым

:

Первая

и

Вторая

симфонии

,

симфонические

пьесы

«

Цыганское

каприччио

», «

Утес

», «

Остров

мертвых

»,

все

четыре

концерта

для

фортепиано

с

оркестром

;

оперы

«

Скупой

рыцарь

»

и

«

Франческа

да

Римини

»,

кантата

«

Весна

», «

Литургия

Иоанна

Златоуста

»,

вокально

-

симфоническая

поэма

«

Колокола

»;

сонаты

виолончельная

и

две

фортепианных

;

вариации

на

тему

Шопена

,