Previous Page  25 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 25 / 38 Next Page
Page Background

23

Дом

в Клину

Мысль

о

создании

Дома

-

музея

П

.

И

.

Чайковского

возникла

сразу

же

после

смерти

композитора

у

его

брата Модеста Ильича

.

В

осуществлении

этого

замысла

принял

участие

и

слуга

Чайковского Алексей Иванович

Софронов

наследник

всего

имущества

композитора

.

Он

купил

у

владельца

дом

и

сохранил

жилые

комнаты

П

.

И

.

Чайковского

в

полной

неприкосновенности

.

В

1897

году

М

.

И

.

Чайковский

и

В

.

Л

.

Давыдов

,

племянник

композитора

,

наследник

его

авторских

прав

,

выкупили

у Софронова

дом

со

всей

обстановкой

и поселились

в

сделанной ими пристройке

.

В

1916

году

по

завещанию

М

.

И

.

Чайковского

,

дом

был

передан

Русскому

музыкальному обществу

,

обязавшемуся

сохранять

его

как музей

.

Модест Ильич Чайковский

сыграл

исключительную

роль

в

деле

увековечения

памяти

великого

музыканта

и

как

создатель

музея

,

ставшего

первым

в

России

музыкальным

мемориальным музеем

,

и

как

составитель первой и наиболее полной

биографии Чайковского

,

и

как

организатор концертов

в пользу

"

фонда Чайковского

".

В

1918

году

музею

была

выдана

первая

охранная

грамота

,

а

в

1921

году

Малый

Совнарком

принял

постановление

о

национализации

Дома

-

музея

П

.

И

.

Чайковского

,

«

сохранение

которого

в

неприкосновенности

имеет

общегосударственное

значение

в

деле

народного

образования

».

В

1920

году

было

организовано

«

Общество

друзей Музея

-

дома

П

.

И

.

Чайковского

в

Клину

»

под

председательством

композитора

М

.

М

.

Ипполитова

-

Иванова

,

просуществовавшее до

1930

года

.

В

общество

входили

выдающиеся

деятели

искусства

:

К

.

С

.

Станиславский

,

Л

.

В

.

Собинов

,

А

.

В

.

Нежданова

и

другие

.

Оно

ставило

своей

целью

сохранение

Дома

-

музея

,

приумножение

его

фондов

и

пропаганду

наследия

Чайковского

.

Эти

задачи

остаются

основными

в деятельности музея и

в настоящее

время

.

В

30-

е

годы

,

накануне

столетия

со

дня

рождения

Чайковского

,

которое

широко

отмечалось

в

1940

году

,

начинается

систематическая

работа

по

изучению

богатейшего

творческого наследия

композитора

.

С

1940

года на

основании постановления правительства Государственное музыкальное

издательство

осуществляет

издание

Полного

собрания

сочинений

П

.

И

.

Чайковского

всех

произведений

,

писем

,

литературных

и

теоретических

трудов

.

В

это

издание

входят

многие

материалы

архивов

Дома

-

музея

.

Сотрудники

музея

принимают

в

подготовке

издания

деятельное

участие

.