были у курского купечества. Там встречались, например,
купцы-театралы. Самым известным был И. В. Пузанов,
близко знакомый с артистами Московского малого театра
и прославившийся «
выразительной игрой в пьесах А. Н.
Островского
» во время любительских спектаклей.
В конце XIX - начале XX веков одним из первых фак-
тов меценатства было участие в организации в Курске
историко-краеведческого музея. Активная работа по его
созданию велась с 1903 г. Формирование фондов и кол-
лекций осуществлялось за счет закупок экспонатов на
выставках-аукционах, а также благодаря частным по-
жертвованиям. Свой вклад внесли и купцы, передавшие
ценные вещи. Кроме того, купцы оказали и материаль-
ную помощь. Так, представители купечества Н. А. и А. А.
Лавровы, М. Г. Ширмен, Г. А. Новосельцев выделили
средства на оборудование музея и его библиотеки.
Большое значение имела инициатива купцов А. В. Пе-
реплетенко, П. В. Иванова, А. В. Гаврилова, которые ре-
шили запечатлеть виды и достопримечательности Курска
и издать их на свои средства. В этих целях были сделаны
заказы крупным московским издательским фирмам А. В.
Суворина, Э. А. Розенберга и О. Ренера. В Курск были от-
правлены фотографы, которые осуществляли съемку обо-
значенных объектов. В числе последних фигурировал да-
же разлив в слободе Стрелецкой, специально отснятый
весной. Достаточно быстро открытки были изданы и рас-
пространены через магазины купцов. Многие из них со-
хранились до настоящего времени, и являются важным
источником изучения истории города.
Крупным событием в культурной жизни Курска стало
открытие в 1913 г. нового Летнего театра в Купеческом
саду, построенного на средства купцов. В 1910 г. здесь
случился пожар, уничтоживший все постройки, в т.ч. По-
мещения, где проходили представления, народные чте-
ния. В связи с этим купеческое общество решило выде-
лить деньги на строительство нового здания. Его вела ки-
евская фирма «И. А. Циолковский и К». Интересно, что
театр, возведенный в модном тогда стиле модерн, стал
одной из первых в России построек из монолитного желе-