Александр Людвигович
ШТИГЛИЦ
(1814-1884)
Этот барон и банкир смог из
своего состояния в 100 миллионов
рублей пожертвовать на благие дела
6 миллионов.
Штиглиц являлся самым бога-
тым человеком в стране во второй
трети XIX столетия.
Свой титул придворного банки-
ра вместе с капиталом он получил в
наследство от отца, обрусевшего
немца Штиглица, получившего за
заслуги титул барона.
Свое положение Александр Людвигович укрепил, выступив
посредником, благодаря которому император Николай I смог
заключить договора о внешних займах на 300 миллионов руб-
лей.
Александр Штиглиц в 1857 году стал одним из основателей
Главного общества российских железных дорог.
В 1860 году Штиглица назначили директором вновь соз-
данного Государственного банка. Барон ликвидировал свою
фирму и стал жить на проценты, заняв роскошный особняк на
Английской набережной.
Сам по себе капитал приносил Штиглицу 3 миллиона руб-
лей в год. Большие деньги не сделали барона общительным,
говорят, что даже стригший его 25 лет парикмахер так и не
услышал голоса своего клиента. Скромность же миллионера
принимала болезненные черты.
Именно барон Штиглиц стоял за строительством Петергоф-
ской, Балтийской и Николаевской (позже Октябрьской) желез-
ных дорог. Однако банкир остался в истории не своей финан-
совой помощью царю и не строительством дорог.
Память о нем осталось во многом благодаря благотвори-
тельности. Барон выделил внушительные суммы на строитель-
ство Училища технического рисования в Петербурге, его со-
держание и музей.
Сам Александр Людвигович был не чужд искусству, но его