Еще при жизни мужа Тенишева организовала рисовальные
классы в Петербурге, где одним из преподавателей был Илья
Репин, также она открыла рисовальную школу в Смоленске.
В своей усадьбе Талашкино Мария открыла «идейное име-
ние». Там была создана сельскохозяйственная школа, где вос-
питывались идеальные фермеры. А в кустарных мастерских
готовились мастера декоративно-прикладного искусства.
Благодаря Тенишевой в стране появился музей «Русская
старина», ставший первым в стране музеем этнографии и рус-
ского декоративно-прикладного искусства. Для него в Смолен-
ске было даже построено специальное здание.
Однако, крестьяне, о чьем благе пеклась княгиня, отблаго-
дарили ее по-своему. Тело князя, забальзамированное на сто
лет и похороненное в трех гробах, было просто выброшено в
яму в 1923 год.
Сама же Тенишева, содержавшая с Саввой Мамонтовым
журнал «Мир искусства», дававшая средства Дягилеву и Бе-
нуа, свои последний годы доживала в эмиграции во Франции.
Там она, еще не будучи старой, занялась эмальерным искусст-
вом.
Маргарита Кирилловна
МОРОЗОВА (Мамонтова)
(1873-1958)
Эта женщина приходилось родней и
Савве Мамонтову и Павлу Третьякову.
Маргариту называли первой краса-
вицей Москвы. Уже в 18 лет она вышла
замуж за Михаила Морозова, сына дру-
гой известной меценатки.
В 30 лет Маргарита, будучи бере-
менной четвертым ребенком, стала вдо-
вой.
Сама она предпочитала не заниматься
делами фабрики, чьим совладельцем являлся ее муж.
Морозова дышала искусством. Она брала уроки музыки у
композитора Александра Скрябина, которого долгое время фи-
нансово поддерживала, чтобы дать возможность ему творить и
не отвлекаться на быт.
В 1910 году Морозова подарила художественное собрание