рашения, табакерки, фарфор, фаянс, редкие книги, старин-
ные рукописи, рисунки, гравюры.
Свои сокровища Петр Иванович активно популяризировал
и составил подробное описание коллекции (было издано 10 то-
мов "Щукинского сборника"). В 1905 году он безвозмездно пе-
редал в дар Историческому музею в Москве 300 тысяч экспо-
натов из своей коллекции. Как ни странно, в быту Петр Ива-
нович слыл большим скупердяем, по воспоминаниям совре-
менников великий меценат потчевал гостей у себя дома из по-
трескавшихся чашек, а в ресторанах всегда долго торговался
из-за каждой бутылки вина.
Сергей Иванович ЩУКИН
(1854-
1936)
был одним из крупнейших про-
мышленников России, занимался про-
изводством и торговлей хлопчатобу-
мажных и шерстяных тканей.
Щукин наладил торговые контакты
с Индией и Средней Азией, удивляя
всех новыми рынками сбыта, его на-
зывали
«мануфактурным королем и
министром коммерции».
Но его имя вошло в историю куль-
туры как коллекционера, как в то вре-
мя казалось с очень странным вкусом,
полотен западноевропейских художни-
ков. Он собирал картины, которые ни в России, ни на западе
не воспринимались всерьез, работы этих художников дешево
оценивались и плохо покупались.
Щукин привез в Россию импрессионистов. Сергей Ивано-
вич собрал уникальную коллекцию: Сезанн, Клод Моне, Поль
Гоген, Матисс, Ван Гог, Ренуар, Дега, Руссо. Щукин пытался
проводить экскурсии для избранных в своем доме, пытался
объяснять смысл новой живописи. За это маниакальное увле-
чение его считали слегка сумасшедшим, который зря тратит
деньги на картины «парижских жуликов».
Щукин покровительствовал Матиссу, в 1911 году художник
гостил у купца в Москве и специально рисовал для него. Щу-
кин оказывал финансовую помощь Пабло Пикассо, с которым
его познакомил Матисс в Париже, в 1908-1914 годах Пикассо
существовал главным образом на средства московского покро-
вителя. Щукин приобрел 51 картину художника.