лом привычным, стала частью общественного и для многих
личного обихода. Россия не стала страной с повышенной, эк-
зальтированной религиозностью большинства населения и по-
ка еще сохранила облик страны с высоким уровнем христиан-
ской культуры, подразумевающей свободу личности, в том
числе и в вопросах религиозного выбора, терпимость в вопро-
сах веры, способность к диалогу, в котором все готовы сотруд-
ничать во имя духовных ценностей, сформулированных в свое
время еще Кантом: Истины, Добра и Красоты.
Свое участие в делах государственных Церковь может реа-
лизовать через сотрудничество в тех областях, которые сопри-
касаются со сферой ее интереса, и одним из важнейших явля-
ются дела милосердия и благотворительности, развитие совме-
стных социальных программ, работа по профилактике право-
нарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лише-
ния свободы, поддержка института семьи, материнства и дет-
ства.
Православная Церковь в России обладает правом зани-
маться благотворительной деятельностью. Однако масштабы
церковной благотворительности несопоставимы с масштабами
социальных бедствий, требующих участия Церкви. В значи-
тельной степени эта ситуация объясняется тем, что у Церкви
до сих пор нет стабильной финансовой базы, которая позволя-
ла бы ей осуществлять широкую благотворительность. Глав-
ным источником дохода для Церкви остаются, как и в совет-
ское время, добровольные пожертвования верующих. Однако
на одних пожертвованиях невозможно развернуть широкую
благотворительность: возможны лишь отдельные проекты, осу-
ществляемые благодаря привлечению частных спонсоров. Дру-
гой комплекс проблем связан с просветительской деятельно-
стью, которой Православная Церковь в России занимается, од-
нако, опять же, не в том масштабе, в каком могла бы. Благо-
творительность не мыслится без возрождения религиозно-
нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена
выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения и благо-
творительности.
Она содержит следующие первоочередные и перспектив-
ные задачи: возрождение прихода как христианской общины
единомышленников; возрождение церковных братств и разно-
го рода церковных движений; организация церковного здра-
воохранения; создание епархиальных комиссий по благотвори-