на средства полиции. Вот пример совершенного милосердия.
Но не каждый может вместить такое, поэтому и не каждому
это полезно. Дойти до нищеты могут многие при понуждении
себя на это, но не многие могут безропотно нести этот крест,
поэтому в добродетели милосердия крайне необходима рассу-
дительность.
Мы должны исполнять все заповеди Божии, и, прежде все-
го, заповедь о любви, должны уповать на Господа и в совер-
шенно предать себя Его всесвятой воле, тогда и Он не посра-
мит нашей надежды, не оставит нас в беде и крайней нищете.
В древние времена люди так говорили:
«Аще бы мы твори-
ли, еже есмы должны. Бог бы нам сотворил, еже хощем».
Святой Иероним, поучая об этом, сказал:
«Да будет чело-
век тем, чем он должен быть, и тот же час пошлет ему все
Тот, Которым все совершилось».
6
. Рассудительность в делах милосердия
Преподобному Варсонофию задали такой вопрос
: Если
кто-либо богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли
он нужды в рассудительности?
Старец ответил:
Да, он имеет
нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы
своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал.
Апостол Павел пишет:
«Не требуется, чтобы другим было
облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность»
(2
Кор. 8:13).
В духовной и моральной поддержке, в добром слове утеше-
ния отказывать никому нельзя, если человек действительно в
этом нуждается, а в материальной помощи отказывать иногда
даже необходимо.
Конкретных причин отказа бывает много, а в общих сло-
вах — это забота о духовной пользе нуждающегося (не в на-
сущном хлебе, разумеется!) и знание своей меры, своего поло-
жения и своего духовного возраста.
Преподобный Варсонофий Великий пишет:
«Бог не хочет,
чтобы человек делал что-либо сверх силы своей. Если кто име-
ет необходимо нужное для него самого, то сего не должен из-
держивать на милостыню, чтобы после, при собственном не-
достатке, не стал скорбеть, не в силах будучи понести скудо-
сти. А когда просящий будет докучать ему, и он скажет: Про-
сти меня, мне нечего дать тебе, то это не будет ложь, пото-