му что тот, у кого есть только необходимое, нужное для него
самого, не имеет что дать другому. Пусть скажет просяще-
му: прости меня, я имею только то, что необходимо нужно
мне самому».
Особенно так следует поступать с ленивыми, здоровье ко-
торых позволяет трудиться, но они не хотят.
О. Иоанн С. пишет:
«Если мы знаем о некоторых, что они
бедны от праздности и лени, таким мы не должны выделять
из своих трудовых избытков. «Кто не хочет трудиться, тот и
не ешь»
(2 Фее. 3, 10).
Такое поучение святых Отцов относится к несовершенным
в добродетели. Мера совершенных — отдать просящему по-
следнее, уповая на милость Божию. Совершенные в духовной
жизни не рассуждают, кто просит и для чего просит. Всех ста-
раются утешить, чем только могут.
Не следует только занимать в долг крупные суммы денег с
целью помочь ближним, потому что может случиться, что усло-
вия жизни изменятся, и долг останется безвозвратным. В та-
ких случаях надо тоже отказывать в просимом.
Бывают даже такие случаи, когда свои деньги и вещи жа-
леют отдать просящим, а других вынуждают на помощь, не
задумываясь над тем, что последнее отбирают у
«их для другого
или для себя».
Преподобный Исаак Сириянин об этом так пишет:
«Если
угодно сеять в нищих, то сей из собственного. А если вознаме-
ришься сеять из чужого, то знай: это самые горькие плевелы».
Рассуждение нужно иметь и при посещении больных. Бы-
вают такие заболевания, которые требуют абсолютной тиши-
ны и покоя, так что наше посещение для болящего может ока-
заться в тягость. Прежде чем посетить болящего, надо узнать у
родственников, можно ли это сделать.
Часто задают вопрос:
Что важнее — молитва или служе-
ние ближним? Что предпочесть?
На такой же вопрос архи-
епископ Варлаам отвечает так:
«Ради дела послушания и забо-
ты о ближних надо всегда сокращать время моления своего,
так как послушание выше поста и молитвы, и не смущаться,
а сознавать важность служения ближним».
Как молитву, так и дела милосердия, надо совершать по
возможности втайне. Христос предупреждает:
«Смотрите, не
творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они
видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Не-
бесного»
(Мф. 6:1).